Контрольная работа По дисциплине Социология Тема: Понятие социологии. СОЦИО КР. Понятие социологии
Скачать 127.33 Kb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича Институт Непрерывного Образования Контрольная работа за _6_ семестр По дисциплинеСоциологияВариант 1 Фамилия: Имя: Отчество: Курс: Группа №: Дата сдачи работы: Санкт-Петербург 2019 г. Тема: Понятие социологии Содержание: Введение: Основная часть: Исторический взгляд на социологию Социология как наука, её объект и предметная область Заключение Список использованной литературы. Введение Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего, различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры. Социология как наука имеет актуальное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные функции. Актуальностью исследования данной темы является, определение структуры социологии, значимость её функций, а также роль социологии, как науки в жизнедеятельности общества, как совокупности социальных связей Объектом исследования является социология, в качестве предмета описания выделяется структура, предмет и объект социологии. 1. Исторический взгляд на социологию Люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый , институализированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Общество – это переплетение связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Насколько многогранно общество, настолько и многогранен может быть подход к изучению социума, и наш главный инструмент- социология, что можно видеть на примере различий взглядов на предмет исторических деятелей. Ключ к пониманию социологических взглядов Петра Лавровича Лаврова, русского социолога, философа, публициста и историка, кроется в его определении социологии, как науки. Чуть не все его работы были ничем иным, как развитием, развертыванием этого определения, а его практическая работа – осуществлением соответственных теоретических положений, вытекавших из последнего. Как же он определял социологию? Какую область явлений он считал предметом изучения последней? Какие задачи он ей ставил? Как решал вопрос относительно методов изучения социологических явлений? Как рисовал архитектонику всей социологической науки? Какие отделы последней он разрабатывал и, наконец, насколько последовательно в частных вопросах проводил свое рещение данного основного вопроса? Из одной этой постановки вопросов мы видим, что характеристика взглядов Петра Лавровича на этот счет должна сразу ввести нас в самый центр его социологии, в ту доминирующую обсервационную точку, откуда открываются перспективы на все теоретическое поле работ Лаврова. Понятие социологии Лаврова определенно. Оно стереотипно повторяется им в множестве работ. Вот оно вкратце. - “Социология изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого общества и стремится открыть ее законы”. “Она ставит себе теоретическую задачу понять формы солидарности и процессов, совершающихся при количественном изменении этих форм» “Социология есть учение о формах солидарности созидательных особей, об условиях скрепления и ослабления этой солидарности при различной степени развития этих особей и форм общежития”. Сообразно с этим определением, и само понятие общества для П. Л. дано только там, где дана солидарность. “Люди образуют общество, когда они оказываются солидарными в своих привычках, аффектах, убеждениях, интересах…Вне этой солидарности в сознательных актах для нас нет общества, а есть скопление особей” Известный югославский социолог Д.Маркович выделяет три основные особенности человека - творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек - это «общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия». Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия «природа» и «общество», «природное» и «социальное», ни абсолютно разрывать и противопоставлять их. Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области - естествознание и обществознание. Российский социолог В.А. Ядов дает такое определение: «Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения». Социальная общность – это такая взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена общностью их интересов, благодаря сходству условий существования и деятельности людей, составляющих данную общность (это материальная, производственная и иная деятельность, близость взглядов, верований, суждений, целей и средств деятельности). Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер (1820-1903r.r.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной -неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. Характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от «усредненного уровня» развития народа. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое». На этом основании социолог не принял ни социализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в органической природе) могут не только прогрессировать, но и деградировать: «Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути». При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности - простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производя-' щей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность. В своем 6-ти томном трактате: «Курс позитивной философии» (1831- 1842 гг.) французский филосов Огюст Конт впервые употребил термин «социология» для обозначения учения об обществе. Это слово состоит из 2 разных корней: латинского – «social», означающего общество, и греческого – «logos» – наука. По Конту социология должна была быть наукой об обществе, изучать строго научно общественные явления и устанавливать законы, управляющие общественными явлениями. Она должна быть похожей на физику и другие естественные науки. Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна изучать законы существования, то есть структуру общества. Социальная динамика должна открыть законы последовательности явлений: если дано одно явление, то оно должно повлечь за собою другое. Своей заслугой он считал открытие им закона трех состояний. Согласно этому закону развитие научного знания проходит через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Общество он рассматривал как целостный социальный организм. Считал, что различные явления общественной жизни – экономические, юридические, политические, нравственные – надо рассматривать только в их взаимодействии, а не обособленно. Социологию – он считал самой сложной и важной из всех наук. Конт верил, что новая наука будет способствовать благоденствию человечества. В конце жизни он строил большие планы реконструкции французского общества и всего человечества вообще. Он говорил о необходимости применения эмпирических методов исследования для изучения социальной структуры общества, социальных институтов и социальных изменений, процессов. Работы Конта оказали влияние на другого французского мыслителя Эмиля Дюркгейма (1858–1917 гг.). Дюркгейм считал, что для того, чтобы социология стала полноправной наукой, она должна изучать «социальные факты». Социальные институты надо изучать также объективно, как ученые изучают природу. Социальные факты нужно изучать как вещи. Под этим он подразумевал, что социальную жизнь можно анализировать так же, как объекты и события в природе. Перемены и изменения, происходящие в обществе он связывал с разделением труда. В индустриальном обществе растут и усложняются различия между различными профессиональными сферами. По мере того, как разделение труда усиливается, люди все больше зависят друг от друга. Это происходит потому, что каждый нуждается в товарах и услугах, производимых людьми других профессий. Перемены в обществе происходят очень быстро и интенсивно, а это порождает значительные социальные трудности, которые он объяснял аномией, ощущением бесцельности и бесполезности существования, вызванное определенными социальными условиями. 2. Социология как наука, её объект и предметная область Социология, как и любая наука, делится на теоретическую и прикладную. Теоретическая социология изучает общество в целом, как единый целостный организм, все сферы которого (экономика, политика, культура, общественное сознание, семья и др.) должны функционировать в тесной связи друг с другом. Неполадки в одной из сфер ведут к сбоям во всех остальных областях общественной жизни. Прикладная социология изучает конкретные социальные явления, социальные объекты, социальные общности, социальные институты и др. На основе этих исследований разрабатываются практические рекомендации. Материалы социологических исследований позволяют повысить производительность труда, снять конфликты в коллективе, повысить эффективность работы фирмы, расширить рынок товаров и решить любые другие проблемы, которые возникают ежедневно или носят долговременный характер. Располагая социальной информацией, можно принять хорошее или плохое решение, не располагая информацией в принципе нельзя принять решение. Прикладная социология является важным инструментом получения информации по самому широкому кругу явлений и процессов (ценностные ориентации работников, взаимные симпатии и антипатии, статус отдельных работников, мотиваторы и наиболее чтимые стимулы трудовой деятельности, политические предпочтения людей). Короче говоря, социология может ответить на любой вопрос руководителя фирмы. Выводы и рекомендации социологов могут быть полезны в области менеджмента, маркетинга, PR, средств массовой информации, рекламы и т.д. В обществе, в трудовом коллективе существуют два вида явлений – явные и латентные (скрытые). Социология позволяет выявлять латентные события и процессы и учитывать их в управлении. Изучение социологии расширяет кругозор бизнесмена, позволяет более масштабно подходить к решению проблем, расширяет арсенал аналитических методов, а некоторые проблемы нельзя решить без помощи социологов. Объект социологии, как и других общественных наук – социальная реальность, поэтому социология – наука об обществе. Но общество изучают и другие общественные науки, например, история, культурология, этнография, политология, демография, право, экономические науки. Предмет придает своеобразие науке. Предмет социологии, как и любой науки, не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении и развитии, он зависит от прогресса научного познания и потребностей общества, которые постоянно меняются. Предметная область социологии также меняется в зависимости от выше названных двух факторов (прогресса научного познания и постоянно меняющихся потребностей общества). В течение полутора столетий идет спор о предмете социологии. Выделяют два теоретических подхода к определению предмета социологии, два направления: макросоциологическое и микросоциологическое. Сторонники макросоциологического подхода в социологии используют следующие понятия: общество, культура, социальные институты, социальные системы и структуры, исследуют глобальные социальные процессы. Сторонники микросоциологической теории считают, что нужно изучать социальное поведение, его механизмы, межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий. Отсюда вытекают два совершенно разных подхода к определению социологии. Первый: социология – это наука о целостном общественном организме, о социальной и социокультурной системах. При втором подходе социологию определяют как науку о массовых социальных процессах и массовом поведении. В первом случае социология тесно связана с демографическими, экономическими, политическими и юридическими науками. При втором – с социальной психологией. Для того чтобы понять происхождение этих различных направлений, необходимо обратиться к истории становления и развития социологии. Люди всегда пытались понять себя и объяснить причины своего поведения. В древности для этого использовали не научные, а традиционные способы мышления, в основе которых лежали религиозные понятия. Обычно считается, что социология как новый вид знания возникла в конце XYIII века. До этого времени общество изучалось социальными философами. Новый подход к изучению общества был связан с радикальными изменениями в общественной жизни. В результате Французской революции в Европе возникло общество нового типа. Это было промышленное капиталистическое общество. Всеобщая индустриализация и урбанизация привели к разрушению традиционного образа жизни. Изменились общественные и политические отношения. Все это оказало большое влияние на понимание как социального, так и природного миров. Кроме того, произошли существенные изменения в научной сфере. Естествознание и техника, а вслед за ними и общественные науки, достигли достаточно высокого уровня развития. Новые открытия в области естествознания позволили говорить о том, что человек тоже является продуктом длительной биологической эволюции и одно из звеньев его цепи, а не творение Бога. К этому времени философы разработали много разнообразных теорий для объяснения различных типов общества. Начиная с этого периода началось систематическое экспериментальное исследование человеческого поведения и человеческого общества. Развитие собственно социологии началось после попытки французского философа Огюста Конта обосновать новую науку. Конечно, один человек не может создать целую науку. На раннем этапе становления и развития социологии свой посильный вклад внесли многие ученые. Однако основателем социологии считают О.Конта. Сначала Конт пользовался термином «социальная физика» для обозначения новой науки, но другие авторы в своих работах также употребляли этот термин. Чтобы провести различие между их и своими взглядами, он предложил свое название для определения новой области знания. Предметом социологии является выявление закономерности развития и функционирования социальной стороны как относительно самостоятельной сферы жизнедеятельности общества. Определяющим свойством предмета социологического знания является вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Термин «социальное» имеет два смысла. В широком смысле он тождественен термину «общественный». Это значит, что социология изучает любые общественные явления, любые отношения, в которые вступают люди. Соответственно этому в рамках социологии сложились социология труда, социология права, социология политики, социология культуры и др. В узком смысле термин «социальное» обозначает наличие социальных связей между людьми. Социальные связи – это взаимодействия индивидов и групп индивидов, преследующих определенные социальные цели в конкретных условиях места и времени. Продавцы и покупатели, родители и дети, начальник и подчиненный – между ними при любом взаимодействии возникают социальные связи. Социальная деятельность – это совокупность действий личности, которая преследует определенные социальные цели и использует для достижения этих целей различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические. В социальной деятельности не только проявляются и реализуются уже сложившиеся социальные отношения, но и складываются новые в зависимости от сложившихся конкретных исторических условий. Это активность избирателей на выборах, военные действия, политическое преобразование общественного устройства (наша перестройка и демократия), разрушение старых стереотипов общественного устройства (от социализма к капитализму и наоборот). Социальные отношения – это отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества. Отношение к собственности (собственники и наемные рабочие), отношения распределения (кто-то получает больше, кто-то меньше), юридические отношения (преступники и правоохранительная система). Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и т.д.). Они имеют соответствующие материальные средства для своей деятельности (прокуратуры, суды, места заключения); правомочные лица характеризуются определенным стандартом поведения (ролью) в зависимости от их социальных функций (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.). В качестве социального института может рассматриваться государство, семья, армия, система образования, система здравоохранения. Как и всякая наука, социология имеет свои законы. Различают общие и специфические законы функционирования и развития общества. Общие законы действуют на протяжении всего развития человечества и во всех странах. Например, закон соответствия экономического и духовного развития, который сводится к тому, что люди думают так, как они живут экономически. Еще французские философы говорили, что в хижинах и во дворцах люди думаю по-разному. Или, например, нравы. В рабовладельческом обществе отец имел абсолютную власть над детьми; он мог убить сына, даже, если тот был консулом римской республики, и не быть привлеченным к уголовной ответственности. В наши дни нравы отличаются от нравов феодального или рабовладельческого обществ. Таким образом, как люди ведут экономическую жизнь, так они и думают, таковы их нравы, религии и пр. Заключение За последние десятилетия мировая социология науки заняла прочное место в ряду быстро развивающихся социологических дисциплин, накопив значительный теоретический багаж и большой объем эмпирических исследований, хотя и не выработала единой общепризнанной парадигмы. Потребность изучения современной науки в социологическом, так же как экономическом, психологическом и др. ракурсах, объективно определяется возрастающей ролью науки как стратегического фактора постиндустриальной цивилизации. Значение же социологии науки определяется большим удельным весом социальных факторов в динамике современной науки. В развитии науки ее зависимость от общества в последние годы проявилась весьма болезненно. Однако очень многое зависит от активности, инициативы, сплоченности самих работников науки, от деятельности научной элиты, от того, чтобы предпринимаемые действия опирались на объективное знание о реальном состоянии науки и закономерности ее функционирования как социального института. Таким образом, социология имеет сравнительно непродолжительную историю, что совершенно не отменяет многовековой опыт и результаты раздумий людей об общественной жизни. Человечество всегда так или иначе размышляло на социологические темы. Каждый индивид как член сообщества в какой-то мере социолог, и в этом смысле социология имеет длительное прошлое. Список использованной литературы: А. Доленга (Лавров). Важнейшие моменты в истории мысли. Лавров. Опыт истории мысли; Собрание сочинений. II. 1918, вып. VII; Задачи понимания истории. СПб. 1903, 119 Г. Спенсер «Грехи законодателей»; «Основание социологии»; «Основные начала» Е.В. Ковалевская «Социология» Ядов В. А. «Размышления о предмете социологии» |