история. Поэму Байрона и рассказ Э. По прочитать обязательно! Занятие будет в зуме. Письменные работы прислать до сессии. Тема Сказка Гофмана Крошка Цахес Место сказки в творчестве Гофмана
Скачать 32.21 Kb.
|
Задание по дисциплине «История зарубежной литературы XIX века» (романтизм). Выполнить письменно Контрольные работы по теме 1 и 2 (Гофман и Гюго). Подготовиться к практическому занятию по теме 3 (Байрон) и 4 (Э. По). Поэму Байрона и рассказ Э. По прочитать обязательно! Занятие будет в зуме. Письменные работы прислать до сессии. Тема 1. Сказка Гофмана «Крошка Цахес» Место сказки в творчестве Гофмана. Сущность гофмановского поэтического двоемирия: столкновение мира «музыкантов» и обывателей. Образ Цахеса как иллюстрация романтического гротеска. Образ Бальтасара как романтического героя. Романтическая ирония в сказке и ее философский смысл. Л и т е р а т у р аГофман Э. Крошка Цахес. Герцен А.И. Э.Т.А.Гофман. Любое издание. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973. С. 463-537. Ботникова А.Б. Э.Т.А.Гофман и русская литература. Воронеж, 1977. Храповицкая Г.Н. и др. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. М., 2003. Тема 2. «СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» ВИКТОРА ГЮГО: ПРОБЛЕМАТИКА, СИСТЕМА ОБРАЗОВ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНАПЛАН ЗАНЯТИЯОсобенности историзма В.Гюго. Способы достижения исторической достоверности. Тематика и проблематика романа. Романтическое понимание прекрасного и безобразного. Образы Эсмеральды и Квазимодо, их место в романе. Роль Собора в произведении. Виктор Гюго (1802-1885) – один из крупнейших представителей романтизма во французской литературе. Свою творческую деятельность Гюго начинает еще в юношеские годы. Его первый сборник «Оды» (1822) был удостоен королевской премии. Для ранних произведений Гюго была характерна симпатия к реставрированной династии Бурбонов и неприязнь к революции. Но Гюго начинает тяготеть к либеральному лагерю. Поэт становится поклонником Наполеона Бонапарта и сторонником борьбы греков за независимость. Изменившиеся взгляды Гюго отразились в его сборнике «Восточные мотивы» и драмах «Кромвель» (1827), «Марион Делорм» (1829), «Эрнани» (1830). Драма в прозе «Кромвель», написанная на сюжет из истории Англии XVII века, не имела успеха у публики, но ее место в истории французской литературы определяется тем, что предисловие к драме стало манифестом формирующегося французского романтизма. В предисловии Гюго излагает свое видение истории литературы в связи с историей общества. Первобытной эпохе, по его мнению, соответствует лирика, так как именно лирика больше всего подходит для выражения восторга человека перед мирозданием. Высочайшим образом лирики Гюго считает Библию. Следующая эпоха – античная. В эту эпоху, как полагает Гюго, важнейшим видом литературы становится эпос, ярчайшим представителем которого был Гомер. Наконец, в Средние века начинается новая эпоха – христианская. Христианство видит в человеке постоянную борьбу двух начал: духовного и телесного, божественного и животного. Это противостояние Гюго считает драматичной, так как драма, по его мнению, и есть борьба двух противоположных начал. Величайшим автором третьей эпохи Гюго называет Шекспира, а ведущим литературным родом – драму. Эта концепция интересна тем, что Гюго пытается показать историческое развитие литературы. По мнению Гюго, искусство должно быть правдиво, оно не должно ничем себя ограничивать. Но здесь проявляется своеобразие Гюго как романтика: правда жизни, в его представлении, подлежит сильному изменению, преувеличению в воображении автора. Поэтому требование правды сочетается у Гюго с требованием абсолютной свободы творчества. Воображение писателя должно раскрыть конфликт добра и зла, разворачивающийся за внешней оболочкой явлений. Выявить доброе и злое начала в человеке можно лишь усиливая действительность, показывая крайности, контрасты. В своем творчестве Гюго постоянно прибегает к контрасту и сопоставлению прекрасного и уродливого. Важным в предисловии к «Кромвелю» становится и требование местного колорита. Гюго упрекает классицистов в том, что они изображали своих героев вне конкретного времени и вне определений национальной среды. Он требует передачи особенностей той или иной эпохи, того или иного народа. Свои эстетические взгляды Гюго постарался реализовать в художественных произведениях, одним из которых стал роман «Собор Парижской Богоматери» (1831). В этом романе Гюго обращается к эпохе средневековья, изображая Париж XV века. Можно утверждать, что в романе проявляется отрицание классицистской увлеченности античности. Гюго, как и другие романтики, стремился преодолеть скептическое отношение к средневековью, которое было присуще просветителям. Наконец, средние века противопоставляются Гюго скучному буржуазному существованию. В центре романа несколько персонажей: архидьякон собора Клод Фролло, цыганка Эсмеральда, звонарь Собора Квазимодо и офицер Феб де Шатопер. Каждый из персонажей оказывался носителем одной или двух важнейших черт: Клод Фролло например, одержим страстью к Эсмеральде и, в то же время, скован средневековыми религиозными догмами. Конфликт романа определяется столкновением наших противоположных начал, положенных в основу персонажей: уродство и доброта Квазимодо, красота и никчемность Феба. Важную роль в произведении играет и образ Собора, символизирующий средневековье. Этот символ можно трактовать по-разному. Можно считать, что средневековье, мрачная эпоха, подчиняющая себе людей – судьбы героев романа оказываются связаны с Собором, свою гибель они находят в его сменах или поблизости от него. В то же время Гюго не зачеркивает средние века как особую культурную эпоху. Собор прекрасен, так как в нем воплотились талант французского народа и его стремление к красоте. Огромную роль в романе играет случай. Все события связаны друг с другом случаем. Роман построен на неожиданностях, на которых строились в XVIII веке романы приключений. Но это не отменяет идеи исторической и нравственной закономерности. Более того, эта закономерность торжествует именно благодаря «игре случая», в кажущемся беспорядке созданной им интриги. Действительно, ведь владеющие героями страсти, так же как обстоятельства, среди которых они развиваются, определены историей. Происходящее в романе ограничено эпохой, ее понятиями, законами, традициями. В пределах этого возможного развивается действие, типическое не потому, что оно много раз происходило в реальной жизни, но потому, что оно объяснено закономерностями XV века. Тема 3. Романтическая поэма Дж. Г. Байрона «Корсар» «Восточные поэмы» в творчестве Дж. Г. Байрона. Средства создания образа главного героя (Конрада) А) портрет Б) Конрад и окружающие люди (пираты, Медора, Гюльнар) В) внутренний мир героя 3. Роль изображения природы. 4. Особенности композиции поэмы. Литература. Байрон Дж. Корсар Дьяконова Н.Я. Джордж Байрон. М., 1978. Храповицкая Г.Н. и др. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. М., 2003. Тема 4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ РОМАНТИЧЕСКОЙ НОВЕЛЛЫ. ЭДГАР ПО «ПАДЕНИЕ ДОМА АШЕРОВ»Прочитать новеллу Э. По «Падение дома Ашеров Подготовит отвечать на вопросы (см. план занятия ниже) Эдгар Аллан По (1809-1849) выступает и как писатель, в чьем творчестве воплотились романтические традиции американской литературы, и как автор, оказавший огромное влияние на литературу, более позднего времени – рубежа XIX-XX вв. и XX века. Эдгар Аллан По – один из крупнейших художников XIX века, новеллист, поэт, литературный критик. У себя в стране при жизни он остался практически незамеченным. Слава пришла к нему лишь после смерти. Впервые на него обратили внимание Шарль Бодлер и французские поэты-символисты во второй половине XIX века. Больше всего Эдгар По известен как прозаик, прежде всего, как новеллист. Он начал писать прозу в 1831 году. За восемнадцать лет он написал две повести («Повесть о приключениях Артура Гордона Пима» – 1838 и «Дневник Джулиуса Родмена» – 1840), философский трактат «Эврика» (1848), и около семидесяти рассказов, печатавшихся в журналах и альманахах, а затем собранных в сборники. При жизни Э. По вышло пять таких сборников: «Гротески и арабески» (в двух томах) – 1840, «Романтическая проза Эдгара А. По» – 1843, «Рассказы» – 1845, 1849 и «пиратское» издание новелл, опубликованное в Лондоне без ведома автора под названием «Месмеризм in Articulo Mortis». Известно также, что Э. По намерен был выпустить в 1842 году еще один сборник – «Фантастические рассказы», однако не осуществил этого намерения. Его интересовало все необычное, редкое, разрушающее привычный облик явлений и раскрывающее трагизм, скрывающийся за повседневностью. Новеллы писателя трудно разделить на группы по жанрам, но в общем можно три главные категории: новеллы фантастические, детективные или «логические» и новеллы психологические или «страшные», занимающие основное место в творчестве писателя. Их главная тема – столкновение человеческого сознания, воспитанного на гуманистических идеалах, с бесчеловечными тенденциями, порожденными развитием цивилизации. Для новеллистики Э. По характерно стремление к правдоподобию, к точности деталей, интерес к науке и технике. Это стремление отличает американского автора от других романтиков, в произведениях которых мы имеем дело с определенной размытостью, нечеткостью деталей. Аналитическое отношение к действительности соседствует с ужасом перед ней. Э. По исходит из мысли о том, что человеческая жизнь связана со страданием. Это страдание он изображает предельно подробно и достоверно, показывая не только мучения тела, но души. Самой известной психологической новеллой Э.По является новелла «Падение дома Ашеров», привлекающая внимание уже не одного поколения читателей и исследователей, пытающихся понять замысел автора. Так, например, М. Хоффман предлагает видеть в Доме Ашеров «олицетворение Просвещения с его гармонией чувств и разума», а в разрушении его – символ «гибели просветительской цивилизации»; Харви Аллен, со своей стороны, связывает Дом Ашеров со «старинными разрушающимися поместьями, стоящими посреди болот, мрачных лесов и озер» Южной Каролины, которые Эдгар мог видеть во время прохождения военной службы. Вряд ли имеет смысл так жестко увязывать новеллу с реалиями американской действительности или фактами биографии самого писателя, но в ней в своеобразной форме отразилась реальность Америки сороковых годов позапрошлого века. Жизнь Америки 1830-3840-х годов, нарастание экономических и политических противоречий, обострение внутренних конфликтов, большие и малые кризисы, изменение нравственной атмосферы – все это предвещало наступление новой, тревожной эпохи, общенациональных потрясений. Разумеется, никто не мог еще предсказать, что в начале шестидесятых годов разразится гражданская война, но обстоятельства, приведшие к ней, накапливались, и многих американских романтиков мучило предчувствие грядущей катастрофы, возможным последствием которой могло стать уничтожение глазных завоеваний революции. Конец 1830-х и 1840-е годы, когда Э. По создает наиболее трагические из своих рассказов, – время острейших противоречий в американской общественной жизни. Купер в эти годы от публицистической критики американской социальной системы обращается к созданию трилогии о земельной ренте, вскрывающей глубочайшие конфликты общественного развития США. Для Купера, отозвавшегося на те же противоречия американской жизни 40-х годов, характерно спокойное повествование с эпическими картинами американского прошлого и современности, лишь изредка прерываемое резкими публицистическими выпадами против современного положения вещей. Э. По пишет иначе. Его нервная, мрачная и пугающая манера рассказа, настроения безысходности, склонность подчеркивать ужасное и трагическое в человеческой жизни накладывают на все его творчество отпечаток какой-то внутренней обреченности. Как художник, сложившийся в более поздний, по сравнению с Купером, период общественного развития, когда конфликты нового государства проявились гораздо определеннее и сказались на существовании подавляющей массы американцев, Э. По отразил характерные настроения пессимизма и страха перед действительностью. Как талантливый писатель, он не мог пройти мимо проблем своего времени. Эдгар По мог воплотить ужас существования в художественную форму. Впереди была лишь тьма или мрачные отблески Красной смерти. Заканчивая рассказ «Разговор с мумией», он писал: «Правду сказать, мне смертельно надоела эта жизнь, да и вообще девятнадцатый век. Я убежден, что все идет, как нельзя хуже». Выше мы упоминали, Что Э. По выступал не только как прозаик, но и как поэт. Его стихи относятся к лучшим образцам поэзии на английском языке. Самыми известными стихотворениями Э. По являются такие произведения, как «Ворон», «Колокола», «Улялюм», «Эннабел Ли». Стихи Э. По – это, как правило, стихи о невозможности счастья, о тщетности человеческих желаний. Поэзия Э. По раскрывает состояние личности с обостренной чувствительностью. Для понимания творчества этого автора важна мысль о единстве поэзии и музыки, которая вдохновила Равеля, Дебюсси, Рахманинова. Особенно популярным стало стихотворение «Колокола», в котором при помощи колокольного звона изображается вся человеческая жизнь. ПЛАН ЗАНЯТИЯМесто новеллы «Падение дома Ашеров» в творчестве Э.По.. 2. Родерик Ашер как романтический герой. Конфликт новеллы 3. Тема искусства. 4. Средства создания атмосферы в новелле: пейзаж, детали, использование эпитетов и сравнений. 5. Трактовка новеллы в критике. Комментарии к тексту Как и многие другие романтические произведения, новелла «Падение дома Ашеров» не поддается однозначному истолкованию. Эта особенность произведения позволяет выдвигать самые неожиданные версии: Родерик – вампир, Медалайн – вампир, дом – вампир. Некоторые исследователи утверждают, что брат и сестра Ашеры представляют собой две стороны одного существа: духовную и физическую. Попытка духа, воплощением которого является Родерик, обойтись без тела заканчивается трагически. Тем не менее, есть нечто, что сближает эту новеллу с произведениями других писателей-романтиков. Прежде всего, это образ героев. Родерик Ашер как и многие другие романтические персонажи, изображается необычным, даже загадочным. Напомним, что излюбленным героем романтиков был человек искусства, и Эдгар По неоднократно отмечает способности Родерика как художника, музыканта и поэта. Важной особенностью романтических произведений был характер конфликта. Как правило, это был конфликт человеком и миром. Такой конфликт присутствует и в новелле американского писателя. На это указывает, например, образ жизни героя. Автор отмечает, что Родерик уже долгие годы живет затворником в родовом замке, создав свой особый, искусственный мир, не желая принимать участие в жизни мира большого. В изображении этого внешнего мира Эдгар По оказывается близок другим авторам-романтикам. Писатель тщательно воссоздает облик той местности, где расположен замок, с первых же строк создавая у нас впечатление печали, тоски и неясной угрозы. Мы не можем назвать континент, страну, местность, где происходит действие психологических рассказов. И это неважно. Географические характеристики ничего не дают нам. Гораздо существеннее пространственная характеристика иного типа: угрюмый, разрушающийся дом. Мы имеем дело с замкнутым, ограниченным пространством и, следовательно с человеком, отъединенным от мира, когда сам он, его собственное сознание становится единственным объектом и субъектом анализа. Автор ведет повествование через рассказчика, функция которого состоит главным образом в том, чтобы служить своеобразным фильтром, допускающим до читателя сравнительно узкую часть спектра человеческих чувств и ощущений. Рассказчик не просто описывает обстановку, ситуацию и события, но одновременно излагает собственную эмоциональную реакцию, как бы устанавливая этим самым общую тональность для восприятия текста. Доминирует в этой тональности чувство тревоги и безнадежно мрачного состояния. Ощущение угрозы и явной дисгармонии в жизни обитателей замка сохраняется на протяжении новеллы, завершаясь в итоге катастрофой. На наличие какого-то конфликта указывает уже название новеллы. Если речь идет о падении Ашеров, то в чем причина этого падения? Что противостоит героям произведения Эдгара По? Понять замысел автора нам помогает стихотворение, включенное в текст новеллы. Нам представляется, что это стихотворение можно интерпретировать как аллегорическое повествование о трагедии Родерика. С образом героя связано авторское представление об идеале. Идеал для Эдгара По – это мир, которым правит красота и творчество. Американский писатель, как и другие романтики, осознавал несовершенство действительности, не позволяющей этому идеалу осуществиться. Но Эдгар По острее, чем другие романтики, чувствовал и несовершенство духовного мира человека. Он был, пожалуй, первым, кто обратил внимание на опасность чрезмерного духовного развития. Писатель показал, что в душе человека стремление к идеалу, сталкиваясь с невозможностью воплотить этот идеал в жизни, сменяется опустошенностью и тягой к смерти. Несовершенство героя и приводит Родерика к поражению в конфликте с миром. В приверженности Ашера искусству псатель видит не только положительное, но и опасное явление. Утонченность героя показывается как болезнь, приводящая его к гибели. Автор новеллы постоянно обращает наше внимание не просто на необычность облика Родерика Ашера, но подчеркивает его близость к смерти. Это впечатление усиливается подробным описанием картин и музыкальных произведений Родерика и перечислением названий его любимых книг – на всем лежит печать смерти. Физическая и психологическая пространственная самоизоляция героя предполагает, в качестве своего основания, противостояние человеческого создания обществу и миру. Герои психологических новелл боятся жизни. Их пугает не реальность как таковая, а те нравственные и иные стандарты, которые утвердились во всех сферах жизни Америки, и те силы, которые навязывают эти стандарты человеческому сознанию, деформируя его. Именно страх перед утратой личности образует главный источник ужаса, владеющего сознанием героев. ЛИТЕРАТУРА Эдгар По «Падение дома Ашеров». Любое издание. Ковалев Ю.В. Эдгар По // История всемирной литературы. – Т.6., –С. 571-572. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968. – С. 189-251. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. – М., 2003. |