Главная страница
Навигация по странице:

  • Партия Кадетов- конституционные демократы

  • Партия Эсеров

  • Партия "Алаш".

  • Партия Үш жұз.

  • Шуро-и-ислами

  • Политические партии начала ХХ века. Политические партии начала ХХ века большевики, кадеты, эсеры, Алаш, Уш Жуз, Шуроиисламия, Шуроиулемия


    Скачать 16.43 Kb.
    НазваниеПолитические партии начала ХХ века большевики, кадеты, эсеры, Алаш, Уш Жуз, Шуроиисламия, Шуроиулемия
    АнкорПолитические партии начала ХХ века
    Дата26.09.2019
    Размер16.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПолитические партии начала ХХ века.docx
    ТипДокументы
    #87792

    Политические партии начала ХХ века: большевики, кадеты, эсеры, Алаш, Уш Жуз, Шуро-и-исламия, Шуро-и-улемия


    Политические партии и течения в Казахстане.

    Еще в годы первой мировой войны национально-освободительное движение казахов оформляется в три течения, сформировавших политические партии. Вокруг газеты «Қазақ» группируется наиболее значительная часть патриотически-настроенной интеллигенции, выступающей за автономию Казахстана и проведении в крае прогрессивных реформ. Эта группа позже оформилась в партию «Алаш». Духовенство и клерикально-настроенная интеллигенция южных областей Казахстана, входившие в состав туркестанского генерал-губернаторства, образовали партии «Шура-ислам» и «Шура–улема». Следующее течение было порождено революционными группировками. Это течение в 1917 году оформилось в партию «Ұш жүз-Казахская социалистическая партия».

    Партия Кадетов- конституционные демократы

    Были сторонниками единой, неделимой России и выступали за конституционную монархию и продолжение переселенческой политики.

    Партия Эсеров

    Имела организации во всех крупных уездных городах. Основной лозунг эсеров - «Земля - собственность всего народа». Осудив колониальную политику, они обеспечили себе на некоторое время определенную популярность в массах.

    Партия "Алаш".

    Весной 1917 года во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. После длительной подготовки в июле на Первом общеказахском съезде (21-28 июля 1917 года) в Оренбурге было принято решение об организации партии, выработке программы и выдвижении кондидатов в Учредительное собрание. 5 октября 1917 года партия получила название «Алаш», а 21 ноября того же года в газете «Казах» был опубликован проект программы партии, написанный А.Букейхановым и другими лидерами национальной демократической интелегенции.

    Партию «Алаш» возглавили – Алихан Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, Халел и Дж. Досмухамедовы, М.Тынышпаев, Елдос Омир, Абдулхамит Жуждыбай, магжан Жумабаев. Программа партии, принятая на Втором общеказахском съезде в декабре 1917 года. Включала в себя требования национально-территориальной автономии Казахстана в составе демократической России, всеобщего избирательного права, свободы слова, печати, союзов, неприкосновенности личности, изменения аграрной политики в пользу казахов. Региональная конференция в Ташкенте в августе 1917 года выработала более радикальный проект автономии казахов и предложила сделать общенациональным органом газету «Бірлік жуы», редактором которой был М.Шокай.

    Если говорить о политических позициях лидеров партии «Алаш», то многие из них не поняли значение Октября 1917 г. Но вскоре, в марте 1919 г., Байтуреынов, Дулатов, Жумабаев, Аймаутов, а затем и Букейханов переходят на позиции Советской власти.

     

    В первые годы Советское государство не преследовало своих так называемых политических врагов и даже приняло постановление «О прощении». На основании решения ВЦИК от 4 апреля 1919 г. ЦИК Казахской АССР от 20 октября 1920 года постановил: «Казахи и трудовое казачество, принимавшее участие в гражданской войне против Советской власти, а также члены и сотрудники бывшего национального правительства Алаш-Орды за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат». Все они (кроме эмигрировавшего во Францию М. Чокаева). были допущены к советской работе на ответственных должностях. Габбасов, Ермеков были введены в состав военно-революционного комитета. Лидер Алаш-Орды А. Букейханов -- в состав Наркомзема, М. Дулатов стал редактором казахской газеты «Ак-Жол».

    Партия Үш жұз.

    Фактически после февральской революции в Казахстане возникли следующие политические партии. Отражающие интересы коренного населения: «Алаш» -партия национальной демократической интеллигенции, «Үш-жүз» - партия радикально, пробольшевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что «Шуро-и-Исламия» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «читсого ислам2 «Шуро – и – Улема». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Эта партия сумела распространить свое влияние главным образом в северо-восточных областях Казахстана. ЦК находился в Омске. Основателем ее был Мукан Айтпенов. Но деятельность «Үш жұз» связана, прежде всего, с именем Колбая Тогусова. Этот политический деятель выдвинулся на арену общественной жизни и стал широко известен на исходе 1917 года, хотя в политику вошел еще в период первой российской революции 1905-1907 года. В марте 1919 года Кольбай Тогусов был расстрелен как советский деятель. Лишившись лидера, партия «Үш жұз» прекратила свое существование.

    Шуро-и-ислами

    «Шуро-и-ислами»- это организация исламизма и тюркизма. Причем исламисты стояли на позициях «чистого ислама», что привело к тому, что «Шуро-и-ислами» первоначально объединяла эти два направления. Но через три месяца после своего образования в июне 1917 года от нее отделилась организация «чистого ислама «Шуро-и- улеми». Улемисты во главе со своим лидером адвокатом С.Лапиным стояли на позициях «осуществления законных прав мусульман на самоопределение, построенных на чисто мусульманских принципах и началах шариата».

    Причем исламисты стояли на позициях "чистого ислама", а сторонники тюркизма отличались модернизмом и прагматизмом. Это привело к тому, что "Шуро-и-Ислами первоначально объединяла эти два направления, но через три месяца образования в июне 1917 года от нее отделилась организация "чистого"Шуро-и-Улема".


    написать администратору сайта