Главная страница
Навигация по странице:

  • Признаки


  • Цель глобального эволюционизма

  • доклад по философии. Постнеклассическая наука. доклад философия. Постнеклассическая научная картина мира. Понятие глобальный эволюционизм


    Скачать 22.75 Kb.
    НазваниеПостнеклассическая научная картина мира. Понятие глобальный эволюционизм
    Анкордоклад по философии. Постнеклассическая наука
    Дата10.01.2023
    Размер22.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад философия.docx
    ТипДокументы
    #879694

    Постнеклассическая научная картина мира. Понятие «глобальный эволюционизм».
    Постнеклассическая наука сформировалась к 70-м гг. XX века. Этому способствовали революция в хранении и получении знаний (компьютеризация науки), невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин и без учета места и роли человека в исследуемых системах.

    Признаки данного периода:

    1. Происходит активная компьютеризация науки и сращивание ее с промышленным производством, что повлияло на характер исследовательской деятельности.

    2. Началась революция в наборе средств получения знаний и их хранения.

    3. Стали развиваться генные технологии, основанные на методах молекулярной биологии и генетики, что заложило начало конструированию новых генов и изменению ДНК.

    4. Эволюционные идеи в области химии привели к созданию усложненной сферы исследований — эволюционной химии.

    5. В обществе возникла острая необходимость в изучении явлений в экономической, социально-политической, научно-технической сфере с целью совершенствования условий жизни, зависящих от стремительного технического прогресса.

    6. В связи с усложнением и углублением исследовательской деятельности, основными методами познания становятся синтетические, которые позволяют учитывать специфические особенности сложных саморазвивающихся систем, включающие многочисленные нелинейные обратные связи между подсистемами. 

    7. В постнеклассической науке утверждается парадигма целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т.д. представляют собой единую целостность. И проявлением этой целостности является то, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него, он лишь часть, познающая целое. И, как следствие такого подхода, мы наблюдаем сближение естественных и общественных наук, при котором идеи и принципы современного естествознания все шире внедряются в гуманитарные науки, причем имеет место и обратный процесс. Так, освоение наукой саморазвивающихся "человекоразмерных" систем стирает ранее непреодолимые границы между методологиями естествознания и социального познания. И центром этого слияния, сближения является человек.

    8. Реальность основывается на двух главных и взаимодополняющих подходах — системном и историческом: реальность как процесс и реальность как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

    Для постнеклассической науки в целом характерна ситуация единения физики, химии, биологии. Такое единение просматривается на всех уровнях — предметном, методологическом, терминологическом и понятийном. При этом живое и неживое в Природе утратили свою «несовместимость». Можно сказать, что все в мире есть системы: самые простые — физические, более сложные — химические и несопоставимо сложные — биологические.

    Новые подходы с самого начала не замыкались на физических процессах, а охватывали явления других областей. Наиболее обоснованное и убедительное привлечение законов неравновесной термодинамики к объяснению не только механизмов функционирования, но даже происхождения и эволюции живого (в виде открытых самоорганизующихся термодинамических систем) осуществлено И. Пригожиным (1960—1970), еще раньше — Л. фон Берталанфи (1932), а затем У. Эшби (1966), автором термина «самоорганизующая система», и Э. Шрёдингером (1974). Физические идеи и понятия для объяснения биологических явлений использовал Г. Хакен, которому принадлежит сам термин «синергетика» (от греч. synergia — совместное действие). В свою очередь, биология ретранслировала эволюционные концепции на все естествознание в целом.

    Важнейшей составляющей современной научной картины мира является эволюционизм, понимаемый не в традиционном дарвиновском смысле, а через идею глобального (универсального) эволюционизма. Термин «глобальный эволюционизм» вошел в язык современной философии в начале 80-х годов XX века. Прежде всего, об идее глобального эволюционизма стали говорить в аспекте изучения интегративных явлений в науке, связанных с обобщением эволюционных знаний, полученных в разных отраслях естествознания.

    Цель глобального эволюционизма:

    1. Стремление к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике.

    2. Потребность интегрировать естественнонаучное, общество­ведческое и гуманитарное знание.

    3.  «Универсальный эволюционизм» позволяет приблизиться к ответу на вопрос о встрече интересов человечества и биосферы с целью избежать глобальной экологической катастрофы (Н.Н. Моисеев).

    Глобальный эволюционизм ориентирован на поиск определения положения человека в мире. Этапы прогрессивного развития мирового процесса предстают в качестве моментов собственного развития человека. Он не может отделить себя от этой эволюции, поскольку она приводит, в конечном счете, к появлению самого сложного продукта материи, в котором материя познает саму себя - появлению самого человека.
    Глобальный эволюционизм включает в себя четыре типа эволюции:

    • космическую,

    • химичес­кую,

    • биологическую,

    • социальную.

    В концепции глобального эволюционизма вся история Вселенной от «Большого взрыва» до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции имеют генетическую и структурную методологические, аксиологические аспекты.

    Эволюция в свете современной науки понимается в широком смысле - как процесс спонтанной самоорганизации материальных систем, направленные и в основном необратимые изменения их структуры и содержания, включающие как восходящие и нисходящие ветви, так и другие составляющие, например, структурные (одноплоскостные), циклические и иные изменения. Глoбальный эволюционизм предполагает акцентирование внимания на выявлении направлений, тенденций и закономерностей только перманентного (постоянного, непрерывного) прогрессивного развития всего сущего, доступного современной науке, которые носят инвариантный характер и могут претендoвать на то, чтобы объяснить появление человечества и прогнозировать его дальнейшее взаимодействие с природой Земли и космоса. Развитие глобального эволюционизма как общенаучной концепции идет в русле тех исследований, которые именуются меж-, трансдисциплинарными, интегративно-общенаучными и т.д.

    Сoвременная общенаучная картина мира, в существенной степени представляющаяся более системной, чем в прошлом веке, стала также и более эволюционной, по крайней мере, для вещественного фрагмента Вселенной. Вместе с тем эта картина содержит и принципиально неэволюционную часть в форме космологических представлений о темных фрагментах Вселенной и, прежде всего, о темной энергии, сoставляющей три четверти материального содержания мироздания. Темная материя имеет две формы - темную массу, или скрытое гравитирующее вещество, составляющее 22% плотности энергии Вселенной, и темную энергию. Вклад этой недавно открытой формы темной материи в плотности энергии мироздания составляет примерно 74%, а на обычное вещество приходится около 4%, в том числе на звезды - 1% . Мир темной энергии не подвержен эволюции, т.е. существует в покоящейся форме и самосохраняется каким-то неведомым «способом», по сути дела, кардинально отличным от эволюции вещественной части мироздания. Темная часть Вселенной оказывается на самом деле, основной, базовой составляющей всего материально-энергетического содержания Вселенной, в фундаменте которой самосохранение явно превалирует над изменением и тем более - над эволюцией, которая характерна для видимой Вселенной. В мироздании доминирует составляющая, которая не изменяется и не эволюционирует (темная энергия), затем идет слабо изменяющаяся, и почти не эволюционирующая часть Вселенной (темная масса) и, наконец, наиболее изученный наукой эволюционирующий фрагмент в форме обычного видимого вещества. Такова своеобразная «пирамида» основных форм самосохранения и существования материи как специфических фрагментов Вселенной с особыми, отличными друг от друга, способами самосохранения этих форм материи.

    В глобальную эволюцию, по мнению авторов, вряд ли следует включать «темную» часть нашей Вселенной, имеет смысл ограничить эту эволюцию и любые другие эволюционные процессы во Вселенной лишь барионными формами материи, т.е. вещественной, светящейся ее частью. Это связано с тем, что «темная» часть Вселенной практически не эволюционирует в том смысле, какой современная наука придают понятию «эволюция» при изучении видимой части Вселенной. Ведь эти понятия предполагают, что соответствующим формам материи и их конкретным материальным образованиям присущи направленные изменения содержания системы, причем, как правило, необратимые (чтобы сохранить их энтропию). Однако мы не имеем научных знаний о таких изменениях в «темной» части материи, хотя можно предположить, что, они могут существовать, но в необычном и пока непонятном для нас виде (мы назвали такие изменения «протоэволюцией» как близким к понятию эволюции в видимой Вселенной). Поэтому астрофизики, космологи и философы, которые изучают и «протоэволюцией» интерпретируют феномен темной материи, склоняются к выводу о том, что эта часть нашей Вселенной не эволюционирует (но вместе с тем оказывает существенное влияние на глобальную эволюцию), несмотря на то, что происходят определенные изменения, например, в темной массе.

    Подобный вывод, если он действительно и далее будет подтверждаться, окажет весьма существенное влияние на научную картину мира и на многие наши мировоззренческие представления. Речь может идти о каких-то пока неизвестных науке законах распределения форм материи во Вселенной (наподобие негэнтропийной пирамиды), которые «требуют» для большей части мироздания покоя как доминирующей формы бытия, на котором базируется и «возвышается» эволюционирующая часть всего существующего.

    Эволюционные процессы, с этой нетрадиционной точки зрения, -наиболее редкие во Вселенной (а, возможно, и в Мультиверсии как совокупности множества параллельно существующих минивселенных - «локальных» вселенных , возможно, вместе с некоей прасредой, из которой они произошли), «преследующие» общую для всех материальных образований «цель» - своего самосохранения.
    Список литературы


      1. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей. М.: Гардарики, 2008. С. 327.

      2. Ильин И.В. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы [Текст]: учеб. пособие / А.В. Ильин, А.Д. Урсул, Т.А. Урсул, М.: МГУ, 2012. - 616 с.

    3. Гуревич И.М. Информация - всеобщее свойство материи: Характеристики. Оценки. Ограничения. Следствия. [Текст]: учеб. пособие / И.М. Гуревич, А.Д. Урсул, М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 312 с.


    написать администратору сайта