Практическое задание 1 Политолог Л. Санистебан в работе Основы политической науки
Скачать 29.19 Kb.
|
Практическое задание №1 Политолог Л. Санистебан в работе «Основы политической науки» предложил при анализе политической идеологии выделять в ней две стороны, или два «плана»: явный и скрытый. Каково содержание этих двух «планов» идеологии? Ответ подтвердите примерами. Явный план в содержании идеологии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами, аргументами. После установления явной стороны в содержании идеологии следует вскрыть неявную, скрытую сторону. Иначе говоря, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает, защищает данная идеология. Поскольку политические идеологии внутренне противоречивы, это может быть причиной расхождения в понимании их содержания. Посему иногда на основе одной и той же идеологии могут возникать противоположные политические движения, например, социал-демократия и коммунизм. Заполните таблицу: «Программные установки политических партий в РФ».
Практическое задание №2 Прокомментируйте определение политики, данное М. Вебером: «…Политика… означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает». Автор обращает наше внимание на то, что политика и власть неразрывно связаны и основой политики является жажда власти. Участия в ней. Политик всегда стремится к власти. Все его действия выражения и поступки направлены только на это, в не зависимости от группы в которой он собирается властвовать. Политика — это деятельность людей в политической сфере жизни общества, направленная на достижение, удержание и реализацию власти. Политика подразумевает политическое участие граждан, которое означает действие с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политическом процессе. Люди принимают участие в политической жизни с помощью обращения в органы власти, выборы, референдумы, митинги и другое. Как Вы думаете, возможна ли взаимосвязь (совместимость) политики и морали? Для ответа на вопрос проанализируйте следующие утверждения: «Морали в политике нет, есть только целесообразность» (В.И.Ленин). Для Ленина, в частности, для большевиков вообще, характерно целедостижимость: Достижение цели, не церемонясь со средствами. «Кто ищет спасения своей души и других душ, тот ищет его не на пути политики, которая имеет совершенно иные задачи – такие, которые можно разрешить только при помощи насилия… Все… достигнутое политическим действием…угрожает «спасению души»» (М.Вебер). В данном случае автор вообще предлагает отказаться от стремления к политике, как и к власти для «Спасения души. То есть он тоже, как и Ленин, отрицает сосуществование политики и морали. «Мораль определяет внутренние убеждения человека, тогда как нравственность есть практическая реализация этих принципов, их актуализация в деятельности субъектов» (И.Кант). Мнение И.. Канта более гибкое. Он допускает, что мораль может остаться внутри политика, как его убеждения. Тогда как нравственность будет выражена в деятельности субъектов. Считаю, что политике, действительно свойственно стремление к власти. Но история подтверждает, что очень многое в политике зависит от того, является ли ее субъект носителем морали, обладателем нравственных качеств. Ни одного государство (режим) не долго существовало под властью аморальных политиков и, наоборот, если политики, люди в чьих руках находится власть, являются носителями высоких моральных качеств, то и государство процветает и народ доволен. Практическое задание №3 Американский политолог А. Лейпхарт считает главным гарантом современных демократий «сотрудничество элит и их согласие по базовым ценностям» (языковым, этническим, религиозным и т.д.). Дайте объяснение этой точки зрения. Каково ее значение для современных демократических режимов? Демократии различаются не только институционально, но и по структуре и составу общества, по характеру правящей элиты. Для сравнения современных демократий Лейпхарт предлагает использовать две переменные — структуру общества и поведение элит. Инвариантами структуры общества может быть как гомогенный, так и гетерогенный состав. В гомогенных обществах население этнически, религиозно и лингвистически едино. Гетерогенные же характеризуются религиозными, этническими и языковыми расколами и конфликтами. Деполитизированный тип демократии описывается Лсйпхар- том как «либерализм заинтересованных групп», который отмечается участием всех заинтересованных групп в принятии решений (примером такой демократии может служить Норвегия). Центробежный тип демократии (Веймарская республика в Германии, послевоенная Италия, Третья и Четвертая республики во Франции) отличается крайней нестабильностью. Центростремительная демократия (англо-американская политическая система, Финляндия, Исландия) основывается на принципе «правительство против оппозиции». По острой конкурентной борьбы между оппозицией и правительством нет. Элиты прилагают максимум усилий для достижения консенсуса. Сообщественная демократия (Австрия, Нидерланды, Швейцария) возникает в условиях этнического, религиозного, языкового многообразия и характеризуется наличием потенциальных конфликтов. Однако эти конфликты эффективно урегулируются через особую систему представительства и согласования интересов, в которой меньшинства наделяются правом вето. Лейпхарт скептически относится к возможности выживания центробежной демократии. Исторические факты дают богатую пищу для размышлений о том, какова будет судьба демократического режима, если и общество и элиты расколоты по базовым ценностям, языковым, религиозным и этническим признакам, а соответствующие расколы приводят к острейшим конфликтам. Поэтому его интерес сосредотачивается на условиях выживания демократии в многосоставном обществе. В отличие от С. Хантингтона, который гарантом стабильности любого общества считает высокий уровень институционализации, организацию и контроль властных институтов, их способность реагировать па новые проблемы и решать возникающие проблемы, А. Лейпхарт делает акцент на сотрудничестве элит. Именно оно позволяет выжить и сохраниться демократии в многосоставном обществе. В современном обществе это хорошо видно по политической ситуации в США, где развивается конфликт элит – Демократической и Республиканской партий. Сравните высказывания древнегреческих философов Платона и Аристотеля о принципах и формах справедливого государственного устройства и их содержание. Свой ответ аргументируйте. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государством боги». (Платон) «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем…» (Аристотель) В обоих высказываниях философы утверждают верховную власть – Закона. Они обосновывают, что без власти Закона государства гибнут вне зависимости от формы правления и устройства. В современном праве этот тезис закреплен практически во всех государствах, в конституциях и в правовых системах, в международных нормах права. Контрольная работа №2 Выполните следующие задания: Задание 1: Распределите выделенные Г. Алмондом функции политической системы по соответствующим разделам таблицы.
Функции политической системы: исполнение правил и норм, агрегирование интересов, нормотворчество, политическая коммуникация, политическая социализация, политическое рекрутирование, контроль за соблюдением правил и норм, артикуляция интересов. Задание 2: Заполните таблицу, сравнив политические режимы по следующим критериям.
Задание 3: Заполните таблицу, расположив перечисленные политические режимы в соответствии с типами легитимности политической власти:
Политические режимы: 1) Сталинский режим; 2) Царский режим в России в XIX веке; 3) Режим Ф. Кастро на Кубе; 4) Правление лейбористов в Великобритании; 5) Правление республиканцев в США; 6) Теократический режим в Ватикане; 7) Режим С. Хусейна в Ираке. Задание 4: Заполните таблицу, определив принадлежность перечисленных политических режимов к одному из трех типов.
Политические режимы: 1) Брежневский режим в СССР; 2) Фашистский режим Б. Муссолини в Италии; 3) Гитлеровский режим в Германии; 4) Режим А. Пиночета в Чили; 5) Правление либеральных демократов в Японии; 6) Правление лейбористов в Великобритании; 7) Политический режим в современной России. |