| Средние века
| Эпоха Возрождения
|
Учение о Боге и творении
| Учение о божественном предопределении заключается в том, что Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные муки в аду.
| Бог — это полностью бесконечное существо, абсолют, абсолютный максимум
|
Бог является высшим благом;
| Бог рассматривается как творческое начало
|
высшая же цель человеческого существования – восхождение человеческой души к Богу.
| Не отвергается ни сотворения человека Богом, ни бессмертия души.
|
Бог вечен, постоянен и всепроникающе;
| тождествление Бога с природой
|
единственным творческим началом во Вселенной является Бог
| Задача философии не противопоставить в человеке божественное и природное, духовное и материальное начала, а раскрыть их гармонические единства.
|
Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли
|
|
подлинным бытием является только Бог
|
|
Учение о человеке; идеальный образ человека
| Человек обладает разумной душой и свободой воли.
| Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлением человеческого достоинства является его «божественность»
|
Средневековая мораль основывается на представлении о греховной, низменной природе человека.
| возвышение человека до того, по чьему образу и подобию он сотворён
|
Человек соединяет в себе природу материальных тел - растений и животных
| жизнь — это высшая ценность.
|
Душа нематериальна, бессмертна и свободна в своих решениях
| Признание ценности человека как личности
|
Самоуничижение, смирение, отречение от самого себя, самобичевание - всем этим человек мог надеяться стать угодным богу.
| Права человека на свободное развитие и проявление своих способностей
|
| весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.
|
Учение о природе
|
Мир дан средневековому человеку не только во благо, но и в поучение.
| рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной.
|
Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывает здесь самих себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ и урок.
|
диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.
|
Новый взгляд на природу лишает ее самостоятельности, как это было в античности.
|
идея бесконечности природы.
|
Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу вещей, то есть творить чудеса
|
|
Учение о государстве, обществе
| признается право народа выступать против тиранов, которые отказывают людям в справедливости.
| благополучие и сила государства составляют высший закон политики.
|
Сущность власти связана с нравственностью, в частности с добром и справедливостью.
|
необходима политика кнута и пряника для создания сильного государства.
|
Власть государя должна быть подчинена высшей - духовной власти.
|
Необходимость светского государства
|
Государство — это организация, заботящаяся о благе народа.
|
В идеальном обществе нет частной собственности.
|
При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основанное на их личном труде.
|
все основано на уравнительных принципах.
|