Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Общие сведения

  • 3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия

  • Основная часть – 6 0 минут

  • Заключительная часть – 10 минут

  • Тема 6 Вклад народов центральной Азии в развитие мировой культур. План учебного занятия


    Скачать 33.56 Kb.
    НазваниеПлан учебного занятия
    Дата18.11.2022
    Размер33.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 6 Вклад народов центральной Азии в развитие мировой культур.docx
    ТипДокументы
    #795381

    «Жоғары электроника және коммуникациялар колледжі» ШЖҚ КМК

    КГП на ПХВ «Высший колледж электроники и коммуникаций»
    ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
    теоретического обучения по истории

    Тема № 6 «Вклад народов центральной Азии в развитие мировой культуры»

    (тема занятия)


    Наименование модуля /дисциплины:
    История Казахстана.

    Подготовил педагог Абдуходжаев Ы.Е.
    "__"____________ 2022 года

          1. Общие сведения:

    Курс 1, группы ПМЛ-112.

    Тип занятия - лекция.
          2. Цели, задачи:

    1. Довести до студентов вклад народов Центральной Азии в развитие материальной и духовной культуры мира.

    2. Дать понять о достижениях материальной и духовной культуры степной цивилизации.

    3. Воспитывать гордость и ответственность по сохранению национальной культуры.
          3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:

    1. Вклад качевников в материальную культуру мира.

    2. Андроновская боевая колесница.

    3. Вооружение саков.

    4. Сакский текстил.

    5. Юрта.
         4. Необходимые ресурсы:

    1. Сслайдовое сопровождение занятия, История казахстана 10 клас издательство «Мектеп»-2019.

    2. Компьютер, диапроектор.
    5. ХОД ЗАНЯТИЯ

    Вводная часть – 20 минут:

    - принимаю доклад о наличия и готовности обучающихся к проведению занятий от старосты группы;

    - проверяю наличие обучающихся и отмечаю в журнале учета занятий группы;

    - делаю опрос, по прошедшей теме акцентируя внимание на основные вопросы;

    - провожу языковой практикум.

    Основная часть – 60 минут:

    Народы, населявшие Центральную Азию, в результате постоянных контактов между собой в течение веков выработали древнюю самобытную и родственную культуру, во многом сходный хозяйственный уклад.

    Всему миру широко известны ценнейшие памятники материальной духовной культуры величественные архитектурные сооружения, скульптурные изображения, стенные росписи, уникальные рукописи, найденные учеными на территории Казахстана, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана и т.д.

    – формирование кочевого хозяйства в условиях природной среды (кочевое животноводство);

    – появление юрты, своеобразный тип переносного жилища, характерный для насельников Великой степи;

    – изобретение стремени и седла;

    – интенсивное развитие металлургии с древних времен (в Жезказгане, Саразме);

    – одомашнивание некоторых животных (Северный и Центральный Казахстан – лошадь, Туркменистан – двугорбый верблюд бактриан);

    – формирование сложной ирригационной системы;

    – реализация монументальных зданий (городов, мавзолеев, курганов, кладбищ);

    – высокий уровень ремесленного производства. Народы Центральной Азии отличаются высоким качеством войлок, обработки металлов (чугун, сталь, бронзовые изделия и оборудование), керамического производства, ткачества (ковроткачество), ювелирных изделий, вышивки, обработки дерева и кожи.

    – селекция домашних животных (скакуны, тазы, тобеты кочевников).

    Страны и народы Центральной Азии связаны географической и этнической близостью. Общими на протяжении веков были их исторические судьбы, культура и религия. На это сходство накладывает отпечаток то, что многие века они находились в состоянии интенсивного взаимодействия, жили рядом, у них была общая история, экономические, исторические и бытовые контакты. Мощным фактором является языковая близость. Наконец, схожесть национальных обычаев и традиций. При чрезвычайном их богатстве и разнообразии у народов Центральной Азии есть много сходных национальных традиций, в которых нашло отражение мировоззрение, концепция мира, присущая народам

    Центральная Азия – не только географическое и геополитическое, но и единое культурное пространство. Народы, проживающие в ней, объединяют общие духовные ценности, схожесть национальных традиций и обычаев, общее историческое прошлое, древняя восточная культура.

    1 учебный вопрос.

    Кочевники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. В современной историографии выделяют три основные категории кочевников. Во-первых, это охотники и собиратели (австралийские аборигены, арктические индуины, африканские кунгсаны), существующие в естественной среде, незнакомые с сельским хозяйством или животноводством. Во-вторых, это кочевники, занимающиеся ремеслом и торговлей, такие, как цыгане или туареги, которые регулярно перемещаются ради торговли или выполнения небольших ремесленных работ. В-третьих, это кочевые скотоводческие народы от древних скифов, сарматов, гуннов до современных бедуинов, монголоязычных народов, сезонно перегоняющие скот с одного пастбища на другие, приблизительно в одни и те же места. Кочевой образ жизни испытал упадок в 20 веке главным образом по экономическим причинам, таким как индустриализация или прогресс в сельском хозяйстве, различные условия землевладения, а также по причинам политического характера, прежде всего из-за образования национальных государств, которые не поощряют свободного движения населения без границ. Какую же роль сыграли кочевники в историческом процессе? Вопрос этот далеко не нов, но на него все еще нет общепринятого ответа. Существуют самые различные взгляды на историческую роль кочевников. Первый из них сформулировал уже Гегель: «Они внезапно, как опустошительный поток, нападают на культурные страны, и вызываемый ими переворот не приводит ни к каким результатам, кроме разорения и опустошениям. Такие движения народов происходили под предводительством Чингисхана и Тамерлана: они все растаптывали, а затем исчезали, как сбегает опустошительный лесной поток, так как в нем нет подлинного начала». В дальнейшем многие ученые склонялись к той идее, что кочевники не только опустошали земледельческие области, но и губили сам культурный ландшафт. В действительности история кочевого мира — это история постоянных столкновений кочевников с земледельческими цивилизациями. Для кочевника пространство было безгранично. В отличие от земледельца, глубоко укоренившегося на своей земле, кочевник был в постоянном движении. Земли в кочевых обществах, как бы их не называть — собственностью, пользованием, владением — носили коллективный характер, опосредовались причастностью к тому или иному социуму, кочевавшему на данной территории. Известный английский этнограф Эванс Причард описывает следующий случай: когда он подстрелил дичь, то нуэры (народ, проживающий в Судане и соседних районах Эфиопии) забрали ее, отвечая на его возражения тем, что дичь убита на их земле и, следовательно, они имеют на нее полное право. По мере продвижения по степям в поисках свободного, незаселенного района кочевники-номады создавали обширнейшие империи от Европы до Китая. Однако такие обстоятельства, как природные явления, внешнеполитические фактор, внутренние причины приводили эти империи к их скорому распаду. Н. Н. Крадин отмечает: «Психология номада отрицательно относилась к стационарности, как к оскорбляющей самолюбие свободного странника. На этот шаг их могли вынудить только исключительные обстоятельства. Поэтому перешедшие к занятию земледелием кочевники считали свое состояние вынужденным и временным и при первой возможности переходили к кочеванию и занятию скотоводством». Кроме занятия скотоводством некоторые кочевые племена занимались торговлей. Торговля между отдаленными странами производилась двояким способом: у одних народов преобладает караванная торговля, у других — экспедиционная. Древнейшим вполне достоверным предметом торговли, который вызывал оживленные отношения между Восточной и Западной Азией, был шелк. Из Средней Азии частично поставляли нефрит, ревень, мускус, золото, разные сорта мака и глазури. Из Сирии вывозили стекло, которое в течение долгого времени славилось и ценилось на всем Западе. Местоположение, географическая среда, ее ресурсы, природные и климатические особенности в огромной степени определяют причины кочевания и размещения населения, его основные хозяйственные занятия. В зависимости от географической среды развивается материальная культура народа, а от уровня его общественного состояния — культура духовная. Взгляд на эволюцию человеческой духовной культуры, к сожалению, в полной мере не отдает должное уникальной роли и вкладу духовной культуры кочевников еще в древние доисторические времена. В наш век идеи и отрасли социального знания и науки, включая историю и антропологию, все еще основаны на ложной концепции прогресса и развития. В таком научном современном подходе совершенно игнорируется сам изначальный аспект духовного пробуждения человека. Видимо по той причине, что кочевники в доисторическую эпоху не произвели никакой значительной материальной цивилизации. Ни больших городов, ни империй, никаких исторических документов, письменной истории и даже самой письменности не оставили они после себя. Но сейчас все больше и больше мы начинаем понимать, что древняя духовность не опиралась на материальный прогресс или письменность, логику. Хотя эти народы не оставили даже письменности, никаких археологических свидетельств развитой материальной цивилизации, но это не значит, что они отсталые нецивилизованные варвары, и что у них не было никакой культуры. Вовсе нет! Наоборот, все больше и больше мы начинаем понимать, что духовность кочевников является изначальной духовностью всего человечества и всех мировых религий, какие нам известны сегодня. Возникновению мировых религий предшествовал длительный период истории, когда накапливалась и развивалась духовная мудрость, а также период доисторического накопления духовного осознания и мудрости в основном кочевниками. Была также переходная эра от доисторического времени к историческому. Переход к исторической эре, в основном опирающейся на мировые религии был подготовлен еще в доисторическую эпоху духовностью кочевников. Получать послания от природы и космоса — в этом были великие мотивы странствий для кочевников. Почему кочевники? Первое это мобильность. Люди перемещались, и в древние времена мобильность означала способность к выживанию, а также обретению знаний. Согласно заложенному в нас природному стремлению к поиску, была мотивация искать новое — более глубокую и великую мудрость. Вначале люди передвигались на своих ногах, позже стали использовать лошадь и других животных. Приручив животных, люди жили с ними, помогая друг другу, передвигаться стало легче и горизонты мобильности расширились. Открытие колеса означало использование колесницы, и стало большим скачком в эволюции. Скорость и широта передвижений значительно возросли. Но еще до того как было изобретено колесо, люди могли с легкостью передвигаться в зимнее время. В древние времена не было автострад, а океан или река могли стать большим препятствием к передвижению, кроме того были густые леса и высокие горы. Тем не менее, люди обладали достаточной храбростью, чтобы преодолевать разные препятствия и перемещались не только с целью выживания. У них были и более романтические мотивы. Были духовные лидеры те, кто воспринимал послания и откровения мудрости и затем сообщал людям, когда двигаться и в каком направлении. Существовала ясная организованность в совместных действиях и развитые способности воспринимать послания природы, неба, космоса, животных. Северные народы были пионерами мобильности, потому что в зимнее время замерзшие реки превращались в естественные дороги. Кочевникам было несвойственно накапливать вещи ради того, что бы пользоваться ими когда то в неопределенном будущем. Чем меньше ты имеешь, тем легче тебе перемещаться и помогать другим. Откуда взялись человеческие добродетели, благородные качества? Их обретали те, кто способен был отдать все и кто странствовал ради знаний, поскольку знания помогали выжить. Те, кто имел опыт широких странствий, владели богатейшей информацией, и потому в древности люди относились с большим почтением ко всем странникам, принимали их как истинных посланников и учителей. Природа, космос, погода, животные — все могло стать для них источником информации, необходимой для выживания. С этого, собственно говоря, и началось развитие человеческой духовности. Древние кочевые культуры и народы оставили для нас лишь одно археологическое свидетельство — курганы. Все курганы созданы кочевниками, они встречаются повсюду в степной зоне Евразии, от Украинского Причерноморья, и до Кореи и даже Японии: на Кавказе, в Калмыкии, Казахстане на Тянь-Шане, Памире, Алтае, в Монголии, Сибири, Северном Китае. До настоящего времени специалисты не могут объяснить, почему курганы расположены на всем этом обширном пространстве и как это стало возможным в древние времена. Кочевники не создали империй, государств и правительств, но они имели одну идентичную духовную культуру. Может быть, они принадлежали к различным этническим группам, но у всех у них был один общий культурный код. Этот код заключался в уважении героев, отказавшихся от обладания и накопления, отдавших все и странствующих с посланием любви, мудро направляющих народ и объединяющих людей. В итоге, герой приводил людей к единству, объединял народы без всякого правительства и военной силы. Если вам доведется побывать на древних курганах, вы обнаружите, что курганы расположены в особых мистических энергетических зонах. Там, где земля и космос объединены, где Солнце и Луна и звездные галактики лучше всего проявляют свою энергию. Но курган это вовсе не символ, связанный со смертью. В кургане воплощена глубокая космология, представляющая бессмертие, единство человеческого духа, неба и земли в одной вечности.

    2 учебный вопрос.

    Андроновская боевая колесница

    Андро́новская культура общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал. Андроновцы были скотоводы и одними из первых стали использовать боевые колесницы.

    Стенки колесниц, были плетеными — для уменьшения общего веса. Оси тогда еще делались из дерева, и смазка колесных втулок была несовершенна, поэтому оси требовалось защищать.

    Экипаж
    Левую сторону занимал возница

    Правую сторону вооруженный луком, копями и бронзовым топором воин.

    Кельтская боевая колесница

    У кельтов колесница были показателем высокого социального статуса ее владельца.
    Типичная кельтская колесница - эсседа была запряжена двумя конями, т.е. являлась легкой бигой. Ее кузов представлял собой прямоугольную деревянную платформу, по бокам которой располагались двойные перила. Кузов был установлен на оси, вокруг которой вертелись колеса с 6-9 спицами. Колеса были покрыты железным бандажом и имели диаметр около 90 см.

    Экипаж

    Возница, сидящий спереди

    Боец, стоящий позади в кузове, с удлиненным деревянным щитом с умбоном, несколькими метательными копьями и кельтским мечом.
    3 учебный вопрос.

    Вооружения саков

    Всем известно, что основу сакского ремесла составлял звериный стиль. Этот же стиль широко использовался и в боевых орудиях. В целом вооружение делится на две группы: ударное оружие и оборонительное вооружение.По словам ученого К.Ахметжана, глубоко изучившего этнографию традиционного вооружения, к ударному оружию относятся лук и стрелы, кинжал, короткий кинжал (акинак), длинный кинжал, копье, топор, а к оборонительному вооружению относятся доспехи, шлем, панцирь, оберегающий руки и ноги.

    Оружие.

    Лук – один из древних орудии военного дела. Самый первый простой лук использовался в охоте в эпоху неолита, затем веками наши предки совершенствовали его до сложного боевого орудия. Изначально лук делался из дерева, наши предки, используя дополнительные материалы, такие как рога, кости, кожа, сухожилия, усовершенствовали его до сложносоставного вида оружия. Благодаря скифскому луку –передовому виду оружия, имя саков стало известно всему миру. Сегодня наверно, можно его сравнить с автоматом Калашникова. По словам этнографа К.Ахметжана, лук по своей форме напоминал греческую букву «сигма». А античный автор Аммиан Марселин писал: «В то время, как другие народы изготавливали луки из гибких ветвей, скифские и парфиянские луки напоминают полумесяц, середину их разделяет прямой и круглый брусок». Длина лука составляет 60-100 см, и в зависимости от этого длина стрелы составляла 60-70 см. Футляр где хранился лук и стрелы кочевого воина в науке называется – горит. Если воины соседних стран натягивали тетиву с помощью безымянного и среднего пальца, то тетиву скифского лука натягивали большим пальцем.

    Если лук и стрелы применялись для дальнего боя, то для ближнего боя применялся короткий меч – акинак. Акинак – колюще-режущее холодное оружие, предназначенное для ближнего боя. Имел сердцевидное перекрестие и плоское навершие в виде поперечного короткого бруска или полумесяца. Также встречаются акинаки с изображением головы грифона.

    Боевой топор – древнее оружие кочевников, используемое при ведении ближнего боя. Основываясь на археологических, иконографических материалах К. Ахметжан воссоздал оружия сакских воинов – секиру, имевшую форму полумесяца, двусторонний топор – сагарис, и чекан – небольшой боевой топор с молоточком на обухе. Эти орудия широко использовались во время боя. В искусстве войны также широко использовалась и булава. Материалы, найденные в Уйгаракском кургане, свидетельствуют, что саки использовали каменные булавы. С развитием наконечников стрел совершенствовалась и защитная одежда. В VI-IV вв. до н.э. в связи с усложнением лука изменились и наконечники стрел. Ранее наконечники стрел составляли 7-12 см, и они достигали намеченной цели. С усовершенствованием лука, возросла и его гибкость, увеличилось расстояние стрельбы, стали уменьшатся наконечники. Использовались трех или четырехгранные стрелы, пробивающие панцирь. В целом ударное оружие и защитная одежда саков совершенствовались в соперничестве.

    Снаряжение.

    Важную роль в защитном снаряжении выполнял доспех. Скифский доспех был пластинчатым, большие прямоугольные металлические пластины нашивались на кожу, войлок. Воины, входившие в племенной союз саков в І тысячелетии до н.э., надевали полностью металлические доспехи – кираса. «На бронзовой скульптуре сакского воина, найденного на берегу реки Талас, (IV-III вв. до н.э.) одет такой же кираса, а ниже пояса он защищен широкими железными пластинами, которые в круговую связаны друг с другом сыромятиной», - говорит К.Ахметжан.

    Сакские воины особое значение придавали и шлему, который защищал голову. По мнению этнографа К. Ахметжана было широко распространено два вида металлических шлемов: один из них имел округлый верх, передняя часть повторяет форму бровей человека, для защиты от тяжелого удара имели защитные края, а второй – остроконечный шлем. По результатам многочисленных археологических раскопок известно, что саки в большинстве использовали остроконечный войлочный головной убор. Щиты во времена саков изготавливались из дерева. Они так же были пластинчатыми. Деревянные пластины, нашитые на кожаную основу, были найдены во время археологических раскопок (Пазырык, Берель). Военное искусство саков-скифов, живших на территории Казахстана, показывает, что они имели легкую, гибкую форму, удобную для быстрых и резких движений. Со временем, когда на сцене появились гунны, военная тактика и вооружение претерпело дальнейшее усовершенствование. 
    4 учебный вопрос.

    Пазырыкский ковер – старейший из существующих в мире ворсовых ковров. Он был найден в одной из пазырыкских курганов на Алтае и хорошо сохранился благодаря условиями вечной мерзлоты. Пазырыкский ковер – приблизительно квадратный по форме, центральное поле окаймлено пятью бордюрами. Ковер украшен геометрическим узором, фигурами грифонов, ланей и всадников, стилизованными цветками. Он был полностью сделан из шерсти и отличается яркими красками. Пазырыкский ковер является наглядным свидетельством высокого уровня ковроткачества у ранних кочевников.

    Костюм жителей Великой Степи хорошо востанавливается по находкам в курганных комплексах Пазырык, Иссык, Аржан. Так, костюм женщины – всадницы состоял из длинной и широкой юбки, сшиоой из трех красных полос. Юбка подпоясывалась шерстяным шнуром с кистями, окрашенными в оранжево-красный цвет. Поверх юбки надевалась легкая рубаха с длинными руковами, округлым вырезом горловины и отделкой красным шнуром и тесьмой. Верхней одеждой была шуба с узкими длинными рукавами из меха сурка, с отделкой из меха черного жеребенка: обувь – войлочные сапоги-чулки. Пазырыкские женщины брили голову и носили сложный высокий парик с основой из войлочной шапочки, к кторой в два слоя былипришиты волосы.

    Сакские мужчины носили широкие рубахи ниже бедра, с длинными узкими рукавами, и штаны, которые сужались книзу (штаны – важная деталь скифского и сакского костюма, до них практически неизвестная народом Средиземноморья и Передней Азии). Поверх рубахи надевался длинный распашоной кафтан, который часто носили внакидку. На ноги поверх штанов надевали войлочные сапоги-чулки на кожаной подошве. Такие сапоги-чулки были сакским «брендом»: на барельефе в Персеполе их, среди прочих даров, преподносит царю Дарию сакское посольство.

    Одежду саки шили из разных материалов – хлопка, шерстяных тканей, войлока, кожи, меха и обильно украшали ее декаративными деталями. Замечательный пример такого костюма – Золотой человек. Знатный сакский юноша, погребенный в кургане Иссык, был одет в сшитую из алой замши одежду, украшенную золотыми пластинами. На нем были узкие кожаные штаны, высокие сапоги и камзол с зауженными рукавами. Сапоги и камзол были обшиты бляхами в виде трилистников, а ворот и рукава – бляхами с изображением тигриной головы. Головной убор – высокий, остроконечный, с орнаментами, эмблемами, золотыми стрелами и яркими золотыми деталями.
    5 учебный вопрос.

    Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Основные части юрты: кереге/канат (решётчатые складные стенки), уук/уык (жерди, составляющие купол), тюндюк/шанырак (круг на вершине купола, скрепляющий жерди), ергенек (дверца входа), кошма, покрывающая все сооружение. Для формирования решётчатых стенок (кереге) используется тесьма из сыромятной кожи, называемая «кок»[9]. Монгольские, бурятские, калмыцкие и тувинские юрты имеют пару подпорок по центру для поддержания низкого свода. Киргизские, казахские, туркменские и каракалпакские юрты обходятся без подпорок за счёт более высокого свода. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через открытый тундюк/шанырак — решётчатый круг/отверстие в центре купола, не заполняя помещение. Оно же служит днём для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны сквозь решётчатые стенки (кереге), позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени. Почётное место в юрте (тор), куда сажают дорогих гостей, расположено прямо напротив входа, рядом с горкой из сундуков и постельных принадлежностей, стоящей на подставке-жукаяке.

    Монгольская юрта, как правило, ориентирована по оси север — юг. Вход — с южной стороны. Сторона юрты, где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере. В центре юрты расположен очаг.

    Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток — женская, а запад — мужская. На мужской половине — ближе к двери, то есть ближе к земле, — находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской — девичьей — постель невесты — дочери хозяина. Ниже — к двери — посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса — символ достатка. Эта половина гостевая.

    Киргизская юрта обычно обращена выходом на восток. Правая сторона (при взгляде снаружи) от входа женская (эпчи жак) с домашней утварью, левая — мужская (эр жак) для ружья, уздечки, седла и т. п., напротив входа почётное место, центр юрты — место для очага.
    Заключительная часть – 10 минут:

    - подвожу итоги занятия.

    - отмечаю отличившихся студентов на занятии.

    - отвечаю на возникшие вопросы в ходе занятия.

    - даю домашнее задание:

    1. Вспомните определение материальной культуры.

    2. Расскажите о достижениях материальной культуры степной цивилизации бронзового века.

    3. В чем отличие андроновских городов от городов Маргуша.

    4. В чем отличие степной керамики от керамики оседло-земледельческих культурных очагов.
    Творческое задание для мини-групп:

    1. Подготовьте презентацию на тему «Боевая колесница».

    2. Подготовьте презентацию на тему «Сакский костюм».


    написать администратору сайта