Главная страница

Интеллектуальные системы - практическая. ИнтСис-Практическая работа 3 - фреймовая модель. Практическая работа 3 Фреймовая модель


Скачать 253.38 Kb.
НазваниеПрактическая работа 3 Фреймовая модель
АнкорИнтеллектуальные системы - практическая
Дата27.03.2023
Размер253.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИнтСис-Практическая работа 3 - фреймовая модель.docx
ТипПрактическая работа
#1017952

Практическая работа 3

Фреймовая модель


Фреймовая модель представления знаний была предложена М. Минским в 1979 году и является развитием семантических сетей.

Фрейм (англ. frame) - абстрактный образ для представления некоторого стереотипа восприятия. Каждый фрейм имеет собственное название и список слотов и их значений.

Значениями могут быть данные любого типа, а также название другого фрейма. Таким образом, фреймы образуют сеть. Кроме того, существует связь между фреймами типа АКО (a kind of), которая указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются список и значения слотов. При этом возможно множественное наследование – перенос свойств от нескольких прототипов.

Любой фрейм может быть представлен следующим образом:

(ИМЯ ФРЕЙМА:

(имя 1-го слота: значение 1-го слота),

(имя 2-го слота: значение 2-го слота),

…………….

(имя N-гo слота: значение N-го слота)).

Табличное представление слота выглядит следующим образом (таблица

4):

Таблица 4. Структура фрейма.

ИМЯ ФРЕЙМА

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон









При табличном представлении фрейма кроме уже описанных

составляющих фрейма указываются и дополнительные параметры. Способ получения значения определяет, как именно устанавливается значение конкретного слота. Существует несколько способов (таблица 5), выбор способа зависит от свойств самих данных.

Таблица 5. Способы получения значений слотов.

Способ

Описание

По умолчанию от прототипа (родителя)

Слоту присваивается значение, определенное по умолчанию во фрейме-прототипе, некоторые стандартные значения.

Через наследование

Отличается от первого способа тем, что значение задано в специальном слоте родительского фрейма, соединенного с текущим связью AKO.

По формуле

Слоту назначается формула, результат вычисления которой является значением слота.

Через присоединенную процедуру

Слоту назначается процедура, позволяющая получить значение слота алгоритмически.

Из внешних источников данных

При использовании модели в интеллектуальных системах данные, являющиеся значениями слотов, могут поступать из баз данных, от системы датчиков, от пользователя.

В теории фреймов допускается, чтобы к слотам присоединялись различные специальные процедуры. Для этого используются так называемые демоны. Демоном (таблица 6) называется процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия (события) при обращении к соответствующему слоту. Демонов может быть несколько. Наиболее похож механизм присоединенных процедур к триггерам в реляционных базах данных.

Таблица 6. Наиболее распространенные демоны.

Демон

Событие

Описание

IF-REMOVED

если удалено

Выполняется, когда информация удаляется из слота.

IF-ADDED

если добавлено

Выполняется, когда новая информация записывается в слот.

IF-NEEDED

по требованию

Выполняется, когда запрашивается информация из пустого слота.

IF-DEFAULT

по умолчанию

Выполняется, когда устанавливается значение по умолчанию.

Существует несколько видов фреймов, которые позволяют описать предметную область и решаемую задачу. В таблице 7 представлены наиболее распространенные типы фреймов, указаны типы знаний, которые они отображают, а также примеры фреймов данного типа из различных предметных областей.

Таблица 7 .Типы фреймов.

Тип фрейма

Тип знания

Описание

Пример

По познавательному назначению




Фреймы- прототипы (шаблоны, образцы)

интенси- ональные

отражают знания об абстрактных стереотипных понятиях, которые являются классами каких-то конкретных объектов

человек, автомобиль

Фреймыэкземпляры (примеры)

экстенси- ональные

отражают знания о конкретных фактах предметной области

Иванов И.И.,

ВАЗ-2110

По функциональному назначению




Фреймыструктуры (объекты)

деклара- тивные

отображают абстрактные и конкретные предметы и понятия предметной области

(содержат набор характеристик, описывающий объект или понятие)

заем, залог, вексель, человек, лекция

Фреймыоперации

процедур- ные

отображают различные процессы преобразования или использования объектов предметной области (содержат набор характеристик процесса)

процессы получение заёма, синтеза устройств

Фреймыситуации

прагматические

отображают типичные ситуации, в которых могут находиться фреймы объекты и фреймы роли (содержат набор характеристик, идентифицирующих ситуацию)

авария, тревога, рабочий режим устройства



Фреймы-

сценарии

Технологические

отображают развитие ситуации, типовую структуру для некоторого действия, понятия, события, отображает динамику

(содержат набор характеристик, позволяющих обеспечить развитие системы по данному сценарию)

банкротство, празднование именин, сдача экзамена

Фреймыроли

функциональные

отображают типичную роль, выполняемую фреймом-объектом в определенной ситуации (содержат набор характеристик роли)

менеджер, кассир, клиент, студент, преподаватель

Пример решения задачи


Задача. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Ресторан» (посещение ресторана).

Описание процесса решения. Для построения фреймовой модели представления знаний необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определить абстрактные объекты и понятия предметной области, необходимые для решения поставленной задачи. Оформить их в виде фреймов-прототипов (фреймов-объектов, фреймов-ролей).

  2. Задать конкретные объекты предметной области. Оформить их в виде фреймов-экземпляров (фреймов-объектов, фреймов-ролей).

  3. Определить набор возможных ситуаций. Оформить их в виде фреймовситуаций (прототипы). Если существуют прецеденты по ситуациям в предметной области, добавить фреймы-экземпляры (фреймыситуации).

  4. Описать динамику развития ситуаций (переход от одних к другим) через набор сцен. Оформить их в виде фреймов-сценариев.

  5. Добавить фреймы-объекты сценариев и сцен, которые отражают данные конкретной задачи.

Решение.

  1. Ключевые понятия данной предметной области – ресторан, тот, кто посещает ресторан (клиент) и те, кто его обслуживают (повара, метрдотели, официанты, для простоты ограничимся только официантами). У обслуживающего персонала и клиентов есть общие характеристики, поэтому целесообразно выделить общее абстрактное понятие – человек. Тогда фреймы «Ресторан» и «Человек» являются прототипами-образцами, а фреймы «Официант» и «Клиент» - прототипами-ролями. Также нужно определить основные слоты фреймов – характеристики, имеющие значения для решаемой задачи.




ЧЕЛОВЕК

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

пол

Мужской или

из внешних источников



возраст

От 0 до 120 лет

из внешних источников








РЕСТОРАН

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Название



из внешних источников



Адрес



из внешних источников



Часы работы



из внешних источников



Специализация



из внешних источников



Класс

Средний или высший

из внешних источников



Фреймы-наследники содержат все слоты своих родителей, они явно прописываются только в случае изменения какого-либо параметра.

ОФИЦИАНТ (AKO ЧЕЛОВЕК)




Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

возраст

От 18 до 55 лет

из внешних источников



стаж работы



из внешних источников



зарплата



из внешних источников



график работы



из внешних источников



место работы

Фрейм-объект

из внешних источников








КЛИЕНТ (AKO ЧЕЛОВЕК)




Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Вид оплаты

Наличные или

карточка

По умолчанию (наличные)



Статус

Обычный или Vip

По умолчанию (обычный)



Форма заказа

Заказ есть или нет

По умолчанию (заказа нет)



Чаевые



Из внешних источников



  1. Фреймы-образцы описывают конкретную ситуацию: какие рестораны имеются в городе, как именно организовывается посещение, кто является посетителем, кто работает в выбранном ресторане и т.д. Поэтому определим следующие фреймы-образцы, являющиеся наследниками фреймов-прототипов:

КАФЕ-РЕСТОРАН "ВКУСНЯТИНА" (AKO РЕСТОРАН)

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Название

Вкуснятина

из внешних источников



Адрес

г. Ульяновск, улица Минаева, 15

из внешних источников



Часы работы

9:00-00:00

из внешних источников



Специализация

Пиццерия

из внешних источников



Класс

Средний или высший

из внешних источников





КАФЕ "ВКУСНАЯ ЕДА" (AKO РЕСТОРАН)

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Название

Вкусная еда

из внешних источников



Адрес

г. Ульяновск, улица Карла Маркса, 5

из внешних источников



Часы работы

9:00-00:00

из внешних источников



Специализация

Паб

из внешних источников



Класс

Средний

из внешних источников








СЕРГЕЙ (AKO ОФИЦИАНТ)

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

возраст

27

из внешних источников



пол

мужской

из внешних источников



стаж работы

5

из внешних источников



зарплата

7 000

из внешних источников



график работы

Через день с 18:00 до 00:00

из внешних источников



место работы

КАФЕ "ВКУСНАЯ

из внешних источников





МАРИНА (AKO ОФИЦИАНТ)

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

возраст

24

из внешних источников



Пол

женский

из внешних источников



стаж работы

2

из внешних источников



зарплата

8 200

из внешних источников



график работы

Каждый день с 9:00 до 14:00

из внешних источников



место работы

КАФЕ-РЕСТОРАН

"ВКУСНЯТИНА"

из внешних источников








ПЁТР (AKO КЛИЕНТ)




Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

пол

мужской

из внешних источников



возраст

19

из внешних источников



Вид оплаты

Наличные

По умолчанию (наличные)



Статус

Обычный

По умолчанию (обычный)



Форма заказа

Заказа нет

По умолчанию (заказа нет)



Чаевые

7 % от суммы заказа

Из внешних источников



  1. Фреймы-ситуации описывают возможные ситуации. В ресторане клиент попадает в несколько типичные ситуаций: заказ и оплата. Возможны и другие не типичные ситуации: клиент подавился, у клиента нет наличности для оплаты счета и т.д. Рассмотрим типичные ситуации (их может быть больше):

ЗАКАЗ

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Перечень блюд



из внешних источников

IF-ADDED (изменяет

слот «Перечень цен»)

Перечень цен



Присоединенная процедура

IF-ADDED (изменяет

слот «Сумма заказчик»)

Сумма заказа



Присоединенная



Принял заказ

Фрейм-образец

из внешнего источника



Сделал заказ

Фрейм-образец

из внешнего источника




ОПЛАТА


Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Вид платежа



из внешних источников

IF-ADDED (изменяет

слот «Чаевые»)

Чаевые



Присоединенная



Оплатил

Фрейм-

образец

Присоединенная процедура



Заказ

Фрейм-

образец

из внешних источников

IF-ADDED (изменяет

слот «Оплатил»)

  1. Ситуации возникают после наступления каких-то событий, выполнения условий и могут следовать одна за другой. Динамику предметной области можно отобразить в фреймах-сценариях. Их может быть множество, опишем наиболее общий и типичный сценарий посещения ресторана:

    ПОСЕЩЕНИЕ РЕСТОРАНА

    Имя слота

    Значение слота

    Способ получения значения

    Демон

    Посетитель

    Фрейм-объект

    из внешних источников



    Ресторан

    Фрейм-объект

    из внешних источников

    IF-ADDED, IF-REMOVED

    (изменяют слот

    «Официант»)

    Официант

    Фрейм-объект

    присоединенная процедура (определяет по выбранному

    ресторану)



    Сцена 1

    Вход, выбор

    из внешних источников



    Сцена 2

    Заказ

    из внешних источников



    Сцена 3

    Еда

    из внешних источников



    Сцена 4

    Оплата

    из внешних источников



    Сцена 5

    Выход

    из внешних источников



  2. Пусть в рамках нашей задачи Пётр посетил ресторан «Вкусная еда».

Тогда фреймы будут заполнены следующим образом:

ПОСЕЩЕНИЕ «Вкусной еды» (AKO ПОСЕЩЕНИЕ РЕСТОРАНА)

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Посетитель

ПЁТР

из внешних источников



Ресторан

КАФЕ

"ВКУСНАЯ

ЕДА"

из внешних источников

IF-ADDED, IF-

REMOVED

(изменяют слот

«Официант»)

Официант

СЕРГЕЙ

присоединенная процедура (определяет по выбранному

ресторану)



Сцена 1

Вход, выбор

из внешних источников



столика

Сцена 2

ЗАКАЗ ПЕТРА

из внешних источников



Сцена 3

Еда

из внешних источников



Сцена 4

ОПЛАТА

ПЕТРА

из внешних источников



Сцена 5

Выход

из внешних источников





ЗАКАЗ ПЕТРА (AKO ЗАКАЗ)

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Перечень блюд

Отбивная, темное пиво

из внешних источников

IF-ADDED (изменяет

слот «Перечень цен»)

Перечень цен

250, 75

Присоединенная процедура

IF-ADDED (изменяет

слот «Сумма заказк»)

Сумма заказа

325

Присоединенная



Принял заказ

СЕРГЕЙ

из внешнего источникапроцедура



Сделал заказ

ПЕТР

из внешнего источника





ОПЛАТА ПЕТРА (AKO ОПЛАТА)

Имя слота

Значение слота

Способ получения значения

Демон

Вид платежа

Наличные

из внешних источников

IF-ADDED (изменяет

слот «Чаевые»)

Чаевые

30

Присоединенная процедура



Оплатил

ПЕТР

из внешних источников



Заказ

ЗАКАЗ

ПЕТРА

из внешних источников

IF-ADDED (изменяет

слот «Оплатил»)



Взаимосвязь различных видов фреймов отображается графически в виде графа (рис. 3).



Рис. 3. Схема фреймов для предметной области «Ресторан».

Использование фреймовой модели аналогично семантической, только в процессе получения ответа кроме вершин учитываются и слоты.

Например, получить ответ на вопрос «Кто работает официантом в ресторане “Вкусная еда”?» можно следующим образом: из запроса понятно, что необходимо найти фрейм «Ресторан “Вкусная еда”» и проследить связь с фреймом «Сергей», являющимся наследником фрейма «Официант». Также можно найти слот «Место работы» и проверив его значение во фреймах наследниках фрейма «Официант» определить, что официантом в ресторане “Вкусная еда” работает Сергей.


Задачи


  1. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Аэропорт» (диспетчерская).

  2. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Железная дорога» (продажа билетов).

  3. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Торговый центр» (организация).

  4. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Автозаправка» (обслуживание клиентов).

  5. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Автопарк» (пассажирские перевозки).

  6. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Компьютерные сети» (организация).

  7. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Университет» (учебный процесс).

  8. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Компьютерная безопасность» (средства и способы ее обеспечения).

  9. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Компьютерная безопасность» (угрозы).

  10. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Интернет-кафе» (организация и обслуживание).

  11. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Разработка информационных систем» (ведение информационного проекта).

  12. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Туристическое агентство» (работа с клиентами).

  13. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Зоопарк» (организация).

  14. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Кухня» (приготовление пищи).

  15. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Больница» (прием больных).

  16. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Кинопрокат» (ассортимент и работа с клиентами).

  17. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Прокат автомобилей» (ассортимент и работа с клиентами).

  18. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Операционные системы» (функционирование).

  19. Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Информационные системы» (виды и функционирование).

Построить фреймовую модель представления знаний в предметной области «Предприятие» (структура и функционирование).


написать администратору сайта