Главная страница
Навигация по странице:

  • Партисипаторная теория демократии

  • Концепция государства всеобщего благосостояния: Дж . Кейнс

  • Потребительское общество и одномерный человек: Г. Маркузе

  • Психологическая теория власти: Г. Лассуэл

  • Концепция национального интереса: Г. Моргентау

  • Вопросы для повторения

  • 235 топ docx. Плюралистическая теория демократии Р. Даль


    Скачать 41.22 Kb.
    НазваниеПлюралистическая теория демократии Р. Даль
    Дата26.04.2021
    Размер41.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла235 топ docx.docx
    ТипДокументы
    #198744

    Плюралистическая теория демократии: Р. Даль

    Критика классической теории демократии со стороны теории

    элиты и новой теории демократии потребовала поисков новых

    принципов, которые обеспечили бы предпочтение демократичес­

    кого строя. Одним из таковых стал плюрализм, т.е. свободное хож­

    дение в обществе различных политических взглядов. О значении

    плюрализма хорошо сказал СИ. Поварнин, имея в виду «борю­

    щиеся силы, из взаимодействия которых вырастает величествен­

    ное здание человеческой культуры. Все они необходимы, и борьба

    их, честный спор между ними необходимы, и если владычествует

    одна из них, подавив остальные и затушив споры и борьбу, —

    настает величайший враг движения вперед: спокойствие застоя.

    Это — смерть умственной жизни» (Хрестоматия по философии.

    М., 1997, с.  486—487).  Само по себе наличие плюрализма, считает

    Р.  Даль (род, в 1915 г.) не дает оснований говорить о демократи­

    ческом устройстве. Последнее может рассматриваться в качестве

    идеала, а для обозначения действительности лучше использовать

    термин полиархия, предложенный в 1953 г. как одно из четырех

    слов,  характеризующих взаимодействие лидеров и контроль за

    ними: «призовая система, или контроль за лидерами и со стороны

    лидеров, иерархия, или контроль со стороны лидеров, полиархия,

    или контроль за лидерами, и сделка, или контроль среди лидеров,

    Т.е. лидерами друг друга» (Антология мировой политической мысли.

    Т.  II.  М., 1997, с. 614). В этом смысле называть современное обще­

    ство полиархией весьма проблематично. Есть еще другой смысл:

    управление многих в противоположность монархии.

    Данный термин должен отличить демократию идеальную от

    демократии реальной, Полиархия есть одна из реализаций демо­

    кратии, потому эту концепцию можно назвать также теорией

    полиархической демократии.

    Р.  Даль включает в данное понятие две характеристики: отно­

    сительно высокая терпимость к оппозиции и широкая возмож­

    ность во влиянии на поведение правительства, В полиархии фун­

    кционируют семь институтов: всеобщее избирательное право;

    право участвовать в общественных делах; справедливо организо­

    ванные выборы, в которых исключено всякое насилие или при­

    нуждение; надежная зашита свободы выражать свое мнение,

    включая критику правительства, режима, общества, господству­

    ющей идеологии и т.д.; существование альтернативных и часто

    конкурирующих между собой источников информации и убеж­

    дений, выведенных из­под правительственного контроля; высо­

    кая степень свободы в создании относительно автономных самых

    разнообразных организаций, включая, что особенно важно, оп­

    позиционные политические партии; и относительно высокая за­

    висимость правительства от избирателей и результатов выборов»

    (там же, с. 615), Р. Даль считает, что данные институты сложились

    в процессе адаптации демократических идей, которые существо­

    вали в античных городах­государствах, к масштабам современ­

    ных наци й­государств. Данный исторически сложившийся комп­

    лекс политических институтов по традиции, пишет Р. Даль, име­

    нуют демократическим, хотя «афинский демократ был бы шоки­

    рован политическими институтами полиархии и скорее всего от­

    верг бы всякую возможность называть их демократическими» (там

    же,  с. 616), хотя бы из­за наличия политических партий и заинте­

    ресованных групп, которых не было в Афинах, где каждый член

    народного собрания был представителем верховной власти.

    Полиархические институты необходимы, но не достаточны

    для осуществления демократического процесса на огромных тер­

    риториях. Столь же необходим плюрализм, идейный и организа­

    ционный, т.е. наличие ассоциаций и заинтересованных групп.

    Здесь интересно рассмотреть различие во взглядах Руссо и Токви­

    ля.  Руссо считал, что наличие ассоциаций опасно для осуществле­

    ния обшей воли и может привести к тирании большинства над

    меньшинством. Токвиль, наоборот, полагал, что свобода ассоци­

    аций — необходимая гарантия против тирании большинства. Даль

    приходит к выводу, что для больших государств более справедли­

    ва точка зрения Токвиля, Конкуренция заинтересованных групп

    помогает сформировать взаимодействие элит и масс, препятствуя

    одностороннему господству элит (об общей воле речь уже не идет,

    и если элиминируем это понятие, то действительно прав окажет­

    ся Токвиль). От Р. Даля не ускользают недостатки организацион­

    ного плюрализма. «Ассоциации могут достигать большего, чем

    просто защиты или артикуляции интересов своих членов. Они

    способны также заострять и преувеличивать частные аспекты

    групповых интересов как противостоящие другим, возможно от­

    меченным большей привлекательностью и лояльностью интере­

    сам, и в этом смысле помогать формированию и укреплению де­

    формированного гражданского сознания. Когда организационный

    плюрализм ведет к подобным последствиям, это может исказить

    существо имеющихся в обществе проблем и сконцентрироваться на

    политическом процессе скорее в направлении, обещающем види­

    мые кроткосрочные выгоды небольшому меньшинству хорошо

    организованных групп, чем в направлении, обеспечивающем зна­

    чимые долгосрочные выгоды для большого числа неорганизован­

    ных групп» (там же, с. 623). Р. Даль подчеркивает в связи с этим важ­

    ность контроля, но проблема эта, как мы знаем из новой теории

    демократии, остается нерешенной в современном государстве.

    Некоторые исследователи (например, норвежский политолог

    С. Роккан) считают, что точнее говорить не о плюралистической

    демократии, а о корпоративном плюрализме. Первое, конечно,

    не исключает второго, но именно второе реально существует в

    современном мире. В числе таких четырех «корпораций» С. Рок­

    кан называет правительство, профсоюзы, деловые и фермерские

    организации. Корпоративизм склонен к попранию демократичес­

    ких принципов («подсчитываются голоса избирателей, но все ре­

    шают часто организационные ресурсы»). На примере США гово­

    рят также о «железном треугольнике», включающем в себя ко­

    митеты Конгресса, его бюрократию и заинтересованные группы.

    В заключение Р. Даль дает еще одно определение полиархии:

    «вид режима, приспособленного для управления нациями­государ­

    ствами, в которых власть и авторитет над общественными делами

    распределены среди плюралистического множества ассоциаций,

    которые достаточно автономны не только в отношении друг к дру­

    гу, но и во многих случаях в отношении к управляющей деятель­

    ности государства» (там же, с. 626). Главный недостаток этого тер­

    мина остается в том, что реально власть не принадлежит многим.

    Партисипаторная теория демократии

    В этой теории в качестве отличительной черты демократии

    рассматривается то, что считается второй характеристикой поли­

    архии — широкая возможность участвовать во влиянии на поведе­

    ние правительства (в соответствии с олимпийским принципом;

    «главное не победа, а участие»). Можно ли предоставлять кому­

    либо право принимать решение за себя? Отрицательный ответ на

    данный вопрос предполагает, что демократия невозможна без

    принятия самими людьми политических решений. Термин «пред­

    ставительная демократия» употреблял еще в  XVIII  веке француз­

    ский мыслитель Детю де Трасси. К древнему стволу демократии

    привили средневековую представительную систему и получилась

    новая «порода» демократии. Р. Даль соглашается, что представи­

    тельная система изначально не была демократической, «...система

    представительной власти была порождена не практикой демокра­

    тии, а возникла в виде некоего инструмента, благодаря которому

    недемократические правители — прежде всего монархи — могли

    прибрать к рукам огромные доходы страны, необходимые им

    главным образом для ведения войн» (Даль Р. О демократии. М.,

    2000,  с. 102). Какую роль шрает представительная система сейчас?

    Даль убедительно доказывает, что в большом государстве не толь­

    ко прямая, но и представительная демократия практически невоз­

    можна. Члены Конгресса избираются от округов, в которых в

    среднем проживает более 400 тыс. совершеннолетних граждан.

    Если конгрессмен будет тратить на встречи с каждым по 10 мин в

    течение 8 час рабочего дня, то ему понадобится 20 лет. Соглаша­

    ясь,  по существу, с выводами Михельса, Р, Даль формулирует за­

    кон соотношения времени и численности; «чем более количество

    граждан входит в состав политической единицы, тем меньше сте­

    пень непосредственного участия этих групп в принятии решений,

    касающихся управления государством, и тем больше прав они

    должны делегировать своим представителям» (там же, с. 108).

    Ответом на эту критику является партисипаторная теория де­

    мократии. Она основывается на классификации типов политичес­

    кой культуры, в соответствии с которой выделяют провинциалист­

    ский тип, представители которого интересуются лишь местными

    проблемами своего региона и не стремятся участвовать в управле­

    нии государством; подданнический тип, представители которого

    всегда поддерживают человека или партию, находящуюся у власти

    в данный момент (таких насчитывают 8—10% населения); партией­

    паторный тип, представители которого интересуются государствен­

    ными делами и стремятся принимать в них посильное участие. С

    точки зрения партисипаторной теории, демократия характеризует­

    ся преобладанием именно такого типа политической культуры.

    Партисипаторная теория демократии создана усилиями аме­

    риканского политолога Дж. Барбера и других. Политическое уча­

    стие Барбер определяет как взаимодействие или коммуникацию

    с правительственными и неправительственными политическими

    лидерами в самых различных формах (от написания писем до за­

    бастовок и пикетов), даже если это не оказывает непосредствен­

    ного влияния на ход государственного и местного управления.

    Данная теория подверглась основательной критике. Действи­

    тельно, чтобы элиты были ответственны перед населением,

    граждане должны действовать в соответствии с рационально­ак­

    тивистской моделью поведения. «Однако для достижения другой

    составляющей демократии — власти элит, необходимо, чтобы

    обычный гражданин имел совершенно иные позиции и вел себя

    соответственно им. Чтобы элиты были сильными и принимали

    властные решения, следует ограничивать участие, активность и

    влияние обычного гражданина,.. Потребность  во  власти элит пред­

    полагает,  что  обычный гражданин будет относительно пассивен,

    выключен  из  политики... таким образом,  от  гражданина  в  демок­

    ратии требуются противоречащие одна другой вещи:  он  должен

    быть активным,  ЕЮ  в то же  время пассивным» (Антология миро­

    вой политической мысли.  Т.  II.  М., 1997, с, 604). Это и  реализуется,

    когда гражданин считает,  что от  него что­то зависит. Элита дей­

    ствует,  и  гражданин  не  испытывает чувства бессилия. Важна, ста­

    ло быть,  по Г.  Алмонду, потенциальная демократия,  в то  время

    как реальная демократия приведет  к  дестабилизации политичес­

    кой системы,  т.е.  действующая система, называясь демократичес­

    кой,  на  самом деле  не  может быть таковой­ Должно быть сочета­

    ние активности  и  пассивности граждан,  и  среди граждан должны

    быть активные  и  пассивные,  что и  имеет место практически.

    Участие граждан необходимо  в  демократическом обществе,

    но само  по  себе участие, даже очень активное,  не  делает обще­

    ственное устройство демократическим. Множество участвующих

    в состязании бегунов никогда  не  станут победителями, лицами,

    принимающими решения. Высказывалось мнение,  что  расширять

    масштабы участия  за  пределы голосования опасно  для  самой  де­

    мократической системы. Лозунгу «больше участия  в  интересах  де­

    мократического развития» противопоставляется принцип  «Не

    будите спяшую собаку».

    Концепция государства всеобщего благосостояния:  Дж .  Кейнс

    Данная концепция возникла после того,  как в  конце  20­х го­

    дов  XX  века западный  мир  потряс сильнейший экономический

    кризис, показавший,  что  рынок  сам по  себе  не  способен нор­

    мально функционировать  и  гарантировать всему населению  ми­

    нимум благ  и  услуг. Внезапное обнищание широких слоев проде­

    монстрировало важность благосостояния общества  для  нормаль­

    ной работы производящей экономической системы. Тогда  и  воз­

    никла, благодаря усилиям  Дж.  Кейнса  (1883—1946),  концепция

    юсударства всеобщего благосостояния,  а  путем  к  нему стало  го­

    сударственное регулирование экономики, создание смешанной

    экономики, политика социальных услуг.

    Суть концепции — в преодолении социальных конфликтов пу­

    тем создания с помощью государства сносных условий жизни для

    всех слоев общества посредством реализации программ социаль­

    ной помощи низкодоходным и неимущим слоям, принятия мер

    для уменьшения безработицы и т.д., т.е. решении всех тех про­

    блем, которые сам по себе не способен решить рынок, В какой­то

    мере это было перениманием опыта СССР, в котором осуществ­

    лялась широкая социальная программа, но без столь кардиналь­

    ных изменений, как отказ от частного предпринимательства.

    Получил хождение термин социальное государство». Конеч­

    но,  любое государство в определенном смысле социально, так

    как в нем живут люди и оно состоит из социальных групп, но

    здесь имеется в виду другой смысл. Социальным называется госу­

    дарство, которое обеспечивает всем жителям определенное коли­

    чество социальных благ, включая прожиточный минимум, право

    на образование, медицинское обслуживание и т.д. Социальное го­

    сударство должно помогать (путем налогообложения) тем, для

    кого без такой помощи гражданские права оказались бы пустыми

    обещаниями. Цель социального государства «гарантировать всем

    гражданам минимальный уровень цивилизованного существова­

    ния» (там же, с, 799). Сторонники данной концепции полагают,

    что в будущем будет решена экономическая проблема. Людям

    больше не придется перенапрягаться на работе, они будут вполне

    обеспечены, любовь к деньгам будет восприниматься так, как и

    должно — как болезненное состояние. Люди станут снова ценить

    больше цели, чем средства, и предпочитать хорошее полезному.

    В целом данная концепция представляет собой либерально­

    капиталистический эквивалент социалистической идеологии, к

    которому многие политологи не относятся вполне серьезно. Кон­

    цепции государства всеобщего благосостояния грозит опасность

    превратиться в пропаганду общества потребления со всеми вы­

    текающими последствиями.

    Потребительское общество и

    одномерный человек: Г. Маркузе

    В новых индустриальных условиях, по мнению Г. Маркузе

    (3898—  1979),  совершенно иначе предстает свобода людей. Так,

    экономическая свобода означала бы свободу от экономики — от

    контроля экономических сил и отношений, от ежедневной

    борьбы за существование, от того, что нужно зарабатывать себе

    на пропитание. Политическая свобода означала бы освобождение

    индивидов от политики, над которой они не осуществляют дей­

    ственного контроля. Соответственно, духовная свобода означала

    бы обновление сознания, которое сейчас сформировано сред­

    ствами массовой информации и воспитанием, ликвидацию «об­

    щественного мнения» вместе с его создателями... Самая дей­

    ственная форма борьбы против освобождения заключается в

    формировании таких материальных и духовных потребностей

    людей, которые увековечивают устаревшие формы борьбы за су­

    ществование» (Американская социологическая мысль. М., 1996,

    с. 127). Формируя потребности человека, его закабаляют психо­

    логически, делают одномерным (здесь точка зрения Маркузе

    близка к психологической школе в социологии). Поэтому осво­

    бождение должно быть прежде всего личностно­психологичес­

    ким, нравственно­сознательным.

    Маркузе различает истинные и ложные потребности. «Лож­

    ными являются те, которые навязаны индивиду частными обще­

    ственными силами, заинтересованными в его подавлении: это те

    потребности, которые увековечивают тяжелый труд, агрессив­

    ность, нищету и несправедливость... Большинство из господству­

    ющих потребностей — отдыхать, развлекаться, вести себя и по­

    треблять в соответствии с рекламой, ненавидеть и любить то, что

    ненавидят и любят другие, — принадлежит к этому набору лож­

    ных потребностей... Единственными потребностями, которые

    имеют неограниченное право на удовлетворение, являются ви­

    тальные потребности — питание, одежда и жилье на доступном

    культурном уровне» (там же, с.  127—128).  Навязанные, или лож­

    ные,  потребности Маркузе называет репрессивными. Соответствен­

    но,  их удовлетворение будет репрессивным удовлетворением.

    Социальный контроль навязывает «господствующую потреб­

    ность в производстве и потреблении ненужных вещей; потреб­

    ность в отупляющей работе, где она в действительности больше

    не нужна; потребность в разнообразных видах разрядки, которые

    смягчают и продлевают это отупление; потребность сохранять та­

    кие обманчивые свободы, как свободная конкуренция при фик­

    сированных ценах, свободная пресса, которая сама для себя яв­

    ляется цензурой, свободный выбор товаров и мелких принад­

    лежностей к ним при принципиальном потребительском при­

    нуждении... Свободные выборы господ не ликвидируют господ

    или рабов» (там же, с. 129).

    В современном обществе потребления «товары поглощают

    людей и манипулируют ими; они производят ложное сознание,

    которое невосприимчиво к собственной лжи... Так возникает об­

    разец одномерного мышления и поведения» (там же, с,  132—133).

    Задача правящего класса — превратить «научный и технический

    прогресс в инструмент господства» (там же, с. 135).

    Развитию тенденции рационализации мешает «растущая ир­

    рациональность целого, расточительство и ограничение произ­

    водительности, потребность в агрессивной экспансии, постоян­

    ная угроза войны, обострившаяся эксплуатация, бесчеловеч­

    ность. Все это указывает на историческую альтернативу: плано­

    вое использование ресурсов для удовлетворения жизненных по­

    требностей при минимуме затрат на тяжелый труд, превращение

    свободного времени в действительно свободное, умиротворение

    борьбы за существование» (там же, с. 141),

    Маркузе указывает на важность нравственных моментов и

    связывает их с обретением истинного сознания. «Люди должны

    обрести вместо ложного сознание истинное, вместо непосред­

    ственного интереса — настоящий. Они смогут сделать это, толь­

    ко почувствовав потребность изменить свой образ жизни, отка­

    заться от того, что имеют от общества» (там же, с, 122). Что мо­

    жет кардинально изменить ситуацию? «Великий Отказ* от по­

    требительских ценностей и соединение самого развитого созна­

    ния с самой эксплуатируемой силой — опальных и изгоев, лиц,

    находящихся на периферии современного общества.

    Психологическая теория власти: Г. Лассуэл

    Суть психологических аспектов власти заключается не в том,

    чтобы заставить человека делать что­то силой, а з том, чтобы

    убедить его, что он должен иметь именно такие взгляды и посту­

    пать в соответствии с ними. Здесь на первый план выходит свой­

    ство власти, которое названо хитростью, а помогает ей доверчивость народа.

    В основе психологической теории власти лежат идеи попу­

    лярного в США бихевиоризма, направления в психологии, иду­

    щего от знаменитых опытов И.П. Павлова, Бихевиористы изуча­

    ют возможности управления поведением человека, и не удиви­

    тельно, что этим направлением заинтересовались политологи,

    Основатель психологической теории власти — американский

    представитель бихевиоризма Г. Лассуэл  (1902—1978).  В основе

    панной теории лежит убеждение, что важнейшим атрибутом вла­

    сти является формирование общественного мнения путем поли­

    тической рекламы, специальной подачи информации, ее наце­

    ленного комментирования с обращением к различным референт­

    ным группам, выявляемым с помощью опросов и политических

    рейтингов. Тем самым методы социологии и политологии приме­

    няются с целью манипулирования сознанием населения, и еще

    раз убеждаемся, что наука представляет собой обоюдоострый меч.

    который спасает и наносит раны. Здесь очень хорошо можно уви­

    деть различие между политикой и политологией. Политология не

    заставляет принять какую­либо точку зрения, а проясняет созна­

    ние людей. В этом разница между политологом и имиджмейкером.

    Важность информационных моментов несомненна. Информа­

    ционно­развитая система ничего не отбрасывает, но все моди­

    фицирует в соответствии со своими целями, прежде всего само­

    сохранения; она стремится утвердить статус­кво — динамичес­

    кое,  но без потери устойчивости. Это близко к модной ныне

    концепции устойчивого развития.

    Кстати сказать, СССР проиграл Западу в «холодной войне»

    не потому, что был слабее, а потому что Запад тоньше вел ин­

    формационную войну и психологически сильнее воздействовал

    на сознание жителей «социалистического лагеря». Значение пси­

    хологических моментов в дальнейшем будет все более и более

    увеличиваться.

    Концепция национального интереса:

    Г. Моргентау

    Концепция национального интереса относится к внешней политике и подчеркивает вторую сторону обеспечения власти — силу.

    Ее разработчик Г. Моргентау  (1904—  К982),  американский полито­

    лог немецкого происхождения, один из основоположников школы

    «политического реализма», который «базируется на трех постула­

    тах: основным субъектом международных отношений является на­

    циональное государство, выражаюшее свои интересы в категориях

    силы (т.е. они обусловлены той силой, которой он обладает); след­

    ствием этого, внутренней пружиной, двигающей международные

    отношения, становится борьба государств за максимизацию своего

    влияния во внешней среде; оптимальным ее состоянием видится

    международное (региональное) равновесие сил* (Антология миро­

    вой политической мысли. Т.  II.  М., [997, с. 500).

    Моргентау определяет силу как все, «что связано с установ­

    лением и поддерживанием контроля одного человека над дру­

    гим.^ от физического насилия до самых тонких психологических

    связей, позволяющих одному разуму властвовать над другим»

    (там же, с. 501).

    Политическую власть Моргентау определяет как «психологи­

    ческое отношение между теми, кто ее осуществляет, и теми, над

    кем она осуществляется» (там же, с. 502). Такое определение мог­

    ли бы дать сторонники психологической теории власти. «Это

    влияние проистекает из трек источников: ожидание выгоды, бо­

    язнь проигрыша, уважение или любовь к людям и институтам.

    Оно может осуществляться приказами, угрозами, убеждением,

    харизмой человека или института либо сочетанием любых этих

    факторов» (там же, с. 503).

    Вывод Моргентау таков: «Внешнеполитические цели должны

    формулироваться через призму национального интереса и быть

    поддержаны адекватной мощью* (там же, с. 505). Концепция на­

    циональных интересов заставляет вспомнить фразу, сказанную

    известным английским политиком Г.Д. Пальмерстоном; «У Англии

    нет постоянных друзей и врагов, есть только постоянные интересы».

    Концепция национальных интересов снимает моральные ог­

    раничения с межгосударственных отношений. В соответствии с

    ней можно делать все, что на благо национальным интересам,

    используя рычаги, которые присущи власти: силу и хитрость.

    Это видим в современном мире, нынешняя однополюсность ко­

    торого позволяет все шире основывать внешнюю политику на

    силе,  оставляя место в информационной сфере для хитрости.

    Последняя преобладает во внутригосударственных отношениях

    властвующей элиты с населением, тогда как первая — в между­

    народных отношениях. Эта концепция показывает, насколько

    наивно утверждать, что у какого­либо государства нет врагов, а

    только друзья. Концепция национального интереса не оставляет

    камня на камня от данной веры, действительно  соответствуя

    «политическому реализму».

    Сравнивая политологические концепции X I X и X X веков,

    можно сделать вывод о сближении противоположных  позиций

    по линии: демократия —  элитаризм. Демократические концеп­

    ции эволюционировали от классической теории демократии

    Токвиля в сторону новой теории демократии, которая признала

    несостоятельными и утратившими силу многие традиционные

    представления, претендовавшие на роль неотъемлемых свойств

    демократии, — о народном суверенитете, обшей воле, предста­

    вительстве, а взамен им ввела более скромные утверждения о

    рыночности, плюралистичное™ и партисипаторности демокра­

    тии.  Теория элит также продвинулась по пути к элитарной де­

    мократии, хотя исследования основоположника данного направ­

    ления Р. Миллса порой напоминают выводы Парето и Моска.

    Вопросы  для  повторения

    1.  Каковы основные положения классической теории демократии?

    2.  В чем суть теории элит?

    3. Как формулируется закон олигархизации Михельса?

    4.  Как предполагал бороться с бюрократизацией М. Вебер?

    5. Кто входит в заинтересованные группы?

    6. Каковы основные положения новой теории демократии?

    7. В чем суть плюралистической теории демократии?

    8. В чем суть партисипаторной теории демократии?

    9. Каково соотношение между концепцией государства всеобщего

    благосостояния и концепцией одномерного человека?

    10.Каково соотношение между психологической теорией власти и  кон­

    цепцией национального интереса?

    Литература

    Токвиль  А.  Демократия в Америке. М., 1994.

    Шумпетер  Й.  Капитализм, социализм и демократия. М, (  1995.

    Миллс  Р.  Властвующая элита. М., 1959,

    Дэль Р. О демократии. М., 2000.


    написать администратору сайта