Политические учения 20 века. Политические учения 20 века
Скачать 19.57 Kb.
|
Политические учения 20 века. Основополагающие идеи и концепции, сформулированные в XVII-XIX вв. и реализованные в политических системах многих стран, составляют каркас, несущую конструкцию политологии. Но современную западную политологию невозможно представить без вклада авторов XX в. На рубеже XIX-XX вв. социализм мощно наступал на позиции капитализма. Первая мировая война и мировой капиталистический кризис 1929-1933 гг. поставили перед капитализмом выбор: сдаться или измениться. Теоретики вновь сказали свое веское слово. Дальновидные политические деятели Запада их услышали и оценили. Одним из самых авторитетных западных социологов и политологов является Макс Вебер (1864-1929). Его часто называли буржуазным антиподом К.Маркса или «Марксом буржуазии». Вебер исследовал проблему власти. Власть, основанную на вере, Вебер называл харизматическим господством. Власть, основанная на традиции, получила у теоретика название традиционного господства. Власть, базирующаяся на праве, названа им легальным господством. Важную роль в легальном или правовом государстве Вебер отводил рациональной бюрократии и разработал ее идеальный тип. Еще более важную роль Вебер отводил авторитарной власти харизматического лидера, который выбирается всем населением, опирается на его поддержку и не допускает превращения бюрократии из служанки общества в замкнутую касту, стоящую над ним. Свою теорию плебисцитарной демократии Вебер разработал, опираясь на американский опыт. Он говорил: «Демократия – это политическая система, где люди избирают себе вождя, который затем говорит: «Заткнитесь и слушайте меня!». Роль политической элиты в осуществлении власти разработал итальянский экономист и политолог Вильфредо Парето (1848-1923). Он исходил из того, что люди различаются между собой физически, морально и интеллектуально. Марксисты на это обстоятельство почти не обращали внимания. Совокупность индивидов, добивающихся высоких результатов в любой области, Парето называл элитой. Эволюцию человеческого общества Парето читал историей расцвета и упадка элиты, которая принимает стратегические решения по развитию общества. От качества правящей элиты в решающей мере зависит ситуация в обществе, динамическое равновесие различных групп интересов. Одним из основателей партологии стал немецкий политолог Роберт Михельс (1876-1936). Он считал, что прямая демократия, прямое господство масс невозможно, так как с формально-технической стороны сама по себе толпа не может принимать сколько-нибудь серьезных, обдуманных решений. Следствием такого положения становится делегирование от масс отдельных членов в защиту собственных интересов. Формируются представительские организации – партии. Работа Михельса называлась «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций современной демократии» (1911). Дело в том, что политолог связывал с возникновением организации появление первых признаков олигархизации – отрыв властвующей верхушки от масс и превращение ее в замкнутую касту. Совокупность причин и методов возникновения олигархической власти в любой организации Михельс называл «железным законом олигархии». В политической истории XX в. заметный след оставил фашизм. Этот термин итальянского происхождения означает «пучок, связку, объединение». Фашизм представляет собой совокупность социально-политических движений, идеологий и государственных режимов, существовавших в ряде стран. Идеологами фашизма были Адольф Гитлер (1889-1945) и Бенито Муссолини (1883-1945). Основу теории фашизма составляли расизм, шовинизм, антидемократизм, антимарксизм, агрессивный милитаризм, терроризм, культ вождя. Муссолини первым с помощью государственной власти установил тотальный контроль над обществом. В фашистских государствах подавлялась любая оппозиция, любые организации, неподконтрольные единой власти, например даже церковь. Институтам и ценностям демократии фашизм противопоставил «новый порядок» с предельной централизацией и концентрацией власти в руках вождя и верхушки правящей массовой тоталитарной партии. Часть авторов сравнивает фашизм со сталинизмом и маоизмом. Другие считают фашизм правоэкстремистским движением, реакцией на революционные процессы в Западной Европе и революцию в России. Внутренняя и особенно внешняя политика ведущих фашистских государств формировалась в интересах крупного капитала этих стран. Фашизм иногда рассматривают как разновидность праворадикального консерватизма. Во всяком случае этот путь выхода из кризиса мирового капитализма оказался тупиковым. Сталинизм представлял собой систему общественных отношений и политической власти, созданную И.В.Сталиным (1878-1953) в 1930-е г. в СССР. В политической сфере сталинизм означал фактическую ликвидацию демократии в большевистской партии, государственных учреждениях и общественных организациях. Сталинский режим сопровождался подавлением любой оппозиции, любых неподконтрольных структур, созданием системы тотального государственного террора. Страной управляла номенклатура – слой ответственных работников партийных, государственных и других руководящих органов. произошло отстранение народа от решения важнейших вопросов народной жизни. В то же время в СССР была ликвидирована частная собственность во всех ее видах, официальной идеологией осуждался национализм, расизм, шовинизм. Фашизм рассматривался советской идеологией как наиболее бесчеловечная разновидность теории и практики господства крупного капитала. Сохранение жесткого политического режима в стране Сталин и его преемники оправдывали наличием мощного «капиталистического окружения» и постоянными угрозами извне первому в мире социалистическому государству. Маоизм в Китае по основным своим параметрам был местной разновидностью сталинизма. политический строй, созданный Мао Цзедуном (1893-1976), копировал многое из советского опыта и создавался при участии многочисленных советников из СССР. После критики сталинизма, которую начал Хрущев и которая имела поверхностный характер, китайское руководство окончательно вступило на путь строительства «социализма с китайской спецификой» На современный период пришлось развитие политических учений, выдвинутых в предыдущие периоды. Кроме рассмотренных нами, выделяются также следующие: Европейский экосоциализм определил социализм как путь к разрешению экологических проблем. Коммунистические партии после распада социалистической системы рассматривают строительство коммунизма как далекую перспективу, поэтому сосредоточились на отстаивании интересов людей наемного труда. Социализм на первое место ставит такие ценности, как свободу, социальную справедливость и солидарность, которые могут утвердиться только в условиях всесторонней демократизации общества. Неолиберализм стремится возложить на государство обязанности разработки и осуществления общей стратегии экономического развития, решение экономических проблем вопреки предыдущим представлениям о невмешательстве государства в общественную жизнь. Неоконсерватизм выступает против индивидуализма, свободы личности и демократии как содержания и цели общественного развития. Политические решения должны приниматься не в групповых интересах, а на благо всей нации. Между консерваторами и либералами наблюдаются сближения позиций по многим вопросам. В XX в. интенсивно развиваются научные концепции отдельных политических явлений и процессов. Концепцию постиндустриального общества («индустриальное общество» - термин Сен-Симона, концепция О.Конта) и ее новейшую модификацию – «информационное общество» - разрабатывали Белл, Г.Кан, З.Бжезинский, Дж.Гелбрейт, А.Тоффлер, А.Турен. В ее основе лежит идея о том, что технологические изменения притягивают социальные. Информационному обществу соответствуют новые функции науки, образования, охраны здоровья, культуры, которые трансформируются в самостоятельную продуктивную сферу. Решающее значение приобретают информационные технологии, а собственность как критерий социальной дифференциации уступает место образованию и знаниям. Общество разделяется на технократическую элиту (меритократию – власть большинства одаренных) и массы, которыми можно руководить. Концепции политического плюрализма базируются на теории справедливости Э.Дюркгейма; они утверждают, что современное общество состоит из неантогонистических групп, государство же выступает в роли арбитра между силами-конкурентами. Концепция бюрократии исследует функции и структуру организации, стремясь ответить на вопрос о легитимизации бюрократической власти и ее отношениях с демократией. Концепцию тоталитаризма разрабатывали Х.Ардент, Ф. фон Хайек, Х.Ортега-и-Гассет, М.Бердяев. Тоталитаризм трактуется как общество, которое преобразуют человека на автоматизированного индивида, представителя сплоченной насилием и идеологическими манипуляциями массы. Австрийский экономист и социолог Йозеф Алоис Шумпетер (1883-1950) оценивал неизбежную эволюцию капитализма в социализм как экономический успех капитализма, а не как неудачу. Он разработал экономическую теорию демократии. Шумпетер рассматривал демократию как правление политиков, а не народа. Политики – это «торговцы голосами» в той же мере, как брокеры – «торговцы акциями» на бирже. Политический процесс Шумпетер рассматривал как рыночный процесс: избиратели – те, кто предъявляют требования, политики и бюрократы – те, кто эти требования удовлетворяют. Чтобы добиться поддержки избирателей, политики должны учитывать требования и интересы электората. |