конспект урока. 010Конспект №1. Значение православия в жизни казаков 10 класс Кр. Православная составляющая в жизни казаков
Скачать 126.5 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 им.Кошевого Ф.А. Кущевский район 10 класс Тема: «Православная составляющая в жизни казаков» Выполнила: учитель истории Крутикова Наталья Николаевна п. Первомайский, 2021 г. Цели и задачи: Цель : познакомить учащихся с особенностями быта казаков, определить роль православия в жизни казаков. Задачи: 1.Образовательная: рассказать учащимся, из чего складывался характер казака, в какой среде воспитывались дети и какие духовные ценности отличали казаков от представителей других сословий. 2.Развивающая: развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения информации, творческие способности, навыки работы в группах. 3.Воспитывающая: воспитывать интерес к далекому прошлому своей малой родины, нравственные и патриотические качества, приобщать к этнокультурным традициям казачества. Ход занятия: 1.Приветствие и информационная минутка. 2. Повторение пройденного - предпосылки переселения казаков на Кубань -работа с картой 3. Изучение нового материала. Россия со слезой на светлом лике Всё молит Бога, глядя на Кубань, - Приди, казак, из мёртвого восстань! Не мстил обидчикам, не обижал убогих, Но только Русь святую охранял, За волю вольную, за веру свою в Бога Он шёл на пушку, саблю и кинжал. Так и теперь, явись, Россия просит, Прекрасный витязь воли и Христа. С Кубани ветер стук колёс доносит, Да песня льется, вольна и чиста! Казачество – яркое явление русской жизни. Его уникальность состоит в том, что среди враждебного окружения оно смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину со своими нравами, обычаями и главной идеей – постоять за свои родные земли и православную веру. Значение православия в жизни и становлении казачества трудно переоценить. После 1917 г., в годы революции и Гражданской войны, казачество по Постановлению «О расказачивании» от 24 января 1919 г., принятому Оргбюро ЦК РКП(б), предлагалось истребить как военное сословие, а с ним и православную веру. Утрата веры обернулась трагедией. Лишь в конце 80-х – начале 90-х гг XX в. можно говорить о возрождении казачества, но о сохранении верности исконным православным традициям говорить пока не приходится. Новое воцерковление казачества - трудный и долгий процесс, который потребует несколько десятков лет. Вероятно, окончательное возрождение казачества состоится только тогда, когда наряду с государственной дисциплиной и традиционным укладом они вновь обретут подлинно духовную основу своей жизни, ощутят себя православными людьми. В Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренном Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 11 февраля 2010 г., впервые учтена роль православия в жизни казачьих обществ, что свидетельствует как о новом уровне сотрудничества российского казачества и Русской Православной церкви, так и о признании российским государством глубокой взаимосвязи казачества и религиозной традиции. Таким образом, опираясь на унаследованный опыт, можно восстановить то великое значение православной веры в жизни казаков. Организация казачества начинается в России в XVI в. при Иване Грозном, и с того времени фундаментом всей казачьей жизни является православие. С церковью были связаны все основные события в жизни казака: рождение, крещение, венчание, погребение. Весь хозяйственный год был связан с церковным: после Троицы – косить сено, после Рождества Богородицы – убирать виноград. Были на Дону и свои специфические обычаи. Например, церковный обряд проводов на службу и благодарственный молебен по возвращении с неё. Перед уходом сына на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников. Послужи батюшке – царю, как деды и отцы наши служили». Перед самым отправлением в поход весь народ стекался к часовне, где вместе с походным атаманом служили обедню. Встреча казака со службы тоже была радостным событием. Собирались не только родные, но и все население станицы. Казаки торжественно въезжали в станицу с образом Спасителя. Старший урядник рапортовал станичному атаману о благополучном возвращении со службы, затем все отправлялись в храм. Возвратившиеся со службы казаки справляли на свои средства знамя из цветной материи с изображением святого и жертвовали станице на память о своей службе. Все успехи и удачи в воинских делах казаки приписывали милости Божьей. Без хранения веры, без твердой опоры на духовные и нравственные ценности казачество казалось просто невозможным. Вера играла важнейшую роль и в обыкновенном праве. Так, снятие со стены иконы и целование её считалось доказательством невиновности. Во многих случаях вор не решался на такую клятву. Христианская вера стала основой глубокого традиционализма казачьей общины, суть которого понималась как служба Богу, Царю и Отечеству. Церковь для кубанских казаков – самое главное достояние станицы, строили её обычно всем обществом. Предметом постоянной заботы было убранство храма и прежде всего – иконостас. Иконы имели серебряные ризы, украшались драгоценными камнями. Часто иконы Божьей Матери украшались жемчугом: это казачьи вдовы, словно слёзы свои, клали по жемчужине на икону Богородице в вечное повиновение своих мужей. Церковь была духовным центром станицы. В ней хранились казачьи реликвии, знамёна, станичный архив. Многие храмы имели колокольни. Звон колоколов всегда звучал при отпевании и венчании, при крещении или поминовении усопших. Главное же предназначение колокола – созывать прихожан на богослужение. Иногда колокола звонили в непогоду, чтобы путники не заблудились, иногда отбивали время. Широкое распространение имел обычай паломничества по обещанию. Во многих случаях его совершали те, кто спасся из плена, или те, кто остался жив после трудного похода. Давшие обет именовали себя «оброчниками», сводящими с души оброк. Существовали праздники, считавшиеся своими, казачьими – Покров Пресвятой Богородицы, день Казанской Божией Матери – защитницы России, праздновался и День казачки. Свободные казаки и казачки собирались в храмы на всенародные моления. Служились молебны Богородице на открытом воздухе. Стоя на коленях, весь народ, объединенный общей молитвой, пел: «Под твою милость прибегаем!». Были особые дни поминовения предков. В субботу, предшествующую дню Покрова, служилось Войсковая панихида, которая сопровождалась выступлениями певческих хоров, воинскими состязаниями, трапезой. Казачье православие по-прежнему сохраняло некоторую специфику, соединяя христианство и воинские традиции. Основой для такого сочетания служили слова Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Поэтому в хате на одной стене висели иконы и оружия. В казачьей среде существовали разные течения Православия, ереси, секты и даже иноверцы, но казаки – христиане всегда умели с ними ладить, воспринимая их как своих собратьев. Казаки одного исповедания старались жить и держаться вместе. Они считали, что не дело воина обсуждать то, что решено Свыше. При этом казаки всегда уважали чужие традиции. Православные казаки всегда отличались особенной преданностью своей вере, ибо она скрепляла казачество, пронизывала все сферы жизни казака и его общины. Православие привлекло казачество духовно-нравственным потенциалом, высотой этических заповедей, человеколюбием, милосердием, состраданием, долготерпением и подвижничеством, благодаря чему сохранялись и приумножались традиции благочестия и формировался тот самобытный образ жизни казачества. Воспитание детей у казаков – особый вопрос. В основе нравственного воспитания стояла православная вера. Таинству крещения казаки придавали особое значение, так как считалось, что умершие не крещенными не явятся на Страшный суд. Перед тем как нести ребенка в церковь, его укладывали в красный угол и молились. С раннего возраста мальчиков готовили к защите Отечества, а девочек тому, чтобы быть их преданными спутницами и хранительницами семейного очага. В сорокадневном возрасте, после обряда крещения, казачонку прицепляли сбоку саблю. После такого ритуала отец возвращал ребенка матери со словами: «Вот тебе казак, береги, но не балуй!». Уже в три года мальчиков посвящали в казаки. На церемонию собирались все родственники, в их присутствии отец выстригал сыну волосы, давал в руки шашку и сажал на коня. С этих пор казачонок учился верховой езде. Следующий этап жизни начинался в семь лет, когда по православным законам человек уже начинал нести ответственность перед миром. С этого времени ребёнок начинал сам отвечать за свои поступки на исповеди и опекался уже отцом, дедом, старшими братьями и переселялся жить на мужскую половину хаты. Придание семилетнему ребёнку статуса мужчины осуществлялось и в казачьей общине. В период святок казачата участвовали в кулачных боях. Они начинали бой, а затем уходили в сторону и эстафету принимали старшие по возрасту. Кулачные бои и другие традиции приобщения к воинской науке формировали ментальные установки воина и защитника. Совершенно особым было отношение к старикам. Пятая евангельская заповедь о почитании своих родителей включает в себя и уважительное отношение к людям, тесно разделяющим с человеком жизнь домашнюю и общественную. У казаков старик – это носитель традиции, памяти. Неуважение к нему являлось прегрешением. Таким образом, задачи нравственного воспитания были направлены на то, чтобы вырастить молодое поколение преданным православным идеалам и традициям. Духовная культура кубанского казачества – это культура, структура которой определяется бытом, традициями и обычаями в духе православной веры. Глубокая вера в Господа Бога и Его милосердия, беспредельная преданность Государю, любовь к России – вот сущность казака. Православие определяло и освящало весь земной жизненный путь дончака, его мировоззрение. И сегодня эти ценности помогают сохранить и возродить казачью культуру в целом. Праведный образ жизни, трепетное отношение к православным святыням, сопричастность к общецерковному бытию, деятельное участие в жизни родного прихода, соблюдение православных канонов и обрядов, следование церковному вероучению – вот те составляющие нравственно-этический облик казака, которые формировали его православный дух. Казачество было сильно Православной веры, поэтому воцерковление и является главным условием подлинного возрождения казачества. Именно осознание своего духовного назначения позволит казачеству совмещать традиции с высочайшей воинской дисциплиной и организованностью. |