Главная страница

Темы. Философия. Практическая работа 24


Скачать 29.98 Kb.
НазваниеПрактическая работа 24
Дата06.12.2022
Размер29.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаФилософия.docx
ТипПрактическая работа
#831164

Вопрос 19. Философия Августина Блаженного

Практическая работа №24

Наиболее авторитетными представителями средневековой тео­логической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская импе­рия), заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным рели­гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе­ковые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противопо­ложных царств — Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла­дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на­деяться на лучшее;

• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

• после смерти праведники в награду от Бога получают за­гробную жизнь.



Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге

• Бог существует;

• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

• все — материя, душа, пространство и время — является тво­рениями Бога;

• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на­стоящее время, будет творить в будущем;

• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается только при познании Бога.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);

• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

Вопрос 20. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

Практическая работа №25

Философией эпохи Возрождения называется совокупностью философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев­ропе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут­верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

3. совершенствование орудий труда и производственных отно­шений;

  1. кризис феодализма;

4. развитие ремесла и торговли;

5. усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

7. укрепление, централизация европейских государств, усиле­ние светской власти;

6. появление первых парламентов;

8. кризис Церкви и схоластической (цер­ковной) философии;

  1. повышение уровня образованности в Европе в целом;

9. великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

10. научно-технические открытия (изобретение пороха, огне­стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).



Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля­лись:

Направление

представители

суть направления

Гуманистическое (XIV - XV вв.)

Данте Алигь­ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.

в центр внимания ставился человек, воспевались его достоинства, ве­личие и могущество и иронизировали над догматами Церкви;

Неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.)

Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара­цельс и др.

Развитие учение Платона, где пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Натурфилософское (XVI - нач. XVIIвв)

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.

Пытались развенчать ряд положений уче­ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда­ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

Реформационное (XVI - XVII вв.)

Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен­лиф, Эразм Роттердамский и др.

стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше­ние между верующими и Церковью;

Политическое (XV вв.)

Николо Макиавелли

Изучал проблемы управления государством, поведение правителей;

Утопически-социалистическое (XV - XVII вв.)

Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.

искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб­щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу­дарственной власти.

Последние три течения принято объединять под общим на­званием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церк­ви.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело­веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав­шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

• перемещение основного интереса от формы идеи к ее со­держанию;

• принципиально новое, научно-материалистическое понима­ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес­конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

• большой интерес к социальным проблемам, обществу и го­сударству;

• торжество индивидуализма;

• широкое распространение идеи социального равенства

Данте Алигьери,

Франческо Петрарка,

Лоренцо Валли

Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара¬цельс и др.

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.

Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен¬лиф, Эразм Роттердамский и др.

Николо Макиавелли

Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.

Самостоятельная работа №25

Используя справочную литературу заполните таблицу

Основные направления

Гуманистическое

Неоплатоническое

Натурфилософское

Реформационное

Политическое

Утопическо-социалистическое

Основные черты направления



















Суть работ основных представителей

Данте Алигьери,

Николай Кузанский

Николай Коперник

Мартин Лютер


Николо Макиавелли

Томас Мор,

Томас Монцер


Франческо Петрарка

Пико делла Мирандола

Джордано Бруно

Жан Кальвин


Томмазо Кампанелла

Лоренцо Валли

Парацельс

Галилео Галилей

Джон Усенлиф


Вопрос 21. Арабская (арабоязычная) философия средних веков

Практическая работа №26

Под арабской (арабоязычной) подразумевается философия, соз­данная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Восто­ка, находившимися под культурным и часто политическим влияни­ем арабов.

Арабская средневековая философия в своем развитии про­шла два основных этапа:

VII — IX вв

период зарождения арабской философии;

IX — XV вв.

период усвоения арабской философией древ­негреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.

Основными направлениями арабской философии периода зарож­дения были:



школа мутакаллимов школа мутазилитов; суфизм.

были сторонниками радикального ислама. Пред­ставители школы мутакаллимов философски обосновывали религи­озные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.

("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относи­тельно материалистический характер.

В частности, мутазилиты:

• отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенно­сти судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций ра­ционализма и материализма;

• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно

которым Бог имел человеческий облик);

• отождествляли Бога и Вселенную;

• верили в силу и разум человека;

• считали, что человек способен познать окружающий мир с

помощью разума.

(суфисты, от суф - шерсть, влася­ница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окру­жающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику.



В IX в. начался новый этап арабской философии, для которо­го были характерны:

усиление влияния материалистических идей (что стало ре­зультатом открытий вобласти медицины и естественных наук);

заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской фило­софии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизирован­ной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).

Самостоятельная работа№26

Используя справочную литературу, напишите краткую характеристику идей Аль-Кинди, Аль-Фарби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверро­эс) .

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


написать администратору сайта