7 кл церковь и государство. План урока Духовенство и миряне. Иосифляне и нестяжатели. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого
Скачать 39.27 Kb.
|
Урок. Церковь и государство в XVI в. План урока 1.Духовенство и миряне. 2.Иосифляне и нестяжатели. 3.Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. 4.Церковь и государство. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? На какие вопросы нам предстоит ответить? Проблемный вопрос Почему для светской власти была важна поддержка церкви? Введение в новый материал В XVI в. сложилось единое централизованное Российское государство. Русская православная церковь способствовала преодолению раздробленности, объединению русских земель, участвовала в разработке идеологии самодержавия, представители духовенства обосновали тезис о божественном происхождении царской власти. Церковь стремилась воздействовать на государственную политику, а царская власть желала установить единовластие, подчинить церковь своему влиянию. Как складывались отношения церкви и государства? Этот и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке. Работа по теме урока 1. Духовенство и миряне Работая с п. 1 § 12 учебника и предложенной схемой, сравните иерархию Русской православной церкви до и после 1589 г. Иерархия Русской православной церкви в конце XVI в. (после 1589 г.) До 1589 г. главой Русской православной церкви являлся митрополит Московский и всея Руси. Под его властью находилось 11 епархий. Во главе каждой из них стоял архиерей, имевший духовных и светских слуг, которые управляли хозяйством и земельными владениями, собирали доходы и судили подчинённое духовенство и мирян. Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы. Какую роль играл храм в жизни русских людей? Кто учил детей грамоте? 2. Иосифляне и нестяжатели В XV—XVI в. церковь стала обладателем больших земельных угодий. Государство предприняло ряд попыток изъятия церковных земель. Эти действия порицались на церковных соборах. Однако в самой среде духовенства возник спор о праве церкви владеть обширными земельными угодьями. — Работая с п. 2 § 12 учебника, заполните таблицу. Нестяжатели и иосифляне
Как вы думаете, почему Иван III поддерживал нестяжателен, а Иван IV - иосифлян? Споры между иосифлянами и нестяжателями продолжались много лет, пока Соборы 1547 г,1549,1551 гг. не утвердили модель церковно-государственных отношений, напоминавшую византийскую. Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи? Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса. Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и богослужения. 3. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого Стараясь укрепить «истинную» православную веру, церковники вели упорную борьбу против пережитков язычества, «латинства» (католицизма), «люторства» (протестантства), «бесерменства» (мусульманства), а также разнообразных еретических учений. Используя ранее полученные знания, ответьте на вопросы в начале п. 3 § 12 учебника. Что такое ересь? Ответы Церковь тревожило, что в деревнях продолжали широко отмечать древние народные праздники (например, день Ивана Купалы), городские жители вместо церкви охотно посещали представления скоморохов, служилые люди брили бороды «как латиняне», чтобы угодить своим женам. Большим почтением в народе пользовались «Божьи люди», «юродивые», «блаженные». Английский дипломат Джильс Флетчер писал, что «они ходят совершенно нагие, даже зимой в самые сильные морозы... с длинными волосами, распущенными и висящими по плечам, а многие еще с веригами на шее или посередине тела. Их считают пророками и весьма святыми мужами, потому и дозволяют им говорить свободно все, что хотят, без всякого ограничения, хотя бы даже о самом Боге». Но если к юродивым церковь относилась достаточно терпимо, то языческие развлечения резко осуждала. Стоглавый собор признал «бесовские игрища» греховным занятием. В середине XVI в. появились вольнодумцы, подвергавшие сомнению важнейшие догматы христианского вероучения и критиковавшие церковные порядки. - Разделитесь на две группы. Изучив п. 3 § 12 учебника и дополнительный материл, ответьте на вопросы. Дополнительный материал для первой группы «Дело» Матвея Башкина Матвей Семенович Башкин, дворянин высокого ранга, зачисленный в 1550 г. в «Тысячную книгу» как сын боярский по городу Боровску, много размышлял над вопросами христианской морали и своими мыслями и сомнениями не раз делился со своим духовником - священником придворного Благовещенского собора Симеоном. Вот и ранней весной 1553 г. он пришел к нему, чтобы получить наставления, но беседа показалась Симеону странной, и он обратился за советом к Сильвестру: Башкин «от мене поучение требует, а иное мене и сам учит»! Сильвестр заметил, что «слава про него недобрая носится», и велел Симеону продолжать беседы. Не знал Башкин, что с этой поры каждое его слово становилось частью следственного «дела». Он пригласил к себе Симеона и показал ему Апостол, в котором были воском помечены места, вызвавшие его недоумение и вопросы. Башкин никак не мог понять — ведь если в Новом Завете написано, что весь христианский закон заключается в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, то как же можно порабощать людей? Сам он ответил на этот вопрос: отпустил на волю своих холопов. Башкин отрицал обряды, иконы, творения отцов церкви. Теперь Симеон уже не сомневался — перед ним опасный вольнодумец, еретик. Оповещенный о настроениях Башкина, Сильвестр решил принять меры. В итоге дело дошло до царя. Иван IV лично просмотрел Апостол с пометами Башкина и, убедившись в их крамольности, приказал заключить его в тюрьму. Следствие возглавили иосифляне — непримиримые враги всякого свободомыслия. Башкина жестоко пытали. От мучений он чуть не лишился разума: «Язык извеся непотребная и нестройная глаголаша на многи часы, и потом в разум прииде...» Так обвинение в ереси было доказано. Башкина предали анафеме. По некоторым сведениям, его казнили - посадили в деревянную клетку и сожгли. (Юрганов А.Л., КацваЛ.А. История России XVI-XVlU вв ) Вопросы по тексту Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Матвея Башкина В чем вы видите его вольнодумство? Дополнительный материал для второй группы «Дело» Феодосия Косого Не одному Башкину приходили в голову «странные» мысли и мучительные вопросы. Многие упорно искали истину. «Московитин» Феодосий Косой, холоп одного из царских слуг, создал свое «новое учение» и прослыл едва ли не самым опасным вольнодумцем. Около 1554—1555 года Феодосия арестовали. Но ему и некоторым его единомышленникам удалось бежать в Великое княжество Литовское. О еретических взглядах Феодосия, проповедовавшего устно, мы узнаем из сочинений его обличителей. Один из них, Зиновий Отенский, называл учение Феодосия Косого «рабьим». Чем же привлекало оно людей? Феодосий считал Христа не богочеловеком, а просто человеком. Да и может ли Бог родиться от женщины? - вопрошал он. Христос- пророк, наставник, не более! Феодосий Косой хотел понять первоначальное христианство. Первые христиане не знали ни икон, ни монашества, ни самой церкви. Феодосий Косой пришел к выводу о полной ненужности церкви и монастырского землевладения. Отрицал он и поклонение кресту. Ведь крест - только дерево, в нем нет святости, почитание его противоречит вере в Бога. Не нужны были, по его мнению, молитвы и таинства. Служителей церкви он называл лицемерами, «ибо гонят нас и в тюрьмы затворяют, не дают нам истины учити по Евангелию». Как же можно исповедовать любовь, мучая людей за их убеждения? Он был бунтарем: «Не подобает поклонятися не токмо умершим. но и живым». Истина заключалась, по его мнению, в следовании заповедям раннего христианства. Феодосий стремился к невозможному-разумом понять веру. (Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России 16-18 вв) Вопросы по тексту Какую опасность усмотрели церковники в действиях и размышлениях Феодосия Косого В чем вы видите его вольнодумство? 4. Церковь и государство В XVI в. в России шло интенсивное храмовое строительство, росла численность городских приходов, увеличивалось количество монастырей. Находясь в союзе с государством, с его военными формированиями. Русская православная церковь делала все, чтобы Родина с честью выходила из вооруженной борьбы. Помимо духовного благословения, как это делал Сергий Радонежский, наставляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, священнослужители оказывали помощь государству, превращая монастыри в бастионы сопротивления врагу. Духовенство собирало под свои знамена рать, помогало готовить ее к будущим боям, заряжало народ той духовной энергией, которая не допускала бы окончательного поражения. Возле монастырей образовывались села, а иногда и города. В голодные годы монастыри кормили сотни голодающих, в годы войны в них создавались больницы. Также монастыри были центрами просветительской и миссионерской деятельности. Некоторые основатели монастырей — Феодосий Печерский, Кирилл Белозерский, Евфросин Псковский, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский - сами писали уставы для своих монастырей. Однако общие основы монастырского быта были выработаны самой жизнью, независимо от этих уставов. Во главе монастырской общины стоял настоятель, а в женских монастырях - игуменья. Настоятели обыкновенно избирались монастырским собором, но могли назначаться и епархиальным архиереем, если монастырь от него зависел. Настоятели самых крупных монастырей утверждались в своей должности, а иногда и назначались самим царем. Прием в монастыри был свободный, но требовался вклад деньгами или имуществом. Только лица, внесшие вклад, считались действительными членами монастырской общины. Принятые без вклада, «Бога ради», не принимали участия в монастырской жизни. Стоглав предписал принимать в монастыри и без вклада приходящих с верою и страхом Божьим. Почему для светской власти была важна поддержка церкви? Учебник, стр. 98 Объединяя русские земли, светская власть ещё не имела надёжного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви. Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками. Иосиф Волоцкий провозглашал божественный характер власти государя: «Государь естеством подобен есть всем человекам, а властию же подобен есть вышнему Богу», утверждая, что правитель является высшим судьёй в светских и церковных делах и его «суд не посужается». Докажите, что интересы государства и церкви не всегда совпадали, правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения: с 1551 г. продажа вотчин монастырям разрешалась только с дозволения царя; тогда же начался пересмотр жалованных грамот духовным землевладельцам — их лишили привилегии не платить основных налогов и таможенных пошлин. Митрополит Филипп публично обличал опричные расправы; за это строптивый владыка был низложен, сослан в монастырь, а там задушен Малютой Скуратовым в 1569 г. В 1584 г., для того чтобы восстановить разрушенное опричниной хозяйство страны, церковно-земский собор отменил церковные и монастырские тарханы (освобождения вотчин от всех налогов). Почему в 16 в. церковь смогла сохранить свои земельные владения и обрести статус патриархии? Прибывший в 1588 г. в Москву за «милостыней» константинопольский патриарх Иеремия поначалу отказался посвящать Иова в высший церковный сан. Тогда дьяки Андрей и Василий Щелкаловы пообещали Иеремии «все блага земные», но дали понять, что не отпустят его из Москвы. В итоге 26 января 1589 г. состоялось торжественное поставление Иеремией митрополита Иова в патриарха Московского и всея Руси. Таким образом, закрепление независимости Русской православной церкви от Константинополя произошло по инициативе и при участии светской власти. VI. Подведение итогов урока. Рефлексия Домашнее задание Прочитать § 12. Выполнить задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 100 учебника (на выбор). Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод. |