филос. Филос. Понятие будущего и определение его места в философии
Скачать 33.66 Kb.
|
ОглавлениеВведение 1 1.1 Понятие будущего и определение его места в философии 2 1.2 Прогнозирование будущего 3 2.1 Будущее человека и человечества с точки зрения известных философов 7 2.2 Будущее человека и человечества в концепции новейших философских течений 10 Заключение 15 Список использованной литературы. 16 ВведениеМир изменяется. Новые технологии меняют нашу жизнь, наши убеждения и ценности. Мы только переступили через порог нового тысячелетия, а значит, мы вправе говорить об особом этапе в развитии цивилизации и культуры. В истории человечества было немного таких периодов, которые связаны с переломными состояниями цивилизации, с радикальной перестройкой самих оснований человеческой жизнедеятельности. В такие эпохи всегда идут напряженные поиски новых мировоззренческих ориентиров, новых ценностей. Философия в такие переломные периоды человеческого развития играет особую роль. Смысл философского исследования всегда состоял в том, чтобы не только прояснить те мировоззренческие структуры, которые определяют образ мира и образ жизни людей в ту или иную историческую эпоху, но и, рефлектируя над этими глубинными структурами, предложить возможные варианты новых жизненных смыслов и новых ценностей. Решая эти проблемы, философия выступает, с одной стороны, как критическое осмысление глубинных оснований культуры каждой конкретной исторической эпохи, а, с другой, как своеобразный проект ее возможных изменений. Актуальность: Избежать изменений невозможно, но можно постараться сделать их изменениями к лучшему. Изучая будущее, мы можем лучше подготовиться к нему, принимая правильные решения сегодня и осознавая их последствия. Цель: Изучение перспектив дальнейшего существования человека и человечества. 1.1 Понятие будущего и определение его места в философииБудущее считается чем-то само собой разумеющимся и очевидным. А между тем, это совсем не так. Прежде всего, надо различать физический и социологический смысл понятия «будущее». В физическом смысле оно обозначает время, которое следует за данным временем, считающимся настоящим. Иными словами, будущее - это часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут. В социологическом смысле оно обозначает то состояние людей и их объединений, которое придет на смену состоянию их в настоящем. В обоих смыслах понятие «будущее» является соотносительным с понятием «настоящее». Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще. По одной из теорий (Индетерминизм), будущее не предопределено, и люди могут сами творить его. По другой теории, будущее предопределено заранее. В рамках циклической модели времени (вселенной) в будущем повторяется то, что уже было в прошлом. Многие религии предлагают пророчества о жизни после смерти, а также о конце света. В христианстве конфликт между знанием будущего, Богом и свободой воли человека ведёт, например, к доктрине предопределения. Значимость будущего подчёркивается тем, что люди сильно нуждаются в предсказаниях и прогнозах того, что с ними произойдёт. Возможно, что развитие человеческого мозга в большой своей части - развитие познавательных способностей, необходимых для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть воображения, логики и индукции. 1.2 Прогнозирование будущегоПрогностика -- наука для предсказания будущего. Философия ставит две проблемы прогнозирования (футурологии): первая -- будущее не существует как объект, вторая -- прогнозирование как исследование тенденций развития бытия -- не есть наука. В то же время любая теория, любая форма общественного сознания предполагает размышления о будущем, без надежды на будущее нет смысла настоящего. Прогноз -- предсказание будущего с помощью научных методов, а также сам результат предсказания. Футурология (от лат, и греч. - учение о будущем) -- прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций, или попытками предсказания будущих тенденций. Футурология -- это изучение истории будущего. История занимается рассмотрением причин и истоков нашей сегодняшней ситуации, а футурология рассматривает цели, задачи, направление нашего движения и то, какие проблемы и возможности встретятся на нашем пути. Футурологи экстраполируют сегодняшние технологические, экономические и социальные тенденции и пытаются предсказать будущие тенденции. Смысл изучения будущего в том, чтобы от пассивного и фаталистического его принятия перейти к активному и уверенному участию в построении предпочтительного будущего. Футурология также включает в себя нормативную часть -- рассуждения о том, как «должно быть». Зарождение футурологии связано с возникновением идеи государственного экономического и политического планирования, прежде всего, в Советском Союзе в 1920-е годы. Выделение футурологии в отдельную дисциплину произошло после второй мировой войны, когда Советский Союз, страны Европы и получившие независимость страны Африки и Азии начали масштабные проекты восстановления и развития экономики. Для этого им были необходимы методы изучения будущего, постановки общественных целей, экономического и научного планирования. В США футурология стала результатом успешного применения практических методов и инструментов системного анализа и планирования в армии во время войны. И по сей день футурологи в США менее склонны к широким прогнозам, связанным с будущим всего человечества и планеты. В конце 1960-х в мире сформировалась критическая масса футурологов и начался международный диалог о долгосрочных целях человечества. В 1972 году внимание общественности привлёк отчёт Римского клуба «Пределы роста», предупреждающий о последствиях роста населения, увеличения использования ресурсов и экономического роста. Были созданы международные организации футурологов -- Всемирная федерация изучения будущего и Всемирное общество будущего. Футурология начиналась с прогнозирования, попытки предсказать, предвидеть будущее, выявляя тенденции и экстраполируя их, либо используя статистические методы. Но крупные футурологические прогнозы в области энергетики, выполненные подобными методами, не смогли предсказать нефтяной кризис 1973 года. Из-за этой серьёзной неудачи футурологи перешли от прогнозирования к составлению сценариев, учитывающих, как принято говорить, «мультивариантность будущего», а также стали учитывать не только технологические аспекты, но и, например, более широкую информацию о рынках. Расширение сферы применения методов предвидения (в такие области как образование, медицина, урбанизация, демография, правоохранительная деятельность) привело к необходимости учитывать социальные аспекты, например, влияние технологий на общество. В арсенале духа, особенно в его, так сказать рационалистическом секторе, накоплено немало способов предсказания будущего, прохождения вперед по стене времени. Современные прогнозисты используют такие приемы, как «инерционный анализ», связанный с экстраполяцией наличных устойчивых тенденций на обозримое будущее. Используется прием «трендового анализа», т.е. построение на базе фиксированных тенденций наиболее устойчивой, всеобъемлющей тенденции (тренда). На этой основе строится «сценарный подход», определяется веер возможностей, перебираются варианты грядущего. Они отстраиваются по принципу: как пойдет развитие при сохранении «таких-то» обстоятельств или как оно пойдет при возникновении новых факторов, наконец, предлагаются «проектные концепции», формирующие представления о том, что и как надо людям делать, чтобы добиться желаемых целей. Проводится «экспериментальный мониторинг», т.е. процедуры отслеживания динамики происходящих изменений. Разумеется, при размышлении о видении будущего следует помнить, что они всегда опираются на ту или иную концепцию исторического процесса, его полной заданности («провиденциализм») или абсолютной открытости, или того или иного сочетания необходимости и свободы в исторических актах. Так, весьма распространены утверждения о том, что будущее непредсказуемо. Нам неведом замысел Вседержителя, утверждают богословы, невозможно предугадать напор жизненного напора, утверждают социологи, нестабильный Универсум не дает оснований для сколько - ни будь обоснованных и точных предвидений - уверяют ученые философы. Все же согласиться с этим безоговорочно нельзя. Разумеется, вся конкретная вязь фактов, взлетов и падений властителей и государств, рождение гениев и смерть тиранов в своей уникальность явно непредсказуемы. Онтологическая неопределенность, стохастика исторического бытия не позволяет фиксировать будущее с ориентацией на хорошо отрегулированное расписание поездов. За такое дело остерегались браться даже Пифия, Нострадамус или Ванга. Многие мыслители нашего века более чем скептически оценивал возможность перспективного образа истории. Карл Поппер, критикуя исторические пророчества, утверждал, что будущее зависит только от нас, а над нами не довлеет никакая историческая необходимость. История, уверяет он, заканчивается сегодня. Будущее не обладает бытием, и именно это накладывает на нас большую ответственность, так как мы, именно мы можем влиять на будущее. Однако есть и другой подход. В свое время Лев Толстой, размышляя над историей, полагал, что люди не столько творят историю, сколько похожи на ребенка, дергающего шнурок в карете и воображающего себя кучером. Не то же самое говорил Мартин Лютер, утверждая, что мы сами вроде бы свободно бежим, но каждым из нас правит всадник - Бог или Дьявол [2]. Осмысливая эти позиции, убеждаешься в том, что они грешат крайним радикализмом, безопеляционной уверенностью в безусловной истинности своих выводов. И обе они, по сути дела, отказывают в возможности исторического предсказания. Если в движении и смене поколений нет «ритмов», «тенденций», «циклов», вообще какой-либо объективной логики, то и рисовать образы грядущего - дело безнадежное. Или же если шаги истории определяются скрытыми глубинными структурами, или же заданы неведомыми нам целями Абсолюта, Духа, Божества, то и в этом случае проникновение за горизонт сиюминутных событий дело безнадежное. 2.1 Будущее человека и человечества с точки зрения известных философовИнтерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей. Николай Федорович Федоров, русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор, один из родоначальников русского космизма, заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Под название «Философия общего дела» В. А. Кожевников и Н. П. Петерсон, друзья и ученики Н.Ф. Федорова, собрали и издали корпус его сочинений. Главное в учении Федорова - преодоление смерти, смертности и воскрешение во всей полноте телесного и духовного бытия всех ранее живших. Победа над смертью должна свершиться при участии творческих усилий и труда, объединившегося в братскую семью Человечества. Сам человек должен измениться. Его органы будут преобразованы душевно-телесными явлениями. Человечество научится воссоздавать людей из самых первоначальных веществ, атомов, молекул. Перед восстановленным во всей полноте человеком лежит путь к освоению всего космического пространства. Человек будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы и быть в гостях во всех мирах, как самых отдаленных, так и самых близких [3]. Владимир Иванович Вернадский, русский и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный, один из представителей русского космизма, считал, что эволюция не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи [4]. Российский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель, основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский считал, что Сегодняшний человек -- существо незрелое, переходное. Скоро на Земле установится счастливое общественное устройство, наступит всеобщее объединение, прекратятся войны. Развитие науки и техники позволит радикально изменять окружающую среду. Изменится и сам человек, сделавшись более совершенным существом. Считал, что разрешить проблему будущего развития человечества и его жизнеспособности в целом можно лишь путем сохранения всех накопленных видов генотипов. Для этого, естественно, необходимо жизненное пространство, но Земли для этого явно недостаточно. Экспансия в Космос - это реальный и единственный путь решения будущих проблем человека, и это общество должно осознать уже сегодня. Космическая философия является ничем иным, как новым вариантом религиозной «доктрины спасения», которую сам ее автор считал «более оптимистической», чем все остальные. Эта мировоззренческая концепция основывается на принципах единства человека и Вселенной, а также проективного отношения к миру, предполагающего глобальные преобразования Земли, космоса и самого человека с помощью разума. «Разум -- величайшая сила в космосе» -- не уставал повторять К.Э. Циолковский. На основе идеалов и норм техногенной цивилизации К.Э. Циолковский разработал грандиозные проекты преобразования Земли. Часто их рассматривают как предвосхищение модной ныне концепции устойчивого развития. На самом деле речь идет о все возрастающем усилении техногенной деятельности с целью «эксплуатации» природы [5]. Немецкий мыслитель Фридрих Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» создал свой образ модифицированного, преобразованного человека, назвав его сверхчеловеком. По его мнению, сверхчеловек - это новый, более высокий биологический вид, превосходящий Homo Sapiens. Он как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений». Сверхчеловек должен быть создан путем усовершенствования, строгого отбора и сознательного воспитания людей. Он обязан соединить в себе качества, до сих пор несоединимые: мощная воля, увлечение, гордость, жизнерадостность, чувственность, себялюбие, инстинкт войны и завоевание, а также творчество, созидание другого, умение раздавать и дарить, жертвовать собой. Сверхчеловек ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения - овладения его им же пробужденными иррациональными силами [6]. Шри Ауробиндо, индийский философ, поэт, революционер, йогин, гуру и основоположник Интегральной йоги, в своей концепции «интегральной веданты» стремился к синтезу традиций индийской и европейской мысли. Одним из самых выдающихся новшеств, привнесенных Шри Ауробиндо в философскую мысль Веданты, является новое изложение концепции космической и человеческой эволюции. Философия Санхьи изложила свою теорию эволюции несколькими веками ранее, однако Ауробиндо отверг материалистические представления об эволюции в философии Санхьи и Дарвина и развил концепцию интегральной эволюции духа и материи, основанную на нисхождении Божественной силы в Материю и последующей трансформации Материи. Согласно эволюционной теории Шри Ауробиндо человечество как форма существования не является конечным пунктом эволюционной иерархии, но, посредством интеграции с Божественным, может быть вовлечено в последующее духовное существование, преодолевающее существующие материальные ограничения, выходящее за пределы неведения к состоянию Супраментального существования. Это состояние, согласно Шри Ауробиндо, станет Божественной жизнью на земле, которой будет сопутствовать знание, истина, а также субстанция и энергия Супраментального сознания [7]. Немецкий философ и социолог Юрген Хабермас в книге «Будущее человеческой природы» рассматривает моральные вопросы, связанные с преимплантационной диагностикой и «исследованием эмбрионов в потребительских целях» (использованием стволовых клеток), а также с применением, в перспективе, генетических технологий для изменения человеческой природы [8]. будущее человек трансгуманизм космизм 2.2 Будущее человека и человечества в концепции новейших философских теченийТрансгуманизм - рациональное мировоззрение, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека. Многие трансгуманисты считают себя транслюдьми, поскольку возможности человеческих тела и разума уже значительно увеличились благодаря использованию множества современных инструментов. Термин «трансчеловек» (transhuman) означает «переходный человек». Трансчеловек - это некто, активно готовящийся стать постчеловеком. Некто, достаточно информированный, чтобы увидеть в будущем радикально новые возможности, готовящийся к ним и использующий все существующие возможности для самоулучшения. Многие трансгуманисты хотят стать постлюдьми. Постчеловек (posthuman) - это потомок человека, модифицированный с помощью новейших и будущих технологий до такой степени, что с современной общепринятой точки зрения уже не является человеком. Близкие к трансгуманизму идеи высказывались задолго до широкого распространения этого термина. Например, изобретатель Семён Корсаков писал об усиления возможностей разума путём разработки научных методов и специальных устройств. Позже, в конце XIX века о дальнейшей эволюции человечества мечтали такие философы как Франческа Виллард, Николай Фёдоров, Фридрих Ницше. Сам термин «трансгуманизм» также имеет давние истоки. Впервые слово «transhumane» использовал Данте Алигьери в своей «Божественной комедии». Важным стимулом образования трансгуманизма стало эссе биолога Дж.Б.С. Холдейна «Дедал: наука и будущее» (1923), в котором он описывает то, как научные и технологические открытия могут изменить общество и улучшить положение человека; это эссе запустило цепную реакцию дискуссий о будущем. Физик Дж.Д. Бернал рассуждал о колонизации космоса и бионических имплантантах, а также усовершенствовании интеллекта с помощью передовых социологических и психологических методов. Вторая мировая война изменила направление развития множества течений, которые сегодня привели к трансгуманизму. Нацистская мысль создания высшей расы и сокращения низших рас на определенное время преградила путь к идее создания нового, лучшего мира. Вместо этого внимание мыслителей было обращено к технологическому прогрессу, в частности, космическим путешествиям, электронике и компьютерам. Наука начала поспевать за предположениями, и даже обгонять их. Термин «трансгуманизм» был впервые введён в 1957 г. крупным английским биологом Джулианом Хаксли. В своей книге «Новые бутылки для нового вина» он назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями. В 1966 году ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование, это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» -- существу, обладающему принципиально новыми способностями. Одно из первых определений трансгуманизма ввел философ и футуролог Макс Мор. Он дает трансгуманизму два определения: Во-первых, трансгуманизм - это интеллектуальное и культурное общественное движение, которое поддерживает возможность и желательность целенаправленного фундаментального расширения человеческих возможностей, особенно за счет развития и распространения технологий, способных значительно усилить человеческие способности (интеллектуальные, физические и психологические), избавиться от старения, болезней и обрести качественно новые возможности. Во-вторых, трансгуманизм - это философское учение о последствиях, возможностях и потенциальной опасности так называемых "emerging" технологий, которые позволят человеку преодолеть характерные для него фундаментальные ограничения. А также смежное учение о моральных и социальных аспектах разработки и применения подобных технологий. Трансгуманизм - это мировоззрение, способное открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. Основан он на том, что вид Homo Sapiens является не концом, а, скорее, началом эволюции. С точки зрения трансгуманнизма в ближайшем будущем человек столкнется с возможностью настоящего искусственного разума. Будут созданы новые инструменты познания, которые объединят в себе искусственный интеллект с новыми видами интерфейсов. С помощью передовых технологий в недалеком будущем станет возможным замещение биологических органов человека более эффективными искусственными, это поможет ликвидировать болезни, страдания, старение и смерть и значительно усилить свои физические, умственные и психологические возможности. Модификация тела человека позволит расширить сферы существования человечества: выйти в ближний и дальний космос, освоить океана и межзвездное пространство. У людей появится возможность жить неограниченно долго, что означает наступление эры практического бессмертия человека. Предполагается возможное форсирование эволюции человеческой расы, вплоть до непосредственного вмешательства в генотип. Трансгуманизм - это мировоззрение, а значит, трансгуманисты могут действовать в двух систем теоретизирования - диалектической и метафизической. Диалектическая система основана на принципе единства мира. Поэтому начинают подниматься следующие вопросы: Будет ли трансчеловек обладать душой? Могут ли души быть созданы с помощью новейших технологий или для трансчеловека души просто станут лишним багажом? Метафизическая система теоретизирования основана на принципе дуализма. Трансгуманизму присущ принцип антропоцентризма: проявляется не просто отрицание внешнего божественного влияния на человека, но и возможность для самого человека стать богом. В настоящее время происходит активное осмысление практически всех сторон действительности с трансгуманистических позиций. Все большее число ученых, философов и социальных мыслителей разделяют идеи трансгуманизма. Во всем мире создаются трансгуманистические организации: Российское трансгуманистическое движение, Всемирная трансгуманистическая ассоциация, Всемирный культурный центр трансгуманизма, Всемирная Ассоциация Трансцендентального Трансгуманизма, Стратегическое общественное движение «Россия 2045». Появление трансгуманизма подготовлено всем ходом научно-технического и культурного прогресса и открывает перспективы удовлетворения самых сокровенных, самых глубинных желаний человека [9]. Трансгуманизм - не единственное философское течение, изучающее перспективы дальнейшего существования человека и человечества: Русский космизм - течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определенную эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. По мнению космистов, человек будущего -- это человек прежде всего совершенный физически. Преображение видится как развитие добавочных органов и свойств тела, позволяющих свободно передвигаться в пространстве, питаться солнечными лучами и т.д. В религиозном направлении русского космизма проявляется та же его общая черта -- натуралистическое понимание духовности. Например, «обожение», которое в христианстве рассматривается как процесс внутреннего очищения от греха, в космизме приобретает сугубо телесный характер. Н. Федоров, хотя и предполагает преобразование сознания у человека будущего, однако акцент делает на физиологической перестройке тела (чтобы оно своей жизнедеятельностью перестало вытеснять другие жизни). Представления русских космистов об идеальном обществе также прочно завязаны на натуралистическом понимании высших ценностей. [10]. Алармизм -- течение, представители которой акцентируют внимание на катастрофических последствиях воздействия человека на природу, нехватке природных ресурсов для дальнейшего развития человечества. Особый акцент алармизм уделяет вопросам экологии и природных катастроф. Как правило, алармизм сообщает о возможных тяжких последствиях при экологической или природной катастрофе. Всё большую актуальность приобретают социально-экономические предпосылки возможных глобальных потрясений. Научное течение, представители которого концентрируют внимание на катастрофичности последствий воздействия человека на природу и принятие немедленных решительных мер для ее спасения [11]. Постгендеризм, согласно футуристу Джорджу Дворски, это социальное, политическое и культурное движение, сторонники которого заявляют о поддержке добровольного уничтожения пола человека через использование расширенной биотехнологии и вспомогательных репродуктивных технологий. Приверженцы постгендеризма утверждают, что наличие гендерных ролей, социальной стратификации, и половых диморфизмов наносит ущерб как отдельно взятым личностям, так и обществу в целом [12]. ЗаключениеМы глядим в лицо новой цивилизации. Как и какой она сложится? Расцвет или упадок? Торжество разума или бездумная и безвольная гибель? Экспансия в Галактику или замыкание в становящейся малонадежной биосфере Земли? Расширение в каких-то новых формах демократических установлений или торжество неорабовладельческой мегамашины? Эти и подобные им вопросы требуют ответа. Их надо решать каждому. Их предстоит решать не только лидерам стран и партий. Эти размышления нужны для того, чтобы жило, выжило и победило человечество. Ныне, как никогда в прошлом, ощущается необходимость единения всех позитивных сил для решения назревших глобальных проблем. Один из наших поэтов афористично сказал: «Или братские объятия, или братская могила», это так. Другой дороги нет. Все мы, люди, предупреждены. Выбор за нами. И особенно за новыми поколениями, вступающими сейчас в жизнь, землянами XXI столетия. Жизнь продолжается и есть надежда, что пока человечество живет, открывает, заботится об окружающем, размышляет, ищет; пока есть теплые и добрые сердца - история длится и набирает новый разбег. Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, новых человеческих ориентиров. Поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры -- в философии, искусстве, религиозном постижении мира, в науке. Речь идет о фундаментальных основаниях человеческого бытия, о выработке новых ценностей, которые призваны обеспечить стратегию выживания и прогресса человечества. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека. Предпосылки для новой мировоззренческой ориентации создаются сегодня внутри самой техногенной цивилизации, на переходе ее от индустриального к постиндустриальному развитию. Список использованной литературы.1. Медведев Д.А. Футурология // Сайт Российского трансгуманистического общества 2. Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование» // Москва, 2000г. 3. Б.Г. Режабек, А.А. Кузьминов. Статья «Трансгуманизм: Федеров» 4. Лев Гумилевский. Вернадский М., Мол. гвардия, 1988 5. В.А. Иванов, В.И. Флоров. Статья «Земля - колыбель разума, Космос - его ноосфера» // Научные чтения памяти К.Э. Циолковского 6. Статья «Ницше: сверхчеловек» // Сайт «Философия жизни» 7. Шри Ауробиндо Мысли и Афоризмы. 2003 8. Соболева М. К концепции философии языка Юргена Хабермаса // Логос. -- 2002. -- №2. 9. Статья «Что такое трансгуманизм» // Сайт Российского трансгуманистического общества 10. Абрамов М. А. Русский космизм: идея единства культуры и многоплановая реальность: Автореферат диссертации: Саранск, 2007. -- 150 c 11. Разумовский О.С. «Алармизм» 12. Георг Дворски, «Постгендеризм» |