Главная страница
Навигация по странице:

  • По субъектам правосознания выделяют: 1. Индивидуальное

  • В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают: 1. Обыденное

  • Профессиональное (практическое)

  • ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Культура

  • Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры

  • Функции правовой культуры

  • нигилизм. Правосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм


    Скачать 18.85 Kb.
    НазваниеПравосознание. Правовая культура. Правовой нигилизм
    Анкорнигилизм
    Дата19.04.2023
    Размер18.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPRAVOSOZNANIE_I_PRAVOVAYa_KUL_TURA.docx
    ТипЗакон
    #1072825

    ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ
    Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.


    Правосознание – совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств и эмоций, выражающих психологическое оценочное отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина).
    По субъектам правосознания выделяют:

    1. Индивидуальное – это представления, взгляды, эмоции одного человека.

    2. Групповое – особенности представления о праве определенной социальной группы;

    3. Общественное – отражает все многообразие правовой системы с позиций общества в целом, в нем интегрируется особенности индивидуального и группового правосознания.

    В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают:

    1. Обыденное – представляет собой поверхностные, примитивные суждения, воззрения о праве в целом и других явлениях правовой жизни, исходящие от людей как субъектов гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных правоотношений.

    2. Научное – формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Как система правовых знаний, оно раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития (им обладают ученые - юристы).

    3. Профессиональное (практическое) – это те правовые идеи, взгляды, представления, убеждения и установки руководствуются при исполнении своих служебных обязанностей и функций прокурора, судьи, адвоката, т.е. юристы-практики.

    Правосознание представляет собой сложное явление, его структура включает следующие элементы:

    Правовая идеология – это совокупность идей, концепций, взглядов, теорий, убеждений, понятий, выражающие отношение людей (субъектов) к действующему и желаемому праву.

    Эта идеология как систематизированное, научно-обоснованное, теоретизированное отражение правовой действительности играет роль главного и активного элемента в правосознании.

    Основу правовой идеологии должна составить принятая в данном обществе (общепринятая) система политических и правовых идей – государственно-правовая идеология. Особенно эта проблема актуальна для России на современном этапе ее развития.

    Правовая идеология не возникает самопроизвольно: она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными правовыми актами.
    Правовая психология – это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология – это своего рода чувство права и законности.

    Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний (идеологии), но и на уровне эмоций, переживаний («хорошее» или «плохое», «справедливое» или «несправедливое», «радует» или «огорчает» и т.д.).

    Правовая психология складывается стихийно и носит несистематизированный, неформальный характер. В то же время она является как бы первичной в правосознании, поскольку правовые чувства и эмоции зачастую возникают ранее правовых идей. Правовая психология определяет обыденную ценностную ориентацию субъектов в правовой сфере.

    Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволение и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, т.к. они понимают необходимость и полезность законов как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий, находит выражение в законопослушании.

    Общество заинтересовано в том, что большинство людей знали законы своей страны, уважительно относительно к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовые юридические просвещения, а также подготовка высококвалифицированных юристов.

    ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

    Культураисторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется в том числе и для характеристики определенных сфер жизни или деятельности.

    Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

    В юридической литературе даются различные определения правовой культуры. В целом в юриспруденции сложилось 2 варианта понимания правовой культуры. Одни авторы определяют правовую культуру как качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы.

    Другое определение (наиболее полное): правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

    Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры:

    1. достигнутый уровень совершенства правовых актов;

    2. правовая практика;

    3. правосознание;

    4. степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

    Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

    - знание населением законов;

    - развитость правотворческого процесса;

    - степень соответствия актов законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права;

    - соответствие практики законодательству;

    - степень уважения норм права.

    Функции правовой культуры:

    1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;

    2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;

    3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;

    4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;

    5. коммуникативная – через нее проводится общение между членами общества как субъектами права и носителями правовой культуры, благодаря чему происходит обогащение и развитие последней. Такое правовое общение «выступает как форма межсубъективных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права».

    Важнейшим фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание, т.е. деятельность, направленная на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.

    В юридической литературе рассматривается правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком – означает процесс правовой социализации человека, формирование его взглядов окружающей обстановкой в целом; всей юридической практикой и поведением людей. В узком – это целенаправленная передача правовых знаний и опыта определенным группам людей и обществу в целом. Речь идет о правовом просвещении. Среди форм просвещения следует выделить:

    1. правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних профессиональных и высших заведениях);

    2. правовая пропаганда (распространение юридических знаний в СМИ).

    Что касается правового воспитания юристов-профессионалов, то его основная цель – сформировать активную жизненную позицию специалиста, привить ему уважение к закону, к правам и свободам граждан.

    НИГИЛИЗМ

    Нигилизм, как течение общественной мысли, зародился давно, на наибольшее распространение получил в 19 веке, главным образом в Западной Европе и в России. Он связан с философами как Якоби, Прудон, Ницше, Штирнер, Хайдеггер и др.

    Правовой нигилизм – это непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость права, его возможности, общественную полезность.

    Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнание ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважение к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).



    написать администратору сайта