призентация. 2 неделя. "Правильные" и "неправильные" формы правления в истории Выполнил работу Уалхан Арман
Скачать 2.26 Mb.
|
"Правильные" и "неправильные" формы правления в истории Выполнил работу: Уалхан Арман Древнегреческий философ Аристотель в работе «Политика», исследовав все известные формы государственного управления, выделил среди них «правильные» и «неправильные» «правильные» «неправильные» Монархия тирания Аристократия олигархия Полития демократия Аристотель Правильные формы правления Монархия Древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза. Признаки монархии Основными признаками классической формы правления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах ); как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти; монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене; юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры. Аристократия Форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами людей, правящих в интересах общества. Черты данной формы правления можно увидеть в некоторых городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т. д.) и в некоторых средневековых республиках Европы. Ей противопоставляется ранняя демократия, в которой державная власть признается принадлежащей всей совокупности или большинству граждан. Сам термин «аристократия» введён в употребление античными философами-идеалистами (Платон, Аристотель). В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. Полития (республика) Власть большинства. Но у большинства единственная общая для него добродетель — воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие, которые по природе своей воинственны»: это власть свободного, имущего, класса. Аристотель считает военное дело справедливым и необходимым действием государства. В политии, захватываемые в войнах рабы необходимы для экономического осуществления средних граждан. Таким образом, Аристотель допускает войну в мере необходимости и сопутствующее этому порабощение в мере природной склонности к подчинению. В учении Аристотеля акцентируется связь между справедливостью и публичной деятельностью власти, то есть политикой. Неправильные формы правления Тирания Деспотическая форма правления, при которой власть осуществляется по собственному произволу единоличного правителя. Аристотель резко отрицательно относился к тирании, считая ее противоестественной и несогласной с природой человека. Аристотеля, уделявших значительное внимание классификации известных им форм правления. В истории древней Греции известно несколько типов тирании: 1. ранняя или старшая, возникшая в период становления полиса (VII–V вв. до н. э.); 2. тирания, установленная персидскими властями в завоеванных ими греческих городах (конец VI–V вв. до н. э.) и 3. поздняя или младшая тирания, утвердившаяся в эпоху кризиса полиса (конец IV–II вв. до н. э.). Наиболее известными ранними тиранами были: Кипсел иПериандр в Коринфе, Орфагор и Клисфен в Сикионе, Писистрат в Афинах,Фрасибул в Милете, Поликрат на Самосе, Гелон и Гиерон в Сиракузах. Олигархия Как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых, — это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах. Олигархи, люди, имеющие большое влияние, могут как сами принимать непосредственное участие в управлении государством, так и косвенно, через других лиц. «Олигархия блюдёт интересы зажиточных классов.» — говорил он. Аристотель считал, что к определенному моменту аристократия превращается в олигархию. Демократия Это «самая сносная из всех худших форм политического устройства», по словам Аристотеля, поскольку это власть большинства не только свободных, но и бедных, т. е. количественный принцип здесь доминирует над имущественным. Принципы демократии: Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равная возможность участия в политической жизни. Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства. Принцип большинства — именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю. Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства). Политический плюрализм, т. е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции. Правовое государство — вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые, всеобщие права и свободы человека и народов. Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры. Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании Благодарю за просмотр |