|
Политология. СРС № 1 Тема «Правильные» и «неправильные» формы правления в ист. Правильные и неправильные формы правления в истории политической мысли студентка группы юр102 Гусейнова М. Проверила Пашенцева Э. А
Выполнила:студентка группы юр-102 Гусейнова М. Проверила : Пашенцева Э.А УНИВЕРСИТЕТ АЛИХАНА БОКЕЙХАНОВА.
СЕМЕЙ 2022 Г.
Древняя греция - Аристотель(384-332 гг до н.э)
Аристотель - Греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Афинская полития», «Этика». Лучшим типом государственного устройства он считал политию, сочетающую в себе качества аристократии и демократии. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.
Правильные и неправильные формы правления по Аристотелю - Многообразие форм политического устройства он видел в том, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из разных, неподобных, частей: у каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления; одни народы поддаются только деспотической или царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь.
Формы правления по Аристотелю Правильные формы правления: - Монархия;
- Аристократия;
- Демократия (полития).
Неправильные формы: - Тирания;
- Олигархия;
- Демократия (анархия).
Правильные формы правления: - Монархия — древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза.
- Аристократия — форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами людей, правящих в интересах общества.
- Полития (республика) — власть большинства. Но у большинства единственная общая для него добродетель — воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие, которые по природе своей воинственны»: это власть свободного, имущего, класса.
Неправильные формы: - Тирания — деспотическая форма правления, при которой власть осуществляется по собственному произволу единоличного правителя. Аристотель резко отрицательно относился к тирании, считая ее противоестественной и несогласной с природой человека.
- Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых, — это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.
- Демократия — это «самая сносная из всех худших форм политического устройства», по словам Аристотеля, поскольку это власть большинства не только свободных, но и бедных, т. е. количественный принцип здесь доминирует над имущественным.
Идеальное государство Аристотеля 1)«Человек -- существо политическое» 2)Все существующие формы государства плохи, ибо не постоянны, а перетекают одна в другую. Причина этого - наличие крайностей в государстве, богатых и бедных. 3)Нужно остановится на чём-то среднем, ведь меру нужно знать во всём. Добродетель - это соблюдение меры во всём. Среднее сословие - идеал для государства, они не столь жадны как бедняки и на них не посягают, как на богачей. 4)«Средним - множество благ, в городе средним быть я желаю» - Идеальное государство- это не просто лучшее политическое устройство, это та божественная сущность, которая есть в мире идей. Познав её, люди смогут достичь на Земле идеального состояния.
Платон - Древнегреческий философ-идеалист Платон (427-347) справедливо считал, что математику должен знать каждый, кто хочет заниматься философией. При входе в его академию он сделал надпись: «Не знающий геометрии, сюда да не входит!». Имя Платона – философа, жившего в древней Греции, известно не только студентам исторических и философских факультетов. Его учение и труды знамениты во всем мире благодаря усилиям, которые приложили сторонники и ученики платоновской школы сразу еще при его жизни. В результате чего, идеи Платона получили распространение стали быстро распространяться по Греции, а потом и по Древнему Риму, а оттуда и в его многочисленные колонии.
Близкие к совершенству правления по закону - Монархия;
- Аристократия;
- Демократия.
Несовершенные: правление по произволу правящих - Олигархия;
- Тимократия;
- Анархия;
- Тирания.
Идеальное государство у Платона Сословия - Философы- правители (золото);
- Воины, стражи (серебро);
- Земледельцы, ремесленники (медь и железо).
Обязанности - Управление государством;
- Защита государства от врагов;
- Добросовестное выполнение своих обязанностей, добывание жизненных средств, в политике не участвуют.
Аристотель - 1)выдвинул предположение о естественном происхождении государства; 2)назвал человека политическим существом; 3)классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих; 4)Выделял: правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо; неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; 5)залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан; 6)высказывал идею верховенства закона
Платон - 1)государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку; 2)залог стабильности государства - разделение труда по склонности души; 3)управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии; 4)сословие стражей должно защищать государство; 5)землевладельцы и ремесленники - третье сословие должны добросовестно трудиться на благо государства; 6)переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Особенности философского мировоззрения • Опора не на фантазию, а на знания. • Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий. • В мифах и религиозных сказаниях истина сообщается, а в философии познается. • Ориентир не на авторитет и традицию, не на слепую веру, не на апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума. Критическое осмысление мира и человеческой жизни. |
|
|