Главная страница

Поэтическое творчество Пушкина. Поэтическое творчество Пушкина началось в лицее. Это отмечено самим поэтом и в прозаической форме в статье "Опровержение на критики", и в поэтических строфах "Евгения Онегина"


Скачать 18.23 Kb.
НазваниеПоэтическое творчество Пушкина началось в лицее. Это отмечено самим поэтом и в прозаической форме в статье "Опровержение на критики", и в поэтических строфах "Евгения Онегина"
АнкорПоэтическое творчество Пушкина
Дата15.11.2022
Размер18.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаword2.docx
ТипДокументы
#790603

Поэтическое творчество Пушкина началось в лицее. Это отмечено самим поэтом и в прозаической форме - в статье "Опровержение на критики", и в поэтических строфах "Евгения Онегина". В садах Лицея, весной, в таинственных долинах, тринадцатилетнему отроку стала "являться муза", озарившая новым светом его лицейскую жизнь. Это были годы Отечественной войны, высокого эмоционального напряжения каждого истинного русского сердца, они-то и всколыхнули дремавшие до того поэтические силы Пушкина. Пробуждению поэтического чувства и жажды творчества способствовала вся обстановка лицейской жизни, дышавшая поэзией. Каждый почти лицеист чувствовал себя поэтом, профессура поощряла первые творческие опыты своих воспитанников, за лицейской молодежью внимательно следили лучшие поэты и писатели, отмечая каждое дарование. В широком ходу были коллективные формы творчества лицеистов, лучшие опыты издавались в самом лицее, развивалось негласное соревнование поэтических талантов. Что касается Пушкина, то уже в 1815 году его дар "заметил и, в гроб сходя, благословил" сам Державин, осыпал ласками и окружал вниманием Карамзин, а Жуковский, как было уже сказано, призывал всех выдающихся деятелей русской литературы "соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту". Великие дарования рождаются по зову времени. Пушкин вырастал в такое Бремя, когда нужда в самобытной русской литературе остро ощущалась всеми передовыми и наиболее одаренными творцами русской культуры.

Начав писать, Пушкин быстро ощутил в себе громадные силы и бьющее через край вдохновение. Осваивая формы и способы, выработанные любимыми поэтами и писателями, он пробует свои силы в самых различных жанрах и творческих направлениях. Лирик по преимуществу, лицеист Пушкин в то же время писал поэмы "Монах" и "Бова", пародировал "Громобоя" Жуковского в своем скабрезно-шутливом произведении "Тень Кораблева", писал прозаическую вещь (не то роман, не то философскую повесть) под замысловатым названием "Фатам, или разум человеческий", обдумывал "ироиче-скую поэму" об Игоре и Ольге, начал писать комедию в пяти действиях, в стихах, под названием "Философ".

Первое напечатанное произведение Пушкина - послание "К другу-стихотворцу" без подписи автора появилось в журнале "Вестник Европы" 4 июля 1814 года (№ 13), а уже в следующем году поэт-лицеист получил от директора департамента Министерства народного просвещения И. И. Мартынова (бывшего издателя журналов "Северный вестник" (1804-1805) и "Лицей" (1806), близких по духу просветителям "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств") заказ на стихотворение в честь возвращающегося из Парижа Александра I. Он получил признание и в среде лицейских поэтов, и в авторитетных литературных кругах, и среди общественности. Из его лицейских стихов три произведения: "К Лицинию", "Наполеон на Эльбе" и "Воспоминания в Царском Селе" были помещены в "Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах". В лицейские же годы начата смелая работа над первой в истории русской литературы крупной поэмой "Руслан и Людмила". Большие ожидания и надежды, которые возлагали на него маститые писатели того времени, вполне оправдывали себя.

лицейских произведениях юного Пушкина слышны отзвуки и громокипящей классицистической музы Державина, с торжественными славянизмами, с усечениями прилагательных, с пиитическими вольностями, нарушениями строя речи ("Увы! на башнях галл Кремля!.."), с риторическими вопросами ("Не се ль Минервы росской храм?"), с рифмой, дающей установку на славянское произношение: незабвенный-уединенный (не: уединённый!) и т. п. Но опыт высокого классицизма, с его гражданственным витийством, преломляется в творчестве Пушкина через призму романтической поэтики Батюшкова и Жуковского, так что, например, "Воспоминания в Царском Селе" по духу родственны музе того, перед кем они были читаны на переводных экзаменах, а по структуре, по строфике и многим фразеологическим оборотам восходят к исторической элегии Батюшкова "На развалинах замка в Швеции". Благодаря этому лучшие лицейские стихотворения представляют собою сплав творческих традиций предшественников, на опыте которых Пушкин много и плодотворно учился.

Рука ученика пробовала различные аккорды, уже разработанные русской поэзией, касалась известных мелодий, но стремилась извлечь новые звуки, дать иное сочетание уже слышанным мелодиям, открыть новые, никому еще не известные источники гармонии. Сплавляя различные элементы, он достигает нового единства и часто, пойдя вслед за признанным мастером, оказывается в творческой полемике с ним. Это легко проследить на сопоставлении стихотворения Пушкина "Александру" с произведением Жуковского "Императору Александру", из которого, безусловно, исходил юный поэт, выполняя заказ Мартынова. Уступая Жуковскому в широте взгляда, в зрелой тревоге за судьбы народа-победителя, Пушкин в ряде случаев добивается большей точности и конкретности слова, но главное - он далек от того, чтобы трактовать Александра как воплощение велений промысла, а Наполеона как богоотступника, как чудовище и страшилище.

Без мистики юный поэт славит царя за то, за что славили его в 1814-1815 году все честные патриоты России, видя в нем "вождя побед". Поэтому в пушкинском послании выражено сожаление поэта-патриота, что не удалось сжать меч младенческой рукою и пролить кровь в боях за родину. Наполеон тоже представляется ему без всяких мистических наслоений: "в могущей дерзости венчанный исполин". Победа России потому так и радует, что она одержана над сильным, гордым и грозным противником, перед которым пала почти вся Европа. Победа радует еще потому, что благодаря ей "на землю мрачную нисходит светлый мир", и поэт ясно видит в перспективе вселенную, осененную "желанной тишиной", мирный труд крестьянина, расцвет торговли. О боях "юные сыны воинственных славян" будут узнавать только из рассказов стариков о славе прошлых лет. Вслед за Жуковским, в элегическом тоне, писал Пушкин и такие произведения, как "Наслаждение", "Сраженный рыцарь", "Принцу Оранскому", "Наполеон на Эльбе". В этих стихах сгущены эпитеты, поносящие Наполеона: он "губитель", свирепый мститель, мечтающий: "Царем воссяду на гробах!". В стихотворении "Принцу Оранскому" Наполеон чисто по-жуковски назван "ужасом мира", и прославлен принц Оранский за то, что "верных вел в последний бой и мстил за лилии Бурбона". Здесь явно влияние консервативных убеждений на юного поэта. "Принцу Оранскому" Пушкин не издавал во всю свою жизнь. За "Наполеона на Эльбе" его сильно и страстно критиковал в 1822 году "первый декабрист" В. Ф. Раевский.

Влияние Батюшкова отразилось на множестве посланий юного поэта. "Городок", "Тень Фонвизина", "Гроб Анакреона" - крупнейшие произведения с печатью творческого влияния даровитого Батюшкова, при этом влияние последнего равно сказывается и в эпикурейских, и в меланхолически-безотрадных мотивах пушкинской лиры. Техника стиха, музыкальность и выразительность слова, умение передать различные переживания - от шаловливой улыбки до уныния и разочарованности - всему этому учился Пушкин на опыте Державина, Жуковского и Батюшкова. Он смело перенимал у них лучшие достижения, не стесняясь совпадением мотивов, картин и выражений, перенимал в полной уверенности в своих самобытных силах, способных переработать накопленные уже поэзией материалы в оригинальное по мысли и форме новое поэтическое явление. Отсюда возникало чувство творческой свободы, которого не бывает у подражателей, чаще всего выражавшееся в пародировании любимых наставников, в ироническом представлении Державина и Батюшкова ("Тень Фонвизина") и т. п.

С лицейских лет он чувствовал себя в идейном отношении учеником Вольтера и Радищева. "Монах", с его "противу рясок рвеньем" - конкретное воплощение прямой связи формирующегося русского поэта-гуманиста с ненавистником церкви, монашества, всех и всяких клерикалов, великим представителем живого и трезвого ума французского народа - Вольтером. В отрывке из поэмы "Бова" имена Вольтера и Радищева поставлены рядом, и в том и в другом революционном просветителе поэт видит дорогого своего наставника: "Петь я тоже вознамерился, но сравняюсь ли с Радищевым?". Пушкин знал его произведения, изданные в 1806-1811 гг. И на него произвел сильное впечатление не только радищевский "Вова", но и философский трактат "О человеке, его смерти и бессмертии". Высокой оценки со стороны лицеиста Пушкина удостоены также Фонвизин и Крылов (автор "Подщипы"), в тон им создана сатирическая картина русской действительности, где, как и во времена Фонвизина, всё так же все дела текут:

Зоркое внимание к родной действительности крепло в Пушкине из года в год, так как он находился в самой гуще молодой жизни, отражал в себе свободолюбивый "дух Лицея", все теснее связывался с передовыми людьми эпохи, из которых формировались тайные политические общества. Жуковский ушел от тревог русского общества в "очарованное Там", Батюшков - в греко-римский мир античности и мифологии. Пушкин, зрея, срастался душой с современностью, занятой великой думой о неустройстве социально-политических дел в стране, об изменении судеб русского народа-исполина.

Жуковский написал на портрете, подаренном Пушкину: "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму Руслан и Людмила, 1820 марта 26". На самом деле Пушкин раньше вышел из ученического периода. И вышел он из периода ученичества прежде всего как поэт политической мысли современной эпохи, как выразитель дум и настроений самых передовых кругов молодого поколения России. Вехой, отделившей ученичество Пушкина от периода творческой самостоятельности, является его знаменитая ода "Вольность", вобравшая в себя все критические элементы пушкинской мысли лицейского периода, начиная с известной формулы, провозглашенной в послании "К Лицинию",- "Свободой Рим возрос, а рабством погублен", и кончая извинениями перед товарищами за "страшный грех" - написанные вольно или невольно "придворные куплеты", в которых, как говорит сам поэт, "кадилом дерзостным я счастию кадил".


написать администратору сайта