Главная страница
Навигация по странице:

  • Экстремистские материалы

  • ЧАСТЬ №2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КУЛЬТЫ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

  • Опасные новые религиозные движения и их характеристика. «Семья» Другие названия

  • Богородичный Центр (Православная церковь Божьей Матери Державная). Другие названия

  • Дочерние организации

  • Церковь Последнего Завета (секта Виссариона). Другие названия

  • Специфичные цели деятельности

  • «Международное Общество Сознания Кришны» (МОСК) Другие названия

  • Особенности деятельности

  • Аум Синрике Другие названия

  • Новый век (Нью Эйдж) Другие названия

  • Академия Фронтальных проблем им. Золотова Другие названия

  • Троянова тропа. Характеристика

  • Мистическая ультраправая организация Белый лотос. Характеристика

  • Культы сатанистской направленности

  • Южный Крест («Московская церковь сатаны») Доктрина

  • Основные положения учения

  • Лекция - понятие сущность экстремизма и терроризма (1). Понятие и сущность современного экстремизма и терроризма


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеПонятие и сущность современного экстремизма и терроризма
    Дата24.11.2022
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция - понятие сущность экстремизма и терроризма (1).pdf
    ТипЛекция
    #810087
    страница2 из 3
    1   2   3
    ЧАСТЬ №1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУЩЬНОСТЬ
    СОВРЕМЕННОГО ЭКСТРЕМИЗМА
    Источник экстремизма как индикатора социального и политического неблагополучия – разнообразные кризисы. Ради достижения своих целей экстремисты обращаются к чувствам и предрассудкам людей, сознательно подавляя в них рациональное сознание.
    Участники экстремистских группировок являют собой особый психологический тип индивида, склонного к самовозбуждению, к потере контроля над своим поведением, к иррациональным поступкам
    Левый экстремизм обычно исходит из идей марксизма-ленинизма и других левых взглядов, критикуя капиталистический строй за подавление личности и эксплуатацию, а социалистические режимы – за «классовой борьбы» (примерами левоэкстремистских групп служат «Фракция Красной армии» в ФРГ, «Сендеро луминосо» в Перу, «полпотовцы» в Камбодже,
    «Национал-большевистская партия» в России).
    Правый экстремизм выступает с позиций антикоммунизма, расизма, крайнего национализма либо клерикализма и т.д.
    В Федеральном законе «О противодействии экстремистской
    деятельности» (вступил в силу 25 июля 2002 года) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
    Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» экстремистская деятельность
    (экстремизм) определяется как:
    - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
    - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
    - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
    - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
    - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
    - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

    16
    - совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
    - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
    - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
    - публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
    - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
    - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;»
    Также, законом определено понятие:
    Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Гер- мании, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
    Причины возникновения экстремизма весьма многообразны, однако применительно к России главной следует признать социальную дезорганизацию граждан. Большое имущественное расслоение населения ведет к тому, что социум перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями. Нарастает социальная напряженность, появляются группы, стремящиеся изменить сложившиеся порядки, в том числе насильственными методами.
    Особо следует отметить, что социальную базу экстремистских группировок составляют люди, относимые к категории социальных аутсайдеров, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни
    (молодежь, не имеющая образования и достойного уровня жизни, безработные, лица, уволенные по сокращению из Вооруженных сил и других силовых структур). Кроме этого, некоторые формы экстремизма имеют исторические корни.
    Основными причинами экстремизма в той или иной стране являются

    17 длительные периоды социально – экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, растущей преступностью, а с другой – низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения. Все это ведет к нарастанию попыток разрешения возникающих противоречий и конфликтов силовым путем, причем как со стороны существующей власти, так и оппозиционно настроенных к ней элементов.
    Проводниками экстремизма выступают как политические партии радикального толка, так и спонтанно возникающие на волне национализма и сепаратизма политические группировки и организации экстремистской направленности, отрицающие или считающие недостаточной легальную борьбу.
    Экстремизм,как массовое явление, начал распространяться в России в
    80-х гг. XX в. в основном в среде молодежи, которая под лозунгами борьбы за «чистоту нации», «освобождение народа» и т.д., объединялась (обычно по территориальному принципу) в группы, каждая из которых насчитывала от 7 до 15 человек. Чаще подобные группировки занимались избиением представителей иных национальностей, проживающих рядом с ними, а так же мелким хулиганством и вандализмом.
    Вначале экстремизм в России носил стихийный характер, в виде протеста, отчаяния, ненависти, утраты веры в незыблемость существующих порядков.
    Деятельность экстремистских организаций и группировок в настоящее время продолжает оставаться серьезным фактором дестабилизации социально
    – политической ситуации в Российской Федерации и представляет собой серьезную угрозу конституционной безопасности и территориальной целостности государства.
    Практически все организации экстремистской направленности так или иначе привлекают для участия несовершеннолетних граждан: начиная от распространения литературы радикального характера и участия в обрядах религиозных сект до наиболее опасного вида вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, а именно, подготовка и проведение массовых беспорядков, организация и участие в деятельности экстремистской организации, организация и участие в экстремистском сообществе.
    Наибольшую тревогу вызывает фактор нарастающей популизации идеологии неофашизма.
    В последние годы наиболее активную противоправную деятельность осуществляли члены таких организаций как: НБП – «Национал –
    Большевистская партия», РНЕ – «Русское национальное единство», АКМ-
    «Авангард Красной Молодежи». В 2005 году, используя националистические лозунги, активизировали свою противоправную деятельность «Движение против нелегальной иммиграции» и «Славянский союз».

    18
    Религиозная идеология (религиозная доктрина), характеризующаяся произвольным провозглашением истинным единственного объяснения проблем существующего мира и предложением однозначных (истинных) способов из разрешения, безусловным разделением всех социальных явлений на «добро» и «зло», приданием исключительного доминирующего положения одному из аспектов бытия в ущерб всем остальным; отрицанием объективно господствующей иерархии общесоциальных (общечеловеческих) ценностей, игнорированием или принижением регулятивной значимости любых социальных в том числе правовых норм, не соответствующих объявленной истинной религиозной доктрине.
    Организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты).
    Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств.
    Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.
    Усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодежного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия.
    Использование нетрадиционных форм вербовки населения, в особенности представителей мусульманской конфессии, и пропаганды идей религиозного экстремизма путем создания различного рода клубов, сбора пожертвований от физических и юридических лиц через сеть абонированных почтовых ящиков.
    Нарастание интенсивности акций по разжиганию религиозной ненависти, розни и вражды с использованием средств печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации (Интернет и др.), в том числе в провокационных целях.
    В Российской Федерации как многонациональной стране, которая, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада.
    Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иного происхождения, вышли за рамки частных случаев и стали государственно – значимыми негативными антиобщественными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российского государства, но и всего человечества.
    Поэтому так необходим эффективный механизм, позволяющий противостоять данному социальному злу.

    19
    Рост этнического негативизма стал возрастать уже в последние годы существования СССР. В 1989 году, судя по данным ВЦИОМ (рук. Ю.
    Левада), признаки открытой ксенофобии обнаруживались примерно у 20% населения СССР, агрессивной этнофобии и того меньше - около 6-12%, в зависимости от региона. Однако уже в 1990 году социологические показатели острой этнической антипатии выросли до 35-40%, а в зонах этнических конфликтов охватывали почти все население.
    В постсоветской России, в условиях революционного слома всей системы советских отношений, отмеченные тенденции усилились, хотя кратковременные волны подъема ксенофобии (1992-1993 годы и 1994-1996 годы) сменялись сравнительно длительными периодами относительной стабилизации. Лишь после экономического кризиса 1998 года и особенно после серии террористических актов в городах России и начала «второй чеченской войны» рост ксенофобии стал стремительным и неудержимым.
    Вначале устойчивый рост проявлялся только в динамике античеченских настроений, а после 2000 года распространился на многие другие разновидности этнических фобий. С этого времени примерно 2/3 респондентов, опрошенных социологами ВЦИОМ, демонстрировали различные формы неприязни к представителям других национальностей.
    С конца 1990-х годов активизировались националистические организации, которые сегодня являются наиболее массовыми и быстро растущими отрядами национальных движений, если в 1990-х годах скинхеды были представлены мелкими группировками (от 3 до 10 человек), то после
    2000 года стали складываться крупные (до 500 человек). В Москве первыми возникли «Скинлегион» и «Blood&Honor» (это русский филиал международной организации наци-скинов), а также
    «Национал-
    Социалистическая Группировка 88». Каждая из них насчитывает по 200-250 бойцов.
    При сохранении нынешних темпов роста молодежных национал- фашистских организаций и их концентрации в нескольких крупнейших российских городах их численность в этих зонах уже в ближайшее время может стать сопоставимой с численностью контингента правоохранительных органов. Кроме того, представители подобных организаций из разных городов хорошо координируют свои действия и быстро перебрасывают активистов из одних городов в другие, при этом уровень их организации выше, чем у противостоящей им власти.
    Отечественные группировки скинхедов быстро политизируются под влиянием радикальных политических организаций.
    Среди них
    «Национальный фронт», «Народная национальная партия», «Национально- державная партии России», «Партия Свободы», «Русское национальное единство», «Русский общенациональный союз», «Русская гвардия» и др. Все эти партии нелегальны, однако действуют открыто.
    Экстремизм и ксенофобия (или фобии) связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией (иногда говорят ксенофобиями) обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению

    20 к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие».
    Ксенофобия - это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно- пропагандистских усилий, тогда как экстремизм - это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц.
    Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты ресурсов, с другой - следствием страха утраты собственной идентичности.
    На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т.н. кризис идентичности, связанный с трудностями социального и культурного самоопределения личности. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их еще называют примордиальных общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии.
    Ксенофобия, как предтеча этнического и религиозного экстремизма, возникает также вследствие самоутверждения примордиальных общностей на основе негативизма.
    Молодежные неформальные объединения представляют собой стихийно формирующиеся общности, которые сами создают структуру. В них дейст- вуют не установленные извне нормы, которые не фиксируются в уставах и инструкциях, а стихийно возникают в процессе общения, в результате чего воспринимаются всеми их членами и укореняются, превращаясь в индиви- дуальные специфические установки и ценностные ориентации. Неформалы имеют различный уровень организованности. В одних объединениях отсут- ствует четкая структура по какому-либо признаку, в других есть стабильный состав, лидер, руководящее ядро, существует распределение ролей.
    Неформальные объединения возникают на основе субъективных по- требностей, интересов и стремлений индивидов. Интерес может быть на- столько специфический, индивидуальный или извращенный, не нашедший поддержки в существующих структурах, который и не позволяет сгруппи- ровать много людей. Это становится базой своей идеологии, элементами своеобразной культуры значительной части молодежи, ее эталоном, нормой поведения.
    Внешние цели организации, ради которых она создана, интересы самих членов организации в этом случае остаются в стороне. Неформальные группы неверно рассматривать как силу, непременно противостоящую

    21 формальным группам, уже потому, что неформальные отношения, а следо- вательно и группы, неизбежно возникают внутри каждой формальной орга- низации, как бы «встроены» в нее.
    Неформальность - еще не признак противозаконности, оппозиции официальным властям, скандальности, экстремизма. Другое дело, что на практике в деятельности государственных и общественных организаций много формализма и бюрократизма, что в массе неформальных групп есть такие, которые ведут себя вызывающе, исповедуют экстремизм, встают на путь противозаконных действий.
    В настоящее время действует большое количество неформальных молодежных группировок различной направленности. Их можно условно разделить на несколько групп:
    - Фанаты спортивных команд;
    - Группировки националистического толка (в том числе скинхеды);
    - Прозападные поклонники различных музыкальных направлений
    (панки, реперы и т.п.);
    - Поклонники различных культов (сатанисты, кришнаиты, готы и т.п.);
    - Леворадикальные группировки (АКМ, НБП, СКМ).

    22
    ЧАСТЬ №2. РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КУЛЬТЫ
    ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
    После долгих десятилетий атеизма и бездуховности, в России сегодня появился большой интерес к проблемам духовной жизни. Каждый пытается рассуждать о вере, духовность становится модой. Однако духовность, вера, религия - все это понятия неоднозначные, требующие глубокого философского, исторического и психологического осмысления.
    Действительно, религиозные искания вносят в земную жизнь высший смысл, и в отождествлении религии и духовности есть определённая логика.
    Прежде всего, потому что понятие «духовность» почти совпадает с
    «духовным началом» как всем самым лучшим, светлым, возвышенным, что есть в человеке.
    Специалисты утверждают, что сегодня мир переживает религиозное возрождение. Они же указывают на две тенденции.
    С одной стороны, это распространение нетрадиционной религиозности, новых форм религии, прежде всего New Age, и других культов восточной и западной ориентации, возникновение новых сект вокруг новых «учителей».
    Новые культы, подчеркнуто, прогрессивны, используют все новейшие средства распространения своих учений, считают себя выразителями современности. Некоторые традиционные мировые религии также стараются отбросить то, что кажется устаревшим в их вероучении и культе и стать доступнее сознанию современного обмирщенного человека (особенно это характерно для католицизма).
    С другой стороны, назревает глубокое недовольство современным миром с его культом человека, его приземленностью и бездуховностью, и заметен возврат к вековым религиозным традициям, возрождение древних религий.
    Прежде чем раскрыть данную, тему, необходимо определиться с основными понятиями.
    Конфессия - понятие, которым обозначено направление в одной из мировых религий, имеющее свои оригинальные особенности. Под понятием
    «мировая религия» подразумевается осмысленный комплекс верования, которых придерживаются представители более чем одной народности.
    Малая религиозная группа – понятие, которым обозначаются последователи религий, традиционно не относящихся к «мировым».
    Секта по своей этимологии это слово (секта) означает нечто отделенное от целого. В социальном плане - это группа последователей искусственно созданного образа, замкнувшихся в своих узких интересах, с соответствующим понятием о Боге. Секта, как правило, имеет интересы не соответствующие общественным. В религиозном плане это – группа, отклонившаяся от материнской церковной деноминации, отличающаяся от нее более строгими доктринальными и поведенческими требованиями к своим членам. В политическом аспекте – это диверсионный отряд другой

    23 культуры, внедряющий ее через религиозные нововведения, посредством трансплантации другой религии. С точки зрения психологии и правоохранительных органов, это – группа, имеющая духовного, часто обожествляемого лидера, узнаваемая по манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критического духа, материального отречения, разрыва с общепринятыми установками (этическими, научными, гражданскими, общеобразовательными), и, представляющая собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Для достижения этих целей секты используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть свои истинные намерения в отношении адептов.
    Подобными характеристиками обладают в полной мере далеко не все секты, но имеющие этот набор могут именоваться деструктивными организациями.
    «Секта» не является юридическим термином, это понятие, которым пользуются религиоведы, социологи, богословы. Но за счет негативной окраски данного термина многие новые религиозные движения (НРД) с большим раздражением реагируют на применение этого термина в отношении них.
    Деструктивная секта – это все многообразие культов, разрушительных по отношению к естественному, гармоническому состоянию личности – духовному, психическому и физическому, а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, вероисповеданиям, порядку и обществу в целом. По своему характеру они противоположны традиционным вероучениям, хотя часто имеют с ними внешнее сходство.
    По оценкам специалистов, в современном мире существует от нескольких сотен до нескольких тысяч сект. Такая множественность сект не случайна. Секты создаются не просто в результате искреннего заблуждения, но с вполне определенными целями - господствовать над душами людей и далее над всей нацией.
    Сегодня человеку предлагается широкий выбор различных духовных учений и практик, но чтобы сориентироваться в этом видимом многообразии духовных и псевдодуховных течений необходимо знать критерий, по которому можно отличать истинную духовность от ложной. Человек может заблуждаться. Однако, добросовестное заблуждение - это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения.
    Но опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда в результате поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит дешевую подделку, при помощи которой его заманивают в полукриминальное сообщество, которое высасывает силы, средства, уродует человеческие души.

    24
    В 1991 году в России было зарегистрировано 20 конфессий, в 1993 году
    – 40, а в 1996 году – 58. После принятия в 1997 году Закона «О свободе совести…» религиозные организации имели таможенные льготы и освобождались от уплаты многих налогов. В 2003 году в России насчитывалось до 500 новых религиозных движений, в которые по официальным данным входило до 800 тысяч человек. По информации МИД
    России к концу 2010 г. в стране было зарегистрировано 23,5 тыс. религиозных общин.
    С начала 1990-х годов ситуация с новыми религиозными движениями перестала жестко контролироваться силовыми структурами и в Россию хлынули зарубежные проповедники и «учителя», активизировались уже существовавшие религиозные группы. Всех их поначалу встречали очень дружелюбно, слова
    «духовность»,
    «душа»,
    «энергия» заменили коммунистическую риторику. На фоне общей религиозной неграмотности
    НРД разрастались и распространялись по всей территории страны. Опасность данного процесса была замечена далеко не сразу, а меры по противодействию и сейчас находятся в стадии разработки.
    Переходя к рассмотрению деятельности на территории России иных, не вписывающихся в рамки мировых религий, образований приведу одну из возможных классификаций НРД, осуществляющих свою деятельность на территории России:
    - НРД псевдохристианской направленности
    - НРД псевдовосточной направленности
    - оккультное движение «New age»
    - общины неоязыческого толка
    - магические учения, неошаманизм
    - культы сатанистской направленности
    - коммерческие культы.
    Данная классификация весьма условна. Основой отбора примеров служат наиболее характерное религиозно-идеологическое образование, наличие центра расположения в крупных населенных пунктах и относительно большая численность адептов, представленность в российском сегменте сети Интернет.
    Религиозные движения, пришедшие с Запада в основном более однородны, это, как правило, многочисленные ответвления протестантизма.
    Из восточно-азиатского региона в Россию приходит эклектика из буддизма, даосизма, конфуцианства, телесных практик Востока.
    Сразу же рассмотрим вопрос доходов новых религиозных организаций.
    Основателю сайентологии Рональду Хаббарду приписываю фразу: «Если хочешь разбогатеть, создай свою собственную религию». Надо признать, что многие уже последовали этому совету и не проиграли.
    Бизнес-схемы могут различаться и, конечно, держатся в тайне от рядовых членов, но неизменно приносят высокие доходы, поскольку позволяют эксплуатировать саамы слабые места в человеческом сознании – идею спасения души, вечной жизни, желание постичь мир.

    25
    Свидетели Иеговы – организация по сегодняшним меркам почти древняя – существует уже более сотни лет. В коммерческом плане функционирует весьма успешно и является одной из самых богатых религиозных организаций в мире. В некоторых европейских странах эту организацию перестали считать религиозной и требуют уплаты налогов.
    Бизнес функционирует очень просто. Рядовые общинники обязаны заниматься прозелитической деятельностью, для чего они покупают у общины соответствующие материалы и уже бесплатно раздают их на улицах, разносят по квартирам, сопровождая проповедями. Для контроля за деятельностью рядовых «свидетелей» существуют карточки учета, в которых они докладывают о проделанной работе. Соответственно у Свидетелей
    Иеговы прекрасно функционирует издательский бизнес – журнал
    «Сторожевая Башня» выходит ежемесячно тиражом 46 миллионов экземпляров и бывает раскуплен еще до выхода в свет.
    Другой процветающей религиозной организацией является «Церковь
    Иисуса Христа святых последних дней», или мормоны со столицей в Солт-
    Лейк-Сити. Базовый доход данного НРД превышает 30 млрд. долларов.
    Основные поступления – от десятины (10% - от всего дохода без вычетов налогов), которую обязаны платить все мормоны. При этом считается, что уплата десятины не считается жертвой – она и так принадлежит богу, жертвовать нужно помимо этого. С учетом десятины и различных сборов средний мормон платит организации 27% своего дохода. Этим доходом общины не ограничиваются, мормоны владеют акциями сетей супермаркетов, одиннадцатью радиостанциями, двумя телеканалами и сахарной империей, гостиничной сетью «Марриот». Естественно, рядовым мормонам предписывается поддерживать своих производителей и покупать продукцию только у них.
    Еще более мощный коммерческий культ – «Церковь сайентологии», или дианетика, основанная Роном Хаббардом. По оценкам экспертов, в
    России сейнтологи зарабатывают около 50 млн. долларов в год. Продают они в основном различные курсы личностного роста.
    Опасные новые религиозные движения и их характеристика.
    «Семья»
    Другие названия: "Христианская миссия "Семья", секта Дэвида Берга,
    "Семья любви", "Дети Божии", "Дети бога", "Служители Христианской семьи", "Международная миссионерская служба", "Небесная магия",
    "Всемирный сервис", "Киди - Види", "Поющие стрелы", "Союз независимых христианских миссионерских общин",
    "Министерство любви".
    Печатные издания: До недавнего времени выходили обширные издания
    «писем Мо» порнографического характера, листовка «Горные потоки (серия бросающих вызов, захватывающих, вдохновляющих бесед)», различные красочные листовки.
    Характеристика: Псевдохристианская секта, культивирующая свободу

    26 сексуальных отношений, в том числе среди детей.
    Хорошо законспирирована. Опасна насаждением безнравственности, растлением малолетних. Усиленно создает имидж благонадежной организации, в т.ч. своим участием в благотворительных акциях.
    Доктрина: члены секты осуждают все существующие церкви, школьное образование, капиталистический строй, традиционные семьи и все, что они называют Системой. Хотя в своих проповедях сектанты используют внешне христианскую терминологию и Библию, практически единственным авторитетом для «детей» являются «Письма Мо», (письма и инструкции, которые часто написаны и проиллюстрированы в стиле комиксов), посредством которых «Избранный народ Детей бога» инструктируется, как вести себя правильно и быть спасительным ковчегом. Другие точки зрения невозможны.
    В ноябре 1995 г. Верховный суд Великобритании признал, что секта
    «Семья» в течение почти двух десятилетий практиковала массовое растление малолетних детей. Среди других нарушений, признанных судом, указаны порнография, в том числе детская, проституция как метод вербовки новых членов и получения пожертвований, а также, по отношению к своим маленьким членам, телесные и унижающие ребенка наказания. Дети избивались, оставлялись одни в изоляции на долгое время, подвергались публичным унижениям, подвергались сексуальным домогательством. Как установило полицейское расследование 90-х годов, из примерно 1000 детей, вовлеченных в культ в Великобритании за десятилетний период, умерло как минимум 116.
    Богородичный Центр (Православная церковь Божьей Матери
    Державная).
    Другие названия: Российская Марианская Церковь, Церковь Божьей
    Матери Преображающейся, секта Иоанна Береславского, Фонд Новая Святая
    Русь, Мария XXI век, Вселенская Параклитическая Богородичная Церковь, последователи - синие рыцари.
    Дочерние организации: молодежный фонд Богородичного Центра,
    Легион пресвятой Богородицы. Существует еще ряд дочерних и фронтовых организаций.
    Печатные
    издания:
    Рыцарь веры и
    Оазис мира.
    Характеристика: богородичный центр (БЦ) - законспирированная организация, обладающая значительными финансовыми средствами.
    Сотрудничает с «Белым Братством», сайентологами. Существуют связи с польской «Солидарностью». Возможно, тесно контактируют с римо- католиками, пользуются их поддержкой.
    Доктрина: В конце 1994 года было проведено первое специальное комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование.
    Экспертная комиссия исследовала многотомные материалы по этому делу.
    Отвечая на вопросы, поставленные прокуратурой, эксперты, в частности, отметили, что в литературе, издаваемой БЦ содержатся призывы,

    27 направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а также к отказу от выполнения таких гражданских обязанностей, как брак, семья, воспитание детей, учеба, общественно-полезный труд; что поведение лиц, вовлеченных в секту, является результатом усвоения ими учения и соответствует положениям этого учения.
    Церковь Последнего Завета (секта Виссариона).
    Другие названия: Община единой веры.
    Характеристика: псевдохристианский тоталитарный культ, возглавляемый «новым мессией» - Виссарионом.
    Специфичные цели деятельности: построение культового поселения в Красноярском крае, где все адепты будут жить во главе с «мессией».
    В последнее время члены секты активно пытаются проникнуть в госструктуры. Церковь последнего завета имеет насколько сайтов, в том числе на английском, русском, немецком и болгарских языках.
    «Международное Общество Сознания Кришны» (МОСК)
    Другие названия: Кришнаиты, ИСККОН (ISKCON)- английский вариант аббревиатуры МОСК.
    Характеристика: тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа.
    Специфичные цели деятельности: Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства (возможно, во всемирном масштабе) на основе идеологических воззрений МОСК.
    Доктрина: американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма. Вишнуизм - вера в Вишну как
    Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. Кришнаизм был одной из первых попыток привнести в массы философию индуизма. В индуизме бог неличностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.
    Согласно учению, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, надо прилежно повторять имя
    Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. В кришнаизме очень ярко выражено характерное для тоталитарных организаций разделение доктрины культа. Одна из них – «фасадная», предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей. Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки. Другая - для людей, уже успевших в той или иной мере
    «очиститься» во время постоянных мантр и ритуальных действий, а от того уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло с общечеловеческой точки зрения, а не с точки зрения «своего бога».
    И еще одна - для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, для тех, которые держат в своих руках ниточки

    28 управления организацией.
    Особенности деятельности: Следует отметить несколько характерных источников немалых капиталов этой организации. До 20 миллионов долларов приносит движению Харе Кришна продажа кришнаитской литературы, но основную прибыль приносит попрошайничество.
    Сбор денег в секте рассматривается как высокий религиозный долг.
    Обычно устанавливается суточная норма. На компакт-дисках даже специально размножены наставления на санскрите. Вкратце звучат они так:
    «Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности - карми (т. е. не кришнаиты) с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха - на них будут куплены мясо, табак, развлечения... Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если карми становятся все глупее и омерзительнее... Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего, заставить карми получить ваш маленький подарок!
    После этого любыми средствами вы должны подчинить карми вашей воле...».
    Владея собственной радиостанцией Радио Кришналока, кришнаиты могут вести круглые сутки пропаганду своего учения.
    В самой Индии Общество сознания Кришны составляет ядро крайне националистического экстремистского движения Вишва Хинду Паришад, члены которого известны погромами мусульман и инородцев.
    Аум Синрике
    Другие названия: Движение истины Аум, новое название Алеф, иногда именуют себя буддистской общиной.
    Характеристика: Экстремистский культ, имеющий ярко выраженную антисоциальную направленность. Стремится к захвату власти. Имеет военизированные формирования. Имел заводы по производству оружия массового поражения.
    Представители культа активно готовились к концу света. После взрыва в Токийском метро полиция вышла на завод по производству боевых отравляющих веществ, бактериологического оружия.
    Найдена технологическая документация по обогащению урана.
    Асахарой был выстроен подземный бункер и составлены списки мирового правительства из 20 министров. Сохраняется высокая вероятность террористических акций со стороны адептов культа.
    Новый век (Нью Эйдж)
    Другие названия: Новое время, Новая эра, Эра Водолея.
    Доктрина: основой для возникновения многочисленных доктрин
    Нового века явились теософия и агни-йога. Движение возникло в западном обществе как реакция на застой в религиозной жизни, на тот религиозный вакуум, в котором оказался протестантский и католический мир. Духовная неудовлетворенность, порожденная теми формами религиозной жизни, которые могли предложить современный протестантизм и католицизм, вызвали к жизни давно, казалось, ушедшие из жизни западных народов в

    29 небытие языческие культы, обряды и воззрения, которые оформились в конце прошлого века в теософию, в начале нашего века в Живую Этику, а теперь давших бурную поросль доктрин Нового века.
    Это движение соединило несколько языческих верований и движений, таких как оккультизм, гуруизм, индуизм, буддизм. Разнообразные культы
    Нового времени имеют некоторые общие элементы. Во-первых, это ожидание неких великих преобразований, на пороге которых стоит современное человечество. Преобразования эти должны вывести из человечества особую новую расу сверхлюдей со сверхспособностями.
    Человечество эволюционирует, следовательно, должен эволюционировать и
    Бог, а, значит, должны меняться и богооткровенные истины.
    Преобладание восточных техник медитаций, расширения сознания, магии, шаманизма. Наднациональный характер доктрин, ожидание устроения единого всемирного государства во главе с единым правительством. Понятия нации, государства, национальных правительств должны постепенно исчезнуть, народы должны забыть про свои культурные и национальные традиции, со временем человечество должно слиться в единую семью, управляемую единым правительством. Антипатриотический пацифистский настрой, преобладание установки непротивления злу, неприятие любых войн, в том числе и по защите национальных интересов.
    Серьезную опасность для общества представляет распространение оккультизма. Оккультизм - это широкое движение, возрождающее древнее язычество. Духовная основа оккультизма сводится к двум основным положениям - поклонение твари (миру сотворенному) вместо Творца и самообожествление человека. В неоязыческих оккультных учениях проповедуется поклонение миру, Космосу.
    Академия Фронтальных проблем им. Золотова
    Другие названия: Академия Золотова, Континентальная академия творческих аномалий (КАТА).
    Характеристика: организация оккультного направления, лидеры которой практикуют активные эксперименты с психикой людей, проводят отработку методов воздействия на человека путем групповых сексуальных практик, осуществляют глубокое внедрение в сознание и подсознание адептов, оказывают сильное подавляющее воздействие на их личность.
    Специфичные цели деятельности: разработка технологии выведения суперчеловека с особыми способностями через сексуальную раскрепощенность, эксперименты над людьми.
    Доктрина: синкретическое учение содержит типичные для оккультных групп Новой эры положения, проповедующие единство всех религий и развитие сверхспособностей у человека, с некоторым акцентом на групповые практики, как средство единения. Наиболее удобный путь к совершенству и к овладению силами мира лежит, естественно, через следование и подчинение
    Золотову, принятие его учения.

    30
    Троянова тропа.
    Характеристика: неоязыческий культ с элементами оккультизма.
    Практики культа направлены на возвеличивание человека до уровня Бога.
    Доктрина: неоязыческое учение, проповедующие развитие у человека неких сверхспособностей, сильно перекликающееся с доктриной движения
    Новая Эра. Религиозные ритуалы включают общение с «богом Световидом».
    Мистическая ультраправая организация Белый лотос.
    Характеристика: коммерческий культ с криминальным уклоном.
    Учение секты сформировано на базе философии восточных единоборств
    (школа Ша-фут-фань). Руководство активно занимается коммерческой деятельностью, в частности, охранным бизнесом и грузовыми перевозками.
    Культ существует за счет коммерции и поборов с приверженцев.
    Религиозная основа культа - восточные религиозные учения буддийского направления (скорее - псевдобуддизм).
    Новичок при приеме в члены секты обязан написать типовое заявление, содержащее, в частности такие строки: "Прошу принять меня в организацию "Белый Лотос" в целях воспитания во мне духа бойца, мужества и выносливости... Совершенно добровольно отказываюсь от всяческих свобод и прошу считать меня собственностью школы и организации "Белый
    Лотос"... Прошу учителя и наставников распоряжаться мною по собственному усмотрению. В случае моего ухода или исключения, я обязуюсь уплатить сумму, указанную мне моим наставником или учителем".
    С момента вербовки на послушника заводится специальное досье. Ему внушается, что он должен "считать за большую честь наказать врагов",
    "постоянно заботиться о материальном положении" учителя и школы. Устав организации также требует, чтобы адепты отдавали 50 % прибыли или заработка в кассу организации.
    Культы сатанистской направленности
    Сатанистские культы особенно распространены в США и Англии, в которых расположены мировые центры сатанизма, а также в Норвегии,
    Швеции и др. странах Западной Европы. Первые сатанистские группы появились в СССР в начале 1980-х годов. Всплеск увлечения сатанизмом в определенных кругах неформальной молодежной среды наблюдается после начала перестройки.
    «Мораль» сатанистов базируется не только на отрицании, но и на полном извращении христианских жизненных ценностей. Все основные православные обряды и молитвы имеют у сатанистов варианты, противоположные по смыслу, но схожие по форме.
    Южный Крест («Московская церковь сатаны»)
    Доктрина: Сатанистское учение, основанная на книгах Энтони
    Шандора Ла Вея («Черная библия» и др.) и некоторых других оккультных книгах.

    31
    Основные положения учения:
    Человек не должен препятствовать своим плотским желаниям, а, напротив, должен их всячески ублажать и потакать им; вся деятельность адепта должна быть направлена на то, чтобы после смерти получить место в аду в качестве служителя дьявола; лучше служить сатане, всемерно исполняя его волю, чем Богу, человек не должен прощать ни одного даже самого малейшего оскорбления в свой адрес.
    Характеристика.
    Если довольно большую часть современных российских сатанистских групп можно отнести к разряду все-таки
    «околосерьезных»,
    «самодеятельных», «играющих в сатанизм» (при всем этом эти группы также крайне опасны), то «Южный крест» является организацией на порядок более серьезной, могущественной и опасной.
    «Южный крест» распространяет собственную подпольную газету. В культе активно пропагандируются и распространяются наркотики, которые используются для психологической подготовки к проведению ритуальных обрядов.
    Наркотические таблетки
    «Сидокарб-3» и
    «Сидокарб-5»
    (стимуляторы) потребляются адептами в больших количествах, в том числе во время проведения обрядов.
    К адептам коммерческих культов можно с уверенностью отнести агентов таких фирм, как «Гербалайф"» (Термоджетикс и пр.), «Цептер»,
    "VISION", «Amway» (Эмвэй).
    Характерные признаки коммерческого культа:
    - чрезмерная необоснованная закрытость фирмы: фирма активно работает, но при этом старается быть невидимой; отсутствует открытая реклама продукции фирмы;
    - сеть дилеров фирмы построена аналогично сети распространения наркотиков, в обоих случаях распространение продукта фирмы идет из рук в руки и за наличные;
    - жесткая градация персонала фирмы по уровням посвященности в объективную информацию о фирме и ее целях;
    - неординарные формы заключения контрактов фирмы со своими работниками, например, подписавший контракт с фирмой не является ее работником, а лишь сотрудничает с ней, покупая ее продукцию на свои деньги для распространения; при этом фирма организована по принципу финансовой пирамиды, на верхушке которой находятся само руководство фирмы и ограниченный круг высокооплачиваемых руководителей среднего звена, а низовые структуры получают весьма ограниченные доходы;
    - применение техник контроля сознания для создания у сотрудников фирмы культового менталитета и формирование в той или иной форме убеждения, что цели оправдывают средства, и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует целям фирмы;
    - имеет все характерные черты психологически-терапевтических культов самопомощи;

    32
    - активный прозелитизм сотрудников фирмы: наличие в фирме штата сотрудников, зарплату которым платят не за количество проданного продукта, а за количество обученных, то есть за количество вовлеченных, завербованных; обманная вербовка новых сотрудников;
    - сокрытие истинных целей: меркантильные цели скрываются за ширмой распространения методов похудания, приобщения к здоровью и прочих благих целей;
    - фирма стремится работать лишь за границей при наличии в своей стране своего широкого внутреннего рынка сбыта продукции фирмы;
    - сокрытие истинных последствий своей деятельности: создатели
    (основатели) фирмы не имеют соответствующего образования в той области, где они совершили революционный переворот в технологии; продукт в действительности не обладает рекламируемыми качествами или вообще не является тем, чем его представляют; при рекламе продукта фирмы активно используются ложь, недомолвки, иносказания; отрицание продавцами необходимости профессионального медицинского контроля за ходом лечения продуктом фирмы.

    33
    1   2   3


    написать администратору сайта