Задание по философии на тему Экзистенциализм. задание_Экзистенциализм. Практическая работа по философии экзистенциализма
Скачать 17.66 Kb.
|
Практическая работа по философии экзистенциализма Задание: прочесть тексты и дать ответы на вопросы, поставленные к ним. Текст 1. А) Укажите два основных направления в экзистенциализме и определите точки соприкосновения и расхождения между ними. Существует два основных направления в экзистенциализме: христианские экзистенциалисты и экзистенциалисты – атеисты. Христианские экзистенциалисты: представители: Ясперс и исповедующий католицизм Габриэль Марсель. Человеческое бытие связано с обращением к Богу, смысл существования в том, что человек – его образ и подобие. 2. Экзистенциалисты – атеисты: представители: Хайдеггер и французские экзистенциалисты, Сартр. Человек абсолютно одинок в этом мире, он должен сделать свою жизнь сам, не рассчитывая на помощь высшего существа. Б) Дайте определение экзистенциализма. Попробуйте в 3–4 тезисах выразить суть экзистенциального учения, а затем раскройте содержание каждого из выделенных вами тезисов. Экзистенциализм – это учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. 1. Существование предшествует сущности. Человек сначала существует, появляется в мире, взаимодействует в нем, а потом уже определяется как личность. 2. Человек делает себя самого. Нет заданной человеческой природы; никакая высшая сила или Боги, а только сам индивид способен превратить его в человека. 3. Свободный выбор индивида – его удел, ответственность и трагедия. Процесс обретения индивидом человеческой сущности длится всю его жизнь. В) В чем, с точки зрения Ж. П. Сартра, проявляется свобода человека, ведь не по своей воле человек «заброшен» в окружающий его мир? Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Больше того, как утверждал Ж.П.Сартр, человек обречен быть свободным, поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего Я. Отсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось. Г) Каким образом Ж. П. Сартр обосновывает свое исходное положение «экзистенциализм – это гуманизм»? Согласны ли вы с его точкой зрения? Смысл гуманизма, в понимании Сартра, это именно концентрация на самоосуществлении и та свобода, которую человек, придерживающийся экзистенциализма, должен осуществлять и ощущать путем своих собственных действий, которые, в свою очередь, формируют образ. Текст 2. а) Каков смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности? У человека нет никакой предзаданной наперед сущности, которую он в течение своей жизни должен воплотить, наоборот – человек сам выбирает свою сущность, то, каким он хочет быть. То есть, человек сначала появляется на свет, существует, живет, и в течение жизни он выстраивает сущность и смысл своего существования. б) В чем прав и в чем ошибается Сартр? Каково ваше мнение о выводе Сартра: человек делает себя сам? Существование и сущность не могут существовать одно без другого. Существование возможно лишь для сущности и иначе оно не имеет смысла. Например, для христиан в Библии сказано, что все сделаны по образу и подобию Божьему и человек не может стать кем – то иным. Поэтому если бы все христиане верили Библии, то вопрос о человеке не стоял бы. По моему мнению, вывод «человек делает себя сам» означает следующее: индивидуальность превыше всего, человек сам «делает себя» и решает кем стать, в человеке нет никакой заложенной природой установки о его предназначении. Текст 3. А) В чем смысл того наказания, которое боги наложили на Сизифа? Было ли оно, на ваш взгляд, заслуженным? Сизиф презирал богов, ненавидел смерть и жаждал жизни. За эти земные страсти он обречен богами на бесполезный и безнадежный труд – вечно вкатывать на вершину горы огромный камень, откуда под собственной тяжестью камень низвергался вниз. Мое мнение по поводу этого наказания неоднозначно. Его наказали за дело: он пренебрегал правилами и презирал Богов, законы одинаковы для всех, и все равны перед ними. Однако данное наказание можно расценивать как месть Богов, а не как наказание для простого смертного. Б) Как отнесся Сизиф к своей судьбе? Почему, с точки зрения А. Камю, «Сизифа следует представлять себе счастливым»? Сизиф достойно отнесся к своей судьбе: изо дня в день он спускался вниз с горы, зная, что его мукам не будет конца, но при этом он возвысился над своей судьбой и стал крепче камня. Сизиф, по мнению писателя, является счастливым человеком, поскольку отвергает богов и лично распоряжается своей судьбой. В) В чем на примере Сизифа видит автор экзистенциальное отношение к миру? Согласны ли вы с его точкой зрения? Сизиф принял свою ситуацию, но продолжает бороться. Он укрепил свой дух, он распоряжается своей жизнью сам, что делает из него экзистенциального героя. Я согласна с точкой зрения автора, потому что в данном случае большую роль играет один из принципов экзистенциализма «Человек делает себя самого». Текст 4. а) В какой мере в бунте отражается природа человеческого бытия. Бунт является первой очевидностью человеческого бытия, проистекающей из свободы человека. Но эта очевидность извлекает человека из его одиночества, она является тем общим, что лежит в основе первой ценности для всех людей. б) В какой мере существование человека определяется его бунтом? Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия, непонятность и несправедливость человеческого удела. Это порождает бунт, цель которого - преображение, а значит - действие. Основной мотив бунта, по словам Камю, заключается в том, что "человек - единственное существо, которое отказывается быть тем, что оно есть". |