реферат мгп. Понятие и классификация культурных ценностей как объект защиты
Скачать 28.07 Kb.
|
Введение Глава 1. Понятие и классификация культурных ценностей как объект защиты 1.1 Понятие культурные ценности 1.2 Классификация культурных ценностей 2. Защита культурных ценностей 2.1 Характеристика защиты культурных ценностей в мирное и военное время 2.2 Общая характеристика международно-правового регулирования защиты культурных ценностей Заключение Список Литературы Введение Актуальность темы исследования обуславливается тем, что Культурные ценности являются не только достоянием одного народа, а культурным наследием всего человечества. Охрана их должна осуществляться не только на внутреннем государственном уровне, но и также на международном. В настоящее время быстрыми темпами развивается, наука, техника, да и все человечество в целом. Оружие становится более разрушительным и, если оно применится во время вооруженного конфликта по культурным ценностям, последствия будут ужасные. Об этом стали задумываться с 1954 года, когда и была принята Гаагская конвенция "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта" Конечно, сразу создать идеальный н. п. а. невозможно, который будет полностью охватывать все вопросы, касающиеся культурных ценностей, поэтому к основной конвенции были разработаны еще 3 дополнительных протокола. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере защиты международных культурных ценностей в военное и мирное время. Предметом - вариантности защиты культурных ценностей. Целью работы является изучение понятия культурных ценностей и их защита и охрана в мирное и военное время. Из цели вытекают следующие задачи для достижения этой цели: .Дать определение культурным ценностям. 2.Составить классификацию культурных ценностей. .Выяснить, как защищаются культурные ценности в военное и мирное время. .Дать общую характеристику режимам защиты. В данной курсовой работе не рассматривалось, как осуществляется охрана культурных ценностей на деле, а так же необходимость обеспечения охраны и защиты культурных ценностей. Потому что эти вопросы требуют более глубоко, а главное отдельного рассмотрения. При исследовании данной темы были использованы следующие методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, анализ, синтез, дедукция. Структурно работа состоит из введения, двух глав, которые отвечают поставленным задачам, и заключения, в котором сформулированы основные выводы по данной теме. Глава 1. Понятие и классификация культурных ценностей как объект защиты . 1 Понятие культурные ценности Что же означает термин "культурные ценности"? В договоре о защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников, больше известном, как Пакт Рериха, принятом 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне, определение культурные ценности отсутствует. Объект защиты определен в ст.1 Пакта: Исторические памятники, музеи и учреждения, служащие целям науки, искусства, образования и культуры…" Таким образом, в этом международном документе предпринята первая, пусть и слабая, попытка определения культурных ценностей, даже несмотря на отсутствие самого понятия культурные ценности в содержании Договора. Впервые понятие культурные ценности встречается в Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанной в Гааге 14 мая 1954 г. Определение содержащееся в ст.1 этой Конвенции мы рассмотрим подробнее. Пункт 1 ст.1 определяет, что под культурными ценностями в данной Конвенции подразумеваются ценности, движимые и недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, независимо от их происхождения и владельца. Из этого определения следует, что культурная ценность - это как движимое имущество, так и недвижимое, характерной чертой квалифицирующей, является то обстоятельство, что оно имеет большое значение для культурного наследия каждого народа. Определяя понятие культурные ценности Конвенция определяет лишь границы, право же государств и народов причислить ту, или иную вещь (имущество) к культурной ценности никто не ограничивает. Все зависит от исторического и культурного развития того или иного народа. Более того, Конвенция говорит о том, что не принимаются во внимание происхождение культурной ценности и кто является ее владельцем. Право собственности на культурные ценности может принадлежать как государственным организациям культуры: музеям, галереям, библиотекам и т.д., так и находиться в частной собственности. Обязательным условием принадлежности произведений искусства к культурным ценностям является их возможное воздействие на психику и сознание людей с целью донести до них в той или иной форме информации о идеологических и духовных ценностей, которые сложно передать другим путём. Культурные ценности в разные временные эпохи различались между собой и даже для одного и того же народа - культурные ценности представляют собой нечто не обязательно однородное по своему наполнению. Важнейшая функция общения государств в современных условиях - это сотрудничество в области культуры. Одним из видов такого сотрудничества является обмен и распространение культурных ценностей. В результате межгосударственного общения происходит взаимообмен культурными ценностями, на основе которого народы разных стран могут ознакомиться с культурными ценностями, составляющими коллекции самых различных культурных учреждений мира. Однако межгосударственный обмен культурными ценностями влечет за собой целый ряд проблем, одной из которых является защита культурных ценностей. Важная роль в этом процессе отводится законодательным актам, поскольку сохранение культурных ценностей прошлого и бережное отношение к проявлениям наиболее ценного и значимого в культуре настоящего - одно из приоритетных направлений политики в области культуры. В каждом правовом акте содержатся свои определения понятия "культурные ценности", используемые в рамках того или иного нормативного документа, исходя из его конкретных целей и задач, поэтому необходимо провести анализ нормативно-правовой документации, обеспечивающий защиту культурных ценностей. Такое исследование приобретает особую актуальность в сложившихся сегодня социально-экономических условиях, когда в отсутствии полноценного правового обеспечения межгосударственного общения в области культуры участились вывода и ввода культурных ценностей. Рассмотрим основные нормативно-правовые документы: 1.2 Классификация культурных ценностей Мир ценностей сложен и трудноописуем. Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации. Культурные ценности находиться не только под защитой самого государства, где находятся культурные ценности, но и под защитой международного права. Конечно, к классификации можно отнести и другие ценности, которые человек посчитает для себя важным, но не факт, что они будут являться таковыми и не будут находиться под защитой. Статья 1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта дает классификацию культурных ценностей. Разделяя их на 3 категории: ) Непосредственно культурные ценности, а именно: памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше. ) Здания, основным назначением которых является хранение и экспонирование движимых культурных ценностей, причисленных в первой категории. К ним относятся музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов. ) Центры сосредоточения культурных ценностей. К этой категории Конвенция относит центры, в которых собрано значительное количество культурных ценностей. Примером такого центра служит Московский Кремль, сам представляющий архитектурный и исторический памятник, на территории которого сосредоточены другие значительные культурные ценности: музеи Московского Кремля, соборы, Царь-колокол, Царь-пушка и другие. Центрами сосредоточения культурных ценностей могут быть признаны и целые города, такие, например, как Флоренция, Венеция, Суздаль. культурная ценность защита военный 2. Защита культурных ценностей 2.1 Характеристика защиты культурных ценностей в мирное и военное время К сожалению, к настоящему времени было уже много войн и различных терактов, в ходе которых пострадало большое количество различных видов собственности, а так же и культурное достояние народов. По сути своей, войны никогда ничего хорошего не приносили, ведь это всегда гибель огромного количества жизней людей, денег, провинции и т.д. В ходе битв, не всегда удавалось сделать так, как планировалось, всегда появлялись какие-либо обстоятельства, которые заставляли менять ходе действий, а это приносило еще больше смертей воинов, обычных людей, которые не участвовали в войне, простые люди, матеря, дети, старики. Так же уничтожались различные достояния народов, культурные ценности так называемые. К счастью, что со временем люди стали понимать, что от воин больше потерь, затрат и решили принимать различные формы договоров, пактов и т.п. между собой, чтобы сохранить дорогое для народа, в главную очередь жизни людей, но и так же культурные ценности, быт народа, который являлся важной составляющей государства. Согласно Гаагской конвенции 1954 года каждое государство должно принимать меры для защиты своих культурных ценностей от вооруженных нападений. Для этого можно, например, перевезти эти ценности подальше от мест, где происходят военные действия, или, если речь идет о памятниках истории, не размещать вблизи них военные объекты. Стороны вооруженного конфликта не имеют права направлять военные действия против культурных ценностей, и они обязаны, по возможности, не причинять случайного ущерба таким ценностям. Запрещается использовать культурные ценности в военных целях. Тем не менее Гаагская конвенция признает, что существуют ситуации, при которых нападение на объект культурной ценности может быть законным, а именно в случаях, когда такая культурная ценность была превращена в военную цель и, следовательно, нападение на нее вызывается "настоятельной военной необходимостью". Оккупирующие державы должны защищать культурные ценности, находящиеся под их контролем, от воровства, разграбления или незаконного присвоения. Если культурные ценности вывезены с оккупированной территории в целях их сохранения, то по окончании военных действий их надлежит вернуть на место. В связи с тем, что происходило во время Второй мировой войны, международное право запрещает также разрушать культурные ценности в целях устрашения населения, находящегося на оккупированной территории, а также в качестве репрессалий. Страны - участники Гаагской конвенции несут ответственность за имплементацию ее положений, соответствующие нормы о защите культурных ценностей должны быть внесены в их национальные законодательства. Они также обязаны добиваться соблюдения этих положений в случае их нарушений. На международном уровне особую ответственность за мониторинг соблюдения Конвенции и за помощь в деле защиты и сохранения культурных ценностей несет ЮНЕСКО. Первый Дополнительный протокол 1977г. запрещает какие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Протокол дополняет систему гарантий защиты культурных ценностей, введенную Гаагской конвенцией 1954 г. В данный момент уже 878 объектов культурного и природного наследования находятся под всемирной защитой, которые записаны в реестре ЮНЕСКО. В этом списке находятся только наиболее важные культурные ценности всего мира. Культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов, должны быть обозначены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой. Гаагская конвенция 1954 года, как было упомянуто выше, предусматривает два вида защиты ценностей культуры. При общем режиме защиты специальный список ценностей культуры не составляется, и защита их может быть снята в случае "настоятельной военной необходимости". Специальная защита, задуманная для сохранения таких ценностей культуры, как Версаль, Тадж-Махал или Эрмитаж, требует внесения соответствующих культурных ценностей в Международный Реестр, о котором уже говорилось выше, культурных ценностей, и их защита может быть снята лишь в "исключительных случаях неизбежной военной необходимости". Однако эта система специальной защиты в целом не имела успеха и оказалась не жизненной. За 50 лет существования Гаагской конвенции в Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальной защитой, внесено только 6 объектов - Ватикан и пять центров хранения культурных ценностей (в Австрии, Голландии и Германии). Существует еще Пакт Рериха. Пакт Рериха как международный договор является первым международным документом, который был полностью посвящён защите культурных ценностей, и который не содержит оговорки о военной необходимости. Некоторые авторы выражают мнение, что Пакт Рериха ставит под защиту только недвижимые ценности культуры. К примеру, защита музеев, о которой говорит статья первая Пакта, означает защиту здания музеев и их экспонатов. Музей объединяет в едином целом здание и хранимые в нем движимые культурные ценности, и это целое нельзя разорвать, ибо здание само по себе - не музей, но в лучшем случае памятник архитектуры. Этот аргумент относится и к движимым культурным ценностям в научных, образовательных, культурных и художественных учреждениях, охраняемых Пактом Рериха. Гаагская конвенция 1954 года - восприемник многих важнейших принципов и положений Пакта Рериха, однако она в большой степени следует колеей, проложенной Гаагскими конвенциями начала ХХ века, подчиняя защиту ценностей культуры военной необходимости. Резолюция ЮНЕСКО "об охране и сохранении движущихся изображений" (принята в г. Белграде 27.10.1980 на 21-ой сессии генеральной конференции ЮНЕСКО) . Считая, что движущиеся изображения являются выражением культурной самобытности народов и, благодаря своей образовательной, культурной, художественной, научной и исторической ценности, образуют неотъемлемую часть культурного наследия страны, считая, что движущиеся изображения представляют собой новые формы выражения, особенно характерные для современного общества, с помощью которых отражается важная и все возрастающая роль современной культуры. Считая, что движущиеся изображения также представляют собой важное средство регистрации развертывающихся событий и как таковые являются важными и часто уникальными свидетельствами, по-новому отражающими историю, образ жизни и культуру народов, а также эволюцию вселенной, отмечая, что движущиеся изображения играют все более важную роль как средство коммуникации и взаимопонимания между всеми народами мира, отмечая далее, что, распространяя по всему миру знания и культуру, движущиеся изображения вносят большой вклад в образование и духовное обогащение каждого человека. Учитывая, однако, что в связи с характером своего материального носителя и различными методами фиксации движущиеся изображения чрезвычайно уязвимы и должны храниться в специфических технических условиях. Отмечая далее, что многие элементы наследия в виде движущихся изображений исчезли в результате износа, несчастного случая или неоправданного уничтожения, что нанесло непоправимый ущерб этому наследию. Признавая результаты, достигнутые благодаря усилиям специализированных учреждений, направленным на спасение изображений от опасности, которой они подвергаются. Считая, что каждому государству необходимо принять надлежащие дополнительные меры с целью обеспечения охраны и сохранения для потомства этой исключительно уязвимой части его культурного наследия, точно так же, как принимаются меры по охране и сохранению других форм культурного наследия как источника духовного обогащения современного и будущих поколений. Напоминая о важности положений Декларации принципов международного сотрудничества в области культуры, принятой на четырнадцатой сессии Генеральной конференции (1966 г.), считая, что обмен культурными ценностями между странами для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. Считая, что культурные ценности являются одним из основных элементов цивилизации и культуры народов и что они приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение, история и окружающая среда. Считая, что для предупреждения этих опасностей необходимо, чтобы каждое государство еще больше прониклось сознанием моральных обязательств в отношении как своего культурного достояния, так и культурного достояния всех народов. Сознавая тот факт, что Конвенция сама по себе не является решением проблем, связанных с незаконной перевозкой и торговлей, но что она положит начало процессам по укреплению международного культурного сотрудничества и по непосредственной поддержке законной торговли и межгосударственных соглашений по культурным обменам, признавая, что вступление в силу настоящей Конвенции должно сопровождаться другими эффективными мерами для защиты культурных ценностей, таких как разработка и применение реестров, охраны археологических заповедников и техническое сотрудничество, воздавая должное действиям, предпринимаемым различными институтами по защите культурных ценностей, в особенности Конвенции ЮНЕСКО 1970 года по незаконной перевозке и торговле и разработке кодекса поведения в частном секторе. Международный правовой акт, который так же осуществляет защиту культурных ценностей является Рекомендация юнеско"об охране и сохранении движущихся изображений" (принята в г. белграде 27.10.1980 на 21-ой сессии генеральной конференции юнеско) Которая считая, что движущиеся изображения представляют собой новые формы выражения, особенно характерные для современного общества, с помощью которых отражается важная и все возрастающая роль современной культуры, считая, что движущиеся изображения также представляют собой важное средство регистрации развертывающихся событий и как таковые являются важными и часто уникальными свидетельствами, по-новому отражающими историю, образ жизни и культуру народов, а также эволюцию вселенной, отмечая, что движущиеся изображения играют все более важную роль как средство коммуникации и взаимопонимания между всеми народами мира. Так же была принята: На региональном уровне - Постановление ЕЭС N 3911/92 Совета Европейских Сообществ от 9 ноября 1992 года о вывозе культурных ценностей, что характеризуется, как защита культурных ценностей в мирное время. Считая, что культурные ценности являются основными элементами цивилизации и культуры народов и что ознакомление с ними способствует взаимному пониманию и взаимному уважению между народами, считая, что каждое государство должно охранять достояние, состоящее из культурных ценностей, находящееся на его территории, от опасностей, связанных с их незаконным вывозом, ввозом и передачей права собственности на них. Считая, что для предупреждения этой опасности необходимо, чтобы каждое государство-член еще больше прониклось сознанием моральных обязательств, касающихся сохранения как своего культурного достояния, так и культурного достояния всех народов. Считая, что указанные цели не могут быть достигнуты без тесного сотрудничества государств-членов. Будучи убежденной, что необходимо способствовать как принятию соответствующих мер, так и улучшению атмосферы международной солидарности, без которой намеченные цели не могут быть достигнуты, рассматривая предложения относительно международной регламентации, направленной на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности в соответствии с пунктом 15.3.3 повестки дня сессии. Приняв решение на двенадцатой сессии о том, что эти предложения должны лечь в основу международной регламентации в форме рекомендации государствам-членам, выражая, однако, пожелание, чтобы в самом ближайшем будущем можно было принять международную конвенцию. 2.2 Общая характеристика международно-правового регулирования защиты культурных ценностей Все объекты культуры - произведения живописи и скульптуры, архитектурные памятники, декоративно-прикладное искусство - требуют бережного обращения, постоянного наблюдения, реставрации для того, чтобы быть сохраненными на века. Но не только время является разрушающим фактором, к таким факторам следует причислить загрязнение окружающей среды, проведение общественных работ, хищения, наконец, нападение или незаконное уничтожение. Защита культурных ценностей в основном осуществляется внутригосударственными средствами. Каждое государство само следит за сохранностью своего культурного наследия, проводя определенную политику по организации и поддержанию музеев, регистрации объектов культуры, финансированию реставрационных работ и т.д. В то же время большое значение придается и международному сотрудничеству в данной области. Это сотрудничество необходимо для обмена опытом, для оказания необходимой помощи, для предотвращения уничтожения и борьбы с хищениями. Сотрудничество это координируется ЮНЕСКО, в рамках которой вырабатываются рекомендации и конвенции по рассматриваемому вопросу; в нем принимают участие и другие международные организации - правительственные и неправительственные. Международные отношения в области культуры - часть международных отношений, регулируемых нормами международного права. Это означает, что охрана культурных ценностей на международном уровне осуществляется на базе общепризнанных принципов современного международного права, таких как неприменение силы и угрозы силой, равенства, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела и пр. Сотрудничество государств в области охраны культурных ценностей ведется с использованием выработанных международной практикой методов и средств, т.е. заключаются договоры по разным вопросам, принимаются решения международными организациями, созываются международные конференции. Оно ведется и во всемирном масштабе, и на региональном уровне, имеет место двустороннее сотрудничество государств. Рассмотрение этой практики дает возможность сделать вывод, что современное международное право стало регулировать весьма широкий спектр вопросов охраны культурных ценностей, начиная от всемирного культурного наследия и кончая узкими проблемами, например подводной археологии. В 1966 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО обратила внимание на необходимость выработки рекомендаций в области охраны культурных ценностей, имея в виду установление единого правового режима для объектов исключительной ценности. На заседаниях экспертов в последующие годы было рекомендовано разработать два документа - рекомендацию ЮНЕСКО и международную конвенцию. Предпринятые усилия закончились принятием на семнадцатой сессии Генеральной конференции (Париж) 16 ноября 1972 г. Рекомендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия. Заключение В заключение хочется сказать, что точного понятия "культурные ценности" нету. В различных нормативно-правовых актах этот термин трактуется по разному. Культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Такое определение дает законодательство РФ. Культурные ценности, согласно Гаагской Конвенции 1954г. классифицируются: а) непосредственно на сами культурные ценности в единичном количестве; б) на сооружения, которые относятся по тем или иным причинам к культурным ценностям; в) на центры сосредоточения культурных ценностей. Охрана культурных ценностей осуществляется в основном самим государством, но если культурное наследие похищается или транспортируется в другое государство, то решение таких проблем уже регулируется с помощью международного права. Задачи, которые ставились вначале курсовой, в ходе исследования были решены полностью. Культурные ценности являются основным достоянием государства. Некоторые занесены в список особо важных культурных ценностей, так как они являются достоянием не только одного государства, но и целого человечества в целом. Библиографический список 1.Международные акты 1.Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта (принята в Гааге <#"justify">2.Нормативно-правовые акты РФ 11.Закон Российской Федерации № 3612-1 "Основы законодательства РФ о культуре" <#"justify">3.Научная и специальная литература 16.Ахметзянов А.А. Международно-правовая защита культурных ценностей в случае вооружённого конфликта / А.А. Ахметзянов Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - К.12.10.10 17.Герасимов А.А. "Культурные ценности: эволюция понятия" // статья М. 2011 - 5 с. 18.Пакт Рериха, свободная энциклопедия - Википедия [Электронный ресурс] #"justify">4.Учебная и справочная литература 22.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии: "Гардарики" // В.С. Поликарпов, М. - 1997г. - 344 с. 23.Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана Учебник по Культурологии "Культурология" // Ю.Н. Солонина Высшее образование, М. 2007. - 566 с. .Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебаник. // Б.С. Ерасов, Ч.2. М., 1994. С.122. .Выжлецов Г.П. профессор, д. филос. н., Аксиология культуры: учебник по культурологии. // Г.П. Выжлецов, 2-е издание СПб., 1996. С.75. .Каган М.С. Философская теория ценностей: учебник по филос |