Главная страница

философия 1 лекция. Предмет и функции философии


Скачать 19.8 Kb.
НазваниеПредмет и функции философии
Дата09.09.2018
Размер19.8 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафилософия 1 лекция.docx
ТипДокументы
#50157

ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Предмет философии, место и роль философии в системе культуры.

Философия - теоретически разработанное мировоззрение, представляющее собой систему общих теоретических взглядов на сущность человека, мира и многообразие форм их взаимодействия.

Предметом философии является многообразие форм отношений человека и мира.

Философия не может быть рассмотрена в отрыве от культурного фона, на котором она существует. В то же время, философия в какой-то мере противопоставляет себя ей. Она находится в состоянии динамического взаимодействия со своим культурным пространством. Философия, наряду с другими факторами, участвует в формировании культурногоиространства, находясь под воздействием культуры сама.

Структура и функции философского знания.

Структура философского знания связана с систематикой философского знания:

1. Онтология - наука о бытии

2. Гносеология - теория познания

3. Аксеология - теория ценностей

4. Философская антропология - рассматривалась частично в курсе КСЕ. Рассматривает фундамент проблематики человека, что есть человек.

5. Социальная философия и философия истории

Функции философии:

* Мировоззренческая - практически любая философия влияет на формирование мировоззрения как отдельных людей, так и целых цивилизаций.

* Теоретико-познавательная состоит в том, что она создала пространство для развития науки. Отвоевала для науки поле деятельности.

* Методологические функция - создает методологические базу для науки, терминологию.

* Критическая - проверяет на прочность этот мир. Противопоставляет себя культуре, подвергает сомнению все вокруг. Однако, философия должна поддерживать культуру в текущем состоянии, чтобы она не сломалась

* Интегративная - помогает людям становиться частью этого мира, частью культуры, интегрироваться в окружающую среду.

* Ценностно-ориентационная - смысл жизни. Человек уже интегрировался, уже стал частью общества, система работает. Помогаю в постановке целей в жизни и мотиваторов для развития.

* Прогностическая определяет каким будет мир завтрашнего дня на основе рассмотрения тенденций настоящего. Задает вектор развития общества.

* Проекционная - философии не нужно создавать отдельные проекты, она нужна для помощи в оформлении и реализации. Легиьимизировать новые, нестандартные проекты пространства и культуры, развивать искусство. Здесь философия должна работать в тесном сотрудничестве с другими сферами, в первую очередь со сферой художественного творчества.

Понятие мировоззрения. Основные типы мировоззрения.

Кант определяет мировоззрение как миросозерцание в самом широком смысле слова, дословно наблюдение мира, данного в чувстве. Сейчас данное определение не используется, выведено более современное.

Мировоззрение - совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в этом мире, о его возможностях и способах превращения этих возможностей с действительность.

Структура мировоззрения:

1. Мироощущение - первичное пребывание человека в мире, уровень комфорта и дискомфорта, настроение, чувства, эмоции, переживания

2. Миропредставление - уровень рассудка, представление о своем месте в мире.

3. Миропонимание - совокупность понятий, система взаимосвязей понятий, символов выраженных в языке.

Мировоззрение бывает обыденного и теоретического типа.

Аспекты мировоззрения:

* Познавательный (когнитивный)

* Эмоциональный

* Нормативный

* Практика (проверка на истинность)

Первым, базовым историческим типом мировоззрения был миф. Это совокупность способов описания мира и сценариев деятельности людей.

Настоящие мифы никогда не были записаны в тексте. Единственные записанные мифы были задокументированы колонизаторами или захватчиками, с целью разобраться в местной культуре.

Несмотря на то, что каждый из исторических типов мировоззрения появлялся в определенное время, со временем он не исчезал, а видоизменялся сам и измерялся характер его воздействия человека и общество

В мифологическое сознании духовная и предметная реальность неотделимы друг от друга.

Соотнесение мифа и религии как формы мировоззрения.

В религии существуют четкие зафиксированные тексты, признанные каноническим. Есть специальный институт церкви, отсутствующий в мифологическом мировоззрении, который трактует эти тексты.

Основным отличием религии от мифа является более четкая институционализация религии.

Все мифы политеистичны.

Религия - фундаментальная форма мировоззрения. Возникшая впоследствии наука позаимствовала от религии строгость и системность.

Индийская философия

Ведический период

Школы индийской философии:

1. Астика - признавали авторитет вед и религиозных максим, которые были сформированы на тот момент (миманса, веданса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика)

2. Настика - бунтари, не признавали авторитет вед (чарвака, буддизм, джайнизм)

Риг-веда, яджур-веда, адхарма-веда, сама-веда - четыре основные веды.

Риг-веда - гимны и песни, обращенные к отдельным богам - Индре, Варуне и Агне в первую очередь. Это прославление, модель властного подчинения.

Человек не воспринимает себя как субъект, как индивида. Он - часть варны. Дух и тело полностью разделены, тело - всего лишь тюрьма души.

Радха Кришнан, "Древне-индийская философия", неплохой учебник Древне-индийская философии, написанный для европейцев и адаптированный под Европу.

Буддизм - учение о человеке. Делится на 2 части:

* Маха-яна (большая колесница). Доступно простому человеку, то, что мы видим в буддизме как в религии.

* Хина-яна (малая колесница). Путь ботхи сат, просветленных, которые ведут за собой людей. Путь отшельничества, нельзя исповедовать, находясь в рамках обыденного сознания и живя обычной жизнью.

Философия древнего Китая

Период предфилософии (книга Ши-цзин)

Классический период философии:

* Конфуций (551-479гг до н.э.)

> Почитание

> Ритуал - выход за пределы своей ограниченной субъектности, переход в высшее состояние. Совместное действие, которое объединяет индивидов.

* Лао-Цзы

> Дао - путь преобразования самого себя. Не индивидуальный, но общий поток. Ваш путь растворяется в дао и вы не можете ему противоречить. Любая попытка проявить себя обернется болью.

> Дэ - долг, служение. То, как делать надо.

> Увэй - молчаливое принятие пути.

* Легизм (школа законников)

Древнегреческая философия

Предпосылки возникновения философии Древней Греции

Первой школой греческой философией стала Милетская (ионийская школа) в полисе Милете. Оттуда Фаллес Милетский (середина 7 - середина 6 века до н.э). Он не был греком, а происходил из финикийцев. Предсказал солнечное затмение 585г до н.э, обладал обширными знаниями, путешествовал.

Все полно богов

Бог - то, у чего нет ни начала ни конца

Много слов не выражают мудрую мысль, ищи одну мудрость, выбиай одно благо. Так ты заткнешь бесконечные языки болтунов

Старше всех вещей - бог, ибо он не рожден

Прекраснее всего космос, ибо он рожден Богом

Быстрее всего мысль, ибо она движется без остановки

Сильнее всего необходимость, ибо она одолевает всех

Смерть ничем не отличается от жизни

Аркхе - первоначально, первичная субстанция. Из нее состоит все в мире. Все процессы, происходящие в мире, можно объяснить на примере воды: тел живет на основе влаги, умирание есть высыхание.

Аргументации - ноль.

Оноксемандр - отец диалектики.

Апейрон

Аноксимандр

Эмпидок

Классический период

Сократ, Платон, Аристотель.

Сократ - от понимания к добродетели. Родоначальник майевтики, совершил поворот от природы к сознанию. Норм жид в обществе, не был маргиналов до определённого времени. В один прекрасный момент стал софистом и начал учить людей мудрости, вследствие чего обрел кучу недругов.

Человеческая добродетель есть состояние ума.

Главных три:

* умеренность - знание как обуздывать страсти

* храбрость - знание как преодолеть опасность

* справедливость - знание как соблюдать законы

Хорошо относился к институту рабствая был аристократом.

Зло творится по незнанию добра. Зло не рассматривалось как самостоятельная категория.

Совершил поворот от природы к человеческому сознанию - считал что изучение природы пустая трата времени. Изучать нужно то, что нам подвластно, значит самих себя.

Платон - ученик Сократа. Подлинное имя - Аристокл, псевдоним взял во время участия олимпийских играх. Буквально плато - широкий.

Разделил бытие на мир идей имир вещей. Мир вещей постигается органами чувств, мы в нем живем. Мир идей (эйдосов) - обращение.

Агафон - благо, идея, предшествующая всем остальным. В абсолюте своем оно непостижимо, но человек может уловить отголоски блага в истине, добре и красоте. Душа воспринимает идеи в чистом виде, истинное познание чего-либо - припоминание.

Аристотель - разработал формальную логику (см. 1 семестр 1 курса). Концепция субъектов и предикатов, со временем предикаты стали не обязательными. Частично соглашается с Платоном, но не считает что эйдос есть у всего. Вывел 4 первоначала:

* Юле - материя, некая глыба из которой все возникает

* Морфе - форма

* Тотиати - то, откуда берется, происходит. Сила, которая формирует.

*

Школа киников

Антисфен - отрицал традиционную религию государства, утверждал что мудрец - гражданин мира, а не полиса. Он принадлежит миру, а мир принадлежит ему. Отрицал право частной собственности, институты рабства и брака. Человек должен стать агностиком и аскетом, потребности свести к минимуму. Отказ от любой собственности и семьи, дети принадлежат обществу. Стыд не нужен.

Эпикур - срывай день, живи одним днем (утрировано). Считал что нужно сочетать эвдемонизм и гедонизм. Умеренность в наслаждении. Позднее придумали понятие эпикурейский символ веры.

Стоики - Сенека, Марк Аврелий

Апологетика - установил значение и отстаивает свою позицию

Апатристика

Схоластика

Юстим Мученик - выступал против античной философии, принял смерть за веру. Считал что подлинная философия ведет к единому богу. Вера превыше разума. Верю чтобы понимать, понимание без веры ущербно.


написать администратору сайта