Главная страница
Навигация по странице:

  • Политеизм, как развитая форма религии

  • Народно-национальная религия Древнего Египта. Культура, традиции

  • Народно-национальная религия государств Древней Месопотамии. Культура, традиции

  • Народно-национальная Древней Греции. Культура, традиции

  • Народно-национальная Древнего Рима. Культура, традиции

  • Индуизм в Древней Индии

  • Синтоизм Японии. Культура, традиции

  • Религия. Соболева Светлана НДО 451. Практическое №3. Политеизм, как развитая форма религии 2


    Скачать 51.93 Kb.
    НазваниеПолитеизм, как развитая форма религии 2
    АнкорРелигия
    Дата17.11.2021
    Размер51.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоболева Светлана НДО 451. Практическое №3.docx
    ТипДокументы
    #274455

    Содержание


    Политеизм, как развитая форма религии 2

    Народно-национальная религия Древнего Египта. Культура, традиции 3

    Народно-национальная Древней Греции. Культура, традиции 6

    Народно-национальная Древнего Рима. Культура, традиции 7

    Индуизм в Древней Индии 9

     Синтоизм Японии. Культура, традиции 15

    Политеизм, как развитая форма религии

    Политеизм – ре­ли­гио­ведческий тер­мин, обо­зна­чаю­щий ве­ру в су­ще­ст­во­ва­ние и по­чи­та­ние мно­гих бо­гов.

    Тер­мин «Политеизм» обыч­но ис­поль­зу­ет­ся как про­ти­вопо­лож­ность мо­но­те­из­му. В ши­ро­ком смыс­ле к политеизму от­но­сят все не­мо­но­теи­стические ре­лигиозные пред­став­ле­ния. В уз­ком смыс­ле к политеизму от­но­сят ре­ли­гии с раз­ви­тым пан­тео­ном бо­гов (ре­ли­гии древ­них шу­ме­ров, егип­тян, гре­ков, рим­лян, скан­ди­на­вов и тому подобные). В так называемых ав­раа­мических ре­ли­ги­ях политеизм (в иу­да­из­ме и хри­сти­ан­ст­ве - язы­че­ст­во, в ис­ла­ме - ширк) по­ни­ма­ет­ся как «из­ме­на» еди­но­му Бо­гу.

    Впер­вые тер­мин «Политеизм» был упот­реб­лён в I веке нашей эры иу­дей­ским мыс­ли­те­лем Фи­ло­ном Алек­сан­д­рий­ским в спо­ре с язы­ч­ни­ка­ми-гре­ка­ми, позд­нее, в 1580 году, - Ж. Бо­де­ном. В ре­ли­гио­ве­де­нии стал при­ме­нять­ся со 2-й половины XIX века пре­имущественно пред­ста­ви­теля­ми эво­лю­цио­низ­ма, рас­смат­ри­вав­ши­ми политеизм как пе­ре­ход­ную ста­дию от пер­во­быт­ных ве­ро­ва­ний к мо­но­те­из­му. В современном ре­ли­гио­ве­де­нии ве­дут­ся спо­ры от­но­си­тель­но рас­ши­рительной трак­тов­ки политеизма и о пра­во­мер­но­сти при­чис­ле­ния к не­му та­ких ар­ха­ич­ных яв­ле­ний, как фе­ти­шизм, ве­ра в ду­хов (ани­мизм, ша­ма­низм), на­зы­вае­мая ино­гда по­ли­де­мо­низ­мом, в без­лич­ную ма­гическую си­лу (например, ма­на, ма­ни­ту и другие), пред­ков культ и тому подобное.

    При политеизме различные бо­же­ст­ва по­кро­ви­тель­ст­ву­ют той или иной сфе­ре при­род­но­го и со­ци­аль­но­го по­ряд­ка; ка­ж­дый из них име­ет свои ат­ри­бу­ты, ха­рак­тер, осо­бен­но­сти и функ­ции, свой культ с цен­тром по­кло­не­ния (с те­че­ни­ем вре­ме­ни эти куль­ты, как пра­ви­ло, объ­е­ди­ня­ют­ся в раз­ветв­лён­ные пан­те­о­ны, в том числе при гео­гра­фическом объ­е­ди­не­нии цен­тров по­кло­не­ния). Власть и си­ла та­ких бо­жеств ог­ра­ни­че­ны; например, они мо­гут под­чи­нять­ся судь­бе, ро­ку, другим бо­гам, од­на­ко, в от­личие от лю­дей, об­ла­да­ют бес­смер­ти­ем. При том, что не­ко­то­рые бо­ги (как пра­ви­ло, бо­лее ар­ха­ич­ные) мо­гут иметь зоо­морф­ные чер­ты, в це­лом им свой­ст­ве­нен ан­тро­по­мор­физм, а так­же при­су­щи че­ло­ве­че­ские эмо­ции и же­ла­ния. Ме­ж­ду со­бой бо­ги мо­гут на­хо­дить­ся в слож­ных, в том числе род­ст­вен­ных, от­но­ше­ни­ях, а так­же ак­тив­но вме­ши­вать­ся в жизнь лю­дей, как са­мо­стоя­тель­но, так и по ини­циа­ти­ве по­след­них, что опи­сы­ва­ет­ся в ми­фах. По­это­му для по­ли­теи­стических сис­тем ха­рак­тер­ны раз­ра­бо­тан­ные фор­мы ге­неа­ло­гий бо­жеств. Во гла­ве пан­те­о­нов на­хо­дит­ся вер­хов­ное бо­же­ст­во (в зем­ле­дельческих куль­ту­рах, как пра­ви­ло, это бог-гро­мо­вер­жец или со­ляр­ное бо­же­ст­во; смотреть Со­ляр­ные куль­ты).

    Народно-национальная религия Древнего Египта. Культура, традиции

    Цивилизация Древнего Египта является одной из древнейших в мире. Она подарила человечеству великие памятники архитектуры, изобразительного искусства, письменности. Историю культуры Древнего Египта принято делить на следующие периоды:

    1. додинастический период (IV тыс., 33–30 вв. до н. э.);

    2. древнее царство (XXX–XXIII вв. до н. э.);

    3. среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.);

    4. новое царство (XVI–XI вв. до н. э.);

    5. позднее время (XI–332 г. до н. э.).

    Долгое время культура Египта развивалась изолированно. В традиционном мире восточных царств практически не происходило изменений. Сложившиеся еще в глубокой древности правила и каноны художественного творчества оставались почти неизменными. Незыблемость и величие власти царя подчеркивались раз и навсегда установленными приемами. Громадное значение в религии Древнего Египта имел заупокойный культ. Однако и в рамках столь строгого следования традициям и канонам древнеегипетское искусство не было лишено движения.

    Характерными чертами древнеегипетской культуры были сознание силы, желание ее сохранить и преумножить, жажда бессмертия. Искусство в целом имело монументальный характер, подавлявший зрителя.

    Существовавшее в Египте многобожие не способствовало централизации государства. Фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) пытался провести религиозные реформы с целью установить единобожие.

    Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти. Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии, и страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян. Стремление к бессмертию стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта.

    Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться и о строительстве усыпальницы для тела.

    Народно-национальная религия государств Древней Месопотамии. Культура, традиции

    Месопотамия (Междуречье) – один из древнейших центров культуры на Земле, достижения которого оказали огромное влияние на развитие культуры других народов и стран.

    Шумерская письменность. Шумеры еще в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. изобрели первую систему письменности, дошедшую до наших дней. При раскопках города Ниневии, в развалинах дворца царя Ашшурбанипала археологи нашли тысячи глиняных табличек, исписанных мелкими клинообразными знаками. Это письмо называется клинописью. Каждый значок этого письма состоял из нескольких клинышков и обозначал слог или слово.

    Позднее вавилоняне и ассирийцы, говорившие на аккадском языке, заимствовали эту письменность. Благодаря первой в истории библиотеке Ашшурбанипала мы хорошо знаем историю, мифы и легенды шумеров, вавилонян и ассирийцев, их научные достижения.

    Шумерские школы, которые назывались «домами табличек», действовали при храмах. Руководил школой отец дома табличек, который одновременно был учителем. Были и другие учителя – старшие братья. За дисциплиной и порядком следил надзиратель – владеющий хлыстом.

    В школе учились только мальчики, которых называли «сыновьями дома табличек». За обучение приходилось много платить, поэтому учиться могли только дети знатных родителей. • Наука в Вавилоне. Вавилоняне ввели систему счета, основанную на числе 60. Именно из этой системы до нас дошли деление часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд, а также число градусов в окружности (60 х 6 = 360). Вавилоняне первыми открыли правило в математике, позднее повторно открытое греческим ученым Пифагором. Это правило известно нам как теорема Пифагора».

    Всемирную славу вавилонским мудрецам принесли не только математики, придумавшие таблицу умножения, но и астрономы, создавшие один из первых календарей, прекрасные врачи и, конечно, архитекторы.

    Город Вавилон. Вавилон поражал современников своим величием. Две стены, окружавшие город, были высотой в 8-этажный дом (22 метра) и такой ширины, что на них разъезжались, не мешая друг другу, несколько запряженных лошадьми колесниц.

    Еще одним чудом света были висячие сады Семирамиды. По преданию, царица Семирамида родилась в Мидии, где были живописные горы и густые леса. Чтобы не тосковать по родине, она приказала построить из кирпича арки, напоминающие уступы гор, насыпать слой плодородной земли и посадить деревья, кустарники и цветы. Издали действительно казалось, что эти сады как бы висели в воздухе. Но для того, чтобы это чудо существовало, рабы целый день крутили водоподъемные колеса и черпали кожаными ведрами воду из реки для полива царских садов.

    Религия народов Месопотамии. В Шумере, где было много отдельных городов, в каждом из них почитали своих, местных богов. Постепенно, когда страна стала объединяться, появился и «общий список» богов.

    Другие семитские народы – аккадцы, арамеи, халдеи многое заимствовали из религии шумеров: мифы о сотворении мира и людей, о «золотом веке» – райской жизни человечества в далеком прошлом, о всемирном потопе и другие. Согласно шумерскому мифу, бог Энки и богиня Нинмах слепили людей из глины по образу самих богов. По представлениям вавилонян, верховный бог Мардук сотворил мир из убитого им чудовища. Затем Мардук определил путь двенадцати созвездий Зодиака (которые известны и нам) и разделил сутки между богами Луны и Солнца.

    Мифы народов Месопотамии сильно повлияли на религиозные представления народов Востока.

    Народно-национальная Древней Греции. Культура, традиции

    Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

    Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

    Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

    Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

    Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

    Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

    Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

    Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

    А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности.

    Народно-национальная Древнего Рима. Культура, традиции

    В ходе Пунических войн была подчинена Сицилия, а также начато завоевание Италии. После покорения эллинских полисов на юге Италии и начала дипломатических контактов с материковой Грецией римляне познакомились с эллинской культурой.

    Под ее влиянием формировалась культура Древнего Рима. Руководствуясь примерами трагедий и комедий греческого театра римские авторы начали писать свои. Гней Невий и Квинт Энний создали первые эпические поэмы. Занятий литературой и историей не чурались даже крупные государственные деятели.

    Получили развитие архитектура, живопись и скульптура. Моделями скульптур становились императоры, члены правящих фамилий, а также просто выдающиеся люди. Иногда после насильственной смерти они подвергались ритуалу проклятия памяти, который предполагал увечье и уничтожение их скульптур.

    В области кулинарии римская кухня вошла в историю соусом гарум, который производился из внутренностей рыб. В сфере строительства римляне пришли к идее строить многоэтажные дома, называемые инсулами. Кроме массовых построек Древний Рим прославился архитектурными шедеврами, такими как Алтарь Мира, Колизей, Мавзолей Августа.

    Важнейшую роль в жизни жителей Древнего Рима играла религия. Влияние на формирование древнеримского пантеона божеств оказали верования Древней Греции, однако римляне наделили богов дополнительными функциями и особенностями. 

    Например, покровитель войн Марс значительно отличался от греческого Ареса. Он отличался суровостью, но мог проявлять благородство. Более того, римляне считали его своим прародителем, а потому святилища Марса строились во многих древних городах.

    Не менее почитаемым был и Янус, двуликий бог, символизировавший течение времени, начало и конец всего сущего. Легионы Римской империи, отправляясь в очередной поход, проходили через святилища Януса. В таких храмах было два прохода, а шествие через них, согласно традициям древних римлян, приносило победу отрядам.

    Поднесение даров и жертв богам было обязательным ритуалом, без которого невозможно представить древнеримские празднества. Чаще всего в качестве жертв использовали скот. Животных убивали у алтаря, а большую часть туши отдавали в качестве угощения жрецам. 

    Хранение различных государственных документов, договоров о заключении мира или же решений об объявлении войн также было тесно связано с религиозными ритуалами. Нередко судьбу государства могли решить птицы. 

    В Древнем Риме часто прибегали к гаданиям по внутренностям животных или предсказывали будущее по полёту птиц. В отдельных храмах жили священные куры. Им высыпали зерно, а по тому, как птицы клевали его, жрецы могли предсказать грядущие события.

    Индуизм в Древней Индии

    К середине III тысячелетия до н. э. в долине реки Инда сложилась Индская цивилизация, на базе которой сформировалась оригиналь­ная религиозно-культовая система – индуизм. Индуизм, по сути де­ла, не является единой религией. Исследователи выявляют несколько исторических форм индуизма. Основы индуизма заложе­ны в ведической религии, которую принесли на территорию полуос­трова Индостан племена ариев, вторгшиеся туда в середине II тыся­челетия до н. э.Веды – это собрание гимнов, молитвенных заклина­ний и обрядов. Основу Веды составляет Ригведа – сборник гимнов, включающий в себя около 10 тысяч стихов.

    Индуизм, как и другие ранние национальные религии,политеистичен. Первоначально – это множество богов, устойчивой ие­рархии, между которыми еще не установлено. Наиболее часто в Ригведе упоминается о подвигах бога бури Индры, который во главе с дружиной ветров на колеснице с молнией в руках сражался с бес­форменным чудовищем. Когда дракон был побежден, потоки вод по­мчались как стада коров, – это дождь пролился на поля. Наряду с бо­гом Индрой упоминаются бог Солнца – Сурая, бог огня – Агни и др. Считалось, что боги обитают на небесах и одно из их названий – дэ-ва ассоциируется со словами, обозначавшими небо, дневной свет. От­дельные черты описаний богов свидетельствуют, что индуизм в значительной мере отошел от тотемистических верований ипредстав­лял своих богов в антропоморфном (человекообразном) облике. Но конкретного описания этого облика нет.

    Наряду с дэвами в Ведах упоминается и другая группа богов – асуры. К числу асуров относятся Варуна (в некоторых текстах он вы­ступает как верховный бог), Митра (друг) – солнечный бог и защит­ник людей. В последствии дэвы стали у индуистов называться доб­рыми духами, а асуры – злыми. Со злыми духами ведут борьбу Ин-дра и другие добрые боги.

    В первом тысячелетии до н. э. наступает второй –брахман­ский период в индуизме. Основным вероучительным источником этого периода являются сборник гимнов – Упанишады. С этого вре­мени индуизм оформляется в два основных направления – вишну-изм и шиваизм. Брахманизм вырабатывает определенную систему взаимоотношения богов. Важнейшими из многочисленных богов объявляется троица – Тримурти – Брахма, Шива и Вишну, разде­лившие между собой, хотя и не совсем четко, основные функции вер­ховного божества – созидательную, разрушительную и охрани­тельную.

    В шиваизме наиболее почитаемым божеством сталШива.В культе Шивы на первый план вышелсозидательный момент – культ жизненной силы и мужского начала. Атрибут Шивы – бычок Найди. Каменные изваяния – лингемы в храмах и домашних алта­рях символизируют животворящие потенции Шивы. На лбу Шивы – третий глаз – глаз гневного разрушителя. В этом своем облике Шива внушает ужас. Шива имеет женскую ипостась – Шакти, ко­торая в качестве богини плодородия, имеет наименования Дурги, Ка­ли, Парвати. Культ богини Шакти в индуизме носит относительно са­мостоятельное значение. На его основе сформировалось целое на­правление – шактизм.

    Во втором направлении индуизма – вишнуизме образ бога Вишну предстает прежде всего какхранителя мирового порядка.Выполняя эту функцию, бог Вишну является в мир в различных зем­ных воплощениях – аватрах. Основными и наиболее почитаемыми являются герой индийского эпоса Рамаяна – воитель Рама и герой эпоса Махабхарата – Кришна. Вначале Кришна выступает как бо­жество – советник главного героя эпоса воина Арджуны, а позднее он трансформировался в мудреца – философа.

    Третий член троицы высших божеств индуизмаБрахма рас­сматривается какпервопричина мира и творец человечества из различных частей которого произошли разные касты: из уст – брахманы, из рук – кшатрии, из бедер – вашьи, из ног – шудры. В повседневной жизни индийцев происходит поклонение многочис­ленным аватрам Шиву либо Вишну.

    Во второй половине XIX века в недрах индуизма возникло ре­формистское движение Арья самафи, которое стремится истолко­вать вероучение индуизма в духе монотеизма (единобожия), изба­виться от идолопоклонства, кастовой системы, неравноправия жен­щин и мужчин, наиболее одиозных установлений традиционного индуизма. Это движение прошло определенную эволюцию и в насто­ящее время представлено несколькими религиозными объединени­ями. Наиболее значительным из них является последователь Рама-кришны Парамахасиса (1836–1886) и его ученики Свами Вивека-нанда (1863–1908) – «Миссия Рамакришны».

    Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир пред­ставляет собой не случайное, хаотическое сочетание вещей и явле­ний, а универсальный космический порядок – Рта. Он властвует над всеми и ему подчиняются боги. Этот порядок изначален и вечен. Ин­дуизм называет этот всеобщий и вечный порядок, сохраняющий, удерживающий вселенную как единое целое – дхарма (от санскр.

    – «держать»). Дхарма – это некая безличная закономерность Все­ленной, которая находится в самих вещах и явлениях. Все подчинено этой закономерности: боги, природа, люди. Благодаря ей устанавли­вается место каждого явления, каждой частицы мироздания в целом.

    В ранний ведический период учение о дхарме носило космо­логический характер. В брахманский период это учение приобрета­ет этическое звучание. Здесь уже делается акцент на дхарме каж­дого отдельно взятого существа и сословия, к которому он принад­лежит. Дхарма понимается как долг – совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сосло­вия. В Бхавад-Гите (переводимой буквально «Песнь Господа»)

    – входящей в качестве важнейшей составной части в «Maxa.6xa.pa-ту», повествуется о том, как собрались войска двух враждующих группировок знати на поле боя и, увидев в стане противников мно­жество родственников и друзей, один из героев устрашился пред­стоящего кровопролития. И тогда Кришна – воплощение бога Виш­ну произнес страстную речь о значении долга (дхармы). Он говорил, что лучше встретить смерть в бескорыстном служении долгу, неже­ли уклониться от его выполнения, а долгом кшатриев является вой­на и поэтому героям надлежит сражаться. Но поскольку у каждого сословия и каждого человека свое предназначение, свой долг, то этот долг реализуется в различных, даже противоречащих друг другу поступках: что для одного является добродетелью, то для другого – грехом.

    Важное место в вероучении индуизма занимаетучение о пе­реселении душ (сансара). Смысл существования человека состоит в том, чтобы понять, что множественность мира – это обман, ибо есть одна жизнь, одна сущность, одна цель – мировая душа – Брахма.

    Задачей каждого человека является получить возможность объеди­нить индивидуальную душу – атман с мировой душой – Брахмой. В достижении этой цели индуисты видят величайшее благо и высшее назначение. Совокупность средств, с помощью которых можно > постичь духовную основу мира и слиться с ней, называетсяйога.Индуизм разработал сложнейшую систему упражнений и медита­ций, которые позволяют человеку овладеть своими физиологичес­кими и психологическими потенциями, достичь высокого уровня ду­ховности.

    По вероучению индуизма, слияние человеческого начала с бо­жественным, превращение человека в божество невозможно в тече­нии одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплоще­ний. Из этого следует индуисская концепция о бессмертии души, ибо признание переселения души есть признание вечности ее существо­вания. В поэтической форме учение о сансаре выражено в «Махаб-харате» Кришной:

    Мудрец, исходя из законов всеобщих Не должен жалеть ни живых, ни усопших. Мы были всегда–я и ты, и всем. людям, Подобно, вовеки и впредь мы пребудем. Как в теле, что нам в сей юдоли досталось, Сменяется детство, и зрелость, и старость, – Сменяются наши тела, и смущенья Не ведает мудрый в ином воплощенье!

    Круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, счита­ют индуисты, продолжается до тех пор, пока индивид не освободится от всех страстей, от всех желаний. Этот круговорот подчиняется об­щему закону – Карме.Карма – это один из ключевых принципов вероучения индуизма. В широком смысле Карма – это общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последст­вий, которые определяют характер его нового рождения, то есть дальнейшего существования. В узком смыслеКарма – это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. Каждой группе людей, каждому индивиду предписана своя норма поведения, своя карма, которая соответствует кон­кретному этому пути и следование которой делает возможным пере­ход к более высокому этапу.

    Как видно из вышеизложенного, в индуизме довольно сильно выражена мировоззренческо-философская сторона вероучения. Однако индуизм – это религиозная система и, следовательно, все мировоззренческо-мифологическое содержание этого вероучения является содержательной частью культовой системы. На раннем этапе индуизма, в ведический период,основу культовых действий составляли жертвоприношения. Обычное жертвоприношение со­стояло в том, что богов приглашали сесть на подстилку из священ­ной травы у костра и угощали едой и питьем как почетных гостей. В огонь лили масло, бросали ячменные зерна, обращаясь при этом к богу Агни как к посланцу богов. Индусы при этом руководствова­лись принципом «Я тебе – Ты мне». Они считали, что жертвы вмес­те с дымом уносятся на небеса, а насытившиеся боги посылают за­тем еду своим земным почитателям. При жертвоприношении, жре­цы, например, обращаясь к богу, пели следующие слова: «Ярко сверкающий блеском, прогони врагов, демонов и болезни! Как ко­лесница с захваченной добычей, привези награду! О Агни, помоги, чтобы вечно было у того, кто почитает богов, награды в виде коровы! Да будет наш сын, продолжающий род, плоть от плоти!». Аналогич­ные заклинания произносились с целью добиться власти, здоровья, успеха или любви.

    В ведический период индуизма постоянных мест – храмов для проведения культовых действий еще не было. Для особо значимых ритуальных действий сооружались специальные пост­ройки – алтари.

    В эпоху брахманизма начинается храмовое строительство, а вместе с ним и храмовое богослужение. Важнейшей частью празд­ничных церемоний являлись торжественные шествия и процессии, во главе которых несли изображение божества. Жертвоприношения животных и растений постепенно заменялись более символически­ми формами почитания божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильни­ков и возлиянием воды. Эти действия часто сопровождались танца­ми, музыкой, пением эпических поэм.

    Выполнять функции жрецов имели право только знатоки ри­туалов и тайных заклинаний. Уже в ведический период эти знатоки составляли довольно замкнутую социальную группу, принадлеж­ность к которой определялась происхождением. В постведический период в брахманизме жрецы уже составили особое сословие – вар-ну брахманов, которая претендовала на превосходство над всеми другими варнами.

    Индуизм как религиозно-культовая система обусловливает социальную структуру индийского общества того периода. Положе­ние каждого сословия определяется его местом в религиозно-культовой системе. На основе этого положения осуществляется рег­ламентация всей деятельности, поведения и отношений индуистов. Наряду с брахманами индуистское общество имело еще три варны (касты): кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (отверженные).

    Чтобы стать полноправным членом одной из первых трех варн, необходимо было не только родиться в ней, но пройти церемонию по­священия и специального обучения в доме учителя – брахмана. Во время этого посвящения на мальчика надевали священный шнур, что рассматривалось как второе рождение. Обряд «второго рожде­ния» означал право на приобщение к таинствам и чтение текстов вед. Шудрам не дозволялось проводить посвящение. «Дважды рожден­ные» и, особенно, брахманы старались тщательно соблюдать строгие предписания ритуальной чистоты. Соблюдение этой чистоты, поми­мо пищевых ограничений и т. д., предполагало строго регламентиро­ванную форму социальных отношений; общение людей должно быть ограничено своим социальным кругом, запрещены браки и совмест­ное принятие пищи между членами различных варн, а также смена кастовой профессии. Семьи и отдельные лица, особенно из высших каст, которые не соблюдали необходимых правил, подвергались са­мому сильному наказанию – изгнанию из касты. Так как безопас­ность человека и его место в обществе зависело от принадлежности к той или иной социальной группе, исключенные из касты либо долж­ны были вымолить и заслужить прощение, либо упасть на самое дно социальной иерархии. Каста определяет место человека в индий­ском обществе, его права, поведение, включая одежду, знаки на лбу, украшения, которые он носит.

     Синтоизм Японии. Культура, традиции

    Прежде чем начать разбор понятия синтоизма в японской культуре, следует прояснить ряд моментов, связанных с глобальным пониманием мира японцами. Первым момент связан с религиозностью в японской традиции. В этой стране, впрочем, как и в Китае, и в Индии, нет понятия принадлежности только одной религиозной традиции. Считается нормой, если человек одновременно поклоняется и синтоистским, и буддийским, и даосским божествам. Кроме этого, все возможные и существующие на территории Японии религиозные культы тесно сплетены друг с другом. Так, например, нормой считается поклонение ками путем прочитывания перед ними буддийских молитв, или использование даосской гадательной практики на синтоистском празднике.

    Второй момент касается влияния китайской культуры на японскую. Часто их смешивают или приравнивают друг к другу, описывая как китае - японскую традицию. Хотя такое выражение еще и можно назвать более-менее верным, но, тем не менее, стоит четко разделять эти две позиции. Конечно, китайская культура оказала сильнейшее влияние на японскую традицию (хотя бы иероглифическое письмо), но здесь есть и одно весьма существенной различие. Его философские и религиозные теории носят долговременный характер, в то время как японская традиция, ограниченная островами научилась искать смысл в мгновении, здесь и сейчас. В этом суть и корень их различия, порождающий прочие моменты.

    Суть синтоизма состоит в том, что японцы верят в существование ками божеств, духов, населяющих этот мир. Он был ими создан, как и Японские острова, а император - прямой потомок ками. Поэтому эти мифологические представления сформировали у японцев мнение о Японии как о священной стране, управляемой священным императором и населенной людьми, находящимися в особых отношениях с ками.

    Религия синто выросла на основе древних религиозных воззрений японцев, особенно того комплекса верований и обрядов, который был связан с обожествлением сил природы - культом ками, но при этом синтоизм достаточно свободно впитывал в себя китайские и буддийские влияния. Постепенно синтоизм объединил в своем учении этические положения конфуцианства, магический календарь и связанные с ним верования даосизма, а также философские концепции и обрядовую практику буддистов. Как я уже говорили, само слово «синто» буквально означает «путь множества ками (духов или божеств)», и обычно эти ками либо способствовали возникновению различных природных феноменов, либо сами выступали в формах естественной природы. Могущество ками, будучи силой, пребывающей одновременно за пределами и внутри этого мира, считалось заключенным в различных объектах окружающей природы.

    Природа это не творение рук Божьих, а она сама зачастую изображается носительницей божественного начала. Ками традиционно рассматриваются и как сила, стоящая за ландшафтом, и как сила политического единства государства с его населением. Синтоизм - это образ жизни в соответствии с верой в ками. Отдельные японские семьи и целые деревни, представлявшие собой сообщество нескольких совместно живущих семей, почитали местных ками в качестве подателей благодати, освящающих занятия земледелием (особенно выращивание риса) и другие аспекты их совместного проживания, а император, как олицетворение власти и государственности, каждый сезон выполнял определенные обряды, способствующие распространению благодати ками на все население Японии.

    Одной из характерных особенностей синтоизма являются очень тесные и близкие взаимоотношения, существующие между ками и людьми. В сущности, ками могут даже сливаться с людьми, примером чего выступает божественная личность императора или святые основатели новых религиозных движений. Ками существуют повсюду, наполняя собой окружающий ландшафт и населяя человеческие дома. Ками характеризуются не только святостью, но и чистотой, поэтому люди, прежде чем приблизиться к ками, должны пройти обряд очищения, который можно провести и дома, и в святилище, и на улице. Как правило, ками никак не обозначаются (статуя или изображение), они просто подразумеваются, а в особых случаях синтоистские священнослужители прибегают к специальным предписанным молитвам (норито), чтобы призвать ками к месту собрания верующих и передать им силу, исходящую от ками. Дом, в котором живет японская семья, сам по себе является священным местом, чему отчасти способствует и присутствие в нем ками. По традиции, в центральной части дома располагалась специальная полка, называвшаяся камидана («полка ками»). Здесь устраивалось миниатюрное святилище синтоистского типа, где каждое утро и каждый вечер совершались приношения пищи. Таким символическим способом в доме обеспечивалось присутствие ками, к которым можно было обратиться за помощью и защитой.

    Судя по ранним литературным текстам, японцы древности числили умерших в одном мире с живыми. К умершим свои соплеменникам они относились как уходившим в какой- то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы. Те и другие изготавливались из глины и в обилии погребались вместе с покойным (эти керамические изделия называют ханива).

    Древние синтоистские мифы сохранили свой, собственно японский вариант представлений о сотворении мира. Согласно ему первоначально существовали два бога, точнее, бог и богиня, Идзанаги и Идзанами. Однако не их союз породил всё живущее: Идзанами умерла, когда попыталась родить первенца, божество огня. Опечаленный Идзанаги хотел было спасти жену из подземного царства мёртвых, но неудачно. Тогда ему пришлось обходиться одному: из левого его глаза родилась богиня солнца Аматэрасу, потомкам которой было суждено занять место императоров Японии.

    Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси ("ведающие духами", "хозяева ками"), должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).

    Синтоистский храм делится на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями и паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.

    В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.

    Этнографические данные свидетельствуют о существовании стойкого поверья, что душа умершего могла отлететь недалеко и ненадолго, поэтому покойного не сразу считали мертвым. Его пытались оживить с помощью магии - «усмирения» или «призывания души» (тамасидзумэ, тамафури) . Итак, сокрытый мир умерших, мир предков оказывался невидимой частью мира живущих и не был отделен от них непроницаемой стеной.

    Важно также отметить что, своей спецификой обладает японское искусство, сформировавшееся под влиянием китайской культуры и искусства, синтоизма, основанного на культе природы, рода, императора как наместника бога, буддийского иррационализма и художественных форм Индии. Эта специфика четко выявляется при сопоставлении искусства Европы и Япониц. Строфы Алкея, сонаты Петрарки, изваяния Праксителя и Микеланд-жело совершенны по форме, которая гармонирует с духовностью содержания. В них нет ничего лишнего, добавление к ним хотя бы одного штриха ведет к утрате воплощенного в них мировосприятия художника. Главная цель европейских художников, скульпторов, поэтов – создание идеала красоты, основанного на принципе «человек – мера всех вещей». Иная цель у японских поэтов, живописцев, каллиграфов и мастеров чайной церемонии. Они исходят из принципа «природа – мера всех вещей». В их творчестве лишь угадывается истинная красота, красота природы, в нем заключен шифр Вселенной. В процессе постижения красоты природы как конкретной данности возникает своеобразная эстетическая интуиция, позволяющая человеку постичь глубинные основы бытия.

    Да. Синтоизм оказал не малое влияние на искусство в Японии. Так например в древней Японии символами божества были природные объекты и явления, где, по глубокому убеждению японцев, живут духи:

    • вершины удивительно красивых гор, из-за которых поднимается и за которые прячется солнце;

    • грозные тайфуны, сметающие всё на своем пути;

    • глицинии, дарящие непревзойдённые цветовые каскады;

    • бездонные глубины морей, пугающие и одновременно влекущие к себе;

    • водопады необыкновенной красоты, словно подарок небес.

    Всё это синтоизм превратил в объекты поклонения и обожествления. Именно здесь кроется главная отличительная особенность синтоизма от других религий: не простое одушевление природы, но её обожествление.

    СИНТО (в Японии) - ПУТЬ БОГОВ - КАМИ: всё в природе одушевлено, а значит, - наделено святостью.

    Не надо путать СИНТО с ДАО, возникшим в Китае в 6 в. до н.э. ДАО - ПУТЬ ПРИРОДЫ , всеобщий закон природы, глубокая основа всех вещей, праотец всего сущего, общий Путь развития человека через слияние с природой, с окружающей жизнью.

    Несмотря на похожесть, СИНТО И ДАО весьма различаются. Обожествление природы в Японии происходило более выражено, чем в других странах Востока. Отсюда и отношение к ней было более тонким, трепетным и возвышенным.

    Обожествление естественных природных форм и стихий в период синтоизма привело к созданию первых алтарей - своеобразных скульптурных композиций, где роль сакрального (священного) монумента исполнял гигантский камень в центре расчищенной площадки. Часто эта площадка была окаймлена морскими валунами или скалами (ивасака), в центре которых находились один или несколько камней (ивакура), перетянутых по всему «божественному челу» соломенным жгутом (симэнава). Попытка представить божество в виде естественных природных объектов была началом зарождения первых ландшафтных композиций в древней Японии. Они стали не только объектами поклонения, но и объектами эстетического созерцания.Эти первые каменные группы, рождённые обрядами синтоизма, представляли собой ни что иное, как отдалённые прообразы японских садов, первые символические ландшафты Японии.

    Отсюда становится ясным особое отношение в Японии к камню, его значению при создании садов. И сегодня камень для любого японца - живое существо, в котором присутствует божественный дух.

    Главной особенностью синтоизма является не простое одушевление природы, но её обожествление.

    Синтоизм сыграл большую роль в формировании японской культуры. Он оказал большое влияние на мифологию, обряды, праздники, древнюю литературу.

    Религиозное мировоззрение современных японцев отличается большой гибкостью. Оно одновременно включает в себя элементы нескольких религий: синтоизма, буддизма, конфуцианства, даосизма и даже христианства. Не случайно говорят, что японец живет как конфуцианец, женится как синтоист и умирает как буддист. Синтоистский элемент имеет наибольшее влияние в провинциях Идзумо и Сацума, в остальных провинциях доминирует буддизм.

    Синто является глубоко национальной японской религией и в каком-то смысле олицетворяет японскую нацию, её обычаи, характер и культуру. Вековое культивирование синто в качестве основной идеологической системы и источника ритуалов привело к тому, что в настоящее время значительная часть японцев воспринимает ритуалы, праздники, традиции, жизненные установки, правила синто в качестве не элементов религиозного культа, а культурных традиций своего народа. Такое положение порождает парадоксальную ситуацию: с одной стороны, буквально вся жизнь Японии, все её традиции пронизаны синтоизмом, с другой – лишь немногие из японцев считают себя приверженцами синто.

    В Японии на сегодняшний день имеется около 80 тысяч синтоистских храмов и два университета синто, где готовят синтоистских священнослужителей: Кокугакуин в Токио и Кагаккан в Исэ. В храмах регулярно исполняются положенные ритуалы, проводятся праздники. Крупные праздники синто проходят очень красочно, сопровождаются, в зависимости от традиций конкретной провинции, факельными шествиями, фейерверками, костюмированными военными парадами, спортивными состязаниями. Японцы, даже не религиозные или относящиеся к другим конфессиям, массово принимают участие в этих праздниках.

    Сегодня основной (и фактически единственной) функцией синтоизма является сохранение японских национальных традиций. Собственно религиозный элемент в нем постепенно сходит на нет.



    написать администратору сайта