Работа. Предмет и методы теории государства и права
Скачать 201.05 Kb.
|
Предмет и методы теории государства и права. Теория государства и права (ТГП) — это политико-юридическая, общетеоретическая общественная наука, предст собой совок (а) знаний, гипотез, догадок, (б) методик познания и (в) деятельности ученых по изучению общих черт и закономерностей развития гос-прав явлений, их связей с иными явлениями мира. 1) В первую очередь, это право (позитивное, естественное) и ряд связанных с ним правовых явлений (правосознание, правотворчество, реализация права). Это общий объект исследования юр наук. Поэтому ТГП юридическая наука. 2) Государство как явление, определяющее право. 3) Общество, в котором существуют право и гос, частью которого они являются. На этом основании ТГП считают общественной (гуманитарной) наукой. Предмет ТГП - то стороны права, гос-ва, общества, имеет сложную структуру. 1) Наиболее общие черты таких объектов, как: а) право и гос в целом: сущность и форма, типы, их функции и принципы; б) правовые явления в целом: правосознание, система права, нормы права, правоотношения, реализация права, правонарушения, юридическая ответ-ть и весь механизм правового регулирования. 2) Наиболее общие связи права с гос-вом и др обществ явлениями (экономикой, политической системой, духовным миром): влияние их на право и обратное воздействие. 3) Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционир-я, возможного отмирания государства и права. 4) Особенности общих черт отечественного ГиП (их возникновение, этапы развития, сущность и форма на различ этапах), хар-р прав культуры, законности. 5) Основные понятия, используемые в юр науках. 6) Методы, применяемые при изучении (наука является методологической) Метод ТГП – система принципов, способов, приемов науч деят-ти, посредством кот осущ процесс получения объектив знаний о сущ-ти и значении г-п явлений. Виды методов: 1) всеобщие, выраж наиб универс принципы мышления (диалект, метафизика); 2) общенауч, исп в различ обл науч познания и независ от отрасл специф науки: а) общефилософские, исп в теч всего процесса познания (метафиз, диалектика); б) исторический – г-п явл-я объясн историч традициями, культурой, общ развит; в) функциональный – выяснение развития г-п явлений, их взаимод, функций; г) логический – метод, основ на использ: – анализа – раздел объекта на части; – синтеза – соедин в единое целое ранее раздел частей; – индукции – получения знаний «от частного к общему»; – дедукции – «от общего к частному»; – системности – исследования г-п явлений как систем; 3) частнонаучные, направ на изучение особенностей предмета познания: а) формально—юридический. Позволяет познать стр-у ГиП, их развитие и функционир на основании политич и прав понятий; б) конкретно—социологический. Оценивает гос управление и прав регулир-е посредством анализа инф, полученной при анкетировании, опросе и т. п.; в) сравнительный. Способствует выявлению особ-тей г-п явлений на основе сопостав с аналогич явлениями, но только в др отраслях, регионах или странах; г) социально—правовой эксперимент. Позволяет эксперимент проверить использ на практике науч гипотез и предлож-й и вкл в себя методы: – статистический. Основан на колич способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития г-п явлений; – моделирования. Г-п явления изуч на их моделях, т. е. путем мыслит, идеального воспроизведения исследуемых объектов; – синергетики. Явл-ся необх для устан закономер самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д. Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе. Период до образования первых государств именуют первобытным обществом. Это был самый длительный по времени этап истории человечества. Благодаря достижениям археологии, современные ученые смогли составить общее представление о жизни первобытных людей. Юридическая наука, опираясь на данные археологии, выделяет в развитии первобытного общества два периода: этап присваивающей и этап производящей экономики. В условиях присваивающей экономики люди жили родами численностью 20-30 человек, объединенных кровным или предполагаемым родством. Источником пропитания служили собирательство, охота и рыболовство. Роды объединялись во фратрии. Для объединения сил в борьбе с природой или для защиты от нападений, фратрии объединялись в племена (союзы племен). Первобытная организация знала лишь половозрастное разделение труда. Главными задачами общества были выживание и воспроизводство. Основными институтами власти в этот период были старейшины (совет старейшин), вожди, собрание взрослых членов общины, жрецы. Власть, существовавшая в первобытном обществе, обладала следующими главными чертами: 1) Базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть личный, а не территориальный союз. 2) Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (субъект и объект власти здесь совпадали). В обществе не было специально выделенного аппарата управления: производительный труд сочетался с управленческим. При этом лица, выполнявшие властные функции, избирались на определенный срок из числа самых уважаемых членов рода и не обладали какими-либо привилегиями. 3) Общественная власть была основана на материальном и социальном равенстве всех членов рода, потому опиралась не на принуждение, а на авторитет, уважение, традиции рода. Принуждение, применяемое к отдельным членам, исходило от всего рода и поддерживалось им. Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания и распределения пищи, сохраняли брачно-семейные отношения, устанавливали порядок разрешения споров между членами общины. В отечественной науке регулятор этого периода принято именовать мононормами – единые, общие для всех правила поведения. Не существовало различия на моральные, религиозные нормы, поскольку первобытный человек воспринимал правила поведения в виде единой нормы, не разграничивая прав и обязанностей. Основной формой существования норм были запреты (табу). Наиболее значимыми были запрет на кровосмешение (инцест), на нарушение разделений функций в общине. Особое место занимала тотемная система, то есть объявление какого-либо растения или животного священным, по причине его «родства» с племенем. Это налагало запрет на употребление такого животного (растения) в пищу жителями этого племени. Таким образом, тотемная система имела экологическое значение, выступала аналогом современной «Красной книги». Кроме запретов имело место позитивное обязывание, которое имело целью рациональную организацию строительства жилищ, изготовление орудий труда, приготовление пищи. Социальные нормы существовали в разнообразных формах – мифах, ритуалах, обычаях, обрядах. Этот интерес собирал силы в обществе, для того чтобы противостоять стихии, различным опасностям. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук. Функции теории государства и права как науки. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, условно можно подразделить на три большие группы: технические (например, механика); естественные (например, физиология); гуманитарные (общественные). Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. К ним, в частности, относятся: • теория государства и права; • историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); • отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и т.п. право); • прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика). В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Система юридических наук: 1. Общетеоретические науки (ТГП, философия права, социология права) исследуют наиболее общие закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, теоретических представлений о сущности государства и права, методологии познания правовой реальности. 2. Историко-правовые науки (история ТГП, история ТГП зарубежных стран, римское право, история правовых учений) исследуют закономерности формирования и функционирования различных государственно-правовых систем как изменяющиеся в процессе общественно-исторического развития явления. 3. Отраслевые юридические науки (конституционное право, гражданское право, административное право, гражданско-процессуальное право, уголовное право), изучают обособленные группы юридически значимых отношений, сложившихся в данном обществе на современном этапе его развития и урегулированных действующими источниками права. 4. Межотраслевые юридические науки (хозяйственное право, прокурорский надзор, криминология), исследуют однородные общественные отношения, возникающие в сфере правового воздействия различных отраслей права. 5. Международное право (МПП, МЧП, конституционное право зарубежных стран) рассматривают специфику формирования и функционирования государственных институтов, особенности структуры и содержания механизмов правового воздействия применительно к иностранным государствам. 6. Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная психология, судебная статистика) исследуют юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не имеющих непосредственно юридического значения, в связи с этим данные науки требуют специальных познаний в неюридических областях, которые имеют значение для разрешения юридических отношений. Связь теории государства и права с остальными юридическими науками носит двусторонний, взаимный характер. ТГП является базисом, т.е. дает информацию о сущности и содержании основных юридических терминов, от остальных же наук ТГП получает эмпирический материал, при помощи которого подтверждаются или опровергаются те или иные теоретические модели. Предпосылки появления государства. Вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Плюрализм мнений во многом обусловлен объективными причинами возникновения государств. Ученые выделяют самые разнообразные предпосылки и факторы, оказавшие влияние на разложение первобытного общества и зарождение государственности у конкретных народов (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические и др.). Кроме того, имеются существенные различия между возникновением государств на Востоке, где распространение получил «азиатский способ производства», и Античными государствами (Афины, Рим). Вместе с тем, теория государства и права на основе современных научных данных формулирует определенные общие закономерности разложения первобытного общества и появления первых государств. Во второй половине ХIХ века К. Марксом и Ф. Энгельсом была создана вполне научная и адекватная тому времени концепция происхождения государства. В основе представлений ученых лежала эволюционная картина развития истории. В рамках материалистической концепции было обосновано значение таких факторов, как освоение железа, совершенствование орудий труда, три крупных общественных разделения труда, появление прибавочного продукта и частной собственности. Однако в середине ХХ века появился новый подход к периодизации первобытного общества, в основу которого положено представление о неолитической революции как главном рубеже развития первобытного общества. Неолитическая революция – это принципиальный, качественный переворот, который произошел во всех сферах первобытного общества. Вопрос о причинах перехода от присваивающей к производящей экономике до сих пор остается дискуссионным. Наиболее распространенная позиция заключается в предположении о возможной экологической катастрофе, приведшей к изменению климата на Земле. Наступившее похолодание привело к вымиранию мегафауны (мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей и т.д.), бывшей основным источником пропитания для людей. В сложившихся условиях человек нашел альтернативный способ получения пропитания, который буквально изменил весь строй жизни первобытного общества. На основе таких представлений сформировалась современная концепция происхождения государства - кризисная (потестарная) концепция происхождения государства. Возникновение государств стало закономерным следствием процесса перехода общества от собирательства, охоты, рыболовства, то есть от присваивающего хозяйства к производящей экономике – скотоводству и плужному земледелию. По данным археологии и этнографии, этот процесс начался 10-15 тыс. лет назад и продолжался у разных народов несколько тысячелетий. Производящая экономика позволила создавать прибавочный продукт, и это, в свою очередь, привело к появлению первичных форм собственности, социальному расслоению. Последовавшие три крупных общественных разделения труда и накопление опыта также привели к росту производительности труда и способствовали росту дополнительного (прибавочного) продукта. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, не участвующей непосредственно в материальном производстве и специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций (управленцев). Вследствие этого сложилась ситуация, когда люди, участвовавшие в материальном производстве, были лишены возможности участвовать в распределении материальных благ. Следовательно, в результате ряда экономических преобразований власть первобытного общества перестала эффективно выполнять свои функции и произошла ее трансформация во власть публичную, политическую. Трансформация власти означала окончательное разложение первобытного общества. Однако решающее влияние на завершение процесса образования государств, в каждом конкретном случае, оказывал также ряд других факторов. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и др. Теологическая теория происхождения государства – одна из древнейших теорий. Многие религиозные (и не только) деятели разных времен и народов были и продолжают оставаться ее представителями. Суть теории в момент ее зарождения была в очевидной для исследователей того времени сверхъестественной, мистической непознаваемой с помощью имеющихся на то время инструментов познания силе природных явлений и общих закономерностей, не выводимых из наличного опыта ученых и имеющихся жизненных традиций. Можно сказать, что и современные сторонники теологической теории являются представителями данного мировоззрения. Основу научной, базирующейся на формальной логике Аристотеля теологической концепции заложил доминиканский монах XIII века Фома Аквинский. Он разделил законы на божественные и человеческие. Божественные определяют пути «достижения небесного блаженства». Человеческие законы определяют порядок общественной жизни. Таким образом, государство является результатом «божественного промысла». Фома различает следующие формы государственной власти: монархию, аристократию, олигархию и тиранию. Высшая форма – монархия. Современным последователем учения Фомы Аквинского является Жан Маритен - ученый - теолог неотомистской школы. 2. Патриархальная теория изложена в трудах Платона «Государство» и его ученика Аристотеля «Политика» в IV – III веках до нашей эры. В XVII веке патриархальная теория разрабатывалась Робертом Фильмером. В России сторонником этой теории был Николай Михайловский. Суть теории состоит в том, что увеличение числа семей и их объединения приводят к образованию государства. Государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Авторами договорной теории считают Гуго Гроция – голландского ученого и английских авторов Томаса Гоббса и Джона Локка. ( XVII – XVIII вв.) У данной теории множество последователей. Наиболее известными для нас являются Жан Жак Руссо и Александр Радищев. В настоящее время договорная теория, сочетаемая с теорией естественного права, является теоретическим основанием концепции правового государства. В основе данной теории положение о том, что государству предшествует «естественное состояние человека», в котором люди являются равными друг другу. Развитие человеческой цивилизации создает неравенство и вытекающие из этого конфликты. По мнению всех сторонников данной теории, чтобы избежать конфликтов люди должны были заключить договор «всех со всеми». Ограничивая свою свободу через договор, они устанавливали мир между собой. Право ограничивать свободу было передано государству. Общественный договор правящих с подвластными утверждал определенные права и обязанности сторон. Так, обязанные ограничивать свои права подвластные имели право требовать от правящих поддержания необходимого уровня благосостояния. Правящие, обладая правом ограничивать свободу, были обязаны обеспечивать этот уровень. В случае отказа власти от этой обязанности подвластные получают право на восстание. Для своего времени данная теория была революционной и стала идеологической базой нидерландской, английской, французской революций XVII – XVIII веков. Эта теория свободна от религиозного представления о характере государства и власти. Теория насилия. В ее основе две концепции. Первая - теория внешнего насилия. Авторы австрийские ученые XIX века Карл Каутский и Людвиг Гумплович. Они полагали, что государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Необходимость применения насилия существует постоянно. Таким образом, возникновение государства является следствием принципа: слабый подчиняется сильному. Вторая концепция – теория внутреннего насилия. Ее автор – немецкий ученый XIX века Евгений Дюринг. Он полагал, что без господства большинства над меньшинством не может возникнуть государство. Собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. Психологическая теория создана Леоном Петражицким в России в начале XX века. Главной ее частью является характеристика общества и государства в виде суммы психических взаимодействий людей и их объединений. Таким образом, общество и государство есть результат закономерностей психического развития человека, которые и являются предпосылками образования государства и права. Классовая (марксистская) теория разработана Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века. Позиции марксистской теории в вопросе происхождения государства наглядно, полно и понятно изложены в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Основой классовой теории является учение об общественно – экономической формации, основанной на определенном способе производства. Именно способ производства, по мнению марксистов, обусловливает все процессы общественной жизни людей. Производственные отношения являются основными, базисными отношениями, по отношению к которым государство, право являются надстроечными. Поэтому государство появляется в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, раскола общества на антагонистические (противоборствующие) классы. «Государство есть продукт общества на известной ступени развития», - утверждает Ф.Энгельс, «и является машиной для подавления угнетенного эксплуатируемого класса». Основная позиция марксизма по отношению к государству заключается в том, что государство возникает в результате классовой борьбы и прекращает свое существование с исчезновением классов. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства. Попытки дать определение понятия государства предпринимались неоднократно, начиная еще со времен Античности. Однако сам термин «государство» в его современном понимании вошел в обиход лишь в XVI в., до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ Никколо Макиавелли (1527 - 1569 гг.) первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества. Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объективными причинами – сложностью и исторической изменчивостью самого государства. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же государственно-правовые явления, анализируют самые разнообразные характеристики государства. Отсюда и невозможность сформулировать универсальное понятие государства. В этой связи на протяжении уже довольно длительного времени общепринятым является определение государства через перечисление и характеристику его признаков. Все государства, независимо от индивидуальных особенностей, обладают рядом черт, которые позволяют отличить их от догосударственных и негосударственных форм организации общества. К таким признакам относятся: 1) Наличие публичной политической власти, выделенной из общества и обладающей особым аппаратом управления и принуждения. 2) Наличие государственного суверенитета – верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами. 3) Территориальная организация населения – государственная власть осуществляется в пределах границ государства по территориальному, а не кровно-родственному или иному признаку. 4) Неразрывная связь государства с правом, общеобязательный характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловленность. 5) Наличие системы налогов и государственной казны. Существование налогов, с одной стороны, возможно лишь в условиях государства, поскольку присваивающая экономика не создает прибавочного продукта. С другой стороны – потребность в подобных средствах возникает с появлением специального аппарата управления, которого первобытное общество не знало, и на содержание которого они направлялись. В настоящее время средства государственной казны необходимы также для обеспечения всех направлений его разнообразной деятельности. Кроме названных, выделяют также дополнительные признаки государства: государственные символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, наличие армии и т.д. С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства. Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, осуществляющая с помощью специального аппарата в пределах своей территории управление обществом. Определить сущность явления - значит выявить то главное, глубинное в нем, что определяет его существование. В государстве главным является власть. В связи с этим для понимания сущности государства важно учитывать, с одной стороны, принадлежность политической власти в государстве (формальная сторона), а с другой – интересы, которым служит данная организация (содержательная сторона). Социальное назначение государства характеризует его предназначение в обществе. Оно, в свою очередь, во многом предопределяется сущностью государства. Другими словами, какова сущность, таковы цели, которые ставит перед собой государство. В идеале государство должно служить обществу, индивидам. Однако в действительности история знает периоды конфликтов и противостояний между обществом и государством. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы, их достоинства и недостатки. |