Главная страница

ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ В XX ВЕКЕ. Права женщин в египте в xx веке


Скачать 25.6 Kb.
НазваниеПрава женщин в египте в xx веке
Дата02.01.2022
Размер25.6 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ В XX ВЕКЕ.docx
ТипДокументы
#322795

ПРАВА ЖЕНЩИН В ЕГИПТЕ В XX ВЕКЕ.

Введение

Проблема прав женщин в арабском мире является одной из самых актуальных в практике правозащитного движения. Это находит отражение и в научных исследованиях по данной теме, которые приобретают остроту, редко свойственную академическим работам.

Причина данной ситуации заключается в особенностях ислама и его связи с политической властью. Общеизвестно, что во многих странах арабского мира ислам является государственной религией. Но даже в тех арабских странах, в которых конституция декларирует принципы светского общества и отделения религии от государства, действующая там исламская политическая доктрина не предполагает разделения светского и религиозного начал.

На протяжении всей истории арабских стран, начиная с VII в., большинство политических норм постоянно изменялись под влиянием распространения различных исламских течений и толкований исламскими теологами.

Во второй половине ХХ - начале XXI века среди исламских ученых шла полемика относительно статуса женщины в этой религии. В этой полемике были представлены как «модернисты», предлагавшие либеральные интерпретации, требовавшие сначала приравнять полигамию к рабству, а затем отменить ее, так и «традиционалисты», настаивавшие на сохранении ограничений прав женщин сложной процедурой развода, затруднявшие политическое участие арабских женщин в политическом процессе.

Статус женщин в Египте

Правление Гамаля Абдула Насера характеризовалось его политикой решительной защиты прав женщин через политику государства всеобщего благосостояния, названную государственным феминизмом. Женщинам гарантировано право голоса, а равенство возможностей прямо заявлено в египетской конституции 1956 года, запрещающей дискриминацию по признаку пола. В законы о труде были внесены изменения, чтобы гарантировать положение женщин на рынке труда, а отпуск по беременности и родам был защищен законом. В то же время государство подавляло независимые феминистские организации, что привело к нехватке женского политического представительства.

План либерализации экономики в Садате режиме привел к краху этой системы и всплеск исламистских под влиянием политики. В то время как насеристские годы позволили женщинам изучать широкий диапазон, политика Садата сузила возможности, доступные женщинам. Безработица среди женщин изменилась с 5,8% в 1960 году до 40,7% в 1986 году. Вместо политики экономической поддержки женщин во время беременности женщинам предлагалось полностью уйти с работы или работать неполный рабочий день.

Годы Мубарака ознаменовались дальнейшим ослаблением роли женщин. Сохраненные места в парламенте для женщин и закон о личном статусе 1979 года были отменены в 1987 году, и его место занял новый, смягченный закон, который позволил женщинам иметь меньше полномочий в случае развода.
Египетский феминистический союз

Считается, что первая фаза феминистского движения произошла между (1923–1939). В Египетский феминистский союз (EFU) был основан бывшим лидером женского комитета в Wafd партия, Хода Шаарави. Это привело к ее участию в международной феминистской конференции в г. Рим и по ее возвращении вместе с Набавийя Муса и Сеза Набарви Шаарави вызвала возмущение своим жестом, направленным против египетских властей и традиций, бросив свою вуаль в море. Этот поступок вызвал особый скандал, так как Шаарави была женой известного Паша. Однако ей удалось вдохновить других женщин сбросить чадру.

EFU был озабочен образованием, социальным обеспечением и изменениями в частном праве, чтобы обеспечить равенство между египетскими мужчинами и женщинами. В нем рассматривались социальные проблемы Египта, такие как бедность, проституция, неграмотность и плохое состояние здоровья, не как результат конкретной социально-экономической структуры, а скорее из-за пренебрежения государством своими обязанностями по отношению к своему народу.

Движение считало, что государство несет ответственность за поддержание нравственности нации, а также за ее благополучие. Однако он определил проблемы, касающиеся женщин, только с узкой и классовой точки зрения женщин из высшего класса.

Это особенно заметно в феминистском журнале. L'Egyptienne опубликовано EFU. Написанный и изданный на французском языке, журнал был доступен только для франкоязычных египтян, которые в основном были членами высших слоев общества. Однако в журнале обсуждались вопросы о реформах Турции в отношении женщин, которые оказали влияние на египетских женщин и ислам. Редактор журнала Сеза Небарави заявил в 1927 году, что «мы, египетские феминистки, очень уважаем нашу религию. Мы хотим, чтобы она практиковалась в ее истинном духе».

Хотя новая Конституция 1924 года внесла некоторые изменения в положение женщин, например, повысила возраст вступления в брак для девочек до шестнадцати лет, вопрос о политических правах женщин был проигнорирован, так же как и право на развод и отмена полигамии. 
Примеры критики, с которой столкнулось движение раннего феминизма

Изменение положения женщин в Египте было воспринято многими как «последнее вторжение в последнюю сферу, которую они могли контролировать против агрессивных неверных, когда суверенитет и значительная часть экономики были взяты на запад».

Талаат Харб, выдающийся националист своего времени, в «Tarbiyat al-mar'a wa-al-hijab» 1905 года утверждал, что «эмансипация женщин была всего лишь еще одним заговором, направленным на ослабление египетской нации и распространение безнравственности и упадка в ее обществе. Египтяне, которые хотели подражать Западу и утверждали, что это был европейский империалистический замысел, направленный на создание негативного образа положения мусульманских женщин».

Не все критики были полностью против идеи эмансипации женщин. Ахмад ас-Сайид заверил своих националистических лидеров, что, несмотря на события, которые разворачивались в Европе, в которых «женщины удовлетворили свои требования в отношении личных прав и начали теперь соревноваться с мужчинами в политике», наша проблема заключается не в равенстве мужчин и женщин в отношении голосованию и должностям. «Наши женщины, да благословит их Бог, не выдвигают таких требований, которые нарушили бы общественное спокойствие. Они требуют только образования и обучения». Поэтому любое изменение положения египетских женщин в обществе часто «узаконивалось потребностями общества, а не их правами как личности». Это позволило установить пределы, чтобы предотвратить слишком значительное улучшение их положения. Улучшение определенных аспектов их прав и положения в египетском обществе, таких как доступ к образованию, означало, что высшие и средние классы были удовлетворены.
Брак и развод

Брак считался очень важной частью древнеегипетского общества. Брак был почти полностью личным делом, и, как следствие, хранилось не так много записей о браке. Кроме того, не все египетские браки были организованы, а большинство дочерей уговорили их семьи для их утверждений в отношении своих будущих супругов. Замужние египетские женщины пользовались большим признанием. Женщины обычно выходили замуж после наступления менструального цикла, например в возрасте 14 лет. Их обычно считали замужними после того, как они оставили защиту дома своего отца. Было также признано, что, хотя женщина перешла под опеку своего супруга, ее муж не стал ее законным опекуном, и женщина оставалась независимой, контролируя свое имущество. Для женщин, не принадлежащих к королевской семье в Древнем Египте, титул жены также сопровождался титулом «хозяйка дома». Роль жены включала в себя ведение домашнего хозяйства.

Законы Египта, касающиеся брака и развода, с годами изменились, однако в целом они отдали предпочтение социальному положению мужчин, хотя реформа продолжается. Египет сохранил включение исламского права в семейное право, следуя своей судебной и административной независимости от Османской империи в 1874 году.

Мужьям-мусульманам традиционно разрешалось иметь до четырех жен одновременно в соответствии с исламскими религиозными обычаями, но женщина может иметь только одного мужа одновременно. Мужчина-мусульманин мог легко развестись со своей женой, сказав, «Я развожусь с тобой» трижды в присутствии свидетелей. Первые реформы, изменившие это положение дел, произошли в 1920-х годах с принятием Закона № 25 от 1920 и 1929 годов.

Эти реформы включали следующие особенности, касающиеся законных оснований для подачи женщиной просьбы о разводе:

  • если ее муж не обеспечил содержание

  • если у ее мужа обнаружено опасное или заразное заболевание

  • если ее бросил муж

  • если с ней жестоко обращался муж

В 1971 году были проведены дальнейшие реформы. Доктор Айша Ратиб стала министром социальных дел, и в ноябре были предложены и реализованы следующие изменения:

  • возраст для вступления в законный брак должен быть повышен до 18 лет для женщин и 21 года для мужчин

  • для полигамии требовалось разрешение судьи Развод невозможен без присутствия судьи

  • матери должен быть предоставлен более продолжительный период опеки, но также, что опека в случае развода должна перейти к тому из родителей, который сочтет наиболее подходящим для ее предоставления

  • судьи должны больше участвовать в делах по семейному праву, и чтобы женщины-судьи рассматривались в делах по семейному праву

Список используемой литературы

https://en.wikipedia.org/wiki/Feminism_in_Egypt

https://www.academia.edu/3682655/Dual_liberation_Feminism_and_nationalism_in_Egypt_1870s_1925

Feminism and the Battle for Women’s Rights in Ancient Egypt | Ancient Origins (ancient-origins.net)


написать администратору сайта