Главная страница
Навигация по странице:

  • композицию

  • Соотношения форм по величине

  • Соотношения форм по цвету

  • Композиция. Понятие о пространственных формах композиции


    Скачать 54.07 Kb.
    НазваниеПонятие о пространственных формах композиции
    АнкорКомпозиция
    Дата01.02.2022
    Размер54.07 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаКомпозиция.pptx
    ТипДокументы
    #348464

    Понятие о пространственных формах композиции


    Композиция (от лат. compositio — расположение, составление, соединение) означает построение произведения искусства.

    В ландшафтном проектировании композицию можно определить как расположение пространственных форм объекта в определенном сочетании, образующем гармоническое единство с окружающей средой.

    Пространственные формы объекта проектирования включают:

    - плоскостные элементы — поверхность земли, водное зеркало;

    - объёмные элементы — архитектурные сооружения, скульптура, ограждения, лестницы, и др., формы рельефа, древесные массивы, группы деревьев и кустарников, отдельно стоящие деревья.

    При решении композиционных задач необходимо учитывать следующие свойства пространственных форм:

    - величина;

    - геометрическое строение формы;

    - масса;

    - фактура;

    - положение в пространстве;

    - цвет и освещенность.

    Соотношения форм по величине (размеры по высоте, ширине, длине).

    Размеры форм выражаются, как правило, в метрических единицах, а их отношения – целыми числами и иррациональными величинами.

    Совокупность соотношений, подчинённых определённой композиционной зависимости, образует пропорции.

    Соотношения форм по геометрическому строению.

    Геометрический вид формы в зависимости от отношения величин, измеряется по трём координатам – объёмному, плоскостному и линейному.

    Объёмная форма характеризуется относительным равенством величин по трём координатам. Наиболее типичные объёмные формы – куб, шар.

    Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам при подчинённой (малой величине) третьей координате (квадрат).

    Линейная форма характеризуется преобладанием одного измерения над другими, предельно малыми по величине.

    Геометрический вид формы при прямолинейном или криволинейном характере имеет следующие предельные состояния:

    линия – окружность;

    плоскость – цилиндрическая поверхность.

    По аналогии с рядом линейных форм можно построить ряд поверхностей – от плоскости до цилиндра (замкнутой формы). При ландшафтном проектировании это объёмы древесных массивов и групп, плоскости газона, цветников, линий домов, лестниц, скульптур и т.п. Их соотношения определяют глубину пространства, ритмический строй.

    Соотношения форм по положению в пространстве.

    Имеются в виду положения форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трёхмерном пространстве объекта проектирования. Эти соотношения составляют основу пространственной композиции. В пространстве различают формы трёх видов: фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная.

    Фронтальная композиция, как правило, одноплановая, плоскостная, может быть развёрнута в ширину, глубина не выражена.

    В объёмной композиции формы ярко выражены во всех трёх измерениях.

    В глубинно-пространственной композиции формы организуются в глубокие перспективы, их раскрытие идёт постепенно.

    Соотношение форм по положению в пространстве имеет важное значение, особенно при проектировании парков, где преобладают глубинно-пространственные композиции. Их восприятие в сильной степени определяется законами линейной и воздушной перспектив.

    Соотношения форм по фактуре.

    Под фактурой понимаемся характер поверхностипредметов.

    В ландшафтном проектировании следует учитыватьфактуру различных форм и предметов, сооружений, деревьев, кустарников, поверхности покрытий и др. В оценке древесных pacтений фактура рассматривается как составная часть растения, характеризующая архитектонику кроны (вместе с силуэтом и структурой).

    Фактура может быть грубой (у дуба), средней (у вязов, лип) или тонкой (у ив, берёз).

    Соотношения форм по цвету.

    Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции и фактором, влияющим на восприятиечеловеком внешней среды.

    Среди основных задачпри организации пространства объектаможно назвать учет ииспользование сезонных и возрастных изменений цвета растений, определение общей цветовой гаммы пейзажей, колорита цветущих растений.

    В процессе ландшафтного проектирования следует учитывать, чтов весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов.. В зимнее, поздне-осеннее и ранне-весеннее время цветовой фон определяется окраской ветвей и стволов. Вечнозеленые растения занимают значительное место в колорите пейзажа в течение всего года (пихта, ель, сосна, можжевельник). В южных широтах в озеленении объектов используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных. Цветочное оформление сранней весны и допоздней осени обогащает объект.

    Наземный растительный покров (газоны, почвопокровные растения под пологом деревьев) представляют собой основной фон длядревесных и цветочных растений. Травы в зависимости от подбора ассopтимента, местных условий в течение вегетационного периода, по мере роста и развития растений с мая посентябрь варьируют по оттенкам зелёного цвета: от теплых до холодных тонов.

    Соотношения пространственных форм по их свойствам представляют средства композиции.

    Важнейшими средствами композиции являются:
      • единство и соподчиненность;
      • пропорции;
      • законы линейной и воздушной перспективы.

      • Средства композиции определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещённости и т.д.

    Большое значение имеют общие законы, такие как:
    • симметрия и асимметрия,
    • равновесие и ритм,
    • контраст и нюанс,
    • масштабность.


    написать администратору сайта