особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольног. Понятие патриотизм, патриотическое воспитание 5
Скачать 92.2 Kb.
|
Практические методические аспекты патриотического воспитания детей-дошкольниковАнализ творчества Пушкина как одного из поэтов-творцов детской патриотической литературыМир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным образом. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями этих сказок под «мелодичный голос», заключенный в стихотворном ритме. Выразительно охарактеризован Белинским пушкинский стих: «Античная пластика и строгая простота сочетались в нем с обаятельною игрою романтической рифмой; все акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря… Если бы мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по преимуществу поэтический художественный, артистический стих, - этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина…». Его произведения потому считаются патриотичными, потому что они очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты: «Жил старик со старухой У самого синего моря: Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года, Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу». и «Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось». (Сказка о рыбаке и рыбке) Видно, что жили старик со старухой, и не всегда у них хватало еды: «Раз он в море закинул невод, Пришел невод с одною тиной. Он другой раз закинул невод, Пришел невод с травою морскою. Третий раз он закинул невод, Пришел невод с одною рыбкой,…» Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты: «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Кабы я была царица, Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир. Кабы я была царица, Говорит ее сестрица, То на весь бы мир одна Наткала бы полотна. Кабы я была царица, Третья молвила сестрица, Я б для батюшки-царя Родила богатыря». (Сказка о царе Салтане) Таким образом, при чтении данного произведения детям прививаются первоэлементы и знания об исконно русских традициях, русском искусстве. Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом: «И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой Видит девица, что тут Люди добрые живут,…» «Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась» (Сказка о мертвой царевне) Создается объем большого, светлого, надежного жилища и очень русского: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы и стол в доме всегда ставили под святыми. Город на старой Руси также описан в сказках: «И дивясь перед собой, Видит город он большой, Стены с частыми зубцами И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей» Элементы произведений Пушкина, в которых речь идет о церквях дает детям информацию об их причастности и о причастности российского государства к православной религии. Дети на подсознательном уровне начинают понимать то, что патриотические чувства неразрывно связаны с религиозной составляющей жизни русского человека. Сказки поэта народны также и потому, что А.С. Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени: - «И пустили в Окиян» - «Девицу в живых оставил» - «Чародея подстрелил» - «Лебедь тешится моя» - «Мать и сын идут ко граду» - «И Ответ держать велит» - «За морем житье не худо» - «Не привальный, не жилой» - «Чуду царь Салтан дивится» - «Обмерла и окривела» - «Чудо-чудное завесть» - «Свет о белке правду бает» - «При честном при всем народе» - «Злыми жабами глядят» - «Молит князь: душа де просит, Так и тянет и уносит…» - «У моря искать дичины» - «Со креста шнурок шелковый» - «Смотрит - видит дело лихо: Бьется - лебедь средь зыбей» - «Молвит он: коль жив я буду» - «К нам он в гости обещался А доселе не собрался» - «С сватьей бабой Бабарихой;» - «И засеян двор большой Золотою скорлупой» - «В нем взыграла ретивое!» -»… и дух в нем занялся… Царь слезами залился» - «Их нашли насилу там» Все эти строки взяты из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Невозможно обойти вниманием следующие строки Пушкина, которые просто насыщены патриотизмом, любовью к своей родине. «Там русский дух… там Русью пахнет!» Самое понятное и без-спорное в этой строке слово «там». Там - это У Лукоморья. А что такое Русский Дух? Уже ясно, что слово «Дух» использовано не в качестве «Привидение», а в качестве «Высший Приоритет». И чей это Высший Приоритет, кто его Создал? Что за Страна «Русь», кто в ней живёт? Первое, что без раздумья (на Подсознании) приходит в голову подавляющему большинству: Люди, говорящие «Я - русский» создали Русский Дух, а Русь - их страна, и они гордятся своей страной. В других сказках Пушкина безусловно можно найти еще достаточно много подтверждений тому, что общение с крестьянами и его интерес к их песням и сказкам породили такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей на языке таком близком и знакомом им. И хотя мы живем в XXI веке, читая все эти строки, отдаешь дань восхищениям русскому языку, его многообразию, певучести и красоте, а А.С. Пушкину - память в сердце. Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны и наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Правда Пушкин видел, что в жизни это бывает реже, чем в сказке, но тем приятнее было писать эти сказки. Образно Пушкин показывает чувство сестер царицы и сватьи Бабарихи в сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»: «В кухне злится повариха Плачет у станка ткачиха И завидуют оне Государевой жене.» «А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести ее хотят Перенять гонца велят» И добиваются своими злодеяниями результата, устраивающего их: «Делать нечего: бояре, Потужив о государе И царице молодой, В спальню к ней пришли толпой Объявили царску волю Ей и сыну злую долю, Прочитали вслух указ, И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян - …» А.С. Пушкин вкладывал в свои произведение душу. Читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта, воплощенные в бессмертно прекрасных словах, звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы великолепно зрим и нагляден в этом отрывке, это необычайный дар Пушкина так создать образ, что лучше и сказать нельзя. Все рассмотренные элементы сказок А.С. Пушкина дают возможность сделать вывод «Им присуща народность». Практические рекомендации по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством литературы Ниже рассмотрим практический пример подготовки занятия с детьми старшего дошкольного возраста, направленный на развитие патриотических чувств. Определяем образовательную область: Формирование патриотического сознания детей старшего дошкольного возраста на основе русских народных сказок. Формы работы: - беседы - экскурсия в музей - показ спектаклей и сказок - продуктивная деятельность детей - праздничные мероприятия - выставки творческих работ детей и родителей. Предполагаемый результат: К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. Для того, чтобы определить, с какими литературными произведениями необходимо работать, нами установлено, на развитие каких навыков и изучение какой информации должно быть направлено изучение того или иного литературного произведения. Рассмотрим следующую таблицу. Таблица 2.1. Русские народные сказки в воспитании героико-патриотических чувств старших дошкольников
Так, например, с помощью специально подобранной тематики сказок, можно решать такие задачи как: - Сообщение детям знаний о традициях русской культуры. - О местах проживания наших предков. - О быте русских людей. - Об истории мужской и женской одежды. - Об истории русской кухни. - О народных праздниках. - О народных приметах. - О героизме русского народа. В следующей таблице представлены виды деятельности, которые являются наиболее эффективными для прививания детям патриотических чувств. Таблица 2.2. Организационные формы работы
Рекомендации к проведению занятий с элементами патриотического воспитания состоят в следующем. При подготовке к занятиям следует придерживаться таких видов мотивации: * социальной - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку; * содержательной - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми; * прагматической - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса. Важнейшей составляющей патриотического воспитания посредством художественной литературы является формирование у ребенка чувства языка. Прежде чем учить детей, взрослые, должны следить за своей речью и придерживаться правил речи. Правильность - соответствие речи языковым нормам. Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в его основе. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Выразительность - особенности речи, захватывающая и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи взрослых является мощным орудием воздействия на ребенка. Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. При строгом соответствии содержания речи взрослых, которые окружают детей, дома и в детском учреждении, постоянном совершенствовании качества речи будет осуществляться развитие правильной речи у дошкольников и приобщение ребенка к родному слову. В подготовительной к школе группе работа по формированию интереса и бережного отношения к книге продолжается. Знакомя дошкольников с художественным произведением, педагог добивается, чтобы они поняли его главную идею, могли определить жанр, отметить особенности сказки. Беседы со старшими дошкольниками следует сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, часто возвращаться к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно. Следует подчеркнуть, что работу по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста следует вести по двум направлениям. 1. Работа с детьми 2. Работа с родителями Для более осознанного восприятия детьми знаний о традициях русской культуры, её обычаев в работе следует использовать многообразие методов и приемов. Разнообразные формы работы: беседы, занятия, сказкатерапия, креативные виды деятельности, игры-драматизации, развлечения, помогают детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через всё это формировать в себе чувство гражданственности - любить Родину. Каждый вид деятельности преследует решение своих задач и целей. |