Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете».

  • Тема 2 . Молчалин в представлении Софьи и в действительности.

  • Тема 3. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом

  • Тема 4. «Мильон терзаний» Чацкого.

  • Тема 5. Барская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

  • Подготовка к сочинению. (Памятка)Основные этапы подготовки к сочинению. 1. Чтение текста художественного произведения и изучение его.

  • 2. Изучение рекомендованной литературы

  • 3.Системавтмизация собранного материала, составление плана сочинения

  • 5. Работа над черновиком

  • 6. Оформление работы

  • Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».. сочинение 8. Подготовка к сочинению по комедии Горе от ума


    Скачать 47.5 Kb.
    НазваниеПодготовка к сочинению по комедии Горе от ума
    АнкорПодготовка к сочинению по комедии «Горе от ума»
    Дата04.03.2022
    Размер47.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласочинение 8.doc
    ТипУрок
    #383072

    Тема урока: Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

    Цель урока: сделать обобщение по всей комедии «Горе от ума».

    Задачи: 1) образовательная:

    2) развивающая:

    • способствовать развитию навыков логического мышления;

    • способствовать овладению навыками анализа;

    • способствовать навыкам обобщения, подведения итогов;

    3) воспитательная:

    • воспитание культуры чтения;

    • воспитание культуры устного ответа;

    • способствовать формированию дисциплины.



    Ход урока.


    I Организационный момент.

    1. Слово учителя.

    2. Работа по памятке (см. приложение).

    3. Составление сложного и простого планов по предложенным темам.
    Тема 1. «Молчалины блаженствуют на свете».


    1. Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина?

    Чтобы противопоставить глупого Молчалина (а так ли он глуп?) умному Чацкому и этим самым глубже показать «горе от ума». Многозначность понятия «ум».

    1. «Молчалины блаженствуют на свете».

          1. Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «И награжденья брать, и весело пожить».

          2. Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных».

    2. Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина?

          1. Показ отношений Молчалина с другими героями комедии – главный прием раскрытия его характера.

          2. Как в отношениях с Фамусовым, Софьей, Лизой, Чацким раскрываются следующие особенности его характера:

    а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, бессловесность; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, цинизм, подлость?

    1. Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта?

    Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии; главная фигура, определившая конфликт между Софьей и Чацким; главное лицо в сцене катастрофы.

    1. Жалок или страшен Молчалин? Какие чувства он вызывает у вас?


    Тема 2 . Молчалин в представлении Софьи и в действительности.


          1. Прошлое Молчалина.

          2. Какое положение занимает Молчалин в фамусовском кругу? Что помогло Молчалину стать необходимым для Фамусова и его домочадцев?

          3. Каковы намерения и планы Молчалина?

          4. К каким средствам он прибегает, чтобы осуществить свои намерения?

          5. Как воспринимает Софья поведение Молчалина?

          6. Прав ли Чацкий, говоря Софье о Молчалине: «… качеств ваших тьму, любуясь им, вы придали ему»?

          7. Чем вызвано заблуждение Софьи в отношении Молчалина?

          8. Достоин ли Молчалин той оценки, которую дает ему Чацкий: «Молчалин прежде был так глуп!.. Жалчайшее созданье!», «Тот, кто на всех глупцов похож…»?


    Тема 3. Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовским обществом?
    Основная мысль: конфликт между Чацким и фамусовским обществом неизбежен. В доме Фамусова столкнулись две различные идеологии, два различных мировоззрения: представители старого, отжившего «века минувшего» и нового, нарождающегося «века нынешнего». Умному и благородному Чацкому нет места среди консервативных, невежественных низкопоклонников и льстецов.

    1. Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов – отражение общественного конфликта эпохи.

    2. Различие взглядов Чацкого и московского общества.

      1. «Век нынешний» и «век минувший» в оценке Чацкого и Фамусова.

      2. Отношение к новым веяниям века представителей фамусовского общества и Чацкого.

      3. Служение Отечеству в представлении Фамусова, Скалозуба, Молчалина и Чацкого.

      4. Отношение к крепостному праву Чацкого и представителей «века минувшего».

      5. Идеал жизни и способы его достижения в фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу.

      6. Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание.

      7. Преклонение перед иностранным и отношение к этому Чацкого.

      8. Обострение общественного конфликта личной драмой героя.

    3. Чацкий – победитель или побежденный?


    Тема 4. «Мильон терзаний» Чацкого.


    1. Столкновение двух миров в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    2. «Чацкого роль – роль страдательная… и всегда победительная».

      1. Прошлое Чацкого, его занятия. Как автор вводит эти сведения в пьесу?

      2. Личная драма Чацкого.

      3. Против чего протестует Чацкий, каковы его собственные идеалы?

      4. Кто Чацкий – победитель или побежденный?

      5. Одинок ли Чацкий?

    1. Значение образа Чацкого.

    «Чацкие неизбежны при смене одного века другим».

    Тема 5. Барская Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».


    1. Россия и Москва после войны 1812г.

    2. «Есть на земле такие превращенья…»:

      1. «… превращенье правлений…» (Ученый комитет; возвращение к прежним порядкам века Екатерины, служба лицам, а не делу);

      2. «… превращения… и нравов, и умов…» (Молчалин, Фамусов, Софья): «Ведь нынче любят бессловесных», «Не должно сметь свое суждение иметь», лицемерие; двойственность мышления (Репетилов);

      3. «Мундир, один мундир…» - изменение психологии и положение военных людей (Скалозуб, Горич);

      4. «… привыкли мы, что нам без немцев нет спасенья…», «Господствует еще смешение языков французского с нижегородским»;

      5. «усиление женской власти» (Горичи).

    3. Мастерство Грибоедова в изображении барской Москвы (3 плана: Фамусов и его домочадцы, гости на балу, внесценические персонажи).

    4. Фамусовскому обществу нанесен «… смертельный удар качеством силы свежей».


    II. Подведение итогов

    1. Рефлексия.

    2. задание на дом: написать сочинение по комедии «Горе от ума».


    Приложение.

    Подготовка к сочинению.

    (Памятка)

    Основные этапы подготовки к сочинению.

    1. Чтение текста художественного произведения и изучение его.

    • читать необходимо с записыванием.

    • выписки лучше делать на отдельных листах или карточках, чтобы потом их можно было расположить в нужном порядке, сравнивать, систематизировать.

    • в левом углу – имя автора, название произведения, в правом – проблему или тему, в связи с которой сделана выписка, далее цитату и выходные данные книги.

    2. Изучение рекомендованной литературы:

    • необходимо повторить соответствующие разделы учебника по литературе;

    • из списка источников, приводимого после каждой темы, надо выбрать работу последних лет изданий, просмотреть его с точки зрения интересующей проблемы;

    • необходимо своими словами изложить основные идеи автора исследования, сделать точные и краткие выписки на карточки;

    • существует несколько форм выписок:

    • план;

    • тезисы;

    • конспект.

    При первоначальном чтении делаются пометки в тексте, выписываются непонятные слова, составляется простой план произведения. При повторном чтении составляются тезисы – краткие формулировки, раскрывающие суть содержания. Конспект должен передать то, о чем говорится в произведении, что утверждается автором и как доказывается им.

    3.Системавтмизация собранного материала, составление плана сочинения (он может быть простым, сложным, цитатным).

    4. Написание работы:

    • изложение материала должно строго отвечать плану, быть последовательным и логичным;

    • в введении следует определить цели и задачи работы;

    • в основной части тщательно и детально анализируется текст произведения, проводится сравнительный анализ, где это необходимо;

    • в заключении подводятся итоги работы и делаются выводы.

    5. Работа над черновиком:

    • написанную на черновике работу нужно проверить, оценить ее критически, обратив внимание на содержание написанного;

    • раскрыта ли тема;

    • выражена ли основная мысль;

    • соответствует ли сочинение составленному плану;

    • не нарушена ли связь между частями;

    • правильно ли подобран и систематизирован материал;

    • уместно ли цитирование;

    • необходимо ликвидировать речевые и стилистические недочеты;

    • исправить орфографические и пунктуационные ошибки.

    6. Оформление работы:

    • сочинение пишется с двух сторон листа (тетрадного);

    • объем его – 3-4 тетрадных листа;

    • важно соблюдать абзацы;

    • на первой странице указывается тема, а иногда и план;

    • эпиграф следует писать после названия темы, справа, без кавычек и скобок;

    • цитаты приводятся точно, с сохранением всех особенностей подлинника.


    написать администратору сайта