Главная страница
Навигация по странице:

  • Магистратуры

  • СОДЕРЖАНИЕ 1.Понятие права 62.Методологические проблемы определения сущности права 9 Введение

  • Список использованной литературы

  • смысл права. Реферат Понятие «смысл права». Кожамкулов Ш Б 1УПК ИМ. Понятие смысл права


    Скачать 86 Kb.
    НазваниеПонятие смысл права
    Анкорсмысл права
    Дата25.11.2021
    Размер86 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат Понятие «смысл права». Кожамкулов Ш Б 1УПК ИМ.doc
    ТипРеферат
    #282105


    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Саратовская государственная юридическая академия»
    Институт Магистратуры
    Кафедра философии

    Учебная дисциплина:

    «Юридическая деонтология»

    Реферат на тему:

    «Понятие «смысл права».

    Выполнил

    студент 1-го курса группы 1УПК

    направление подготовки:

    40.04.01 (Юриспруденция)

    Кожамкулов Ш.Б.

    Саратов – 2021 г.

    СОДЕРЖАНИЕ


    1.Понятие права 6

    2.Методологические проблемы определения сущности права 9



    Введение
    Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Без права невозможно существование современного цивилизованного общества, поэтому большое значение имеет изучение права, его функций и теорий происхождения.

    Актуальность темы данного реферата подтверждается таким историческим фактом как факт того, что начиная с античных времён, человечество затрачивает громадные интеллектуальные усилия ради того, чтобы познать сущность права, его природу и универсальный смысл.

    В настоящее время подходы к пониманию права рассматриваются с учётом противостояния двух глобальных традиций мировой правовой мысли, одна из которых представлена естественным правом, другая – юридическим позитивизмом. Конфликт между данными традициями является наиболее интересным и важным в изучении правой идеологии.

    Прежде всего, для последовательного освещения темы, в работе приводится общая характеристика самого понятия "право", а так же истоков возникновения и формирования права. Естественно, что в рамках настоящей работы можно дать лишь самое общее представление о праве, ибо оно принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

    За время существования науки были созданы десятки самых различных теорий, высказаны сотни различных предположений. Однако споры о природе происхождения государства и права продолжаются и по сей день.

    Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение теорий происхождения государства и права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. Так как процесс исчезновения одних государств и появления других продолжается и в наши дни.

    В данной работе будут раскрыты основные проблемы в определении сущности права и кратко проанализированы основные современные подходы к пониманию права.

    1. Понятие права


    Что такое право? В чём состоит его сущность и назначение в обществе? Поиск ответов на эти вопросы ведётся на протяжении нескольких тысячелетий, но до сих пор научная мысль не выработала единого подхода к пониманию права. В этом нет ничего удивительного: право – явление настолько многогранное и многоплановое, что охватить его рамками какого-либо одного подхода практически невозможно.

    Взгляды на право, его происхождение и социальную роль менялись по мере развития самого общества. Вместе с тем, несмотря на неоднозначность учений о праве, большинство концепций о его сущности и предназначении содержат ряд общих положений:

    - право, как и государство, возникает на неопределённом этапе общественного развития и является достижением человеческой цивилизации и культуры;

    - право – эффективное средство регулирования и упорядочения общественных отношений;

    - право является выразителем государственной воли, с его помощью государственная власть целенаправленно и последовательно осуществляет управление обществом;

    - право есть мера социального поведения, охраняемая принудительной силой государства.

    Учитывая многозначность категории «право» и множественность его определений, для исследования смысла права возможны 3 основных контекста употребления этого термина:

    1) корреляция права с другими процессами и явлениями общественной жизни;

    2) взаимосвязь права с основными субъектами

    общественных отношений в системе «личность – общество – государство»;

    3) право как специальный объект изучения самой юриспруденции (право внутри права).

    Корреляция права с другими процессами и явлениями общественной жизни.



    Рассматривая взаимные связи и отношения права с явлениями общественной жизни, нельзя не отметить связь права с культурой. Право предстает не только как система общеобязательных для исполнения норм, но и как явление общественной жизни, как явление культуры, которое нашло свое отражение в правовой мысли. Г. Кельзен писал, что следует выяснить, имеют ли социальные явления, обозначаемые словом «право», общие признаки, отличающие их от других сходных явлений, и достаточно ли значимы

    эти признаки для того, чтобы служить элементами понятия социальной науки. В результате исследования словоупотребления могло бы выясниться, что словом «право» и его иноязычными эквивалентами обозначаются столь различные предметы, что никакое общее понятие не может охватить их все1. Своеобразным подтверждением мысли Г. Кельзена являются исследования индоевропейских общественных институтов, таких как экономика, общество, власть,

    право, религия, проведенные Э. Бенвенистом. Например, у него «порядок» – это особое состояние, охватывающее религиозные, технические, юридические его аспекты: закон, клятву, присягу, право.

    «Закон» (санскр. Dhaman, гр. Тhemis) – это правило, установленное свыше, богами. Кроме того, в античном мире различались еще два понимания закона: греческий «номос» – закон, установившийся по обычаю, и римский lex – то, что римский народ приказывает и устанавливает.

    Право в системе «личность – общество – государство».


    Отношение к государству как к субъекту, обладающему

    правами и несущему обязанности, формировалось на протяжении всей истории политико-правовой мысли. На начальных этапах своего развития правовая мысль отождествляла такие субъекты общественных отношений, как государство и общество. Термин «право» выявляет дополнительные смысловые грани своего значения, в рамках которых идентифицируются субъекты общественных отношений, конкретизируются роль и значение права для каждого из этих субъектов, а также определяются их права, обязанности и ответственность.

    Право внутри самого права.


    Данная концептуальная мировоззренческая установка является отражением специфики юридического мышления и имеет профессионально-ориентированный характер. Формула «взгляд на право из самого права» – это основной способ восприятия правовой картины мира в рамках правосознания юриста. Н.Н. Алексеев выделял 3 основных подхода к праву: юридическую догматику, юридический социологизм и теорию естественного права1. В современной российской юридической науке они представлены нормативной (Н.Н. Вопленко, В.А. Сапун, В.М. Сырых), философской (школа профессора В.С. Нерсесянца) и социологической (Д.А. Керимов, Ю.И. Гревцов,

    Р.А. Ромашов) традициями в праве. Многоаспектность и многогранность феномена права выражается не только с помощью многозначного термина «право», но и с использованием различных по форме и содержанию параметров его смысловой организации. Следовательно, вопрос о смысле права первоначально переводится в плоскость корреляции с понятием права. Каждому терминологическому, понятийному значению «права» всегда соответствует в том или ином виде, в разной степени и неодинаковом объеме реально существующий элемент его смысла. При этом системное согласование смысла права, понятия и термина «право» – это интерпретационный и творческий по характеру процесс. В центре его осуществления всегда находится человек – как субъект права, живущий и творящий в правовом поле, а на границе взаимодействия человека (субъекта права) и мира (правового поля) образуется смысл права.

    1. Методологические проблемы определения сущности права


    В советской литературе под сущностью права понималась возведенная в закон воля господствующего класса. Содержание этой воли определялось материальными условиями жизни данного класса. Т.е сущность права рассматривалась как сущность исторических типов права различных общественно-экономических формаций (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право) и не давала общего определения понятия сущности права.

    Для более углубленного понимания права профессор Н.Г. Александров предлагал признать, что кроме понятий отражающих классовую сущность правовых явлений, имеются понятия описательные, отражающие их крайне важные, но всё же внешние признаки (сущность первого порядка), и смешанные общие понятия, сочетающие как описательные, так и социально-классовые признаки. Различение двух сущностей породило ряд затруднений (две и более сущности одного предмета?). Эти затруднения пытались преодолеть путём построения иерархии сущностей (первого, второго, третьего порядков). Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что имеет место тенденция бесконечного процесса углубления познания в области сущности права, а не существование нескольких сущностей права.

    При исследовании классовой сущности права речь идет обычно не столько о сущности, сколько о причинах возникновения права (оно возникло вместе с классовым делением общества) и о его содержании (право выражает преимущественно или исключительно волю и интересы политически господствующей части общества). Классовое содержание права допускает конкретизацию по частям класса, по периодам развития общества, по отраслям и институтам, не переставая быть оценочной характеристикой права. Категория же сущности должна включать такие качественные черты, без которых вообще нет того предмета, о сущности которого идёт речь. Поэтому рядом с содержанием классовой сущностью права в юридической науке всегда описывалось нечто вроде его предметной сущности, раскрываемой посредством перечня важнейших качеств права. Этот перечень содержится в большинстве определений права: право – система норм (и или отношений), санкционированных или установленных государством и охраняемых от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Подобные определения дают возможность отделить право (систему норм) от иных социальных явлений (норм морали, обычаев, нравов, религиозных норм и др.).

    Понимание сущности права постигается не только изучением права в связи с местом человека среди других людей и их объединений, с особенностью всего комплекса социальных отношений, т.е. отношений между индивидами и социальными группами, классами и сословиями, обществом и государством, но и философией права.

    В соответствии с принципами философа И.Канта необходимо отметить, что для постижения сущности права недостаточно знать содержание законодательства разных стран и народов. Сущность права не только не может быть постигнута методами практической юриспруденции, но и вообще не относится к кругу ее интересов, поскольку для юриста первостепенное значение имеют поиск юридических фактов и доказательств, относящихся к данному делу, правовая оценка обстоятельств казуса, определение, кто на что имеет право и к чему обязан, в каких пределах и размерах и т.п. Сущность права не может быть постигнута ни практическим правоведением, ни даже общей теорией права, если последняя не выйдет за пределы юридических категорий. Определение понятий, выражающих существенные свойства права (законы его бытия) согласно И.Канту, входит в предмет и задачу не столь общей теории права, сколько философии права. Сущность права может быть постигнута только философским разумом.

    Таким образом, можно сказать, сто в настоящее время имеют место множество концепций понимания сущности права, что обусловлено сложностью объекта исследования.

    Заключение
    Как видно из изложенного, каждое из правопониманий имеет свои основания, потому они существуют одновременно и имеют сторонников. Так, естественно-правовое видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без позитивного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношений, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. Существуя одновременно, различные правопонимания не вполне равноценны на разных этапах развития общества, государства, права.

    Обобщая вышеизложенный в реферате материал можно сделать осторожный вывод: право это сложная для понимания нормативно-регулятивная система, имеющая множества пониманий, содержание которых зависит от доминирования в определенный период человечества одной из фундаментальных правовых неразрывно связанных между собой уровней: правовой нормы (позитивно-нормативный подход), правового отношения (социологический подход) и правовой идеи (естественно-правовой подход).
    Итак, право в объективном смысле — система юридических норм, выраженных (объективированных) в соответствующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях) и других источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида.

    Список использованной литературы
    1. Г.В. Мальцев, Понимание права. Подходы и проблемы - М., Прометей, 1999, 419с.

    2. О.Э. Лейст, Сущность права. Проблемы теории и философии права М.:Зерцало, 2008,452с.

    3. А.В. Васильев, Теория государства и права: курс лекций, М.:Флинта: МПСИ, 2006. – 200с.

    4.Крашенинников П.В. Времена и право. Монография – М.: Статут, 2018. – 190 стр.

    5.Крашенинников П.В. Зарождение права. Монография – М.: Статут, 2016. – 240 стр.

    6. Алексеев Н.Н. О гарантийном государстве // Русский народ и государство. – М. : Мысль, 1998, с. 588



    1 Кельзен Г. Чистое учение о праве. Сб. пер. Вып. 1. – М. : ИНИОН АН СССР, 1987, с. 24.

    1 Алексеев Н.Н. О гарантийном государстве // Русский народ и государство. – М. : Мысль, 1998, с. 588.





    написать администратору сайта