поуроч план урока Русь в культурном контексте Евразии. Русь в культурном контексте Евразии план ур. План урока Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека
Скачать 37.59 Kb.
|
Тема: Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. 6 класс
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Группа 1 Русь в культурном контексте Евразии В средневековой Европе Киевская Русь долгое время была одним из крупнейших государств, сложившихся в девятом веке в результате достаточно долгого развития культурной, социальной и политической жизни восточных племен. В истории славянских народов Русь, безусловно, сыграла важную роль. Завершение процесса становления Древнерусского государства и формирования феодальных отношений положительно сказались на развитии восточных славян и образование единой древнерусской народности. В основе государства лежали развивавшиеся экономические связи, один язык, а также общая культура и территория. Благодаря объединению всех племен в одно государство началось их активное политическое, общественно-экономическое и культурное развитие, что укрепляло их в противостоянии с общим врагом. Многие культурные ценности, созданные древнерусским народом, сумели выдержать испытание временем. Они превратились в основу культур белорусского, русского и украинского народов, а некоторые из них даже пополнили сокровищницу мировой культуры. Особенно важное историческое значение имело Древнерусское государство для многих народов неславянского происхождения. Главные шаги, сделанные в сфере русского культурного, экономического и общественного развития превращались в достижения карелов, мордвы, литвы, мери, муромы, эстов и тюркских кочевых племен, проживавших на территории южнорусских степей. Существенная часть этих народов политически и этнически консолидировалась в Древнерусском государстве. Культурные ценности Руси занимали одно из ведущих мест и на международной арене. Государство поддерживало не только культурные, но и политические и экономические связи со многими западными и восточными странами. Как и многие народы Европы, восточные славяне в своем развитии сумели миновать рабовладельческую стадию. Изначальной ступенью их классового общества был феодализм, развитие и становление которого было тесно связано с формированием государства. Хотя на раннем этапе развития феодализма все еще сохранялись некоторые элементы, характерные для первобытного строя, они уже были подчинены процессу развития нового общества. В период с девятого по двенадцатый век сформировалась Киевская Русь, ставшая государством переходного исторического типа, а также главный институт политической системы, охраняющий его социальные и экономические структуры. Политические и культурные ценности Древнерусского государства не только стали основной вехой в истории развития братских славянских народов, но и оказали существенное влияние на процесс развития мировой культуры. Вопросы: Какую роль в истории славянских народов и народов неславянского происхождения сыграла Русь. Каково значение культурных ценностей Руси. Группа №2. Используя материал учебника (с. 80-81) и самостоятельно созданную презентацию, подготовьте выступление по теме «Двоеверие». 1. Дать определение «культура». 2. Что такое двоеверие, в чем оно проявилось? 3. Сохранились ли в современной культуре элементы двоеверия? Приведите примеры. 4. Сделайте вывод. Группа №3. Используя материал учебника (с. 73-75) и самостоятельно созданную презентацию, подготовьте выступление по теме «Повседневная жизнь, сельский и городской быт». 1. чем занимались городские жители, чтобы прокормить себя и свои семьи? 2. каковы были источники доходов князей в городах? 3. какие правила общинной жизни передавались из поколения в поколение? 4. Что такое летописи? Кто их создавал, назовите самые известные летописи. 5. чем отличался труд крестьянина в летние и зимние месяцы? Группа 4 Женщины в Древней Руси были ограничены в своих правах, как и во всех древних обществах. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого и внучки Владимира Мономаха, которые были вполне социально активными и яркими личностями. Женщины в Древней Руси, принадлежащие к княжескому сословию или имевшие духовный сан (в частности, игуменьи) становились основательницами монастырских школ. В летописях упоминаются имена многих боярынь и княгинь, принимавших участие в политической жизни отдельных княжеств, а также правивших единолично. Знатные женщины в Древней Руси отличались высоким уровнем образования и культуры по тем временам, именно это позволяло им участвовать в государственных делах и управленческой деятельности. Более того, княгини обладали очень серьезными имущественными правами, им подчас принадлежали целые княжеские волости, которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе и решать, что из этих земель достанется их сыновьям. Что касается представительниц низших сословий, то тут значение женщины было существенно иным. Женщина в Древней Руси, будучи еще не замужем, не имела права самостоятельно выходить за пределы родительской усадьбы. Мужа ей подыскивали родители, до свадьбы она его не видела. После замужества новым ее "хозяином" становился муж. Женщина в Древней Руси не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, включая и посещение церкви. Знакомиться, вести с кем-нибудь разговоры, дарить подарки и вообще осуществлять общение вне дома женщина также должна была только испросив разрешение супруга. Доля женского труда в русских крестьянских семьях всегда была необычайно велика, женщине даже приходилось браться за соху. Очень тяжела была доля младшей невестки в семье (жены самого младшего брата), которая, переехав в семью своего мужа, оставалась пожизненной служанкой в доме. До выхода замуж она могла стать наследницей имущества отца. Самые высокие штрафы, согласно древнерусскому законодательству, платились за оскорбление женщин "срамными словами". Широкие имущественные права женщина в Древней Руси получала после смерти мужа. Вдовы пользовались большим уважением в древнерусском обществе, они становились полноправными хозяйками в своем доме. Фактически, с момента смерти мужа, роль главы семейства переходила к ним. Вопросы: В каких правах была ограничена женщина в Древней Руси. Какими правами обладали знатные женщины в Древней Руси. Каким было положение женщины в семье? В каком случае женщина получала широкие имущественные права в Древней Руси? Группа 5 «Поучение» князя Владимира Мономаха: «А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, который нес я в разъездах и на охоте с 13 лет. Миров я заключил с половецкими князьями без одного 20. В дому своем не ленитесь, но за всем смотрите. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод, не потворствуйте ни питью, ни еде, ни сну; и сторожевую охрану сами наряжайте и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте, а оружия снимать с себя не торопитесь. Лжи остерегайтесь, пьянства и блуда, оттого ведь душа погибает и тело. Не давайте отрокам ни своим, ни чужим причинять вреда жилищам, ни посевам, чтобы не стали вас проклинать. Куда пойдете и где остановитесь, напоите, накормите нищего и странника. И более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный ли, или посол, если не можете почтить его дарами, то пищей и питьем. Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома сидя, научился пяти языкам, отсюда ведь честь от других стран. Леность всему [злому] мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится». Вопросы и задания 1. Какое отражение нашла в «Поучении Владимира Мономаха» жизнь Киевской Руси в конце XI - начале XII века? 2. Чему отдавалось предпочтение в воспитании детей и почему? 3. Только ли своих детей имел в виду Владимир Мономах? 4. Какие нравственные установки дает князь и почему? Имеют ли они значение для жизни современного общества России? 5. Можно ли по данному фрагменту составить представление о самом князе Владимире Мономахе? Если да, то каково оно? // Румянцев В.Я. «Да поведают потомки земли родной минувшую судьбу»: сборник документов по истории России с древнейших времен до XVIII века / В.Я.Румянцев. - М., 2000. - С. 23-24. Румянцев В.Я. - учитель истории, заслуженный учитель РФ I. На одной из фресок Софийского собора в Киеве изображены скоморохи: одни играют на музыкальных инструментах и другие пляшут (середина XI-XII века). В Псковской летописи приведено послание игумена Елеазарова (1505 год.): «Во святую ночь мало весь град взмятется, и в селах возбесятся в бубны и в сопели и гудением струнным, и всякими подобными играниями сатанинскими, плесканием и плясанием, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния, и ногами их скакания и топтания яко сущие идолослужители бесовские». Вопросы и задания 1. О чем свидетельствует изображение скоморохов в христианском храме? 2. Определите характер описанного праздника, отношение к нему православной церкви. 3. Сопоставьте описание фрески с посланием игумена и сделайте вывод о состоянии религиозных представлений в обществе. // Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век / В.Я.Румянцев. - М., 2002. - С.17. |