Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ИЗУЧЕНИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА.

  • ПК 1. Предмет, цели и задачи учебного курса новейшая история узбекистана


    Скачать 21.34 Kb.
    НазваниеПредмет, цели и задачи учебного курса новейшая история узбекистана
    Дата08.02.2022
    Размер21.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПК 1.docx
    ТипДокументы
    #355133

    ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА».

    Обретение Узбекистаном государственной независимости кардинально изменило положение в обществе, создало возможности для национального возрождения, развития духовности. Исключительно важное место в процессе возрождения и роста национального самосознания, чувства национальной гордости, занимает историческая память, восстановление объективной и правдивой истории родного края. 5 Узбекский народ имеет богатое историческое прошлое, страницы его истории неразрывно связаны с историей Средней Азии, территория которой по праву считается одним из древнейших центров человеческой цивилизации. История как наука является неотъемлемым элементом духовного развития человека, без нее невозможно человеческое самопознание. Однако в условиях колониализма и советского унитаризма историческое сознание народа деформировалось. Возможности исторического научного поиска были значительно сужены в силу господства классовых, идеологизированных подходов. История оказалась служанкой тоталитаризма, выполняющей функцию поддержки режима. Сегодня история Узбекистана переживает новое рождение. В условиях независимости исключительно важное место занимает процесс возрождения и роста национального самосознания и национальной гордости, историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа, родного края, территории государства. Время требует объективно и критически разобраться в историческом опыте прошлого, ибо в нем мы находим ответы на многие сложные вопросы современности. Понятие новейшей истории не имеет строгого значения, разделяемого всем профессиональным сообществом историков и других представителей общественных наук. Эта неопределѐнность связана со следующими причинами. Во-первых, понятие «новейшая история» исходит из известной периодизации всемирной истории, которая включает в себя следующие эпохи: древнейшую (эпоха первобытного общества), древнюю (античность), средневековую (конец V–начало VI вв. – конец XV–начало XVI вв.), эпоху Нового времени (конец XV–начало XVI вв. – 1917-1918 гг.). После Нового времени наступает Новейшее время, или новейшая история. Периодизация, основанная на временных параметрах (древнейший, древний, новый и т.д.), оставляет открытым вопрос: какая эпоха наступит после новейшей истории, или последняя будет продолжаться вечно? Таким образом, если понятия античности или средневековья имеют фиксированные рамки, то содержание новейшей истории носит по отношению к странам и регионам мира. Во-вторых, нет единого понимания по содержанию понятия «новейшая история». Иногда она понимается узко – как история ныне живущего поколения, в других определениях – это современная эпоха в широком смысле слова, содержание которой носит переломный, исторически-значимый характер. Можно говорить о новейшей истории в развитии человечества, региона или отдельного государства. Но непонятны границы новейшей истории. Будет ли современная история считаться «новейшей» через 100 или 200 лет? Вопрос о содержании новейшей истории неразрывно связан с вопросом: с какого исторического события или процесса берѐт своѐ начало новейшая история? Другой не менее значимый вопрос: о какой новейшей истории идѐт речь – человечества, региона, государства или народа? И совпадают ли временные границы и содержание новейшей истории человечества с новейшей истории отдельного государства? Таким образом, хотя понятие «новейшая история» направлено на то, чтобы отделить процессы, определяющие лицо современной жизни общества, от тех процессов, которые определяли его в предшествующие вехи, его содержание и объѐм не являются чѐтко фиксированными. Поэтому многие историки предпочитают говорить о современной истории, которая для ныне живущих поколений и является таковой. В таком случае новейшая история становится синонимом современной истории. С обретением независимости Узбекистан получил возможность восстановить свою правдивую историю. В советское время многие исторические события, деятельность исторических личностей искажались, анализировались через призму классового 6 идеологизированного подхода; многие имена были забыты. Для написания правдивой истории сначала надо определить целостную концепцию, т.е. программу исследований, выделить научные методы изучения, поставить конкретные задачи, вопросы на которые необходимо найти ответы. Это начало сложной и длительной работы. Далее в связи с требованиями времени необходимо пересмотреть деятельность института истории, археологии, Востоковедения при академии наук РУз, подойти критически к деятельности историков, ученых, оказать им материальную помощь. Учебные заведения необходимо укомплектовать исторической литературой. Создание научной правдивой истории должно стать актуальной задачей для широкой общественности. Первый Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов говорил, что задача историков – воссоздание правдивой истории, т.к. знание истории помогает строить будущее. Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзияев отметил необходимость глубокого изучения древней и богатой истории нашей страны, активизации научно-исследовательской работы в этом направлении. Необходимость изучения истории отечества показывает и тот факт, что по инициативе Президента Ш.Мирзияева был открыт телеканал «История Узбекистана». «Мы должны уделять особое внимание доведению до молодого поколения бесценного наследия наших великих ученых, поэтов и писателей, мыслителей и богословов, подвигов отважных полководцев, укреплению у наших детей патриотизма и национальной гордости. С этой целью необходимо организовать телеканал «История Узбекистана» в составе Национальной телерадиокомпании с привлечением к подготовке программ научной общественности и творческой интеллигенции», – сказал глава государства в своем интервью СМИ. Предмет изучения курса является: 1. Изучение богатого, поистине уникального прошлого нашего народа через призму важнейших исторических фактов, событий, явлений, процессов, вклада наших великих предков в сокровищницу мировой цивилизации, деятельности широких народных масс, их борьбы за прогресс и процветание Отечества, за свою свободу и независимость; 2. Анализ социально-политических, экономических и культурных аспектов исторического развития нашего региона с древнейших времен до наших дней в тесной взаимосвязи со всемирной историей. Цели дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками в целях приобретения следующих компетенций:  Способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп;  Способность к осознанию значения для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию;  Владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач. Задачи: Знать – закономерности исторического развития, факторы и механизмы исторических изменений, историческую обусловленность современного развития общества; закономерности, основные процессы и явления, характеризующие целостность отечественного и всемирного исторического процесса; основные концептуальные подходы к изучению исторического курса; ключевые научные концепции и основные этапы развития историографии истории Узбекистана.  Уметь – устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, сопоставлять и анализировать исторические события; формировать целостное восприятие исторического пространства; анализировать историческую информацию; выявлять ключевые моменты дискуссий по истории отечественной исторической науки.  Владеть – навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанными на уважении к историческому наследию и культурным традициям; навыками исторического анализа, толерантного восприятия социальных и культурных различий; способами логического анализа, навыками систематизации учебного материала. 7 Исходя из того, что историю одного государства нельзя правильно понять вне связи с мировыми историческими процессами, задачей курса является изучение новейшей истории Узбекистана во взаимосвязи с процессами, происходившими как в близлежащих регионах, так и во всем мире.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ИЗУЧЕНИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА.

    «История» (с греч. «рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано»)- 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Для установления закономерностей исторического развития исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин (археография, палеография, дипломатика, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия). Теоретико-методологические сложности в периодизации мировой истории привели к тому, что в ряде государств, наряду с формальным использованием определѐнных схем, стали разрабатываться и локальные, национальные периодизации истории этих стран. В Корее, Малайзии, Японии периодизация основана на династийно-государственном подходе, который находит отклик и среди ряда историков Узбекистана. Однако они опускают их социально-экономическую и политическую природу, не уточняя эту природу, национальные схемы трудно синхронизировать с мировыми процессами и стадиями всемирной истории. Таким образом, вопрос периодизации истории Узбекистана и еѐ синхронизации с всемирной историей по-прежнему требует своего решения. Отечественным историкам ещѐ предстоит ответить на этот вопрос, чтобы обоснованно сформулировать научные подходы к понятию, содержанию и временным рамкам новейшей истории Узбекистана. Периодизация новейшей истории Узбекистана напрямую связана с определением предмета этой дисциплины. Большинство отечественных историков новейшую историю Узбекистана связывают с образованием Республики Узбекистан. Все ее этапы относятся к преобразованиям переходного периода. Вполне возможно, что в последующем, когда пройдѐт более значительный период времени, они будут подэтапами внутри одного крупного этапа (переходного периода). Изучение истории Узбекистана базируется на соответствующих научно- теоретических и методологических основах: 1) Научность и объективность. 2) Историзм. 3) Альтернативный подход к изучению истории Узбекистана. 4) Гуманизм. 5) Патриотизм. 6) Национальная независимость. Методологическими и научно-теоретическими основами изучения новейшей истории Узбекистана являются: диалектический подход к явлениям общественной жизни, принципы объективности, историзма, научности, предопределяющие изучение всей совокупности процессов и фактов. Непреходящее значение в изучении истории имеют общечеловеческие ценности, гуманизм, патриотизм, принципы идеологии национальной независимости. Важное значение при этом имеет учет национальных ценностей, народных традиций и обычаев, религиозных убеждений. У любой науки есть свой метод изучения. Методологией называется подход к изучению и анализу научного метода познания. Методологическим принципом называют те правила, которые не нарушаются при изучении исторических фактов. При изучении Всеобщей истории, а также истории Узбекистана существует два основополагающих методологических принципа – это принцип историзма и принцип социального подхода. 8 1. Принцип историзма означает, что анализ фактов и явлений истории рассматриваются следующим образом: • исторически, т.е. в развитии от понимания стратегических путей строительства будущего. Историческое явления необходимо рассматривать только в той эпохе, к которой оно относится. Нельзя выводы из одного времени в истории переносить в другое, т.к. каждое историческое время имеет свои особенности. • анализ исторических фактов необходимо рассматривать во взаимосвязи с тем, что одновременно и параллельно происходит во всем мире, т.к. человеческое общество является системным понятием. Изменения, происходящие в мире, отражаются в различных государствах. • при анализе и изучении исторических фактов и событий их правильность подтверждает лишь конкретный исторический опыт. 2. Принцип социального похода подразумевает переход подхода к истории от советской призмы классовых интересов к призме общечеловеческих интересов, т.е. с точки зрения гуманности. При изучении новейшей истории Узбекистана одной из составляющих теоретикометодологических основ является выбор подхода к анализу исторических фактов и явлений. В различные исторические периоды человеческое общество накопило следующие подходы к изучению истории: 1. Агностический, который утверждает, что изучить историческую сущность и деятельность человека невозможно с помощью исторических событий. 2. Мифологический или религиозно-теологический. 3. Гуманистический основывается на ценности человека как личности. 4. Формационный (с лат. – тип, образование), при котором рассматриваются общественно-экономические формации, характеризующиеся свойственными им социальноэкономическими отношениями, способами производства. Это первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и другие. 5. Цивилизационный подход (зародился в 18 веке), с помощью которого легче выявляются закономерности исторического развития. Первые два подхода исторически себя изжили; три последних подхода необходимо синтезировать, они должны взаимно дополнять друг друга при изучении истории. Большое значение в теоретико-методологическом плане имеет цивилизация – относительно цельная система общественно - государственных связей и отношений, которая существует в конкретном времени и пространстве и обладает устойчивыми особенностями. Необходимо также определить объективный критерий оценки исторических событий: рассматривать их по промежуточным и конечным результатам, которые изучаются при их соответствии коренным национально государственным интересам общества (в частности Средней Азии). Это: • Территориальная целостность, ее интересы. • Реальный, а не формальный суверенитет • Динамичное социально-экономическое развитие. • Духовно-нравственное совершенствование народа. • Уважение и соблюдение национальных прав других государств и народов. Благодаря всем положениям можно выбрать правильный подход к анализу изучаемых исторических фактов и сделать необходимые выводы. Также необходимо знать, что История Узбекистана является частью Всеобщей истории, у них общие теоретико-методологические основы изучения. Восстановление и сохранение национального прошлого, определение его места и роли во всемирной истории, вклада в мировую цивилизацию требует глубоких знаний истории общества. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда он не будет иметь будущего. Курс Новейшей истории Узбекистана призван выполнять ряд функций: 9 Познавательная, интеллектуально-развивающая состоит в самом изучении исторического пути народа и в объективно-истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю Республики Узбекистан; Мировоззренческая функция. Изучение истории непосредственно влияет на формирование мировоззрения личности. Мировоззрение - взгляды на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. Одним из важных мировоззренческих аспектов изучения истории является формирование историзма мышления. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Воспитательная функция состоит в том, что объективное освещение исторических процессов и их изучение с позиций современности, исторический опыт, преемственность традиций – все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения. История сама становится подлинным воспитателем народа. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своей Родины и своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества - патриотизм, любовь к Родине, своему народу, его прошлому. Оно позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории как честь, долг перед обществом, а также видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Практически-политическая функция. Сущность ее состоит в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный курс развития общества, избегать субъективных решений. Методы исследования новейшей истории Узбекистана. В своей практической и познавательной деятельности человек не мог не задумываться над тем, посредством каких путей, приѐмов и способов он достигает тех или иных результатов. Важнейшее место в жизни человека занимают различные методы, понимаемые в самом широком смысле как совокупность обобщѐнных приѐмов, способов и принципов, применяемых для решения различного рода задач (житейских, теоретических, педагогических, технических и др.). Простейшие методические схемы возникли на самой заре человечества как приѐмы практической деятельности. На определѐнном этапе возникают методы познания, позднее – методы научного познания. По мере их систематизации, осмысления их роли, эффективности и границах применения возникает методология научного познания – система принципов и способов организации и построения научной познавательной деятельности, а также учение об этой системе. По сфере общности в научной литературе различают частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы. К последним относят философию. В исторической науке используются как всеобщие, так и общенаучные методы познания, а также собственно методы исторического исследования, которые могут быть как общеисторическими, так и специализированными. Общенаучными методами исследования являются индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, классификация, анализ, синтез, метод математического моделирования, комплексный и системный подходы и др. Если говорить о методах исторического исследования, то к ним относят историкогенетический, историко-сравнительный и историко-типологический методы. Историкогенетический метод направлен на выявление исторической динамики, последовательности протекания исторических процессов и явлений, их причинно-следственной связи. В основе этого метода лежит аналогия, где сравнение исторических явлений и процессов может происходить с точки зрения: 1= временной или вертикальной шкалы (диахронный подход); 2= с точки зрения пространственного или горизонтального сопоставления (синхронный подход). 10 В основе историко-типологического метода лежит типологизация, когда те или иные исторические явления и процессы делятся на определѐнные типы на основе общих существенных свойств. Наряду с этими общими методами исторического исследования существуют методы, используемые в специализированных областях исторического знания – в археологии, источниковедении, историографии и т.д.


    написать администратору сайта