Главная страница
Навигация по странице:

  • «Теория государства и права» на тему«Понятие и признаки государства»

  • Работу выполнил студент группы

  • Научный руководитель: Харитонова Наталья Николаевна Колпашево

  • Курсовая работа Пшеничников Д.И.. Понятие и признаки государства


    Скачать 82.17 Kb.
    НазваниеПонятие и признаки государства
    Дата13.05.2021
    Размер82.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа Пшеничников Д.И..docx
    ТипКурсовая
    #204503
    страница1 из 2
      1   2


    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ «УНИВЕРСИТЕТ СИНЕРГИЯ»

    Факультет Юриспруденция

    курсовая работа


    по дисциплине

    «Теория государства и права»
    на тему

    «Понятие и признаки государства»


    Работу выполнил студент

    группы

    ОКП-2811ТОМ

    Специальность:

    Право и организация социального обеспечения

    Пшеничников Дмитрий Игоревич




    Научный руководитель:

    Харитонова Наталья Николаевна

    Колпашево

    2019

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………...1

    Глава 1. Понятие государства ……………………………………………...4

    Глава 2. Сущность и содержание государства…………………………...10

    Глава 3. Основные признаки государства………………………………..16

      1. Государство как особая властная структура с территориальным делением…………………………………………………………………16

      2. Государственный суверенитет………………………………………………………………………21

      3. Наличие единой денежной системы и сбор налогов………………24

    1. Типология государства……………………………………………….26

    Заключение…………………………………………………………………34

    Библиография………………………………………………………………36

    Введение

    Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало собою все без исключения стороны человеческой жизни, так что в античном мире человек совершенно поглощался гражданином государства. Да и в настоящее время, хотя на ряду с государством существует не мало других форм общественного единения людей, государство все - таки так или иначе распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни. Во всяком случае, история человечества творится главным образом государственною деятельностью. Поэтому, изучая какое бы то ни было явление общественности, постоянно приходится встречаться с вопросами о формах организации и деятельности государства. Но для того, что бы ответить на такие вопросы, необходимо понять, чем же является государство и каковы его признаки.

    Предмет работы – понятие и признаки государства.

    Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - дать понятие государства;

    - раскрыть сущность государства;

    - раскрыть основные признаки государства;

    - разобрать типологию государства.

    Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

    Данная работа состоит из введения, основной части из четырех глав, заключения и списка используемых источников и литературы


    1. Понятие государства

    В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия «государство». Его определяют и как «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Н. Коркунов); и как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны правопорядка» (Л. Гумилович); и как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» (Л. Тихомиров); и как «союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой); и как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» (И. Ильин). [5]

    Становление западной (доминирующей) концепции государства началось еще в глубокой древности, с аристотелевского понимания государства как политической ассоциации (объединения) свободных и равных граждан. В таком понимании государства практически не выделялась из общества. Концепция Аристотеля в последствии поддерживалась Цицероном, Ф. Аквинским, М. Падуанским, Г. Гроцием, Дж. Локком, И. Кантом и др. На рубеже 16-17 вв. видение государства постепенно приобрело новые черты. Оно стало ассоциироваться, в большей степени, со специальным аппаратом, публичной властью (Ж.Бодэн, Т. Гоббс, В. Гумбольт, К. Маркс, В. Ленин и др.). [4]

    Вопрос о понятии государства относится к числу дискуссионных. В этом вопросе сложилось несколько подходов. [3]

    Теологический подход зародился еще в глубокой древности. Суть теории одна: государство создано Богом. Данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов, которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов. [3]

    Арифметический подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху. Он трактует государство как сумма трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время широко используется в работах западных политологов. Встречается и в работах отдельных российских исследователей. [3]

    Юридический подход наиболее широкое распространение получил в 19-начале 20 веков. Государство, с его позиции, трактуется как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и прежде всего конституцией. [3]

    Политологический подход к понятию государства рассматривает его с точки зрения власти как возможности подчинять своей воле других, заставлять других со определять свое поведение с волей властвующего. Отсюда преобладание в определении отличительных черт государственной власти как таковой, ее отделение от иных властных институтов общества. В то же время публичная власть является составной частью общей характеристики государства, не подменяя собой иные его признаки. [6]

    Определение государства в прошлом веке, надо заметить, были весьма разнообразны. Приведем некоторые из них:

    Государство – это:

    1) средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель); 2) это союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. (Цицерон);3) правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости (Жан Боден);4) машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы (В.И. Ленин). [11]

    Кибернетический подход сформировался в 60-е гг. прошлого столетия. Государство, с точки зрения этого подхода, является определенной информационной системой. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) т от общества к государству (обратная связь). [3]

    Т. Гоббс назвал государство природным (естественным) телом, И. Кант считал, что государство – это объединение людей, подчиненным правовым нормам, законам. Гегель говорил о государстве как о «шествии бога в мире. [9]

    Со временем характеристики государства углубляются, становятся более широкими и точными. Так, Н.М. Коркунов считал, что государство – это общественный союз, представляющий собой самостоятельное принудительное властвование над свободными людьми. [9]

    Весьма оригинальным и непохожим на многие определения государства в российской дореволюционной литературе было определение предложенное Б.А. Кистяковским: государство есть правовая организация народ, обладающая во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, т.е. ни от кого не зависимой, властью. [9]

    М.И. Байтин, исходя из двуединой природы государства – классовой и общечеловеческой, предлагает следующее его краткое общее определение: «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». [9]

    Т.Н. Радько считает, что государство – суверенное политико-территориаотная организация публичной власти определенных социальных сил (классы, группы, весь народ), обладающая аппаратом управления и принуждения, делающая свои волеизъявления общеобязательными и решающая как классовые так и общественные задачи. [9]

    Что касается классовости, то нельзя не признать наличия в любом обществе определенных социальных общностей, групп, некоторые из них могут быть настолько сильны, что в первую очередь именно их интересы будут отражать государство. [11]

    Государство – это сложное явление, которое можно рассмотреть с разных сторон. В самом общем виде государство – общность людей, проживающая на определенной территории и объединенная государственной властью. [2]

    В узком смысле термин «государство» обозначает систему государственных органов, выделяющихся из общества и стоящих над ним, которые осуществляют управление обществом (политический аппарат). [2]

    В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию людей, которые объединены в политическое сообщество с публично властными структурами и отношениями публичного властного характера. [2]

    Государство – это определенное объединение людей, политическое сообщество, проистекающее из факта совместной жизни на общей территории (в государственных традиция), которое требует регулирование отношений людей и их группировок, имеющих различные интересы. В конечном счете политический характер государства обусловлен социальной асимметрией любого общества. Рассматривая государство как политическое сообщество, нельзя отождествлять его с обществом вообще. [8]

    Государство – единственная универсальная организация. Всякое сообщество предполагает какую-то организацию, но только государство охватывает все население страны. Оно подчиняет себе население, в частности, путем установления административно-территориального деления (лишь в государствах- карликах Науру, Тувалу, Аруба и других нет административно-территориального деления), а также благодаря институтам гражданства и не гражданства с разным правовым положением лиц, относящихся к этим категориям. Все лица, находящиеся на его территории (а граждане и за его пределами), подчинены власти государства. [8]

    Подкрепленные идеологическим плюрализмом, утвердившимся в цивилизованных странах, многие определения государства в трудах современных юристов носят отпечаток индивидуальности, отражая тенденции к самовыражению их авторов. Чаще всего такие дефиниции пространственны и схематичны, поскольку стремление внести в них всю сумму государственных характеристик сказывается на объеме определения. [6]

    В качестве примера приведем «инструментальное» определение государства данное одним из наиболее авторитетных исследователей проблем современного государство ведения: «государство – это универсальное политическое сообщество и одновременно организация в обществе, обладающая публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного (в том числе принудительного) воздействия (включая социально-политический арбитраж), выражающая прежде всего (но не только) интересы доминирующего социально слоя (класса) и выполняющая общие для общества задачи. Это организация строится на основе специальных органов, выделения управленческого персонала, использования института гражданства и права». [6]

    При выработке определения государства следует учитывать возможное употребление его понятия в различных смыслах, что, в свою очередь, ведет и к разнобою в дефинициях. [6]

    Слово «власть» употребляется в очень широком значении. Говорят о родительской, хозяйской, военной власти, о власти дрессировщика над прирученным зверем, о власти законов природы, чарующей красоты или ораторского таланта и т.д. Во многих случаях понятию власти придается крайне широкая трактовка; на деле же речь идет о влиянии, которое воздействует не принудительным путем, а является лишь частью побудительных мотивов поведения. Такие мотивы (например, красота или талант) нередко действуют стихийно, не включают момент осознания их как власти. Между тем характерная черта власти среди людей – это волевой характер властных отношений проистекающий из того, что субъекты (стороны) этих отношений наделены сознанием и волей. [8]

    Социологическое понимание государства обращено прежде всего к связям между государством и обществом, что фиксируется в определении роли государства как особой организации общества, призванной и способной на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать от его имени. [6]

    Государство как социальное явление имеет объективный характер. Оно – реальность. Это наглядно видно по наличию властных структур, государственных границ, деятельности разнообразных государственных органов. [11]

    Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно- политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенство закона, приоритета прав человека. В таком значении речь может идти о высшем этапе в развитии государственности, закрепленным понятием «правовое государство». [6]

    Функциональный подход к определению государства сфокусирован на механизме осуществления государственной власти, который представляет собой особую систему государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства. [6]

    Собственно юридическая трактовка определения государства, основываясь на его теснейших связях с правом, рассматривает государство как субъект права, также сужая параметры его целостной сущностной характеристики. [6]

    Учитывая вышеуказанные подходы, остановимся на формализованном определении государства как особой организации публичной власти, суверенно распространяющей ее на всю территорию и население посредствам юридически обязательных велений. [6]


    1. Сущность и содержание государства

    Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. [5]

    Для лучшего понимания сущности государства можно привести еще одно определение государства – всеобъемлющая организация общества, которая опирается на политическую власть для решения не только политических задач, но и общих дел, вытекающих из природы общества. [2]

    Основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. [2]

    Известно, что сущность любого предмета либо явления – это самое главное, самое существенное, глубинное в нем; или это то, без чего тот или иной предмет либо явление не могут быть выделены из совокупности других; то, без чего данный предмет или явление потеряли бы свое «лицо», соответственно сущность государства – это самые главные, самые существенные, глубокие и прочие качества, его признаки, черты. [3]

    Государство – очень сложное и много - аспектное социальное образование. Оно может быть рассмотрено как географическое либо как социальное явление. В географическом смысле государство представляет собой страну, занимающую определенную территорию и населенную ее гражданами. [1]

    В социальном смысле государство выступает в качестве организации, создаваемой людьми и осуществляющей определенную деятельность в сфере общественных отношений. [1]

    Как социальная организация государство может быть рассмотрено в трех аспектах: 1) как порождение всего общества и его органическая часть;2) как орудие определенного класса, слоя населения или клана (семьи); 3) как самостоятельная организация, наделенная определенными правами и обязанностями. [1]

    При исследовании государства как организации, созданной обществом и являющейся его частью, акцент делается на его способности решать общие задачи всего населения, достижения общего блага. При этом государство рассматривается как организация, с помощью которой само общество решает свои задачи. Государство является лишь способом самоорганизации общества и саморегулирования его процессов. Такими государствами являлись, например, древнегреческие города – государства (полисы), свободное население которых на общих городских собраниях решало основные вопросы жизни деятельности полиса, формировало органы государства, определяло их основные задачи и контролировало их деятельность. Данное государство по своим внешним признакам было близко органам управления родом, племенем в условиях первобытнообщинного строя. [1]

    Понимание государства как орудия определенного класса, слоя, населения или клана (семьи) сложилось в период феодализма и начала капитализма, когда государственная власть принадлежала монарху и его окружению, верхушке богатых феодалов либо людям, обладающим капиталом и располагающим экономической властью в обществе. Такое государство являлось органом подавления и угнетения других классов и слоев общества, источником социальных конфликтов, противостояния и даже кровавой борьбы, поскольку его органы формировались в основном из представителей господствующего класса, слоя и действовали в его интересах. [1]

    В последнее время все большее число ученых склоняется к пониманию государства как самостоятельной социальной организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права, являющегося основным регулятором жизни общества. Такое понимание соответствует современным цивилизованным демократическим государствам, основные властные органы которых формируются и действуют в соответствии с существующим законодательством, которое определяет их полномочия, права и обязанности по отношению к гражданам. При этом в переделах своих полномочий государственные органы принимают решения самостоятельно несут за них ответственность. [1]

    Современное государство - социальный арбитр, орган решения общих дел, организатор многих важных мероприятий, без осуществления которых не может нормально функционировать общество. Одно из первых мест принадлежит в связи с этим закреплению, обеспечению и защите прав и свобод человека, экологической безопасности, техническому прогрессу, здоровью нации, бесконфликтному существованию общества, обеспечению должностного прожиточного уровня людей (минимального уровня заработной платы, пенсий, пособий), поддержке науки, культуры, образования, защите материнства и детства. [3]

    Несмотря на значительные отличия, сторонники вышеназванных точек зрения признают, что государство является социальной организацией, создаваемой обществом и предназначенной для управления и регулирования возникающих в нем процессов. [1]

    Следует отметить, что кроме государства, в обществе существуют и другие социальные образования, деятельность которых также направлена на регулирование общественных отношений. К ним относятся политические партии, различные общественные объединения, самодеятельные, творческие организации, союзы, движения. Однако государство по своей сущности принципиально отличается от них тем, что представляет собой организацию политической и публичной власти в обществе. [1]

    Как известно, сферой политической жизни являются отношения между классами, слоями населения, нациями, религиями, центром и регионами, государством и обществом, между государствами в международных отношениях. Государство прежде всего решает эти политические вопросы, чего другие социальные организации делать не вправе.

    Находясь в сфере политических отношений, государство выступает от имени всего общества и должно действовать в его интересах. Первоначально, как уже отмечалось выше, государство являлось организацией господствующего класса, слоя, клана, и его политика отвечала их интересам. Политические права и интересы других слоев и классов общества во многом ограничивались. В некоторых государствах такая политическая направленность в деятельности государства сохранилась и до настоящего времени, где государство является орудием одной партии, а точнее – ее руководящих органов или небольшой правящей группы, клана, которые действуют в основном в своих интересах. [1]

    Разновидности государств: 1) тоталитарное государство, максимально вмешивающееся в жизнь граждан и их объединений, насаждающее единство мнений и оценок, политической организации и экономики. Такое государство поглощает все общество. Тоталитарное государство - это диктатура государства; 2) авторитарное государство характеризуется излишней опекой общества и отдельных граждан, вмешательством во все их внутренние дела, мелочной регламентацией общественных отношений; 3) правовое государство, которое не только закрепляет, но и гарантирует реализацию и защиту основных прав и законных интересов, признает личность свободной и полноправной; 4) социальное государство – государство, в котором имеется конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина (особенно социально незащищенных слоев населения), а их надлежащая реализация является важнейшей обязанностью государства. Это государство, основанное на законодательно закрепленных принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности; 5) светское государство – это государство, свободное от какого-либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни, в таком государстве признается свобода от религии и атеизма. [4]

    В современных демократических странах государство регулирует взаимоотношения между различными социальными группами, слоями, классами не путем подавления и ущемления прав и свобод одних в интересах других, а на основе законодательства, учитывающего общие и конкретные интересы участников политических отношений.

    Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, государство тем самым оказывает влияние на весь ход общественной жизни страны. Так, например, закрепляя законодательство и проводя на практике равенство наций, религий, государство тем самым обеспечивает и равенство граждан независимо от ин национальной принадлежности и вероисповедания.

    В этом заключается сущность государства и его основные отличительные черты от всех других социальных организаций, действующих в обществе. [1]

    Сущность отражает явление государственности глубже, но содержание полнее, богаче сущности. Оно характеризует не только принципиальные черты, но и другие стороны государства. В рамках единой сущности содержание может быть неодинаковым. Сказанное относится также и к соотношению социальной сущности и социального содержания. Последнее более конкретно. Оно зависит от степени воздействия различных сил на государственную власть, от того, какие слои (например, правые или левые) занимают решающие позиции в доминирующем классе, в блоке с какими силами действует этот класс. Поэтому социальное содержание капиталистического по своей сущности государства в Индии иное, чем в Японии, в Бразилии оно не похоже на США, В Алжире – на ЮАР и т.д. Социальное содержание государства зависит от характера национальных отношений. В США на него влияют отношения между белыми и цветными американцами, в Канаде – отношения между франко-канадцами и англо-канадцами (этим обусловлены многие мероприятия государственной власти), в Индии – ситуация, связанная с кастами и племенами и т.д. Есть и другие социальные и экономические факторы, влияющие на конкретное содержание государственной власти (уровень экономического развития, состав населения, характер его занятости и т.д.). [8]

    Содержание государства как определенного явления выходит за пределы воздействия социально-экономических факторов. На него могут оказывать влияние географические факторы (страны-гиганты и страны-карлики), природные условия, наличие природных богатств (во многих странах содержание большинства мероприятий государства определяется наличием богатых залежей нефти и т.д.). [8]

    3. Основные признаки государства

      1. Государство как особая властная структура с территориальным делением

    Государство - источник и носитель государственной власти, оно является исходной структурой правления и порядка в обществе; у него должен быть постоянный аппарат управления и принуждения. [9]

    Думается, что сегодня одним из важнейших признаков государства является то, что оно не только организует и формирует общественные отношения, но, как уже отмечалось выше, является источником и носителем государственной власти. Последняя же приводится в политическую форму и в этом качестве играет определяющую роль в реализации отношений государственной власти и государства. Государство в этом свете представляет собой исходную структуру правления и порядка в современном обществе. [9]

    Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – само достаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой (И.Ф. Ракитская). [5]

    Государство представляет собой определенную систему органов, особый аппарат, состоящий из государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, профессионально занимаются управлением и получают за это заработную плату. [1]

    В современных демократических странах государственный аппарат состоит из трех видов органов: законодательной, исполнительной и судебной власти. Названные виды органов образую структуру государства как организацию политической власти. [1]

    Кроме того, в государстве существуют вооруженные отряды и подразделения – армия, милиция или полиция, а так же тюрьма – специальные учреждения, где содержатся осужденные за преступления, чего другие социальные организации не имеют .[1]

    Государство представляет собой особую властную структуру, не имеющую аналогов в обществе. Это:

    - организация публичной власти, выступающей от имени народа;

    - организация единой власти, объединяющей всех членов общества и само общество как цельность;

    - организация универсальной власти, распространяющей свои общеобязательные веления на все общество;

    - организация верховной власти, являющейся высшей по значению и силе в обществе, подчиняя себе все иные социальные организации;

    - организация независимой власти, обладающей исключительным правом на ведение государственных дел;

    - организация официальной власти, представляющей общество на легальных основаниях, признанной им и мировым сообществом в качестве таковой;

    - организация централизованной власти, осуществляющей свои полномочия на иерархической основе, которая предусматривает упорядочение системы управленческих структур от местных до общегосударственных. [6]

    Современное государство есть также и арена политической борьбы за государственную и иную власть. Государственная идея – суть совокупность формализованных, политико-правовых норм, правил, требований и установок. В целом можно сказать, что государство – это специфический нормативный центр политической системы, ее рамки, предел и оправдание. [9]

    Важная роль государства проявляется и в том, что именно вокруг него как выразителя воли интересов всего общества группируются все остальные общественные институты, борьба между различными социально-политическими силами, группами людей, элитами и др. разворачивается, прежде всего, за завоевание государственной власти и рычагов государственного управления. [9]

    Государство объединяет население по территории и имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Государство – это организация граждан этого государства. Другие социальные организации объединяют людей по иным основаниям, а именно: нации – по этнической принадлежности, партий _ по идейным убеждениям, религии – по принадлежности к определенной конфессии, профсоюзные организации – по роду деятельности, союзы рыболовов, охотников – по интересам и т.д. При родовом строе людей объединяли родственные отношения. [1]

    Вопрос о государстве – это прежде всего вопрос о границах, отделяющих территорию государств. Территория важнейшие параметры которой, в свою очередь, определяются географией и месторасположением, имеет огромное значение для исторической судьбы и перспектив любого государства. [9]

    Территориальные границы государства считаются священными и неприкосновенными. Общественная организация цивилизованного мира базируется прежде всего и главным образом на разделении государств и народов по территориальному признаку. При этом, как давно обосновано, на данной территории нет какой-либо иной власти, кроме власти суверенного государства, юрисдикция которого распространяется на эту территорию. Государство – это субъект права, и в качестве юридического лица его деятельность основывается на коллективности людей, неделимости единой территории, на которой живут эти люди. [9]

    География и местоположение имеют множество аспектов, таких как размеры и масштабы территории конкретного государства, место его расположения, топография, климат, условия для сельскохозяйственного производства, наличия природных ресурсов, доступ к морям и океанам и.т.д. Эти аспекты определяют ряд параметров, которые указывают на потенциальные и реальные возможности государства, определяющие его место в мировом сообществе стран. [9]

    Территориальный характер государства выражается прежде всего в том, что государственная власть распространяется лишь в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Каждое государство имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (местные органы). [3]

    Государство обладает территориальным верховенством. Государство представляет собой единую пространственную организацию публичной власти с собственным административно-территориальным делением и системой органов, учреждаемых и действующих в соответствии с этим органом. Территория является местом сосредоточения членов общества, материальной базой их объединения, необходимым условием для формирования государственности и формальным пределом государственной власти. Государственное пространство составлено единством сухопутной, водной воздушной территорий, находящихся под исключительной властью государства и в пределах определяемых им и международными соглашениями границ. В государственную территорию включают также недра, континентальный шельф и территории с особым государственно-правовым режимом. [6]

    Государство обладает личностным верховенством, т.е. своей властью и защитой население – всех людей, постоянно и временно находящихся на его территории и связанных с ним публичной властью. Большая часть населения в силу обладания гражданством непосредственно подпадает под юрисдикцию государства. Однако государственная власть распространяется им на другие категории населения (иностранных граждан, апатридов, бипатридов, беженцев и т.д.), правовое положение которых в данном государстве регулируется специальным законодательством. [6]

    Власть государства распространяется на строго определенной и охраняемой территории, которая в каждой стране складывается исторически. Территория нередко является предметом межгосударственных споров. Территория России включает в себя: а) территории субъектов РФ; б) внутренние воды; в) территориальное море (12 морских миль от берега); г) воздушное пространство на ними (высота 10 км). Кроме того, Россия обладает суверенным правом и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе (морское дно и недра подводных районов на расстоянии 200 миль от берега) и в исключительной экономической зоне России (морское пространство на расстоянии 200 миль от берега). [11]

    Государство как специфическая социальная организация имеет право издавать законы и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательное значение для населения и юридических лиц. [1]

    Одновременно с целью обеспечения исполнения гражданами, другими субъектами права своих властных предписаний, привлечения к ответственности правонарушителей, государство имеет право применять принуждение. В правовом демократическом государстве оно осуществляется на основе и во исполнения законов, в не правовом – на основе произвола и усмотрения государственных органов. [1]

    Государство устанавливает в государственно-организованном обществе правовой порядок, для чего издает и претворяет в жизнь юридически обязательные веления. Именно государству присущи правовые формы и средства организации публичной власти, поскольку без правовых начал, законодательства, правотворческих, правоприменительных правоохранительных органов государство не становится таковым и не способно выполнять свои функции по руководству обществом. [6]

    Обладание правом дает государству возможность применять для реализации его решений, официальное принуждение на легальных основаниях посредствам специально создаваемых органов (администрации, судов, органов внутренних дел, служб безопасности, вооруженных сил, налоговых и таможенных органов и т.п.). [6]

    С помощью общеобязательных юридических норм государство упорядочивает общественную жизнь, способно обеспечить и защищать права человека и гражданина, разрешать социальные конфликты и противоречия, проводить необходимую ему политику в экономической, социальной, правовой, культурной и иных сферах жизни. [6]

      1. Государственный суверенитет

    Государство в отличие от других социальных организация обладает суверенитетом, т.е. независимостью и самостоятельностью в принятии государственных решений. Государство в лице его соответствующих органов, по своему усмотрению решает все вопросы жизни страны, отнесенные к его компетенции. [1]

    Наличие суверенитета затрагивает такие ключевые вопросы, как источник природа государства и государственной власти. Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. При этом проблема суверенитета затрагивает не только иерархию властных структур в рамках государства, но и место самого государства в системе мирового сообщества. Когда говорят о суверенитете государства, то подразумевается, что все другие коллективы (общины, семьи, ассоциации, провинции, товарищества и т.д.) занимают подчиненное по отношению к нему положение. [9]

    Государственный суверенитет может рассматриваться как в связи с государственной властью, так и самостоятельным собирательным признаком, поскольку именно в нем соединены вместе все самые значительные черты государственной организации общества. Автор этого понятия французский политический мыслитель Жан Боден (1530 – 1596) утверждал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть». Он также включал в суверенную власть ее единую сущность – полномочия такой власти принадлежат только государству, которое не может и не должно эти полномочия делить с кем бы то ни было. К тому же государство не может и не должно допускать существование каких-либо органов, стоящих под его властью либо конкурирующих с ней. [6]

    Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организации и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы2 для человека. [5]

    Суверенитет государства может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет заключается в том, что государство в лице своих органов самостоятельно решает все вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции. Граждане, общественные и иные организации собственники и предприниматели, не вправе вмешиваться в законную деятельность государства. Могут быть оспорены только незаконные решения в предусмотренном законом порядке в судебных органах. [1]

    Внешний суверенитет представляет собой независимость данного государства от других государств или иных иностранных структур, и недопустимость их вмешательства в его дела, в принятии им, его органами законных решений, касающихся взаимоотношений ч другими государствами и международных отношений в целом. В случае принятия незаконных решений другие государства, международное сообщество, международные организации могут принимать меры по пресечению незаконной деятельности государства - правонарушителя и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения. [1]

    Считается, что суверенное государство ничем не ограничено в своих волеизъявлении и действиях, пока они не начинают противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права. Современные границы дозволенного устанавливаются в интересах всех государств и служит обеспечению их независимости и верховенства. К таким руководящим началам правомерного поведения государств относят: уважение их суверенного равенства, запрещение применения силы или угрозы силой, территориальную целостность государства, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение основных прав и свобод человека, добросовестное выполнение взятых на себя обязательств. [6]

    Государство имеет официальную символику и иные формальные атрибуты государственности. Политика - правовая характеристика государства не будет полной без таких «условных знаков» суверенной власти как государственные символы. Традиционно в них включают гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая на официальных документах, бланках и печатях государственных органов, на денежных знаках и т.п.) и флаг (полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство). [6]

      1. Наличие единой денежной системы и сбор налогов

    Признаком суверенного государства является наличие собственной национальной валют, которая используется как средство платежа в различного рода имущественных сделках внутри страны и по договоренности с другими странами – в международных сделках. Государство самостоятельно устанавливает денежную систему, поддерживает ее стабильность охраняет, т.е. не допускает выпуск фальшивых денег, а виновных в подделке денежных знаков привлекает к ответственности. Другие социальные формирования такими полномочиями не обладают. [1]

    Государство – это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет. В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы. [3]

    Государство выпускает денежные знаки и обеспечивает сбор налогов как с физических, так и юридических лиц для обеспечения деятельности государственных органов и решения социальных задач. [11]

    Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи в заранее установленных размерах и в определенные сроки.

    Налоговая сфера – одна из ключевых в любом современном государстве, поскольку от ее решения в значительной степени зависит эффективность деятельности государственных органов. Это хорош видно на примере нашей страны в настоящее время, когда вопросы налогообложения становятся предметом активных споров в законодательной и исполнительной ветвях власти. [11]

    Государство изыскивает денежные средства, в том числе осуществляет (и в принудительном порядке) сборы с населения в виде налогов, займов, пошлин, тарифов, для финансового обеспечения своей политики. Деньги идут на содержание государственного аппарата, реализацию экономических проектов, осуществления программ в социальной, правовой, образовательной, культурной, экологической и иных сферах, погашение внутренних и внешних долгов страны, покрытия других традиционных или экстраординарных расходов государства. [6]

    Налоги подразделяются: на прямые (непосредственное взимание сборов с доходов граждан или юридических лиц), косвенные (налоги взимаются опосредованно, на пример путем включения их в стоимость производимой продукции). Полномочиями собирать налоги с доходов обладает только государство, оно же устанавливает денежную систему, которая действует на территории всего государства. [11]

    Денежная система жестко охраняется государством, в частности, установлением уголовной ответственности за фальшивомонетничество, причем мера наказания была суровой во все времена (так по Соборному уложению 1649 г. виновным заливали горло горячим металлом, а в соответствии со ст. 186 УК РФ 1996 г. особо квалифицированный состав изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг может повлечь за собой лишение свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет и с ограничением свободы на срок до двух лет. [11]


    1. Типология государства

    Типология государства – это их классификация по одному из самых крупных и высших систематических критериев – типу. [10]

    Тип государства - взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками. [2]

    В настоящее время категория «тип государства» служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт. [2]

    Первые попытки типизации государств были предприняты еще Арестотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель. Он различал правление одного (автократия), правление немногих (аристократия, теократия), правления большинства (демократия), в государство делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуется частные цели). [2]

    Немецкий юрист Георг Еллинек (1851-1911) выделяет идеальные и эмпирические типы государств, типы государств, где первое – мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое, и современное. [2]

    Основу современной типологии составляют различные подходы. Рассмотрим два наиболее известных – формационный и цивилизационный.

    Формационный подход основан на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно- экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства. [10]

    К. Маркс делил мировую историю на три микро формации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую), получившие названия общественных.

    Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие: 1) частной собственности; 2) противоположных классов; 3) товарного производства. Следовательно, государственно - организованное общество – элемент общественно-экономической формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный. [2]

    Для обозначения выделяемых на этом основании типов государств используется термин «исторические типы государства». [10]

    Среди них различают: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства. В качестве противоположности им классики марксизма рассматривали государство нового, социалистического типа. [10]

    Первой считается первобытнообщинная формация, которая не знала частной собственности, классов, товарного производства. Способ производства основан на общей форме собственности, а власть опирается на авторитет, выражает интересы социума в целом. Переход к государственно-организованному обществу связан с возникшей частной собственностью, появлением классов и социальных групп с противоположными экономическими и социальными интересами. [2]

    Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство - последний тип эксплуататорского государства – подлежит разрушению, социалистическое государство – исторически последний тип государства вообще – постепенно «отмирает». [10]

    Однако во многих капиталистических странах при регулирующей роли государства были своевременно предприняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека. Одновременно сохранились свойственные капитализму мощные стимулы материальной заинтересованности человека. Капиталистический строй оказался способным воспринять и внедрить некоторые прогрессивные идеи различных течений социализма. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюрализм, разделение властей, роль права в жизни общества, защита прав человека и т.д. [10]

    Все эти изменения позволяют характеризовать современные наиболее цивилизованные демократические государства запада в качестве правовых. [10]

    Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что обычно свидетельствует о его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе их уровень перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых», постепенно складывающихся внутри этого общества. Происходит социально-политическая революция, рождается иная по своей сущности, целям, задачам и функциям политическая организация, возникает другое государство. [2]

    Развитие буржуазного государства обнаружило одно из самых уязвимых мест марксистской теории общественно-экономических формаций, которое заключается в заданном программировании на длительную перспективу однолинейной конструкции движения истории: все формации «выстраиваются» в единый ряд, все народы как бы «обязываются» проходить весь путь от одной формации к другой, от одного типа государства к другому. [10]

    Опыт современных государств Запада послужил основанием для множества теорий («нового индустриального общества и государства», «постиндустриального общества», «конвергенции двух систем» и др.), утверждающих, что нынешнее «буржуазное» государство не отвечает своему названию и должно рассматриваться как новое, индустриальное или постиндустриальное государство, относящееся к пост- капиталистическому типу государства. [10]

    К числу достоинств данной типологии следует отнести: исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, поскольку экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входит государство и право. [2]

    Более современным подходом к типологии государства является цивилизационный, в соответствии с которым тип государства обусловлен определенной стадии научно-технического прогресса и жизненного уровня населения. [10]

    Основу цивилизационного подхода, существенно расширившего рамки классификационных критериев государственности, впервые сформулировал Н.Я. Данилевский (1822-1885), который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных культурно – исторических типов (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития. Его учение о цивилизациях, развивающихся подобно биологическим организмам и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели, исходит из обоснования неизбежности смены культурно – исторических типов, которая происходит в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой. [7]

    В самом общем виде цивилизация – это социально-культурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонии человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. [2]

    Среди фундаментальных разработок цивилизационного подхода следует выделить труды таких признанных авторитетов, как: 1) немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880-1936), развивающий учение о культуре как множестве замкнутых организмов определенных регионов, выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл («Закат Европы», 1918). Шпенглер, произведя сравнительные исторические исследования, пришел к выводу, что цивилизация есть «неизбежная судьба культуры», а последняя, живя биологическими циклами (завязь, цветение, смерть), проводит на Земле в среднем тысячу лет; 2) философ-богослов Карл Ясперс (1883-1969), разрабатывавший цивилизационную схему «Единый мир человечества на земном шаре» в своем исследовании «Смысл и назначение истории» (1949); 3) английский философ и историк Арнольд Дж. Тойнби (1889-1975), отстаивавший теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Постепенно вырабатывался классификационный подход, который связывал развитие государства не с господствующим способом производства, но с тем или иным типом культуры. Тойнби первоначально выделял в общей истории человечества 100 самостоятельных цивилизаций, однако со временем сократил их число до 21, выделяя и такое же число типов государства. [7]

    Цивилизация по Тойнби – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. [2]

    Из 21 цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. [2]

    Современные государства и их правовые системы распределены между выделяемыми цивилизациями, некоторые из них олицетворяют собой государство ( к таким моно- цивилизациям относят китайскую, японскую и индуистскую). [7]

    Цилилизационный подход разрабатывался в двух основных направлениях. Первая теория стадий экономического роста, автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразования; общество, переживающее процесс сдвига; созревающее общество; общество, достигшее высокого уровня народного потребления. [10]

    К первой стадии относится общество, основанное на преобладании сельского хозяйства.

    Вторая стадия – это период трансформации «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.

    Третья стадия – «»сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

    Четвертая стадия – пора «зрелости», когда на основе применения современных научно- технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.

    Пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. На пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». [10]

    Цивилизационный подход позволяет вычленить уникальность, неповторимость определенного общества благодаря закреплению в ней столь же определенной культуры. Такие цивилизации идентичны культуры, каждая из них – «достигшая пределов самоидентификации культур». [7]

    Под цивилизациями сторонники анализируемого подхода понимают культурные ценности, а не политические. [7]

    Исследователи обычно сходятся в идентификации важнейших исторических цивилизация и тех, что существуют в современном мире. Однако они расходятся в том, что касается общего числа существовавших в истории цивилизаций. [7]

    По характеру организации государственно- политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации. [2]

    Государство первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось. [2]

    Государство вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви. [2]

    К числу достоинств данной типологии следует отнести внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. [2
      1   2


    написать администратору сайта