Главная страница
Навигация по странице:

  • III. Практические задания

  • Диагностика по методике «Культура делового общения»

  • 3 человека 6. В моей культуре люди предпочитают:а) в данное время делать только одно дело; 3 человека

  • 3 человека 10. Разрабатывая проект своей будущей работы, люди моей культуры:а) разбивают проект на отдельные этапы; 3 человека

  • 3 человека 15. Люди моей культуры при общении с другими людьми проявляют:а) бесстрастность;б) эмоциональность; 3 человека

  • 3 человека 19. В моей культуре выполнение ответственных заданий руководитель предприятия или фирмы: а) поручает компетентным коллегам; 3 человека

  • 3 человека 25. Люди моей культуры, встречаясь с деловыми партнерами: а) уважают официальность, строгое соблюдение процедуры встречи; 3 человека

  • 3 человека 29. Люди моей культуры:а) разграничивают социальные и профессиональные роли; 3 человека

  • Этнопсихология Молканова К.Д. Практических заданий по дисциплине этнопсихология


    Скачать 81.16 Kb.
    НазваниеПрактических заданий по дисциплине этнопсихология
    Дата11.04.2023
    Размер81.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтнопсихология Молканова К.Д.docx
    ТипДокументы
    #1053497
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Практическое занятие 2

    II. Подготовьте письменный доклад на одну из предложенных тем

    Урегулирование и разрешение межэтнического конфликта

    На развитие межэтнических конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним, но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт - большого города, малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него.

    Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.

    Важно в процессе регулирования конфликта исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее использования. Опыт Чеченского конфликта очень наглядно продемонстрировал это.

    Применение широкого спектра санкций– от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

    Перерыв конфликта. В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.

    Прагматизация переговорного процесса. Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным.

    Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на не допускание событий, приводящих к конфликтам.

    При регулировании многих межнациональных конфликтов этносоциологи выступали экспертами, а нередко и участниками переговорного процесса. В Центре, в субъектах Российской Федерации этносоциологи участвовали в подготовке законов, регулирующих межнациональные отношения, предупреждающих межэтнические конфликты, выполняли гуманистическую миссию, помогая проводить акции народной дипломатии.

    Структурообразующую роль в межэтническом общении играют существующие межэтнические границы, которые сами подвержены трансформации за счет действия разнообразных факторов как геополитического (единое политико-административное пространство, близость территориальных границ, экономическое взаимодействие и т.д.), так и культурологического характера (обычаи, традиции, историческое прошлое, конфессиональная принадлежность и т.д.). В свою очередь, от степени подвижности этнических границ существенным образом зависит выбор той или иной поведенческой стратегии, избираемой этнической группой в тех или иных ситуациях межэтнического контакта, возникающих на разных планах и уровнях общественной жизни.

    Таким образом, подвижность этнических границ и выбор конкретной групповой поведенческой стратегии в межэтническом взаимодействии в значительной мере детерминированы сложным комплексом взаимообусловленных и сопряженных факторов как объективного, так и субъективного свойства, среди которых немаловажную роль наряду с этническими стереотипами и ценностными установками играет тот или иной тип этнической идентичности.

    Теоретическое осмысление процессов, происходящих в столь деликатной сфере человеческого бытия, какой являются межэтнические отношения, должно стать основой для выработки властными структурами различного уровня действий, адекватных современным реалиям общественной жизни. В нынешней ситуации обсуждаемые проблемы блокированы наличием более существенных, лежащих в той же области, но сохраняющих тенденцию к проявлению в форме межэтнического конфликта. Со временем, будем надеяться, они все же разрешатся, однако временно скрытые трудности могут обозначиться в неожиданном ракурсе. Между тем, неожиданностей можно избежать уже сегодня, не только выстраивая региональную политику и проводя соответствующие мероприятия в русле урегулирования уже проявившихся конфликтов, но и налаживая повседневную работу по профилактике возможных, что в действительности является двумя сторонами одного и того процесса.[2]

    Существует пять способов разрешения способы разрешения межэтнических конфликтов.

    Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова "гетто"). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или вынужден (из-за незнания языка, природной робости, иного вероисповедания или по каким-либо другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды.

    Практически в любом крупном западном городе существуют более или менее изолированные и замкнутые районы, населенные представителями других культур. Это китайские кварталы или целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются выходцы из мусульманских стран, индийские кварталы и т. д. Например, в берлинском районе Кройцберг в процессе многих десятилетий миграции турецких рабочих и интеллектуалов-беженцев возникла не просто турецкая диаспора, но своего рода гетто. Здесь большинство жителей - турки, и даже улицы в этом районе имеют турецкий облик, который придают им реклама и объявления почти исключительно на турецком языке, турецкие закусочные и рестораны, турецкие банки и бюро путешествий, представительства турецких партий и турецкие политические лозунги на стенах. В Кройцберге можно прожить всю жизнь, не сказав ни слова по-немецки.

    Второй способ разрешения конфликтов - ассимиляция, противоположная по сути геттоизации. В случае ассимиляции индивид полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, частью которой он намерен стать.

    Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, в Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран СНГ, которые хотят стать своими среди немцев или французов. Даже при условии успешного овладения языком и достижения приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно "выталкиваются" в ту среду, которую по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии) можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и "сокультурников", вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.

    Третий способ разрешения конфликтов – промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть приносил пользу и обогащал обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее примеры такого удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию после ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие там интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.

    Четвертый способ решения конфликтов - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды в какой-либо одной из сфер жизни: например, на работе он руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры. Такая практика преодоления культурных противоречий, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты обычно ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо когда невозможна геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но частичная ассимиляция может быть также вполне намеренным позитивным результатом межэтнического взаимодействия.

    И, наконец, пятый способ разрешения конфликтов - культурная колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда, когда представители чужого этноса, прибыв в страну, активно навязывают титульному этносу собственные ценности, нормы и модели поведения.

    При этом имеется в виду не колонизация в политическом смысле, которая является лишь одной из многочисленных форм культурной колонизации, причем не самой действенной ее формой. Известно, что превращение какого-то государства или территории в колонию часто сопровождалось не столько культурной колонизацией, сколько геттоизацией пришельцев, которые жили, почти не соприкасаясь с автохтонной культурой, а потому практически не воздействуя на нее.

    Гораздо более действенной формой культурной колонизации является широко распространившаяся практика помощи слаборазвитым странам со стороны индустриальных государств. Например, когда западная фирма осуществляет строительство ирригационного канала в засушливой африканской или ближневосточной стране, она не только внедряет новые модели технологической и организационной культуры, к которой вынуждено приспосабливаться и которую вынуждено усваивать местное население, работающее на постройке канала, но и вносит глубокие изменения в культуру земледелия, которое начинает функционировать по западным моделям и технологиям. А вместе с этим кардинально изменяется социальная и культурная организация общества в целом.

    В разрешении конфликтной ситуации наиболее эффективно прерывание конфликта, которое позволяет расширить действие прагматических подходов к его урегулированию. И что тоже очень важно, в результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп, участвующих в конфликте.

    Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, этот процесс нужно прежде всего прагматизировать. Прагматизация переговоров состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить перемирие для решения наиболее важных вопросов: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим и социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, решают в последнюю очередь. Однако бывают и такие случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает личностная позиция лидеров.

    Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные решения не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель "выигрыш - проигрыш" на модели "выигрыш - выигрыш" или "проигрыш - проигрыш". Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

    Урегулирование конфликтов - это всегда очень сложный процесс, граничащий с искусством. Поэтому все возможные усилия должны быть сконцентрированы на предупреждении конфликтов. Ведь даже худой мир всегда предпочтительнее доброй ссоры, особенно в межэтнических отношениях.
    III. Практические задания

    1. Опишите основные характерные черты личности и поведения представителей своей культуры. С этой целью проведите диагностику по методике «Культура делового общения» (Приложение А) и дайте анализ результатов.

    Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Сегодня основные характеристики культурного человека: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмечены высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.

    Основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.

    • Внешние признаки. Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе;

    • Черты характера. Основными чертами и характеристиками культурного человека, а именно его характера и свойств личности являются ответственность, доброта, прирожденная вежливость, великодушие и искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе. Признаки культурного человека, приобретенные с возрастом и опытом, заложенные в него воспитанием, должны заключаться в чувстве меры и такта, толерантности, отсутствии хамства, уважении к другим, сочувствии и сострадании, готовности помочь, самоотдаче и самопожертвовании;

    • Саморазвитие. Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, почитание знания и умение ценить прекрасное, – вот те главные качества личности, определяющие, каким должен быть культурный человек. Умение созидать и стремиться к новым знаниям и умениям, открытость всему новому и неизведанному, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию отличают культурного человека от других людей.

    • Сотрудничество с людьми. Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в команде, трудиться на общее благо, уметь жертвовать собой ради высоких целей. Признаки, определяющие, какого человека можно считать культурным, – это отсутствие меркантильности, умение ставить личные интересы ниже общих целей и интересов, готовность помогать и учить, делиться своим накопленным опытом, знаниями

    • Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество во многом зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором рос человек. Однако его стремление к новым знания.


    Диагностика по методике «Культура делового общения»

    Проведена диагностика по методике «Культура делового общения». В диагностике приняли участие 3 человека.

    Результаты теста:

    1. Люди моей культуры, разговаривая между собой в деловой ситуации, обычно:

    а) достаточно терпеливы; 3 человека

    б) очень нетерпеливы;

    в) очень терпеливы.

    2. Люди моей культуры, разговаривая друг с другом, чаще бывают:

    а) ровными в общении; 3 человека

    б) словоохотливыми;

    в) молчаливыми.

    3. Общаясь с деловыми партнерами, люди моей культуры чаще всего:

    а) заняты своими делами и проблемами;

    б) проявляют любопытство к делам партнера;

    в) проявляют почтительность по отношению к партнеру. 3 человека

    4. Люди моей культуры приучены действовать следующим образом:

    а) систематически планировать свои будущие дела и встречи;

    б) планируют свои будущие дела только в общих чертах;

    в) сверяют планирование своих дел и встреч с общими принципами своей жизни. 3 человека

    5.Человека моей культуры можно охарактеризовать так:

    а) любит уединение;

    б) очень общительный человек;

    в) хороший слушатель, любит и умеет выслушать своих собеседников. 3 человека

    6. В моей культуре люди предпочитают:

    а) в данное время делать только одно дело; 3 человека

    б) делать одновременно несколько дел;

    в) привыкли реагировать на возникшие проблемы по ситуации.

    7. В моей культуре люди привыкли работать:

    а) в фиксированное время, но не больше; 3 человека

    б) в любое время;

    в) используют гибкий график работы.

    8.Людей моей культуры можно охарактеризовать как:

    а) очень пунктуальных;

    б) непунктуальных;

    в) достаточно пунктуальных. 3 человека

    9. В моей культуре люди предпочитают:

    а) подчиняться графикам и расписаниям;

    б) график их работы и встреч непредсказуем;

    в) подстраиваются под график работы своих партнеров. 3 человека

    10. Разрабатывая проект своей будущей работы, люди моей культуры:

    а) разбивают проект на отдельные этапы; 3 человека

    б) разные проекты (даже не связанные друг с другом) пересекаются, накладываются друг на друга;

    в) рассматривают картину в целом, не разделяя свою деятельность на отдельные проекты.

    11. Приступая к конкретной деятельности, люди моей культуры:

    а) строго придерживаются намеченного плана;

    б) меняют планы в зависимости от возникшей ситуации; 3 человека

    в) вносят легкие коррективы в зависимости от возникшей ситуации, не изменяя планы принципиально.

    12. В процессе деловых переговоров люди моей культуры:

    а) строго придерживаются фактов; 3 человека

    б) подгоняют факты под декларированные цели;

    в) часто дают обещания.

    13. При подготовке к деловым переговорам люди моей культуры:

    а) получают информацию из статистики, справочников, баз данных;

    б) получают информацию «из первых рук» (устно);

    в) пользуются и тем и другим. 3 человека

    14. Можно утверждать, что в деловом общении люди моей культуры:

    а) ориентированы на выполнение работы;

    б) ориентированы на людей, их проблемы и интересы;

    в) ориентированы на сохранение уважения и достоинства партнера. 3 человека

    15. Люди моей культуры при общении с другими людьми проявляют:

    а) бесстрастность;

    б) эмоциональность; 3 человека

    в) ненавязчивую заботливость.

    16. В моей культуре руководитель предприятия, фирмы:

    а) предпочитает периодически сам поработать внутри одного отдела; 3 человека

    б)предпочитает заниматься делами всех отделов одновременно;

    в) предпочитает сам заниматься всеми вопросами фирмы.

    17. При решении официальных вопросов люди моей культуры:

    а) следуют установленной процедуре, соблюдают законы; 3 человека

    б) используют свои связи и знакомства для быстрого решения проблем;

    в) ведут себя как непроницаемые, невозмутимые люди.

    18. В моей культуре людям свойственно:

    а) неохотно принимать покровительство вышестоящих;

    б) искать протекцию и покровительство;

    в) беречь репутацию других людей, поддерживать их достоинство. 3 человека

    19. В моей культуре выполнение ответственных заданий руководитель предприятия или фирмы:

    а) поручает компетентным коллегам; 3 человека

    б) поручает родственникам;

    в) поручает своим надежным людям.

    20. Заканчивая переговоры, официальные либо неофициальные встречи, люди моей культуры предпочитают:

    а) завершать цепь своих действий; 3 человека

    б) завершать межличностное взаимодействие с партнером;

    в) реагировать на действия и слова партнера.

    21. При проведении переговоров, совещаний, собраний люди моей культуры:

    а) любят твердо установленную повестку дня; 3 человека

    б) связывают обсуждаемые проблемы с другими проблемами, часто не имеющими связь с первыми;

    в) внимательны к происходящему, гибко изменяет проблематику совещания.

    22. В разговоре с собеседниками люди моей культуры привыкли:

    а) говорить коротко и четко, обсуждая конкретную тему; 3 человека

    б) разговаривать часами, обсуждая множество тем;

    в) умело обобщать сказанное партнером.

    23. В моей культуре среди деловых людей принято:

    а) делать записи на память;

    б) пометки на память делать редко и не систематически;

    в) записывать самое существенное. 3 человека

    24. В моей культуре люди, совершив ошибку:

    а) предпочитают не признавать ее официально, чтобы не потерять свое достоинство и уважение окружающих (не любят «терять лицо»);

    б) всегда готовы извиниться, признав свою вину;

    в) не могут допустить утраты своего достоинства и уважения окружающих. 3 человека

    25. Люди моей культуры, встречаясь с деловыми партнерами:

    а) уважают официальность, строгое соблюдение процедуры встречи; 3 человека

    б) выискивают ключевую фигуру, человека, принимающего окончательные решения;

    в) предпочитают в высшей степени честно вести свои дела.

    26. В процессе спора люди моей культуры предпочитают:

    а) опираться на логику, факты;

    б) эмоционально реагировать, опираться на чувства;

    в) избегать конфронтации, конфликтов. 3 человека

    27. В общении с другими люди моей культуры чаще используют:

    а) сдержанную жестикуляцию и мимику;

    б) несдерживаемую жестикуляцию и мимику;

    в) едва уловимую жестикуляцию и мимику. 3 человека

    28. В разговоре с собеседником люди моей культуры:

    а) редко перебивают собеседника;

    б) часто перебивают собеседника;

    в) никогда не перебивают собеседника. 3 человека

    29. Люди моей культуры:

    а) разграничивают социальные и профессиональные роли; 3 человека

    б) смешивают социальные и профессиональные роли;

    в) соединяют социальные и профессиональные роли.

    30. Решая какую-либо задачу, люди моей культуры:

    а) никогда не отвлекаются на решение других задач, не разрешив первую; 3 человека

    б) отвлекаются на решение других задач, часто не доводя первую задачу до конца;

    в) гибко реагируют на изменение ситуации при решении конкретных задач.

    По итогам теста, мы видим, что большинство выбрали ответ А. А – моноактивная культура в деловом общении. Моноактивные культуры, к которым принадлежат шведы, швейцарцы, датчане, англичане, канадцы, австралийцы, норвежцы и немцы, делают в данный промежуток времени, полностью сосредоточившись, только одно дело, выполняют задание по заранее составленному графику. Люди, принадлежащие к моноактивным культурам, полагают, что при такой организации труда они смогут действовать эффективно и сделать больше.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта