Главная страница

Практическая работа Мастер и Маргарита


Скачать 26.12 Kb.
НазваниеПрактическая работа Мастер и Маргарита
Дата19.10.2022
Размер26.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла-813209203 (1).docx
ТипПрактическая работа
#740790

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Мастер и Маргарита»

Автор — М.А. Булгаков

Годы создания — 1926-1940

  1. Как ты думаешь, какие три цитаты из романа самые знаменитые?

  2. Назови «три пласта», в которых разворачивается действие романа.

  3. Приведи примеры эпизодов, подтверждающих такую мысль литературоведов.

В «Мастере и Маргарите» соединены разные жанры: здесь есть элементы:

  1. детектива_______

  2. приключенческого и авантюрного романа ____

  3. сатирического произведения __________________

  4. философской работы ________________________

  1. Прочитай последние фразы первой и первые фразы второй главы. Что ты заметил(-а)? Есть ли ещё такие моменты в романе? Зачем это нужно автору?

  2. Описание жизни какого героя начинается и заканчивается роман? Можно ли назвать композицию кольцевой?

  3. Кто главный герой в «ершалаимских главах». Почему?

  4. Как схватили Иешуа? За что?

  5. Как Иешуа разговаривает с Пилатом? О чём он говорит?

  6. Боится ли Иешуа смерти?

  7. Что есть истина по мнению Иешуа?

  8. Почему Пилат называет Иешуа «великим врачом»? Какой смысл вкладывается в слово врач?

  9. Что становится ведущим в изображении Иешуа?

  10. Кто откликается на его проповедь?

  11. Перечитай описание Понтия Пилата. Какая деталь повторяется в его одежде?

  12. Какая походка у Понтия Пилата? Зачем акцентировать на том внимание?

  13. Как Пилат относится к Ершалаиму?

  14. Опишите характер Понтия Пилата

  15. Почему Понтий Пилат не отменяет казнь Иешуа?

  16. Перечитай фрагмент текста. Найди самую важную фразу в этом отрывке. О чём она свидетельствует?

Пилат выкрикивал слова и в то же время слушал, как на смену гулу идет великая тишина. Теперь ни вздоха, ни шороха не доносилось до его ушей, и даже настало мгновение, когда Пилату показалось, что все кругом вообще исчезло. Ненавидимый им город умер, и только он один стоит, сжигаемый отвесными лучами, упершись лицом в небо. Пилат еще придержал тишину, а потом начал выкрикивать:

— Имя того, кого сейчас при вас отпустят на свободу...

— Он сделал еще одну паузу, задерживая имя, проверяя, все ли сказал, потому что знал, что мертвый город воскреснет после произнесения имени счастливца и никакие дальнейшие слова слышны быть не могут.

«Все? — беззвучно шепнул себе Пилат, — все. Имя!»

И, раскатив букву "р" над молчащим городом, он прокричал: —Вар-равван!

20.Что Пилат чувствует после казни?

21.Сколько дней длится действие «московских глав»? Какое это время? Важен ли этот выбор?

22.Как ты думаешь, зачем в «московских главах» столько героев, которые возникают и сразу же исчезают? В произведениях какого писателя возникает столько же случайных героев и подробностей?

23.Перечисли несколько странных и необъяснимых событий, которые не связаны с действиями свиты Воланда. Как их можно объяснить, учитывая исторический контекст?

24.Дай характеристику всей свите Воланда. Как они себя ведут?

25.Перечитай описание дома Грибоедова. Что подчёркивается при его описании?

26.Как попасть в дом Грибоедова? Что за вывески висят внутри? Куда все хотят поехать?
27.Дом Грибоедова — дом писателей. Что говорится о литературе?

28.Кто такой Рюхин? Что мы о нём знаем? Что «металлический человек», которого он видит на бульваре? Какие мысли у него возникают?

29.Берлиоз — литератор, председателем правления литературной ассоциации МАССОЛИТ, редактор художественного журнала. А про его литературную деятельность что-то известно?

30.Воланд «читает человеческие мысли и, как рентгеновский аппарат, проявляет таящиеся в душах темные пятна распада». Приведи три примера из текста романа, доказывающие эту мысль. Оформи так: 1. Что делают москвичи — как реагирует Воланд — как наказывает — за что

31.Зачем Воланд приезжает в Москву? Он находит ответ на свой вопрос?

32.Знают ли друг о друге Воланд и Иешуа?

33. Расскажи биграфию Мастера. Что помогло ему начать писать роман?

34.Когда и как появилась Маргарита? На что похожа их любовь?

35.Как Маргарита относится к творчеству Мастера?

36.Почему Маргарита соглашается стать королевой бала Сатаны? За что её выбирают на эту роль? Найди текстовое и подтекстовое обоснование.

37.Похоже ли описание бала Сатаны на шабаш нечистой силы?

38.Перечитай эпизод разговора Маргариты и Фриды. Почему Маргарита пожалела женщину?

39.Почему Маргарита не просит награду за своё участие в празднике Воланда? Как ты думаешь, это правильная жизненная позиция?

40.Как объясняет Маргарита свою просьбу простить Фриду?

41.Почему Воланд не может сделать так, чтобы Фриде больше не приносили платок? А кто может?

42.Опишите мир, в котором оказывается Мастер в конце романа.

43.Что происходит в конце романа с Понтием Пилатом?

44.Что мы узнаём о событиях в Москве из эпилога?

45.Кем становится Иван Бездомный в конце романа? Почему он несчастлив?
Часть 2


  1. Как ты думаешь, насколько «ершалаимские главы» похожи на текст Евангелия?

  2. Знаменитый филолог М.Гаспаров писал, что «множественные взаимные отражения оказываются основным конструктивным принципом романа: одно и то же явление, предмет или человеческий характер существует в разных временных срезах, проявляясь в разных ситуациях и обличьях».

Подумай, какие герои из разных миров становятся воплощением одного и того же качества, кто на кого похож. Заполни таблицу.

Ершалаимские главы

Москва

Потусторонний мир

Основания для сопоставления

Левий










Матвей










Пилат










Иешуа










Понтий Пилат










Афраний










Марк Крысобой










Иуда










Низа










Банга













  1. Можно ли сказать, что Воланд — воплощение зла, а Иешуа — воплощение добра?

  2. Как раскрывается тема художника и власти в романе?

  3. Почему Мастер заслужил покой, а не свет?

  4. Вспомни другие произведения, в которых современность сопоставлена с евангельским сюжетом. В чём их можно сопоставить с романом «Мастер и Маргарита»? Напиши сочинение (5-8 предложений)

  5. Прочитай фрагмент и напиши небольшое сочинение. Какую роль в судьбе Ивана Бездомного сыграла описанная встреча?

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

— Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. — Ведь балконные-то решётки на замках?

— Решётки-то на замках, — подтвердил «гость, — но Прасковья Федоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

— Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

— Нет, — твёрдо ответил гость, — я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда. — И после паузы он добавил: — Итак, сидим?

— Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

— Да... — тут гость встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный? А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

— Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт.

— Основание? — строго спросил гость.

— Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

— Безобразие, — осудил гость Ивана и добавил: — А кроме того, что это вы так выражаетесь: по морде засветил? Ведь неизвестно, что именно имеется у человека, морда или лицо. И, пожалуй, ведь всё-таки лицо. Так что, знаете ли, кулаками... Нет, уж это вы оставьте, и навсегда.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

— Профессия?

— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

— Ох, как мне не везёт! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?

— Бездомный.

— Эх, эх... — сказал гость, морщась.

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.

— Ужасно не нравятся.

— А вы какие читали?

— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

— А как же вы говорите?

— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

— Обещаю и клянусь! — торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием...

  1. Назови стихотворения, в которых возникает образ «покоя»

  2. В каких ещё произведениях автор активно комментирует события, напрямую обращается к читателю? Перечисли все названия

  3. Подумай над такой формулировкой задания. В каких произведениях затронута тема творчества и что сближает их с произведением М.А.Булгакова? Как ты думаешь, какие произведения было бы проще всего выбрать для сопоставления?

  4. Вспомни как можно больше произведений, построенных по принципу «рассказ в рассказе».

  5. Попробуй составить тезис к одной из тем. Постарайся найти три разных ответа на вопрос темы (придумай три тезиса-вагончика).

✓ Подлинная и мнимая свобода в романе «Мастер и Маргарита».

✓ В чём особенность времени в романе «Мастер и Маргарита»?

✓ Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита».

Часть 3

  1. Прочитай стихотворение А.Ахматовой «Памяти М.А. Булгакова». Какие мысли и художественные образы связывают его и роман «Мастер и Маргарита»?

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, все забывшей, -

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.

  1. Пройди тест на Арзамасе «Кто вы из персонажей «Мастера и Маргариты»?». Обрати внимание на детали внешности. Как ты думаешь, можно ли, не читая роман, узнать по ним что-то об особенностях художественного метода М.А. Булгакова? https://arzamas.academy/materials/1174

  2. Посмотри на 75 обложек, созданных для романа «Мастер и Маргарита». Какая из них нравится тебе больше всех? Почему? А какая, по твоему мнению, лучше всего отражает содержание романа? https://lithub.com/75-covers-of-the-master-and-margarita-ranked-with-comment/


написать администратору сайта