Модернизм в английской литературе. Появление модернизма в хх веке
Скачать 54.38 Kb.
|
Появление модернизма в ХХ веке В литературе модернизм возникает накануне Первой мировой войны, а период его расцвета приходится на 20-е годы, во всех западноевропейских странах и Америке. Модернизм — это направление художественной литературы, объединившее в себе различные нереалистические течения. Последователи модернизма громко заявили о разрыве с традициями реализма и положили начало новому миру. Классические техники и образы реализма казались модернистам устаревшими, исчерпанными и скучными. Превыше всего они ценили индивидуальность авторского видения мира, чтили внутренний мир своих героев. Писателям-модернистам выпало жить в тот период, когда ценности классической гуманистической культуры канули в лету, и понятие «свободы» сильно варьировалось в зависимости от страны. Война показала истинную цену человеческой жизни, вследствие чего модернизм становится искусством дегуманизированной эпохи. Многие литературоведы отмечают в модернистских произведениях депрессивные, скорбные, печальные мотивы. Жизнь модернистам предстаётся как краткий и хрупкий миг, и их задачей становится показать весь ужас и красоту, всё величие, заключенное в этот миг. Главным интересом для модернистов становится отображение в своём творчестве взаимоотношения сознательного и бессознательного, как строится картина восприятий, как работает память. Модернизм в английской литературе ХХ века Модернизм в Англии объединил в себе различные тенденции в искусстве, свёл к одному принципу многих писателей и поэтов, на ранне стадии будучи связанным с экспериментаторством. Пока на Западе вовсю о себе заявляет авангард, английская культура принимает его с трудом, а самое главное, что помогают его принимать авторы, не принадлежащие в прямом смысле к Англии. Начинается всё с ирландца Джеймса Джойса и бывшего американца Томаса Стернза Элиота, для которых разрушение художественных устоев XIX-го века стало лишь кратким эпизодом писательской молодости. Именно Джойс, не являясь, тем не менее, авангардистом ни по занимаемой им позиции, ни по сути своего дарования, а также Вирджиния Вулф и Олдос Хаксли, сформировали новое направление и вдохнули в него жизнь благодаря своей страсти к смелым литературным экспериментам. Перечень главных действующих лиц в истории модернизма украшают ирландские и английские имена, но в самой Великобритании это течение так и не стало особенно влиятельным. После обеих мировых войн британские авторы продолжали сохранять верность традициям, которые дорожили точностью изображения нравов и понятий людей того или иного социального круга. Представители английского модернизма Джойс со своим романом «Улисс» является одним из самых настоящих отцов модернизма. Наряду с Марселем Прустом и Францом Кафкой. Своё представление о задачах художника Джойс связывает со стремлением к глобальным формам изображения главных законов жизни, к формированию жизненной «универсалии», которой так присущи взаимодействия страстных порывов, импульсов, инстинктов. Для того, чтобы реализовать эти задачи, Джойс пускается на поиски в своём собственном творчестве. Основным способом реализации становится «поток сознания», традиционные детали классического романа заменяются монтажом, перебоями мыслей, фрагментарностью и многими другими принципами подачи и организации материалов. Над «Улиссом» писатель работал семь лет, и каждый из основных персонажей романа является ироническим переосмыслением классического образца. Не случайно в заглавии автор подчёркивает связь произведения с поэмой Гомэра «Одиссея», да и на протяжении всего произведения заметно соотношение каждого из восемнадцати эпизодов с определёнными эпизодами античного эпоса. Вирджиния Вулф, долго пытавшаяся найти то литературное направление, которое соответствовало бы её представлениям о современной прозе, публикует свой первый модернистский роман «Миссис Дэллоуэй» в 1925 году. Огромное влияние на неё оказало творчество Джеймса Джойса, и в её произведении впервые появляется так характерный для модернизма «поток сознания», когда внутренние чувства, мысли персонажа изображаются путём передачи проносящегося у него в голове сцепления ассоциаций. Вулф очень точно и скрупулезно описывает маршруты своих героев, улицы и дома носят свои реальные названия. Помимо романов, множества критических статей, литературных эссе наследие Вулф включает в себя письма и дневники, найденные и изданные уже после смерти писательницы. Ещё одним значимым представителем английского модернизма становится нобелевский лауреат по литературе Сэмюэл Беккет. Все его произведения говорят о широкой эрудиции писателя. В них обнаруживается большое количество тончайших аллюзий в различным литературным источникам, включая богословские и философские сочинения. Огромную роль для Беккета сыграл его друг и соотечественник Джеймс Джойс. Многие ошибочно полагают, будто творчество Беккета сконцентрировано на тёмной стороне жизни человека, на грязной, болезненной и несправедливой сущности мира. Однако это мнение далеко от правды, ведь человек представляется в произведениях Беккета в таком состоянии и с такими мыслями не потому, что автор сам интересуется мрачной стороной жизни, а потому что он обращал внимание на сущностные аспекты человеческой жизни. Традиционные темы мировой литературы такие как социальные отношения или материальное положение человека, обладание сексуальным объектом или борьба за власть — всё это кажется Беккету поверхностным и случайным, за которым кроются настоящие, серьёзные и глубинные проблемы. Каждый английский писатель-модернист так или иначе был изгнанником в собственной стране. Их не понимали, относились с долей какого-то пренебрежительного холодного любопытства, и очень часто их жизни трагически обрывались. Главной чертой, которая объединяла английских модернистов, стало отрицание устойчивой моральной определенности, которая исключала динамизм. |