Главная страница

Посмертная репутация короля Ричарда 3. Посмертная репутация Ричард 3. Посмертная репутация


Скачать 37.45 Kb.
НазваниеПосмертная репутация
АнкорПосмертная репутация короля Ричарда 3
Дата18.09.2022
Размер37.45 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПосмертная репутация Ричард 3.docx
ТипДокументы
#683616

Посмертная репутация

Хотя отдельные элементы «чёрной легенды» о Ричарде стали зарождаться ещё при его жизни, завершения она достигла много лет спустя после его смерти. Победитель Ричарда Генрих VII (1485—1509) заложил основу доктрины, которая разрабатывалась в трудах английских историков «тюдоровского века»: он — спаситель Англии от тирании Ричарда III, соединивший своим браком с Елизаветой, наследницей Йорков, враждовавшие дома Ланкастеров и Йорков. Тюдоровские апологеты, сознавая, что наследственные права на престол Тюдоров сомнительны, утверждали снова и снова, что Англия обязана миром, благополучием и величием лично добродетели Генриха VII, а против Ричарда была развёрнута явная кампания очернения.



Серебряная монета 1483 года с изображением Ричарда III. Йоркширский музей

По воле Генриха VII акт парламента обвинил Ричарда «в тирании, узурпации престола и многочисленных убийствах», однако конкретные обвинения не были выдвинуты.

Лондонский купец Фабиан, автор «Новых хроник Англии и Франции» (1516), допустивший массу ошибок в описании правления Эдуарда IV и Генриха VII (в датах, именах, в последовательности событий) первым возложил на Ричарда ответственность за расправу с Генрихом VI и собственным братом герцогом Джорджем Кларенсом в тюрьме, ссылаясь на «общую молву»; он утверждает, что сыновей Эдуарда IV заключили в Тауэр и, опираясь только на «общую молву», заключает, что дядя «тайно умертвил их»[27]. Генрих VII пригласил к себе итальянца Полидора Вергилия и предложил ему написать историю Англии; Вергилий в хронике 1536 года был первым, кто прямо обвинил Ричарда также и в убийстве пленного Эдуарда Ланкастера, сына Генриха VI; вслед за Фабианом Вергилий написал, что Ричард собственноручно заколол ещё и Генриха VI [27].

Написанная ярко и драматично «История короля Ричарда III» Томаса Мора (1478—1535) завершила эту легенду. Согласно Мору, Ричард ещё при жизни брата Эдуарда IV задумал любой ценой завладеть короной, был человеком невероятно скрытным и беспринципным, мастером изощрённых интриг. Под пером Мора страдавший только сколиозом Ричард превратился ещё и в горбатого и хромого[28]. Версия Томаса Мора получила большое влияние в британском обществе ещё и потому, что сам Томас Мор, казнённый Генрихом VIII за противодействие Реформации, и прославленный в лике святых Католической церкви, считался образцом прямоты и порядочности[29]. Однако в момент гибели Ричарда Третьего Томасу Мору было только 8 лет. В своей работе Мор, вероятно, опирался на рассказы своего первого покровителя, кардинала Джона Мортона (1420—1500), архиепископа Кентерберийского, который являлся одним из главных противников Ричарда Третьего при его жизни и считался многими современниками[кем?] образцом личной непорядочности[30][неавторитетный источник?].

Весной 1502 года (то есть через 17 лет после гибели Ричарда в битве при Босворте) по обвинению в «секретной переписке с врагами престола» был арестован рыцарь Джеймс Тирелл, комендант крепости Гине — одной из английских баз во Франции [31]. Верный слуга Ричарда III, Тирелл после воцарения Генриха был лишён должностей и владений, но через год был восстановлен в прежней должности коменданта. Приговорённый к смертной казни, он, согласно версии Вергилия и Мора, якобы покаялся в убийстве сыновей Эдуарда IV, совершённом им по приказу Ричарда III[28]. Согласно его предполагаемому признанию, Ричард сразу после коронации в августе 1483 года послал к коменданту Тауэра Р. Бракенбери гонца с секретным письмом о тайной казни принцев; однако комендант отказался исполнить приказ, и тогда Ричард поручил дело лично Тиреллу, снабдив его королевским мандатом со всей полнотой власти в крепости на одни сутки; получив ключи от Тауэра, Тирелл и его сообщник-лакей наняли убийц, которые ночью задушили принцев. Тела убитых захоронили под лестницей, позднее их останки по приказу Ричарда перезахоронил где-то неизвестный священник, который вскоре умер.

Однако правительство Генриха VII не провело никакого расследования обстоятельств гибели принцев, и Тирелл был казнён за заговор против Генриха. Более того, оригинала его признания не существует, и после казни Тирелла никакого официального заявления властей о его виновности в иных преступлениях не последовало[28].

Авторитет и репутация Мора как честного человека оставались столь высоки на протяжении столетий, что его «История» превратилась в основной источник по описанию правления Ричарда III[27]. Произведение Томаса Мора перепечатывалось в составе хроник Джона Хардинга, Эдуарда Холла, Джона СтоуРафаэля Холиншеда. Ими воспользовался и Шекспир в своих пьесах-хрониках: предложенная Мором версия смерти принцев стала общепринятой вскоре после постановки его трагедии «Ричард III». К тому же, шекспировский злодей стал старше своего прототипа самое малое лет на пятнадцать, превращаясь в участника всех событий царствования Генриха VI и войн Роз (начиная с битвы при Блекхите в 1452 году) и в живое олицетворение всех смут и беспорядков XV века.

Благодаря гению Шекспира, помноженному на репутацию Мора, версия врагов Ричарда превратилась в практически незыблемый канон, а сам Ричард Третий — один из многих средневековых монархов, пришедших к власти при сомнительных обстоятельствах, но сделавших много хорошего, — стал восприниматься как главный антигерой британской истории. Хотя уже с XVII в. в печати появлялись работы, излагающие иной взгляд на события, образ Ричарда как безжалостного захватчика власти оставался доминирующим вплоть до середины XX века.

Так, философ и историк XVIII века Дэвид Юм описал его как человека, который использовал обман, чтобы скрыть «свою жестокую и дикую природу» и который «отказался от всех принципов чести и человечности». Юм признаёт, что некоторые историки утверждают, «что Ричард был бы хорошо подготовлен к правлению, если бы получил власть законным путём; и что он не совершил никаких преступлений, кроме тех, которые были необходимы, чтобы обеспечить сохранение короны», однако сам Юм отвергает эту точку зрения на том основании, что произвол Ричарда способствовал нестабильности в стране[32].

Самым значительным викторианским биографом короля был Джеймс Гэйрднер[en], который также написал статью о Ричарде в Национальном биографическом словаре. Гэйрднер заявлял, что он начал изучать Ричарда с нейтральной точки зрения, но позже убедился, что Шекспир и другие критики были по существу правы в своих представлениях о короле, несмотря на то, что допустили некоторые преувеличения[33].

Не остался, однако, Ричард и без защитников, первым из которых был Джордж Бак, потомок одного из сторонников короля, который завершил исторический рассказ о жизни Ричарда в 1619 году. Бак яростно атаковал «невероятные обвинения и злобные скандалы», которыми изобиловали писания тюдоровских историков, включая предполагаемое уродство Ричарда и совершённые им убийства. Он обнаружил утерянные архивные материалы[какие?], свидетельствующие в пользу Ричарда, но также утверждал, что видел письмо, написанное Елизаветой Йоркской, согласно которому Елизавета добровольно стремилась выйти замуж за родного дядю. Между тем, хотя книга была опубликована в 1646 г., предполагаемое письмо Елизаветы так и не было с тех пор найдено. Вместо этого, документы, которые позже были обнаружены в португальских королевских архивах, показывают, что после смерти королевы Анны послы Ричарда были отправлены в Португалию, чтобы договориться о двойном браке между Ричардом и сестрой португальского короля Жуаной, и между Елизаветой Йоркской и двоюродным братом Жуаны, герцогом Мануэлем (позже король Португалии)[34].

Самым значительным из защитников Ричарда был Гораций Уолпол. В «Исторических сомнениях относительно жизни и правления короля Ричарда Третьего» (1768) Уолпол оспаривал все предполагаемые убийства и утверждал, что Ричард, возможно, был добросовестным монархом. Он также утверждал, что уродство Ричарда, вероятно, сводилось к незначительному искажению формы плеч. Однако под влиянием наблюдения Французской революции и революционного террора во Франции Уолпол отказался в 1793 г. от своих прежних взглядов, заявив, что теперь он считает, что Ричард мог совершить преступления, в которых он был обвинён[35].

Среди других защитников Ричарда были писатель Клементс Маркем, работа которого «Ричард III: его жизнь и характер» (1905) была ответом на работу Гэйрднера[36]. Промежуточная точка зрения была высказана малоизвестным писателем Альфредом Легге в книге «Король» (1885)[37].

Несмотря на всё это, исторический мейнстрим, изучавшийся в школах, и вошедший в массовый обиход, оставался прежним. А в 1955 году на экраны вышла самая известная экранизация трагедии Шекспира, где роль Ричарда в полном соответствии с шекспировским описанием сыграл загримированный до неузнаваемости Лоренс Оливье.

Однако к этому времени ситуация уже начала меняться. В 1951 году вышел роман «Дитя времени» писательницы Джозефины Тэй. Чисто художественное произведение, по сюжету которого прикованный к постели детектив расследует, на основе реальных фактов, биографию Ричарда Третьего, и приходит к выводу о его невиновности, привлекло огромное внимание британской публики. По версии Джозефины Тэй, опиравшейся на работы своих предшественников, в частности, Маркхэма, Елизавета Вудвилл, мать принцев, примирилась с Ричардом после его коронации по той причине, что при жизни Ричарда она не считала своих сыновей мёртвыми. По мнению Джозефины Тэй оба принца были убиты уже позже, по приказу Генриха VII Тюдора, а слух про убийства принцев их дядей был впервые пущен Джоном Мортоном, будущим архиепископом Кентерберийским, который был непримиримым противником Йорков.

С этого времени дебаты о Ричарде Третьем превратились в одну из расхожих и популярных в британской массовой культуре исторических тем. Находка останков Ричарда окончательно развеяла визуальную составляющую тюдоровской легенды — об уродливом внешнем облике короля. Это окончательно переменило мнение многих британцев. В вышедшем в 2013 году историческом сериале «Белая королева», Ричарда Третьего, уже с минимальным гримом, играл молодой и привлекательный внешне актёр Анейрин Барнард[38].


написать администратору сайта