Главная страница
Навигация по странице:

  • Традиции Вооруженных Сил Российской Федерации Существует большое количество определений понятия «традиция»

  • К основным боевым традициям армии нашей страны относятся

  • Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

  • К числу основных воинских ритуалов, закрепленных в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, следует отнести

  • Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия

  • Методические рекомендации

  • ТРАДИЦИИ И ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕР. По впп 10 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах российской федерации


    Скачать 35.45 Kb.
    НазваниеПо впп 10 для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву традиции и воинские ритуалы в вооруженных силах российской федерации
    Дата03.10.2021
    Размер35.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТРАДИЦИИ И ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕР.docx
    ТипКонспект
    #240554

    КОНСПЕКТ ТЕМА ПО ВПП № 10 ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ И ПРИЗЫВУ ТРАДИЦИИ И ВОИНСКИЕ РИТУАЛЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


    04 Мая 2021 07:00

    А. КУЛЕБА, полковник запаса

     

    Профессия солдата — одна из самых древних, важных, ценимых и уважаемых. Народы нашего Отечества доверяли своим воинам самое дорогое — суверенитет страны. И чтобы оправдать это доверие, они мужественно и храбро, не щадя своей жизни, защищали Родину, творили, берегли и приумножали ее героические боевые традиции. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.

     

    Традиции Вооруженных Сил Российской Федерации

     

    Существует большое количество определений понятия «традиция» (от лат. traditio — «передача»). Наиболее полно оно определяется как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Следовательно, в качестве традиций могут выступать общественные установки, нормы поведения, социальные и культурные ценности, идеи, обычаи и т. п. Традиции действуют во всех областях общественной жизни. В военной сфере традиции находят свою специфическую разновидность — воинские традиции. Под понятием «воинские традиции» понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, проявляемых в боевой обстановке, а также связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.

    Воинские традиции, являясь частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных, не однородны. Одни из них общие для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии.

    Наиболее общими и главенствующими среди воинских традиций являются боевые, определяющие поведение военнослужащих и воинских коллективов в ходе боевых действий или условиях, приближенных к боевым. Боевые традиции — сердцевина системы воинских традиций, ее главная составная часть.

    Боевые традиции — это исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с выполнением боевых задач и несением воинской службы. Знаменитый педагог А.С. Макаренко называл традиции «социальным клеем». Действительно, боевые традиции «цементируют» воинские коллективы, части, армию и флот в единое целое. Эти традиции сложились в ходе многовековой борьбы русского народа с захватчиками. В основе воинской деятельности и боевых традиций русской армии лежали три основополагающих нравственных понятия — «патриотизм», «воинская честь» и «воинский долг». Их морально-этической основой традиционно служила православная вера.

    К основным боевым традициям армии нашей страны относятся:

    — любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту;

    — верность Военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;

    — героизм, стойкость и мужество;

    — самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

    — личный пример командира в бою, забота о сохранении жизни подчиненных при ведении боевых действий;

    — взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество;

    — уважение к командиру и его защита в бою;

    верность союзническому долгу;

    — отдание воинских почестей военнослужащим, погибшим в бою;

    — гуманное отношение к поверженному врагу, населению стран противника и пленным и др.

    В тяжелых испытаниях родилась и крепла основополагающая боевая традиция — любовь к земле предков, к своему Отечеству, постоянная готовность выступить на его защиту.

    На эти отличительные черты русского человека неоднократно указывали великие отечественные полководцы и военачальники. Так, известный военный теоретик и педагог генерал М. Драгомиров отмечал, что русский народ, из среды которого взята главная масса нашей армии, издревле отличается преданностью России.

    Под патриотизмом (от греч. patris — «родина») понимается преданность и любовь к своему Отечеству, народу и готовность к подвигам во имя своей Родины.

    Патриотизм русских воинов проявлялся и проявляется, прежде всего, в верности присяге и своему воинскому долгу, в храбрости и массовом героизме в бою.

    Верность Военной присяге — славная боевая традиция, пронесенная через столетия. Основным требованием, предъявляемым к воинам в отношении верности присяге, было и остается безусловное выполнение воинского долга в любых ситуациях боя. Как бы ни был неравен бой, нет прощения уклонившимся от него.

    Обширные территории Руси, суровый климат, агрессивно настроенные соседние племена и народы выковали лучшие боевые качества русского воина — храбрость, стойкость и решительность. Стоять насмерть перед напавшим врагом, защищать свой дом, свою территорию было нравственной нормой, неписаным правилом. Каждый воин знал — лучше потерять жизнь, чем уронить свою честь, отдав Отечество на поругание врагам.

    Так, навеки прославились своей доблестью и стойкостью в борьбе с ордами Батыя жители небольшого городка Козельска (1238 г.). На семь недель они остановили продвижение врагов. Защитники города пали все до одного, но врагу так и не удалось победить их. Через века аналогичный подвиг совершили защитники Брестской крепости... Великая Отечественная война убедительно показала всему миру, что советские воины остались верны боевым традициям предков.

    Яркими примерами удивительной силы духа, стойкости и мужества являются биография и подвиг Алексея Петровича Маресьева, советского летчика-истребителя, Героя Советского Союза. Первый боевой вылет Маресьева состоялся в августе 1941 г. и уже спустя полгода на счету отважного летчика было четыре сбитых вражеских самолета. Вскоре произошло событие, навсегда изменившее его жизнь. 4 апреля 1942 г. во время боевого вылета самолет Маресьева был подбит. Тяжело раненный офицер совершил посадку на вражеской территории. В течение трех недель он ползком пробирался к своим.

    Обессиленного летчика обнаружили деревенские жители, но доставить его в госпиталь смогли лишь спустя десять дней. К тому времени он был практически обречен на смерть — у лейтенанта были заражение крови и гангрена обеих ног, которые врачи вынуждены были ампутировать. После операции он встал на протезы, начал активно тренироваться и вскоре добился отправки на фронт. В июле 1943 г. Маресьев совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны на счету летчика-героя было 86 боевых вылетов и 11 сбитых немецких самолетов. При этом семь из них были уничтожены, когда Маресьев совершал вылеты с протезами.

    А вот более близкий к нам во времени пример. В ходе боевых действий на территории Республики Афганистан (1979–1989 гг.) душманы настойчиво атаковали господствующую высоту, стремясь сбросить оттуда советских десантников. Гвардии рядовой А. Мельников и гвардии младший сержант В. Александров вели огонь из пулеметов на флангах. При очередной ожесточенной атаке противника В. Александров вызвал огонь на себя, а раненый А. Мельников, после того как заклинило пулемет, успел бросить в гущу наступавших гранату, но и сам погиб. Павшие герои не умирают, они живут в благодарной памяти потомков, служат для них нравственным эталоном.

    На Руси исстари ненавидели захватчиков, врагов Отечества, презирали изменников и предателей.

    Любить Родину — значит быть непримиримым к ее врагам. Эта истина пронесена через века. Измена Родине — преступление, которое никогда не может быть искуплено.

    Исключительно важными традициями армии и флота являются войсковое товарищество и коллективизм. Вся история побед русского оружия — это история войскового товарищества. Еще в «Слове о полку Игореве» приведены свидетельства того, как высоко ценили русские воины дружбу, боевое братство. Российская военная история сохранила бесчисленное множество примеров святости и верности фронтовой дружбе, товарищеской взаимопомощи.

    Наиболее точно сформировал основной принцип войскового товарищества великий русский полководец А.В. Суворов. В «Науке побеждать» он писал: «Сам погибай, а товарища выручай». Эти слова непобедимого полководца стали девизом всех российских воинов.

    Традиция войскового товарищества получила наиболее полное развитие в годы Великой Отечественной войны. О фронтовой дружбе находим проникновенные строки в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»:

    Свет пройди — нигде не сыщешь,

    Не случалось видеть мне

    Дружбы той святей и чище,

    Что бывает на войне.

    Важной особенностью войскового товарищества является взаимная выручка. Дружба и войсковое товарищество не имеют ничего общего с панибратством, круговой порукой, вседозволенностью и попустительством. Войсковое товарищество предполагает помощь товарищам словом и делом.

    Защита командира в бою всегда считалась высшим проявлением войскового товарищества. Русские воины всегда стремились спасти командира в тяжелой обстановке. Так, в 1787 г. в сражении под крепостью Кинбурном гренадер Степан Новиков спас жизнь А.В. Суворову, прикрыв его своим телом. А сколько таких случаев было в период Великой Отечественной войны, в Афганистане, Таджикистане, на Северном Кавказе...

    Например, в Афганистане взвод под командованием лейтенанта М. Иваненко действовал в отрыве от главных сил батальона. Гвардии рядовой М. Ладейщиков заметил, как из-за камня приподнялся душман и прицелился в командира. Лишь мгновение было дано воину для принятия решения, и он бросился наперерез трассе пуль. Ценой своей жизни М. Ладейщиков спас командира, товарищей, обеспечил разгром опасного гнезда противника.

    Но не только подчиненные, защищая командира, погибали в бою. Офицеры также в критическую минуту сознательно жертвовали собой. Так, 28 мая 1985 г. гвардии старший лейтенант Владимир Задорожный во время вражеской атаки, когда душманская граната упала вблизи солдат, не раздумывая, накрыл ее своим телом. За этот подвиг мужественному офицеру присвоено звание Героя Советского Союза.

    К числу наиболее давних традиций русской армии и флота относится почитание воинского знамени, верность ему, сохранение его в бою. С древних времен русские полки шли в бой с развернутыми знаменами, во время сражений ими подавались сигналы, около них разгорались самые ожесточенные схватки. Испокон веков в нашей армии стяг служил не только средством управления войсками, но и символом чести и славы. Дружина, вступавшая в бой, защищала знамя до последнего человека. Подрубленный стяг означал гибель военачальника или поражение. Знамена врагов являлись самой дорогой военной добычей, в них отражались слава и гордость победителей.

    В старой воинской памятке было сказано: «Знамя есть священная хоругвь, под которой соединяются верные своему долгу воины. Знамя — слава, честь и жизнь служащих под ним. Честный, храбрый солдат умрет со знаменем в руках, а не отдаст его на поругание неприятелю».

    При Петре I в русской регулярной армии и на флоте были введены знамена для частей и кораблей, под ними стало проходить принятие присяги. В Воинском уставе 1716 г. говорилось: «Кто к знамени присягнул единожды, тот у оного и до смерти стоять должен». Морской устав гласил: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпела и марсели под страхом лишения живота».

    Петром I были лаконичны и емко сформулированы требования к чести Боевого знамени и Военно-морского флага: «Ни при каких обстоятельствах не спускать флаг перед неприятелем...» В одном из воинских уставов прямо говорилось: «Кто знамя свое или штандарт до последнего часу своей жизни не оборонит, оный не достоин, есть, чтоб он имя солдата носил».

    В русской армии утрата воинской святыни всегда считалась величайшим преступлением и позором. Полк, потерявший знамя в сражении, подлежал расформированию, а солдаты и офицеры лишались права носить воинское звание. Захват знамени противника свидетельствовал не только о военной, но и о нравственной победе над врагом.

    История дает немало примеров, когда воины во имя спасения чести полка, сохранения знамени жертвовали своей жизнью.

    Еще в старой русской армии установилась добрая традиция бережно сохранять память о героях битв и сражений. О них писались книги, слагались стихи и песни. Князь Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым, в 1037 году наголову разбил печенегов. В память об этой победе Ярослав поставил церковь Святой Софии в Киеве на том самом месте, где происходила самая жестокая битва с печенегами. Так зародилась еще одна славная воинская и народная традиция — увековечивать великие военные победы в памятниках для своих потомков. А начиная с 1840 г., воины, совершавшие наиболее яркие подвиги, стали навечно заноситься в списки частей и подразделений. Первым в этом списке стоит рядовой Тенгинского пехотного полка Архип Осипов, 3 апреля (22 марта) 1840 г. подорвавший пороховой погреб и себя в Михайловском укреплении во время войны на Кавказе. За этот подвиг А. Осипов был навечно зачислен в списки 1-й гренадерской роты полка. При упоминании этого имени в строю первый за ним рядовой отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

    Эта традиция была возрождена в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После прозвучавшего на всю страну в феврале 1943 г. подвига Александра Матросова его имя было навечно зачислено в списки части. Эта традиция продолжается и в российских Вооруженных Силах. Имена героев не только заносятся в списки воинских частей и подразделений, но и присваиваются кораблям, воздушным судам.

    Традиция увековечения памяти погибших при исполнении воинского и служебного долга военнослужащих получила нормативное закрепление в Законе Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». В Вооруженных Силах РФ используются следующие формы увековечения:

    — установление памятника (памятного бюста, монумента, мемориальной доски) на Родине погибшего военнослужащего;

    — присвоение имен погибших военнослужащих образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам, оформление уголков (стендов) в школах, где они проходили обучение, переименование улиц, проспектов и площадей;

    — занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, организация и проведение различных спортивных турниров памяти погибших военнослужащих и др.

    Издавна сложилась на Руси традиция отмечать ратные заслуги и подвиги защитников Отечества. Отличившимся воинам в награду раздавались оружие, доспехи, трофеи, захваченные у неприятеля. С началом XVIII века в России стала формироваться стройная система наград за военные заслуги. Сложилась наградная система, призванная стимулировать профессиональную деятельность защитников Отечества, проявивших героизм, мужество, отвагу, верность воинскому долгу.

    К началу ХХ века наградная система включала в себя десятки орденов и медалей. Герои войны в защиту Отечества получали признание и почитались в российском обществе. Отличившиеся на поле брани не только воины, но и целые воинские части и корабли награждались памятными реликвиями: знаменами, штандартами, серебряными трубами. В наши дни государственная наградная система сформулирована Указом Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации». Наряду с этим создана богатая и разнообразная ведомственная наградная система.

    Еще в Древней Руси сложилась замечательная традиция — оставлять память о военных походах. Она не только закреплялась во все последующие времена существования Российского государства, но и непрерывно развивалась, приобретая новые формы. Произрастающая из нее важнейшая традиция Вооруженных Сил России — глубокое уважение к памятникам и местам захоронений воинов, погибших при защите Отечества.

    Забота о членах семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга, является не только одной из традиций, но и нравственным долгом и обязанностью воинских коллективов.

    Работа по оказанию социально-правовой помощи членам семей погибших военнослужащих в Вооруженных Силах России ведется по нескольким направлениям, например:

    — организация встреч командования с членами семей погибших;

    — содействие в поступлении их детей в суворовские и нахимовское училища, кадетские корпуса, другие ведомственные образовательные организации;

    — разъяснение членам семей порядка реализации льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных для них законодательством;

    — оказание материальной помощи членам семей с использованием при этом возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, благотворительных фондов и т. д.

    К числу важнейших воинских традиций относится забота о ветеранах Великой Отечественной войны, локальных войн и вооруженных конфликтов, а также ветеранах военной службы.

    Такая работа — один из элементов повседневной деятельности Министерства обороны, при этом ветеранские организации, в свою очередь, активно привлекаются к патриотическому воспитанию молодежи.

    Таким образом, что же означает для каждого солдата и матроса быть верным славным боевым традициям? Вкратце дать ответ на этот вопрос можно так:

    — точно соблюдать требования законов, Военной присяги, уставов, приказов и распоряжений;

    — быть всегда готовым вступить в бой и выполнить свой долг;

    — настойчиво совершенствовать боевое мастерство, умело владеть оружием и боевой техникой;

    — по-боевому действовать на учениях и маневрах, полетах, морских и океанских походах, не допуская упрощенчества и послаблений;

    — строго хранить государственную тайну, проявлять бдительность;

    — дорожить дружбой и войсковым товариществом;

    — помогать командирам в укреплении воинской дисциплины, поддержании организованности и порядка, в сплочении воинского коллектива.

    Боевые традиции имеют огромное значение для духа армии и морально-психологического климата каждого коллектива. Поэтому многие нравственные нормы, лежащие в их основе, закреплены в Военной присяге и воинских уставах. В результате они становятся не только морально необходимыми, но и юридически обязательными.

     

    Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации

     

    Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, ритуал, воинский ритуал.

    Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение.

    Под обрядом понимается система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, а иногда и законом и сопровождает всякое сколько-нибудь важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях.

    Церемония — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.

    Ритуал — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд».

    Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях.

    Воинские ритуалы в вооруженных формированиях на Руси возникли на основе народных и религиозных обрядов. Изначально это были лишь отдельные элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при подготовке военных походов, а также при встречах возвращающихся после сражений воинов. Обрядовая сторона военной деятельности была связана с необходимостью лучше подготовиться к боевой службе, повторить боевые приемы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе.

    Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.

    Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту.

    Порядок совершения воинских ритуалов закреплен в уставах, наставлениях и инструкциях.

    К числу основных воинских ритуалов, закрепленных в общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, следует отнести:

    — приведение к Военной присяге;

    — вручение боевых знамен и орденов воинским частям или кораблям;

    — вынос Боевого знамени воинской части (в ВМФ — подъем и спуск Военно-морского флага);

    — вручение личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия;

    заступление на боевое дежурство;

    — развод и смена караулов;

    — военные парады, салюты, годовые праздники частей (кораблей);

    — строевые смотры и др.

    Рассмотрим некоторые из них.

    Всегда большое значение в воинском воспитании играл ритуал приведения к Военной присяге.

    Военная присяга — официальная торжественная клятва гражданина, впервые поступающего на военную службу или приносимая в иных, предусмотренных законом случаях, выполнять обязанности по защите Отечества.

    Развитие отечественной военной организации меняло порядок принятия присяги. В Древнерусском государстве у княжеских дружинников — первых профессиональных военных — существовал ритуал посвящения в воины. Он состоял из двух частей: испытания мужчин на физическую выносливость, ловкость и силу, а также обряда клятвы на верность своему предводителю, князю.

    В русской императорской армии до октября 1917 г. сложилась традиция принимать присягу в торжественной обстановке, в присутствии высокого начальства, священника, при развернутом знамени части. Солдаты и офицеры при оружии давали обещание служить добросовестно и «во всем поступать как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит».

    В советских и российских Вооруженных Силах этот ритуал неоднократно изменялся, совершенствовался. Например, после Великой Отечественной войны принятие Военной присяги молодыми воинами начали проводить у памятников боевой славы.

    В наши дни нередко приведение военнослужащих к присяге проводится в исторических местах, местах боевой и трудовой славы, а также у братских могил воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества, что придает событию особую торжественность, эмоциональность.

    Одним из самых распространенных и старейших воинских ритуалов является воинское приветствие или, как говорили в старину, ритуал чинопочитания. В древние времена и в Раннее Средневековье четко выраженного обряда воинского приветствия еще не существовало. Знаки уважения демонстрировались общепринятыми на тот период действиями: поклонами, снятием головных уборов. В Средние века у рыцарей, когда они не имели намерений вступить в бой, возник обычай при встрече «в чистом поле» поднимать забрала своих железных шлемов. Шлемы с забралами вскоре исчезли, но обычай подносить руку к головному убору сохранился как знак дружелюбия, уважения. Этот обычай позже был закреплен в уставах как обязательный акт воинской вежливости при встрече военнослужащих.

    Уже в первом отечественном уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» 1648 г. были регламентированы вопросы чинопочитания. В 1809 г. при военном министре А.А. Аракчееве впервые в истории русской армии ритуал чинопочитания стал выполняться прикладыванием руки к головному убору. В период революционных событий в России 1917 г. была сделана попытка ограничить, а затем и отменить в армии и на флоте отдание воинской чести. Но при строительстве новой регулярной армии Советское правительство вынуждено было восстановить этот ритуал, который стал одним из рычагов восстановления дисциплины и порядка в молодой Красной армии.

    В Вооруженных Силах РФ ритуал чинопочитания получил название «Воинское приветствие». «Воинское приветствие, — говорится в Уставе внутренней службы ВС РФ, — является воплощением товарищеской сплоченности военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и проявлением вежливости и воспитанности».

    Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга. Подчиненные и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным. Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать: могилу Неизвестного солдата; братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг при каждом прибытии на военный корабль и убытии с него; похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.

    Среди символов ратной славы почетное место занимает оружие. С древнейших времен оно является отражением силы, мощи, мужества, а умелое владение им считается необходимым для настоящего воина. В торжественной обстановке от одного воина к другому переходило оружие, покрывшее себя славой в бою, — шашка, пулемет, винтовка, автомат.

    Ритуал вручения личному составу вооружения, военной техники и стрелкового оружия проводится после приведения воинов к присяге, изучения их боевых возможностей и техники безопасности.

    Особую группу представляют традиции и ритуалы, связанные с повседневной деятельностью войск. К ним относятся: поддержание внутреннего порядка в части и несение караульной службы; соблюдение образцового внешнего вида и проведение строевых смотров; выполнение требований воинского этикета и другие.

    Значительную роль в организации служебно-боевой деятельности играет ритуал развода и смены караула. В русской армии и на флоте караульной службе всегда придавалось исключительное значение. В XVIII–XIX вв. приверженность некоторых русских императоров к прусской школе подготовки войск приводила к тому, что внешняя форма проведения ритуала стала вытеснять на второй план его суть. При Павле I развод караулов был возведен на высоту торжественной церемонии государственного масштаба и стал основным показателем качества организации всей служебно-боевой деятельности.

    В настоящее время ритуал «Развод караулов» регламентируется Уставом гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Но, несмотря на все изменения ритуала, постоянным оставалось его назначение — проверка готовности караулов к несению службы, мобилизация воинов на качественное выполнение боевой задачи, переход личного состава в подчинение строго определенным лицам и предоставление права смены заканчивающих службу караулов.

    С появлением частей, выполняющих боевые задачи в мирное время, появился и ритуал заступления на боевое дежурство. Несение боевого дежурства является выполнением в мирное время боевой задачи.

    Важную роль в жизни воинских коллективов играет воинская традиция и ритуал «Строевой смотр». Начало свое эта традиция берет со смотра княжеских дружин перед выступлением в боевой поход. В конце XVIII — начале XIX века строевой смотр стал занимать одно из центральных мест в боевой подготовке армии, а в ряде случаев он видоизменился в торжественную церемонию — плац-парад. В петровскую эпоху смотры выполняли функцию контроля наличия личного состава, оружия и формы одежды. В последующие десятилетия эта функция была искажена. Военное руководство во главе с российскими императорами видело в смотрах одну из разновидностей парадов. Внимание уделялось, прежде всего, внешнему виду военнослужащих и строевым приемам, что существенно снижало содержательную часть ритуала.

    В советский период смотры продолжали использоваться как форма проверки старшими начальниками воинских частей с целью определения степени их строевой выучки, боевой слаженности, состояния вооружения и техники.

    В настоящее время цели проведения строевого смотра диктуются необходимостью контроля личного состава, состояния его обмундирования и вооружения. Смотр имеет большое воспитательное значение, так как на нем военнослужащие могут обратиться с жалобой, личными вопросами, получить оценку от начальников за свои старания в службе.

    Большим событием в жизни каждого подразделения является прием молодого пополнения и распределение его по подразделениям. Это один из первых ритуалов, в котором участвуют молодые воины.

    Прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения личных, деловых и профессиональных качеств каждого солдата (матроса).

    Одна из важных боевых традиций российских Вооруженных Сил — сохранение памяти о воинах, павших в сражениях. Павшим в боях и при исполнении служебных обязанностей всегда оказывались символические знаки уважения, их проведение было закреплено Уставом воинским 1716 г. как торжественно-траурный ритуал «Погребение с воинскими почестями».

    Наряду с этим в русской армии с 40-х годов XIX в. стало святой традицией начинать вечернюю перекличку именами героев, навечно зачисленных в списки части за геройские поступки. Современный Устав внутренней службы (ст. 231) также содержит описание ритуала упоминания на вечерней поверке фамилий военнослужащих, навечно зачисленных в списки подразделений.

    На протяжении всей отечественной истории одним из главных воинских ритуалов праздничного характера являются парады. Они вызывали у воинов гордость за принадлежность к могуществу и славе русского оружия, причастность к героизму и мужеству, проявленными их предшественниками.

    Демонстрация военной мощи на военных парадах вселяет в граждан уверенность в полной готовности Вооруженных Сил отстаивать интересы России на полях сражений.

    С парадами неразрывно связаны салюты. Наиболее распространенной формой салюта в ознаменование особо выдающихся событий является салют выстрелами. Салюты вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть всенародных торжеств, знаменательных дат нашей истории.

    Этот ритуал, как и многие другие, вызывает внутренний подъем, радость и восторг у всех, кто становится его свидетелем.

    Огромное значение в воинских ритуалах традиционно имели музыка и строевые песни. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникновения. Из всех элементов образной формы ритуалов она является наиболее устойчивой, вносит в ритуалы особенную торжественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. В свое время А.В. Суворов сказал: «Музыка удваивает, утраивает армию... С крестом священника, развернутыми знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил!»

    Особое место в системе российских воинских ритуалов принадлежит маршевой музыке. Например, при выносе Боевого знамени, в ритуалах торжественных встреч исполняется «Встречный марш» — более быстрый по темпу, чем строевой или походный.

    Строевые смотры, прохождения в строю и другие воинские ритуалы сопровождаются песнями. При исполнении песни в строю каждый воин особенно остро чувствует себя частицей воинского коллектива. «Солдат без песни, что без ружья», — говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни.

    Наряду с перечисленными и другими ритуалами сформировались ритуалы, отражающие специфику служебно-боевой деятельности других видов и родов войск, силовых ведомств, военных образовательных организаций.

    Воспитательное воздействие ритуалов усиливается в связи с торжественностью, эмоциональностью, красотой и величавостью их проведения, которые не только убеждают в необходимости следовать традициям, но и воодушевляют военнослужащих на добросовестное отношение к служебному долгу.

    Таким образом, традиции и ритуалы представляют собой своеобразное общественное явление, особую форму общественных отношений, проявляющихся в переходящих от поколения к поколению действиях, обычаях, принципах и нормах взаимоотношений между людьми.

    В них отражаются морально-боевые качества воинов, нормы и правила их поведения на службе и в бою, везде, где приходится охранять государственные интересы нашей Родины. Это элементы их боевого наследия, это нравственные и моральные ориентиры, позволяющие новым поколениям избирать правильную линию поведения в сложных и экстремальных ситуациях.

    Как убедительно показала жизнь, традиции и ритуалы формируют у военнослужащих стремление как можно лучше выполнить свой воинский долг, быть достойным славы старших поколений.

     

    Методические рекомендации

     

    1. Занятие целесообразно провести в форме рассказа-беседы, свободного диалога офицера с солдатами (матросами), в ходе которого периодически обращаться к военнослужащим с постановочными проблемными вопросами.

    2. Руководителю во время занятия целесообразно использовать фото- и видеоматериалы, раскрывающие содержание основных положений темы, а также видеофрагменты из документальных и художественных фильмов, показывающих красоту воинских ритуалов, или видеозаписи о торжествах в своей воинской части.

    4. Если имеются условия, занятие можно провести в музее, комнате боевой славы. Полезно также пригласить ветеранов боевых действий.

    5. Рассмотрение вопросов следует проводить в тесной связи с традициями своей части, с учетом служебного опыта военнослужащих, а также специфики ритуалов, проводимых в соответствующем виде (роде) войск.

    На занятии руководителю (при необходимости) целесообразно также обратить внимание военнослужащих на причины и последствия негативных традиций и ритуалов, имеющих место в некоторых подразделениях.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Конституция Российской Федерации.

    2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    3. Путин В.В. 75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63527 (дата обращения: 01.03.2021).

    4. Горбылев М.И. Боевые традиции вооруженных сил: символы воинской чести : Учебное пособие — М. : Центр военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования г. Москвы, 2008.

    5. Ендовицкий Д.А. Военно-политическая работа : Учебное пособие / Д.А. Ендовицкий, Ю.Н. Коренчук, В.Г. Шамаев. — М. : КНОРУС, 2021.

    6. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы — М. : Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.

    7. Максимов С.Г. Русские воинские традиции — М. : Вече, 2015.

    8. Серых В.Д. Воинские ритуалы. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Воениздат, 1986.


    написать администратору сайта