Задание №4. По учебному курсу Творческое развитие младшего школьника
Скачать 233.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» Гуманитарно-педагогический институт (наименование института полностью) Кафедра /департамент /центр1 Психологии и педагогики (наименование кафедры/департамента/центра полностью) 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (код и наименование направления подготовки, специальности) Психология и педагогика начального образования (направленность (профиль) / специализация) Практическое задание №4 по учебному курсу «Творческое развитие младшего школьника»
Тольятти 2022 Диагностические методы для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты. Наблюдение (ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие). Для более эффективного результата необходимо составить бланк наблюдений.На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Наблюдение обязательно регламентируются. Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года; Количество фиксаций: три раза; Число участников наблюдения: пять независимых характеристик. Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. по каждому параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, середине и конце года дают представление о динамике развития качества. Более сложная, качественная, обработка данных проводится с учетом особенностей личности и педагогической позиции педагогов, участвующих в диагностике, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами. Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), создаем шкалу оценки. Часто – иногда – никогда. Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий. Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом
Несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений. Классификация творческих способностей по А.И.Луку. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов. Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий. Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию. Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины. Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти. Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодо лению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления. Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы. Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие. Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованиюпервоначального смысла. Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду
Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу
Уровни творческого поведения по Л. Кохену Научение чему-то новому; Открытие нового для себя; Проявление талантов; Развитие умения решать проблемные ситуации; Открытие нового в области интересов и знаний; Творчество через расширение области деятельности; Творчество через полное переструктурирование области деятельности. Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой
Примечание: хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик. Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями. Любопытство. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Отличная память. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают). Высокая избирательная концентрация внимания. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна. Высокий уровень притязаний в этой сфере. Создание экспериментальных ситуаций Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. Творческие задания Творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях. Это может быть обычное занятие по изобразительному творчеству или развитию речи в детском саду либо с школе раннего развития, их можно включать в конкурсные задания на праздниках, КВН, викторинах, соревнованиях, можно сделать частью ролевой игры (проверка космонавтов перед полетом). Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет. Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок. Задание 3. Дорисуй 6 кружков, 6 треугольников. Задание 4. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой? Задание 5. Посмотри на эту картинку, на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил? Что ел? Кто были бы твои родители? Расскажи про свою жизнь. Задание 6. Придумай и изобрази на листе красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе. Задание 7. Посмотри на эти кляксы. На кого они похожи. Задание 8. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом. Задание 9. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся. Охотник до сказок Жили-были себе старик со старухой, и был старик большой охотник до всяких сказок и россказней. Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать. Пожалуйста, служба, ночуй, - говорит старик, – только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь. Солдат согласился. Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха села на лавку и стала при лучине прясть. Долго рассказывал солдат старику про свое житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает старика: А что, хозяин, знаешь ли, кто с тобой на полатях лежит? Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат. Ан нет, не солдат, а волк. Поглядел мужик на солдата, и точно – волк. Испугался солдат, а волк ему и говорит: Да ты, хозяин не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь. Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем… К.Д.Ушинский Царь и рубашка Один царь был болен и сказал: Половину царства отдам тому, кто меня вылечит. Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются. Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит: Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно? Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку, но… Л.Н.Толстой Задание 10. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет солнце. Задание 11. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка. Задание 12. Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые – детьми? Задание 13. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться? Задание 14. Расскажи и нарисуй, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если бы волк был добрым. Задание 15. В сказке «Золушка» тыква превращается в карету. Как ты думаешь, во что еще можно превратить тыкву. На что она похожа? Задание 16. Что может произойти в городе, в котором сильной бурей будут перепутаны и перевешаны все вывески? Нарисуй этот город. Задание 17. Соедини рассыпанные точки, чтобы получился какой-то узор или какой-предмет. Задание 18.Придумай как можно больше слов на одну букву. Задание 19. Перед тобой пары слов. Найти для каждой пары третье слово, которое могло бы их объединить. Например: хлеб – белый – заяц. Пары слов: иголка – сковорода; мяч – арбуз; стекло – шелк. Задание 20. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни - Определение уровня развития мыслительных процессов с помощью ключевых слов и фраз В обычном учебном процессе контрольная работа может быть организована таким образом, что педагог определит и уровень развития способностей, в большой степени определяющих творческое развитие личности ребенка. Для этого Блум предлагает формулировать контрольные вопросы и задания, используя определенный набор слов, что обеспечивает включение определенных мыслительных процессов. Любая, вплоть до традиционной пятибалльной, оценочная шкала позволяет соотносить показатели детей не только по знаниям, но и по уровню мыслительных процессов.
Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)
ТестыОбладает ли ваш ребенок артистическими способностями?Ответьте на следующие вопросы: По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”? Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения? Он любит рисовать? Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться? Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикасо, Мане? У него некрасивый почерк? Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы? Ему нравиться ходить на экскурсии в музей? Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца? Он чертит геометрические фигуры? Вашего ребенка привлекают художественные салоны? Он любит продолжительные прогулки? Ему нравиться одиночество? Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи? Музыку он слушает лишь ради развлечения? В его памяти остаются красивые пейзажи? Он находит, что морские камешки красивы? Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми? Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию? Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты? Он любит ходит в парикмахерскую, чтобы поменять прическу? В его комнате всегда порядок? Пробовал ли он сочинять детские песенки? За каждый ответ, совпадающий с ключом, - 1 балл. Ключ: «+» - 1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,16,17,19,20,21,22,23. «-» - 2,6,10,14,15,18. Более 16 очков У вашего ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно артистической натуре. 8-16 очков Конечно, ваш ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным. Менее 4 очков Такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка. Опросник Г. Дэвиса Я думаю, что я аккуратен(тна). Я любил(а) знать, что делается в других классах школы. Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один. Я люблю быть лучшим(ей) во всем. Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя. Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину. В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей. Я иногда поступаю по–детски. Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить. Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один. Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее. Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки. Я часто скучаю. Я буду значимым и известным, когда вырасту. Я люблю смотреть на красивые вещи. Я предпочитаю знакомые игры, а не новые. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю. Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать. Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность. Значение утверждений: 1 – принятие беспорядка 2 – беспокойство о других 3 – стремление к риску 4 – желание выделиться 5 – альтруизм 6 – недовольство собой 7 – любопытство 8 – непопулярность 9 – регресс на детство 10 – отбрасывание давления 11 – любовь к одиночной работе 12 – самодостаточность 13 - независимость 14 – деловые ошибки 15 – отсутствие скуки 16 – чувство предназначенности 17 – чувство красоты 18 – потребность в активности 19 – спекулятивность 20 – стремление к риску 21 – потребность в активности Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности. Игровой тест «Три слова»Ниже предлагается тест-игра для оценки воссоздающего и творческого воображения. Кроме того, тест диагностирует общий словарный запас, логическое мышление, общее развитие. Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы связной рассказ. Слова для работы: ДВОРЕЦ, БАБУШКА, КЛОУН; РАЗБОЙНИК ,ЗЕРКАЛО, ЩЕНОК; ТОРТ, ОЗЕРО, КРОВАТЬ. Чем больше фраз предложит ребенок, тем в большей степени развито у него воображение. Для диагностических целей используется следующий прием обработки. Каждое предложение оценивается по пятибалльной системе в соответствии с предлагаемыми критериями. Ключ: 5 баллов – остроумная, оригинальная фраза. 4 балла – правильное, логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова. 3 балла – банальная фраза. 2 балла – два слова имеют логическую связь, третье – нет. 1 балл – бессмысленное сочетание слов. Пример выполнения данного теста: “Бабушка и клоун живут во дворце. Дворец красивый. Клоун смешит бабушку”. – 4 балла. “Клоун и бабушка во дворце. Бабушка и клоун во дворце. Во дворце бабушка, клоун”. – 3 балла. “Бабушку рассмешил клоун, а за рекой дверец”. – 2 балла. Весь приведенный материал получен от детей 8-летнего возраста. Как развита фантазия у вашего ребенка. Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет») Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1) Часто ли он грустит? (1, 2) Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0) Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1) Размашистый ли у него почерк? (1, 0) Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1) Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1) Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0) Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1) Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0) Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0) Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0) Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал: 14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям. 9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии. 5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии. 1 Оставить нужное |