Главная страница
Навигация по странице:

  • Используемая литература

  • Философский словарь Познание

  • Субъектом

  • Практика

  • Восприятие

  • практическая. Блинова_Гносеология. Познание это сумма процессов, методов и процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира


    Скачать 25.53 Kb.
    НазваниеПознание это сумма процессов, методов и процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира
    Анкорпрактическая
    Дата12.03.2022
    Размер25.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБлинова_Гносеология.docx
    ТипЗакон
    #393543

    Вопрос 1. Познание – это сумма процессов, методов и процедур приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

    Познание – основной предмет гносеологии, то есть теории познания. Выделяют два уровня научного познания:

    • Эмпирический – опытный и чувственный;

    • Теоретический – рациональный. Эмпирическое познание выражается наблюдением, экспериментом и моделированием, а теоретическое – обобщением результатов эмпирического уровня в рамках гипотез, законов и теорий.

    Познание – это творческая деятельность человека, направляемая на получение достоверной информации об окружающем мире.

    Виды познания:

    • Обыденно-практическое – базируется на здравом смысле, житейской сообразительности и жизненном опыте;

    • Религиозное – базируется на вере людей в сверхъестественное, является мышлением догматами, признанными неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму символов веры;

    • Научное познание – должно давать объяснение, поиск закономерностей в каждой из областей своего исследования. От него требуется строгая доказательность, четкость и объективность описания фактов, выстроенных в стройную непротиворечивую систему;

    • Художественное – базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах. Оно дает возможность почувствовать и чувственно выразить литературным, музыкальным или художественным произведением самые тонкие оттенки душевных переживаний, индивидуальность человеческой личности, чувства и эмоции, уникальность каждого жизненного момента человека и окружающей его природной среды. Художественным образом дополняется научное понятие. Если наука пытается продемонстрировать объективную сторону мира, то искусство демонстрирует другую сторону, личностно-составляющую;

    • Философское – имеет цель получить целостное и обобщенное знание о действительности.

    Гносеология, или теория познания – это один из значимых разделов философского знания, так как проблематика познания в качестве весьма существенной, определяет строй каждой из философских систем. Наиболее важным является вопрос о том, каким образом человек познает мир, в котором и раскрываются механизмы познания. Основными источниками, то есть ступенями познания, можно рассматривать чувства, то есть чувственное познание, а также разум и рациональное познание или интуицию и интуитивное познание. Преимущественно наука ведет споры о чувственном и рациональном познании. Интуитивную форму познания рассматривают преимущественно в религиозно-философских системах. Религиозные философы рассматривали интуицию как основную форму познания, трактуя ее в качестве одного из способов приобщиться к Богу.

    Возможности чувственного познания зависят от наших органов чувств и являются наиболее очевидными для каждого, так как человек получает информацию именно посредством своих органов чувств. К основным формам чувственного познания относят:

    • Ощущения – это информация, которую получает человек от каждого органа чувств. По своей сути, именно ощущения являются посредниками между человеком и его внутренним миром. Из ощущений человек получает первичную информацию, которую позже интерпретирует;

    • Восприятие – некий чувственный образ предмета, в котором сосредоточена вся информацию, которую человек собрал от всех своих органов чувств. Однако восприятие существует только в момент взаимодействия с предметом;

    • Представление – это чувственный образ предмета, который сохранился в механизме памяти и воспроизводится по желанию. Чувственные образы могут отличаться по степени сложности; Воображение в качестве формы познания – это способность комбинировать различные фрагменты чувственных образов. Воображение является важным и сложным компонентом любой творческой деятельности, включая научную. Рациональное познание предполагает конкретные понятия, обозначающие предметы, отношения и свойства.

    По своей структуре суждения обязательно включают два понятия: понятие субъекта, то есть то, в связи с чем человек строит мысль и понятие предиката – то, что человек думает по поводу того или иного предмета. Основными формами рационального познания являются: Умозаключение – форма мысли, когда из одного или нескольких суждений можно вывести новое суждение, которое может дать новое знание.

    Наиболее распространенными являются дедуктивные и индуктивные типы умозаключений. Дедукция базируется на основании двух посылок, из которых выводят одну. Индукция базируется на основании бесконечного результата исходных предпосылок, но не дает достоверно правильного результата;

    • Гипотеза – это предположение, очень важный тип познавательной деятельности, особенно в науке; Теория – это выстроенная система понятий, умозаключений, суждений, в рамках которых могут быть сформированы законы, закономерности фрагмента действительности, который рассматривается данной теорией, достоверность которых обосновывается и доказывается средствами и методами, которые формулируются в соответствии со стандартами научности;

    • Рационализм – позиция, в соответствии с которой истинность человеческого знания может обеспечиваться исключительно разумом. Чувственному знанию нельзя слепо и абсолютно доверять, так как чувства поверхностны, не могут ухватить суть вещей, которую можно постичь исключительно разумом. Чувственное и рациональное познания тесно связаны друг с другом и диалектически друг друга обуславливают при реальном познании. С одной стороны, чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без примеси чувственного, не может быть осуществлено, так как чувственное познание, выступающее как опосредующее звено действительности и разума, служит для разума «пищей».


    Вопрос 2. Истина – одно из основных философских понятий наряду с такими понятиями, как бытие и сущее. Категория истины выступает критерием процесса познания. Поскольку философия претендует на некоторое знание о мире, то она нуждается в гаранте действительности этого знания Таким гарантом и является истина. Можно понимать истину как адекватное отражение действительности. Противоположным истине являются понятия лжи и заблуждения. Ложь – утверждение, не соответствующее истине и высказанное, а таком виде сознательно. Этим оно отличается от заблуждения. Заблуждение, филос., уклонение от истины, принимаемое нами за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Первую классификацию заблуждения дал Бэкон под именем "идолов".

    1)Первое определение истины дает Аристотель: говорить истину значит говорить о «существующем, что оно существует, а о несуществующем, что оно не существует». Это классическая концепция или концепция соотвествия.

    2) коммуникативная концепция истины считает истину результатом соглашения, достигнутого в ходе коммуникации

    3) прагматическая концепция (Джеймс) говорит, что критерием истины является полезность. Истина – то, что приносит пользу. Истинны те идеи, которые наиболее полезны.

    4) Онтологическая концепция: бытийственную укорененность истины пытались определить Флоренский, Хайдеггер и Деррида. Флоренский проводил этимологический анализ слова истина и пришел к выводу, что в русском языке она указывает на то, что есть – «естина». Хайдеггер, исходя из анализа древнегреческого, показал связь между истиной и бытием («алетейя» - непотаенность, или то, что является в бытии и дано нам в непосредственном восприятии

    5) авторитарная концепция: истина – доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

    6) Теория истины как очевидности («это ясное и отчетливое представление») Декарт, Брентано, Гуссерль

    7) Семантическая теория истины: Тарский – поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины.

    В целом же можно выделить 2 основных направления: в классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки истины. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, Ф. Бэкон, Спиноза, Дидро, Гельвеции, Гольбах, Фейербах, Ленин и др.), другая — на принципе когеренции , т. е. если она логически дедуцируется. Истина –характеристика непротиворечвого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм)

    Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии:

    1)проблема критерия истины;

    2)проблема соотношения истины с заблуждением;

    3) абсолютной истины с истиной относительной;

    4) проблема соотношения фактической и логической истины.

    В неклассической философии происходит своего рода деонтологизация: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как ценность, которая "не существует, но значит" (Риккерт и в целом баденская школа неокантианства), феномен метаязыка формализованных систем (Тарский), спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман) и др.
    Вопрос 3. Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры, которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.

    С точки зрения взаимодействия субъекта и объекта научного познания, наука включает в себя четыре необходимых компонента.

    Субъект науки – ключевой элемент научного познания – отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив, в конечном счете – общество в целом.

    Объект науки – предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя.

    Предмет науки в широком смысле – это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности, либо конкретный объект, вещь в совокупности своих сторон, свойств и отношений.

    Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов.

    Язык науки – специфическая знаковая система – как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

    Уровни научного познания. Как развивающаяся система знания, наука включает в себя два основных уровня – эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности – эмпирическое (опытное) и теоретическое (рациональное) исследования. В эмпирическом исследовании применяются такие средства, как описание, сравнение, измерение, анализ, индукция. Важнейшим элементом эмпирического исследования и формой научного знания является факт.

    Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся): а) синоним понятия «истина», реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания.

    Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. На этом уровне научного познания преобладает чувственное познание как живое созерцание.

    Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание реальности в ее существенных связях и закономерностях. Данный уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм знания – понятий, теорий, законов и других форм мышления.

    Теоретическое знание имеет свои особенности:

    1) обобщенность и абстрактность;

    2) системность;

    3) связь с философскими знаниями и идеями, но вместе с тем теоретическое знание отличается от философского бóльшей научной конкретизацией;

    4) отражение более глубокой картины действительности.

    Рассматривая теоретическое исследование как высшую и наиболее развитую форму научного знания, можно выделить следующие его структурные компоненты - проблему, гипотезу, теорию.

    Методы научного познания. Получение и обоснование объективно-истинного знания в науке происходит при помощи научных методов.

    В теории науки и методологии научного познания разработаны различные классификации методов. Одновременно наблюдение, измерение, практический экспе­римент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие их доказательство или выведение следствий. Такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы, приспособленные преимущественно для обоснования знаний (эксперимент, доказательство, объяснение, интерпретация), другие направлены на открытие (наблюдение, индуктивное обобщение, аналогия, мысленный эксперимент).

    Итак, научное познание представляет собой отношение субъекта и объекта; обладает специфическим языком и включает в себя различные уровни, формы и методы: эмпирическое исследование (научный факт, наблюдение, измерение, эксперимент); тео­ретическое исследование (проблема, гипотеза, теория).
    Используемая литература

    1. Гносеология/https://infopedia.su/8xe963.html

    2. УрГПУ. Гносеология. Теоретический  материал/https://sdo.uspu.ru/mod/lesson/view.php?id=17860

    3. Научное познание, его основные признаки и уровни, методы и формы/https://cyberpedia.su/11x112ba.html

    4. Проблема истины  в  философии/https://studwood.ru/1035575/filosofiya/problema_istiny_filosofii_osnovnye_kontseptsii_istiny_ponyatie_obektivnoy_absolyutnoy_otnositelnoy_istiny

    Философский словарь

    1. Познание - это процесс взаимодействия объекта познания и субъекта познания в результате которого возникают новые знания. Это творческая деятельность человека, формирующая его знания, на основе которых возникают цели человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деятельности человека.

    2. Объектом познания стают те предметы, явления и процессы, на которые непосредственно направлена познавательная активность людей. Чем же объект отличается от объективной реальности? Тем, что объективная реальность - это всё существующее независимо от сознания человека. Объект - только та часть объективной реальности, которая стала на какое-то время предметом для изучения и фактического применения, претерпевая изменения под влиянием человека.

    3. Субъектом познания есть тот, кто осуществляет познавательную деятельность.

    4. Истина -это соответствие знания объективной реальности, получившее подтверждение на практике.

    5. Практика - это целенаправленная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

    6. Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания.

    7. Наука - система знаний, логически непротиворечивых, прошедших проверку на практике; совокупность социальных институтов, удовлетворяющих потребности общества в знаниях.

    8. Ощущение - отражение предмета, ситуации или события при их воздействии на чувственную систему — на зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Ощущения — исходный пункт познавательного процесса, его источник и необходимая пред­посылка.

    9. Восприятие - это целостное отражение предмета в резуль­тате его непосредственного воздействия на органы чувств.

    10. Умо­заключение — это форма мышления, посредством которого рождается новое знание без опоры на органы чувств, когда новое суждение получается на основании существующих суж­дений. Значительная часть положений современной науки до­бывается умозаключением.


    написать администратору сайта