Дальневосточная. Правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др
Скачать 47.5 Kb.
|
Дальневосточная правовая семья включает Китай, Японию, Гонконг, Индонезию, Корею и др. Для данной правовой семьи характерно, во-первых, отрицательное отношение к праву вообще. Японцы, например, традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. Во-вторых, в дальневосточных обществах господствует идея примирения, добровольного соглашения сторон спора, т. е. конфликты предпочитают решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта. В-третьих, традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения и не может быть втиснута в рамки юридических схем. Следовательно, законы не являются нормальным средством решения конфликтов. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто намерен совершить антиобщественный поступок. В-четвертых, большинству стран дальневосточного региона присуща идеология конфуцианства, согласно которой основная ячейка общества – семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений. И хотя в III в. до н. э. в Китае, в частности, школа легистов проповедовала, что власть должна основываться не столько на добродетели, сколько на подчинении закону, позиции конфуцианства в целом не удалось поколебать существенным образом и его господство является постоянным. Идеи конфуцианства оказали большое воздействие и на официальную идеологию Японии. Однако после установления республиканского строя в Китае и особенно после провозглашения Китая в 1949 г. Народной Республикой китайская правовая система стала развиваться по социалистической модели. В настоящее время в Китае действует Конституция 1982 г., появились важные законы в области уголовного права, уголовного и гражданского процессов, законы о патентах, иностранных предприятиях, разработаны основные принципы гражданского права, т. е. происходит активизация законодательной деятельности. Но это не дает оснований забывать о китайском менталитете и вековых китайских традициях. Что касается Японии, то после Второй мировой войны на развитие ее правовой системы существенное влияние оказали США. Появились, в частности, Конституция 1947 г., а также экономическое законодательство (Закон о компаниях, антитрестовские законы). Япония избрала путь кодифицированного законодательства с преимущественным влиянием романо-германской правовой семьи; прецедент не является источником права, а главным источником считается закон. В качестве источника права фигурирует и судебная практика, особенно толкования законов Верховным судом. Структура японского права – отраслевая. К основным отраслям относятся гражданское и торговое право; семейное и наследственное; трудовое; право социального обеспечения; уголовное и уголовно-процессуальное. Несмотря на развитое законодательство, национальная правовая система Японии представляет собой сложное переплетение действия законодательных актов и традиционных представлений о нравственности, долге, совести, достоинстве и чести, а общее благо оценивается выше личных интересов. Основным источником права в Китае являлись законы, первые писаные законы появились в государстве Шань, а в Х веке в Чжоу существовал Уголовный кодекс. Усиление законодательной деятельности в период Чжаньго «Воюющих царств», в V - III в.в. до н.э., было связано с необходимостью использования закона в целях стабилизации политической обстановки в условиях непрекращающейся борьбы китайских княжеств между собой. В учебной литературе пишется, что на рубеже V-- IV вв. до н.э. появился один из первых сводов законов «Книга законов царства Вэй», составленная Ли Фуем на основе правовых положений, принятых в отдельных княжествах и по традиции считающихся законами предков. Он состоял из 6 глав: законы о ворах, разбойниках, о заключении в темницу, о поимке преступников, об орудиях казни и пытки. Этот сборник положил начало последующей практике разработки сборников законов. В ханьском Китае в Ш --П вв. до н.э. проводилась работа по описанию, переписке, комментированию и восстановлению древних законов. «Книга законов царства Вэй» была в это время дополнена еще рядом глав, в частности нормами права о военном деле, о государственном коневодстве и о финансах. Но, появление писаных законов не могло изменить свойственный всему древнему праву Китая порядок, при котором непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием или его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений. Таким образом, на виды источников права Древней Индии и Древнего Китая оказали влияние, выявленные предпосылки возникновения права. Как в Древней Индии- религиозные, так и философские учения в Китае легли в основу появившихся источников права. Для Индии источниками права выступали: артхашастры, дхармашастры и обычаи, а для Китая - законы, правила нравственности, возведенные в ранг общепринятых правил и обычаи.Станислав Кучера. История, культура и право древнего Китая: собрание трудов.//Наталис. 2012г 1.3 Особенности правового регулирования Особым объектом собственности и в Китае и в Индии являлась Земля. В Китае в период Инь, Западного Чжоу земля наоборот считалась собственностью ванна, на полученные в дар земли приближенные имели лишь право пользования. В период Западного Чжоу намечается тенденция к превращению владения в частную собственность. Период Цинь отмечен интенсивным развитием частнособственнического землевладения за счет перераспределения земельного фонда. Помимо земли важнейшим объектом права собственности в Китае выступали рабы. В период Инь рабы находились на положении скота. Они считались государственной собственностью и, хотя находились во владение частных лиц, купли-продажи еще не было. Во времена Чжоу стал возможен обмен, покупка раба. В V--III вв. до н.э. существовали две категории рабов: государственные и частные, причем частное рабовладение играет все большую роль. Для периода Цинь характерна широкая свободная торговля рабами. Так же необходимо сказать о регламентации обязательств. Древнекитайскому праву были известны различные виды договоров. Одним из первых является договор мены, который постепенно по значимости уступает место договору купли-продажи. При совершении торговых сделок требовалось заключение договора в письменной форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. В период Чжаньго был известен договор займа, развивается ростовщичество. Договор займа оформлялся долговой распиской. Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Развитие договора займа привело к появлению долгового рабства. В У--Ш вв. до н.э. довольно часто заключался договор аренды земли. К III в. до н.э. относятся сведения о договоре личного найма. Таким образом, Древнего Китая знало основные институты, регламентирующие имущественные отношения: право собственности и обязательственное право. Для древнего Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков. Женщина полностью зависела от власти мужа, личного имущества не имела, права женщин в наследовании были ограничены. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Джон Грэй. История Древнего Китая.//2017 г Брак заключался родителями и скреплялся частным соглашением. Нарушение, которого влекло за собой не только определенные материальные потери, но и наказание в уголовном порядке старших в семье. В Китае требовалась строгая верность жены мужу. Существовал принцип: одна жена - один муж. Для семейного права Древнего Китая было характерно приниженное положение женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Главное предназначение семьи было в воспроизводстве и в первую очередь сыновей. Хотя и имелись особенности в правовой регламентации семейно-брачных отношений, например, в заключении брака. Перечень преступлений, закрепленных источниками права Китая велик. В эпоху Чжоу насчитывалось 3000 различных преступлений. Среди них государственные (мятеж, заговор), религиозные (шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личности (убийство, нанесение телесных повреждений), против собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, непроявление мужества воином). Как преступления рассматривались отказ от уплаты налога, пьянство, которое влекло за собой смертную казнь. Длительное время в Китае существовала кровная месть. В условиях обострения классовой борьбы этот обычай вытесняют система телесных наказаний, и широкое применение смертной казни, осуществляемой непосредственно органами государственной власти. Виды наказаний в различные периоды незначительно отличались от друга. В Иньском государстве применялось битье палками, поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, закапывание живым в землю, отрубание руки, ноги. В Уложении Му-вана (период Чжоу) выделены в основных наказаний: «мосин» (клеймо тушью на лице); «исин» (отрезание носа); «фэйсин» (отрезание ног); «чужин» (кастрация для мужчин и превращение рабынь-затворниц для женщин); «данисин» (отрубание головы). Кроме перечисленных, в кодексе указаны битье палками, удары плетью, отрезание ушей и др. От наказания можно было откупиться Древнекитайское право - основа дальневосточного. Согласно дальневосточной традиции, общественные отношения являются частью естественного порядка. Это мнение, которое можно найти в учении конфуцианства, помогает понять, почему на Дальнем Востоке так мало значения придают праву и разрешению споров в судах. Очевидно, что конфуцианство не могло быть очень расположенным к нормам права или к их принудительному исполнению в судах. Так как всякое право предусматривает простую и упорядоченную схематизацию и формализацию отношений в жизни, оно не учитывает всех многообразных факторов, связанных с социальным положением сторон. Еще меньше могло одобрить конфуцианство установление юридических прав посредством судебного решения. К отличительным критериям, на основе которых можно определить, к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему, принадлежит восприятие права как исключительно важного социального инструмента регулирования общественных отношений. В этом отношении страны Дальнего Востока принципиально отличаются от других правовых семей. В регион, который называют Дальним Востоком, входит много стран, и в каждой из них развивалась своя цивилизация. Эти цивилизации испытывали взаимное влияние, но за всю историю развита) из-за недостатка контактов оно не переросло в культурное единство подобное тому, которое возникло в Западной Европе. Китайская и индийская цивилизации оказали особенно существенное влияние на другие дальневосточные цивилизаци |