Главная страница

Аннотация Пуленк Кантата Засуха, хор Покинутая деревня. Покинутая деревня. Пуленк. Покинутая деревня Из кантаты Засуха


Скачать 40.57 Kb.
НазваниеПокинутая деревня Из кантаты Засуха
АнкорАннотация Пуленк Кантата Засуха, хор Покинутая деревня
Дата19.12.2022
Размер40.57 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПокинутая деревня. Пуленк.docx
ТипРуководство
#852661


«Покинутая деревня»

Из кантаты «Засуха»
Слова Э. Джеймса Музыка Ф. Пуленка
Франсис Пуленк (1899-1963) – французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки».

Музыкальное образование Франсис Пуленк получал от матери, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном.

С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Стравинскому и Э. Сати.

В военные годы композитор сочиняет «Непрерывные движения», сонату в четыре руки, а несколько позже  - «Три пасторали». В конце 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией».

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создаёт вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; комедию-буфф «Непонятный жандарм»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы («Груди Терезия», «Диалоги кармелиток», моноопера «Человеческий голос»), кантаты («Засуха», «Лик человеческий», «Литании Чёрной мадонне»), хоровые циклы («Восемь французских песен», «Четыре рождественских мотета», «Лауды святого Антония Падуанского»), песни («Белоснежка», «Едва обезображенная», «В новую ночь», «Мэри»), лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Хоровые сочинения Франсиса Пуленка:

  • Кантаты: «Бал-маскарад», светская кантата для баритона и камерного оркестра на слова М.Жакоба (1932), «Литании к Черной Рокамадурской Богоматери» для женского или детского хора и органа или струнного оркестра (1936), «Засуха», кантата для хора и оркестра на слова Э. Джеймса (1937), «Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра (1950), «Gloria» для сопрано, хора и оркестра (1959), «Семь слов на кресте» для сопрано (детский голос), детского и мужского хоров и оркестра (1961), «Лик человеческий», кантата для двойного смешанного хора на слова П. Элюара (1943), «В снежный вечер», маленькая камерная кантата для шести голосов или хора на слова П. Элюара (1944)

  • Для хора acappella: «Застольные песни» для четырех мужских голосов на анонимные тексты XVII века (1922), Семь песен для смешанного хора на слова Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Mecca G-dur для смешанного хора (1937), Восемь французских песен для смешанного и для мужского хора на старинные народные тексты (1945), Четыре рождественских мотета для смешанного хора (1952), Лауды святого Антония Падуанского для мужского хора (1959).

(Полный список сочинений Ф. Пуленка смотрите в приложении)
Эдвард Уильям Фрэнк Джеймс (1907 – 1984) - британский поэт, известный своим покровительством сюрреалистическому художественному движению.

Сочинения Эдварда Джеймса:

  • Стихи: «Лечи меня», «Писательский блок», «Новый друг», «Царапается и кричит», «Мечты о ярости», «Армагеддон и ангелы», «Остановите мир», «Загадка», «День улыбок».


«Покинутая деревня»

«Покинутая деревня» - хоровая часть из кантаты «Засуха». Кантата – это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

В ней собраны четыре части — «Саранча», «Покинутая деревня», «Обманчивое будущее», «Скелет моря» — которые рисуют стихийное бедствие, постигшее людей. Некогда плодородная долина опустошена, она стала пристанищем и царством саранчи. Опустевшие, жаждущие склоны долины политы лишь слезами ушедших людей. Властная рука засухи стёрла следы человеческого жилья, её дух носится над безмолвной землёй, иссушенной, как пустая раковина.

Образы поэмы символичны, их нельзя принимать прямолинейно. Дата создания кантаты — 1937 год — невольно заставляет вспомнить потрясшие мир испанские события, трагедию которых Пикассо запечатлел в картине «Герника». Образ всепожирающей Саранчи, злобный вихрь Засухи, оставляющий за собой мертвое пространство, настойчиво перекликаются с пришедшими в движение темными силами гитлеризма. И хотя Пуленк не оставил своих замечаний по поводу сюжета «Засухи», музыка подтверждает эту мысль.

Полная драматического пафоса, доведённого порой до трагических кульминаций, не свойственных раннему творческому периоду Пуленка, музыка кантаты оставляет глубокое и сильное впечатление.
«Покинутая деревня» - произведение для 4-голосного смешанного хора с divisi в партии баса, в переменном размере 4/4, 5/4, 3/4, в темпе Moderato (умеренно). Указатель темпа в определённой степени выражают и характер музыки – смиренный, мрачный.

Форма. Простая двухчастная: 1 часть (тт. 1-42), 2 часть (тт. 43-71).

Мелодика. Главная мелодия (тт. 11-22) проходит попеременно в партиях баса и тенора. Она ломанная, нервная, несмотря на штрих legato, она передаёт атмосферу пустоты, внутренней боли. Ломанность создают скачки на диссонансные интервалы, альтерированные звуки. С 23 такта мелодия, изложенная в октавном унисоне, проходит в партиях сопрано и тенора. Она продолжает быть скачкообразной, нисходящей. С 31 такта мелодия выстраивается в форме диалога между партиями альта-баса и сопрано-тенора, по-прежнему в октавном унисоне (кроме тт. 38-40). В 41 такте вступают все голоса, главная мелодия поручается сопрано и тенору. С 44 затакта мелодическое движение подхватывается партией альта и продолжается в партии сопрано. В этой части мелодия нежная, лиричная, но наполненная болезненными ощущениями, усиливая горечь всей картины. В 60-63 тт. партии альта и баса проводят главную тему в изложении октавного унисона, но с 64 такта очень нежно мелодия переходит в партию сопрано, будто обволакивая гармонию, созданную остальными партиями.

Фактура смешанная. В основном хоровая партитура представлена в гомофонно-гармонической фактуре, но и нередко использует диалог между партиями (тт. 11-22, 32-40).

  • Диапазон первого сопрано: ми первой октавы – ля бемоль второй октавы;

  • Диапазон альта: ля бемоль малой октавы – ми второй октавы;

  • Диапазон тенора: ре бемоль малой октавы – соль первой октавы;

  • Диапазон баса: ля большой октавы – ми первой октавы;

Важно отметить, что тесситура всех партий довольно высокая, имеющая широкий диапазон, поэтому этот хор может исполнить только хорошо подготовленный и профессиональный смешанный хор.

Общий диапазон хора: ля большой октавы – ля бемоль второй октавы.

Гармония. Франсис Пуленк – композитор-импрессионист. Для его эпохи характерно стремление передать настроение композитора и его эмоций, вызвать у слушателей впечатление с помощью приобретающих значение символов, тонких психологических нюансов. В этом хоре нет тяготения к определённой тональности, присутствует множество альтерированных звуков, которые и создают образ покинутой деревни: разруху, опустошение, потерянность. Композитор необычными гармониями лучше раскрывает смысл текста, тем самым помогает представить описываемые картины природы.

Динамика и темп. Хоровая часть из кантаты написана в темпе Moderato, темп сохраняется на протяжении всей музыки, кроме кульминационного окончания 1 части (тт. 38-42), в котором присутствует небольшое ускорения для большего проникновения трагичности образа покинутой деревни. Динамика в этой музыке весьма развитая: 1 часть начинается с f, с колючего акцента, хор вступает на p (тт. 11). Движение музыки развивается до ff (тт. 23), тем самым выплёскивая эмоциональный порыв и боль этого места. Постоянная колкость в ритме и ломанность мелодического движения не утихает, продолжается в нюансе от mf до ff. 2 часть начинается с mf-p, уходя в очень нежное pp. Исключение в этой части является новая кульминационная волна, которая в заключении затихает (тт. 51-59).

Ритм, длительность и размер. Хор изложен в переменном размере 4/4, 5/4, 3/4, 2/4, который помогает разнообразить музыку благодаря смещению сильной доли. В некоторых местах смена размера нужна для помещения текста в определённые рамки (тт. 14, 40, 45).

Ритм очень разнообразен. В партии оркестра часто используются восьмые и шестнадцатые длительности, восьмые паузы, короткий пунктир в штрихе staccato (тт. 1-9, 23-30, 54-58, 60-62) на фоне партии хора, которая в штрихе legato развивается ровными половинными, четвертными и восьмыми длительностями. Но встречается и долгий пунктир (тт. 27, 38, 51). Вторая часть становится более спокойной, лиричной: это проявляется и в партии оркестра, которая в основном изложена ровными восьмыми длительностями, так и в партии хора.

Дирижёрские трудности. В первую очередь, дирижёру необходимо выдерживать темп, сохраняя пульсацию, точно показывать ауфтакты и снятия. После смыслового ускорения (тт. 38-42) важно показать чёткий ауфтакт к следующей части произведения (т. 43). Динамических оттенков в это произведении немало, важно показать эту разницу, вывести кульминацию на ff (тт. 23-29, 38-42).

Приложение

Франсис Пуленк (1899-1963) – французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки».

Будущий композитор родился в семье крупного промышленника. Мать — прекрасная музыкантша — была первой учительницей Франсиса, она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В. А. Моцартом, Р. Шуманом, Ф. Шубертом, Ф. Шопеном. Кроме этого, значимое влияние на формирование будущего композитора оказал театр, который маленький Франсис начал посещать уже с семилетнего возраста. Весьма яркие впечатления мальчик получал от спектаклей в «Опера-комик».

С 15 лет его музыкальное образование продолжалось под руководством пианиста Р. Виньеса и композитора Ш. Кеклена, они приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К. Дебюсси, М. Равеля, а также к новым кумирам молодых — И. Стравинскому и Э. Сати. Летом 1914 началась Первая мировая война. Фронт постоянно приходилось пополнять новыми силами, не избежал военной участи и семнадцатилетний Пуленк, которого мобилизовали в 1916 году. Поначалу он оставался в Париже, затем был откомандирован в окрестности Венсена, в противовоздушное соединение, которое впоследствии было переведено на остров Сен-Мартен. Даже здесь Франциск, не забывая про своё любимое занятие,  нашёл старенькое фортепиано, которое помогло ему сочинить «Непрерывные движения», сонату в четыре руки, а несколько позже  - «Три пасторали». Он был призван в армию, это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В конце 1917 г. восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. 

С лета 1919 года до осени 1921 года Пуленк проходил службу в министерстве авиации, которое располагалось в столице. Находясь в Париже он активно участвовал в концертах, в которых звучали произведения молодых композиторов, поддерживаемых Э. Сати, ставшего в культурной среде того времени необычайно популярным. После одного из таких концертов было провозглашено рождение знаменитой « Шестёрки», в которую вошли Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жермен Тайфер, Луи Дюрей, Жорж Орик и Франсис Пуленк. Это объединение стали воспринимать как независимое эстетическое содружество, представляющее новое модное течение. Всё время активно сочиняющий Пуленк  к 1920 году был автором трехцветной сюиты и пяти экспромтов, а в 1921 году он пишет десять фортепианных пьес под названием «Прогулки» и комедию-буфф «Непонятный жандарм».

Вдохновленный успехом, Пуленк вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальные циклы «Бестиарий» (на ст. Г. Аполлинера), «Кокарды» (на ст. Ж. Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; комедию-буфф «Непонятный жандарм»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада»; балет с пением «Лани», поставленный в 1924 г. в антрепризе С. Дягилева.

В ранних произведениях Пуленка проявились уже самые существенные стороны его темперамента, вкуса, творческого почерка, особая чисто парижская окраска его музыки, ее неразрывная связь с парижской шансон. Б. Асафьев, давая характеристику этим сочинениям, отметил «ясность... и живость мышления, задорный ритм, меткую наблюдательность, чистоту рисунка, сжатость — и конкретность изложения».

В 30-е годы расцветает лирический талант композитора. Когда над Европой нависла фашистская угроза, во Франции борцы - антифашисты создали «Народный фронт», а передовая художественная интеллигенция объединилась в организацию под названием «Народная музыкальная федерация». Франсис Пуленк не вступил ни в одну из партий, тем не менее, произведения композитора этого периода такие как «Засуха», Концерт для органа», «Литании к Черной Рокамадурской богоматери» и «Месса» наполнены особым драматизмом. Наступила осень 1939 года, Англия и Франция в ответ на нападение гитлеровских войск на Польшу, объявили войну Германии. По этой причине Франсиса Пуленка вновь призвали в армию, где он служил до июня 1940 года, пока не было провозглашено перемирие, по условиям которого немцы оккупировали всю Францию. Демобилизовавшись, композитор до осени гостил у своих кузин в Бордо, работая там над новыми произведениями: виолончельной сонатой и серией детских фортепианных пьесок «История слонёнка Бабара». В октябре он вернулся в свой загородный дом в местечке Нуазей и взялся за сочинение одноактного балета «Примерные животные», в основу сюжета которого были положены басни Жана Лафонтена. Премьера спектакля состоялась в августе 1942 года в театре Парижской национальной оперы.

Летом 1943 года, после совершённого паломничества к святилищам средневекового городка Рокамадура, Пуленк поселился в городе Больё-сюр-Дордонь, там ему в голову прищла мысль написать протестное оккупационному режиму произведение - кантату «Человеческий лик», потом нелегально его издать, тем самым преподнести французам подарок ко дню Освобождения от немецких захватчиков. Весной 1944 года композитор возвращается в свой дом Нуазей, где начинает работу над оперой-буфф «Груди Тирезия» по безудержно - весёлому произведению французского поэта - авангардиста Гийома Аполлинера.

Творческая активность Пуленка с середины 40-х годов не ослабевает, из-под его пера выходит одно произведение за другим, среди них: вокальный цикл «Каллиграммы» (стихи Г. Аполлинера) и произведение для хора а капелла «Четыре маленькие молитвы Франциску Ассизскому».

В лице Пьера Бернака композитор обрел талантливого интерпретатора своих песен. С ним в качестве пианиста он много и успешно гастролировал по городам Европы и Америки на протяжении более чем 20 лет. Большой художественный интерес представляют хоровые сочинения Пуленка на духовные тексты: Месса, «Литании к черной Рокамадурской богоматери», Четыре мотета на время покаяния. Позднее — в 50-е годы будут созданы также «Stabat mater», «Gloria», Четыре рождественских мотета.

Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы («Груди Терезия», «Диалоги кармелиток», моноопера «Человеческий голос»), кантаты («Засуха», «Лик человеческий», «Литании Чёрной мадонне»), хоровые циклы («Восемь французских песен», «Четыре рождественских мотета», «Лауды святого Антония Падуанского»), песни («Белоснежка», «Едва обезображенная», «В новую ночь», «Мэри»), лучшие из которых написаны на стихи П. Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка-мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами.

Умер Франсис Пуленк 30 января 1963 года.

Основные сочинения Франсиса Пуленка:

  • Оперы: «груди Терезия» (1944), «Диалоги кармелиток» (1956), «Человеческий голос» (1958), «Дама из Монте-Карло» (1961).

  • Балеты: «Новобрачные на Эйфелевой башне» (1921), «Лани» (1923), «Утренняя серенада» (1929), «Примерные животные» (1941).

  • Симфонические произведения: Сельский концерт для клавесина (или фортепиано) с оркестром (1927), Концерт для двух фортепиано с оркестром (1932), Концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938), Симфониетта (1947), Концерт для фортепиано с оркестром (1949).

  • Хоровые произведения:

  1. Кантаты: «Бал-маскарад», светская кантата для баритона и камерного оркестра на слова М.Жакоба (1932), «Литании к Черной Рокамадурской Богоматери» для женского или детского хора и органа или струнного оркестра (1936), «Засуха», кантата для хора и оркестра на слова Э. Джеймса (1937), «Stabat Mater» для сопрано, хора и оркестра (1950), «Gloria» для сопрано, хора и оркестра (1959), «Семь слов на кресте» для сопрано (детский голос), детского и мужского хоров и оркестра (1961), «Лик человеческий», кантата для двойного смешанного хора на слова П. Элюара (1943), «В снежный вечер», маленькая камерная кантата для шести голосов или хора на слова П. Элюара (1944)

  2. Для хора acappella: «Застольные песни» для четырех мужских голосов на анонимные тексты XVII века (1922), Семь песен для смешанного хора на слова Г. Аполлинера и П. Элюара (1936), Mecca G-dur для смешанного хора (1937), Восемь французских песен для смешанного и для мужского хора на старинные народные тексты (1945), Четыре рождественских мотета для смешанного хора (1952), Лауды святого Антония Падуанского для мужского хора (1959).

  • Произведения для голоса и камерного ансамбля: Негритянская рапсодия на слова из «Поэм Макоко-Кенгуру» (1917), «Бестиарий, или Кортеж Орфея», шесть песен на слова Г. Аполлинера (1919; есть версия для голоса и фортепиано), «Кокарды», три песни на слова Ж. Кокто (1919; есть версия для голоса и фортепиано), Сельские песни на слова М. Фомбсра (1942; есть версия для голоса и фортепиано)

  • Произведения для голоса и фортепиано: Озорные песни на анонимные тексты XVIII века (1926), «Тот день, та ночь», цикл песен на слова П. Элюара (1937), «Банальности», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1940), «Каллиграммы», цикл песен на слова Г. Аполлинера (1948), «Лед и пламень», цикл песен на слова П. Элюара (1950).

  • Фортепианные произведения: «Вечные движения» (1918), Пять экспромтов (1921), «Прогулки» (1921), «Памяти Альбера Русселя» (1929), Восемь ноктюрнов (1929-1938), Шестнадцать импровизаций (1932-1960), 2 сонаты для двух фортепиано (1918, 1953).

  • Инструментальные ансамбли: Трио для фортепиано, гобоя и фагота (1926), Струнный квартет (1946), Секстет для фортепиано, флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (1940), Французская сюита для девяти духовых инструментов, барабана, клавесина и арфы (или фортепиано) на темы К. Жервеза (1935; есть версия для фортепиано), Сонаты для двух кларнетов (1918), кларнета и фагота (1922), валторны, трубы и тромбона (1923), скрипки и фортепиано (1943), флейты и фортепиано (1957), виолончели и фортепиано (1958), гобоя и фортепиано (1962), кларнета и фортепиано (1962), Пьесы для различных инструментов с фортепиано.


Эдвард Уильям Фрэнк Джеймс (1907 – 1984) - британский поэт, известный своим покровительством сюрреалистическому художественному движению.

Эдвард Джеймс родился 16 августа 1907 года. Он был по репутации родом от принца (впоследствии Эдуарда VII) и в своих анекдотических реминисценциях, записанных в "Swans Reflecting Elephants - My Early Years", Эдвард Джеймс также продвигает эту гипотезу.

Первое спонсорство Джеймса было в публикации первой книги стихотворений Джона Бетджемана в Оксфорде. Работал с Брайаном Ховардом над Стеклянным омнибусом. После Оксфорда Джеймс имел краткую карьеру дипломата-стажёра в посольстве в Риме.

В начале 1930-х годов Джеймс женился на Тилли Лош, австрийской танцовщице, актрисе и живописце. У него было несколько явно созданных для неё постановок, самой заметной из которых была "Балеты-1933", в которую входили Курт Илль, ЛёЛеня и Джордж Баланчин. Он и Борис Коо ввели в строй в том году последнее сотрудничество Бреи и Элл, "Семь смертельных Синс", которое Баланчин продюсировал и поставил.

Джеймс наиболее известен как сторонник сюрреализма, движения, которое развилось из Дада и политической непричастности и во время Первой мировой войны, и в последующие годы. С сочетанием Dada необратимости для традиционных политических, религиозных и bourgeois ценностей западной, которые, по их мнению, привели мир (и себя как ветеранов войны) к Первой мировой войне, сюрреалист исследовал возможности, которые были открыты Сиго Фрейд в отношении субконсициозного разума, и идею чистой мысли, нефильтрованную и не защищенную политическими, религиозными, моральными или рациональными принципами.

Он спонсировал Сальвадора Дали в течение всего 1938 года, и его коллекция живописи и предметов искусства впоследствии была принята как одна из лучших коллекций сюрреалистических работ в частных руках. Он также оказывал практическую помощь, поддерживая Дали около двух лет.

Сочинения Эдварда Джеймса:

  • Стихи: «Лечи меня», «Писательский блок», «Новый друг», «Царапается и кричит», «Мечты о ярости», «Армагеддон и ангелы», «Остановите мир», «Загадка», «День улыбок».

  • Другие сочинения: «The Bones of my Hand», Лондон 1930, «The Glass Omnibus», частная печать, Лондон 1934, «Садовник, который видел Бога», 1937, «Зоркость мрамора и другие поэмы», Ань Месснер (Нью-Йорк), 1941 г., сборник из четырёх стихотворений, "Sécheresses", и "Sécheresses", и  «Poulenc» настроил их на музыку для хора и или оркестра в 1937 году.



написать администратору сайта