История государства и права зарубежных стран. Предмет, метод, периодизация игпзс
Скачать 72.49 Kb.
|
История государства и права зарубежных стран Предмет, метод, периодизация ИГПЗС. История государства и права зарубежных стран – наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развитие и функционирования государства и права зарубежных стран, рассматриваемые в хронологической последовательности и в конкретно-исторической обстановке. Предмет ИГПЗС – государство и право отдельных стран мира в процессе их возникновения и развития в определенных конкретно-исторических условиях, в хронологической последовательности, на основе выявления исторических закономерностей. ИГПЗС: – правовая дисциплина – изучает специфические социальные явления – право и государство; – историческая дисциплина – рассматривает историю возникновения и эволюции государств и их правовых систем; – общественная дисциплина – это подтверждает то, что государственно-правовая форма в тот или иной исторический период – отражение уровня социального развития, культуры, цивилизации, иных особенностей общества. Методы ИГПЗС – совокупность приемов, путей и способов, используемых при получении истинных знаний о процессах возникновения и эволюции государственно-правовых явлений. Методы, используемые ИГПЗС: 1) общенаучные методы: – синтез; – анализ; – дедукция; – индукция. 2) специальные научные методы: – сравнительный метод; – исторический метод; – прогностический; – логический. Принципы ИГПЗС: – системность; – комплексность; – объективность; – научность; – плюрализм. Значение ИГПЗС: дает возможность изучить историю создания и развития институтов государства и права, глубоко понять государственно-правовые реалии современности, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права. Периодизация истории государства и права зарубежных стран: I период – Государство и право Древних веков (IV тысячелетие до н.э. – V в.н.э.). II период – История государства и права Средних веков (V в. н.э. – XVII – XVIII вв.). III период – История государства и права Нового времени (XVII – XVIII вв. – начало XX в.). IV период – История государства и права новейшего времени (начало XX в. – по настоящее время). Каждый из этих периодов предоставляет собой историческую ступень в развитии государства и права. Формирование централизованного государства на Древнем Востоке. Термин «Древний Восток» применяется к условно большой географической зоне, включающей Египет, Междуречье, Китай и Индию. В древности здесь сложились благоприятные условия для появления первых государственных образований. К примеру, оптимальная экологическая среда, субтропический климат с жарким сухим летом и мягкой зимой. Бассейны рек (Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы) образуют районы с плодородной почвой. Необходимость коллективного освоения земель (консолидации усилий) привела к формированию надобщинных структур. В 4-3 вв. до н.э. древневосточные родоплеменные структуры уже трансформируются в протогосударства, возникшие как группы общинных поселений, объединённых вокруг царско-храмовых хозяйств. Административные функции в первых гос. Образованиях выполняли либо жрецы, либо племенные вожди. В последствии, чаще всего по воле сильнейшего, они объединялись в крупные централизованные государства во главе с обожествляемым монархом, наделённым авторитарной властью. Такие образования постепенно, путём заключения союзов или завоеваний, слаживались в большие относительно централизованные государства. По мере усложнения классовых и общенациональных задач государства, не встречая серьёзного противодействия со стороны населения, монархия постепенно приобрела форму деспотии. Совершенствование системы гос. управления и активная завоевательная политика неизбежно приводили к превращению древневосточных государств в империи. Характеристика законов Хаммурапи. Законы Хаммурапи — свод законов старовавилонского периода, который был создан во времена царя Хаммурапи в 1750х годах до нашей эры. Целью Законов Хаммурапи провозглашалось: «чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость». Вдовы и сироты особенно выделялись, так как они относились к категории наиболее уязвимых людей. Вдове и сироте труднее постоять за себя, они не имеют родственников. Кроме того, они переживают несправедливость и притеснение тяжелее других. В древневосточной деспотической монархии монарх рассматривался как мудрый, строгий, но справедливый отец, защитник слабых, обездоленных, вдов и сирот от внешних врагов, от произвола сильных людей - чиновников, знати, богачей. Характерными чертами законов Хаммурапи как раннего права являлись: 1. Неполнота - Законы Хаммурапи не содержали исчерпывающего изложения всех правовых норм, действовавших в Вавилонии. Например, они не устанавливали наказания за умышленное убийство. Эта неполнота объясняется тем, что основным источником права являлось обычное право. Законы Хаммурапи касались дел, которые не регулировались обычным правом, представляли интерес для власти и государства, разрешали те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой.2. Сравнительно невысокий уровень юридической техники. В Законах Хаммурапи содержались нормы права различных отраслей права, но не было деления права на отрасли и на статьи. Однако они имели свою логику изложения. Для удобства исследования современные ученые разделили текст Законов Хаммурапи на 282 статьи. Текст Законов Хаммурапи был высечен на каменном столбе высотой примерно 2 метра, который был обнаружен археологами в 1901 г. на территории современного юго-западного Ирана.3. Для Законов Хаммурапи характерна казуистическая форма изложения, формализм, связь с религией. На содержание Законов Хаммурапи оказала влияние религия. Так, в Законах Хаммурапи использовались такие доказательства как ордалии (божий суд), клятва, воздействующие не на разум, а на веру. В заключительной части Законов Хаммурапи провозглашалась божественная кара по отношению к нарушившему Законы Хаммурапи и гарантировалось процветание всех лиц, следующим им. Характеристика законов Ману. В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхарма-шастрах. "Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи (ХП-XIII вв.), Нараяны (XIV в.). Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (ХVП-ХУШ вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.); имеется и анонимный кашмирский комментарий, также, по-видимому, довольно поздний. Многочисленные манускрипты с текстом Законов Ману, сохранившиеся в Индии, отличаются единством - различия в них невелики. Источник написан на санскрите в виде стихов (шлок). Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману - мифический бог). Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн. Законы Ману были составлены во 2-1 в.в. до н.э. брахманами Древней Индии. Точная дата их появления неизвестна. В Европе Законы стали известны с конца 18в. с началом английского владычества в Индии. Ману - мифический прародитель человечества - первый человек. По легенде всевышний бог Брахма послал Ману на землю, чтобы навести порядок и законность. Предание приписывает Законам Ману божественное происхождение. Они представляют собой не только свод правовых правил, но и религиозных и гражданских норм, которыми должен руководствоваться в быту человек. Нет сомнений в том, что в систематизации данных Законов основную роль выполняли лица, знающие религиозные догматы и юриспруденции. Законодатель внес в этот свод правила поведения человека, взгляды философов, теологов, индийских правителей на управление, право, этику. Законы Ману - самый известный и самый комментированный источник древнеиндийского законодательства, вполне сопоставимый по уровню развития юридических и политических конструкций с образцами законодательных актов более позднего времени. В понимании индийцев это не просто правовой кодекс, а религиозные и гражданские правила, которыми должен руководствоваться человек в повседневной жизни. Написаны Законы в форме двустиший, чтобы облегчить их запоминание. Все 2 685 статей посвящены дхарме (судьбе). Понятие дхармы неоднозначно. Это и религиозные предписания, и мораль, и норма поведения. Дхарма описывает то, что мы называем правом. В то же время ее содержание выходит за пределы права. Дхарма основывается на идеях меры и гармонии, рассматривает личность во всех отношениях с окружающей действительностью и другими людьми. Она исходит из идеи долга, а не права. Главное в Законах Ману - закрепление существовавшего в Древней Индии варнового устройства. Указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяются назначение каждой варны, привилегии. Законы Ману устанавливали следующий порядок (ст. 145-146 гл.2): «Старшинство у брахманов зависит от знания, у кшатриев - от доблести, у вайшьев - от богатства, у шудр - от возраста. Человек является почтенным не потому, что у него седая голова: того, кто изучил Веды, боги считают почтенным, даже ели он юн». Структура Законов Ману: Глава 1 - Учение о происхождении общества, обоснование господствующего положения брахманов и др. Глава 2 - Правила жизни человека в период ученичества. Глава 3-5 - Правила повседневной жизни в свете религиозно-нравственных и других предписаний рекомендации для вступающих в брак, форма бракосочетания. Глава 6 - Религиозно-нравственные правила жизни отшельников. Глава 7 - О божественном происхождении царской власти и правилах должностного управления государством. Глава 8 - О судопроизводстве, обязательствах, имущественных отношениях и уголовном праве. Глава 9 - Положения о брачно-семейных отношениях, наследовании имущества и борьбе с воровством. Глава 10 - О потомстве от браков между представителями разных варн. Условия приобретения собственности. Главы 11-12 - О покаянии во искупление совершенных грехов. Описание посмертных воздаяний за дурные дела в земной жизни. Римское право. Римское право– право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации. Право в объективном смысле– совокупность правовых норм, в субъективном смысле– право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов(Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатусконсультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано собязанностями.2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых). Римское частное право регулировало: имущественные и некоторые неимущественные отношения; семейные отношения: порядок заключения брака, положение главы семьи, личные неимущественные и имущественные отношения в семье; отношения собственности, права на чужие вещи (сервитуты, залоговое право, эмфитевзис и суперфиций); обязательственные правоотношения, т. е. порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за неисполнение; наследование, т. е. переход имущества к другим лицам после смерти наследодателя. Для римского общества понятие частного права не совпадало с понятием гражданского права (ius civile), поскольку не все жители Рима были гражданами. Государство минимально вмешивалось в частное право. Основное место занимали условно-обязательные, управомочивающие, разрешающие нормы, т. е. нормы диспозитивные (восполняющие). Частное право могло изменяться и либо применяться, либо нет, было глубоко индивидуалистичным, что дало Генриху Гейне назвать его «библией эгоизма». Частное право, в отличие от публичного,– действительноправо, за редким исключением (например, обязанность принятия наследства при наличии отказа). Частное право – самая оформленная и законченная часть римского права. Раннефеодальное франкское государство. Франки представляли собой молодое этнополитическое образование германцев, которое было образовано из осколков целого ряда германских племен и народов под влиянием Римской империи. Франкские военные отряды весьма продолжительное время привлекались римской администрацией для охраны своих территорий от внешних вторжений. За франками был закреплен статус федератов. Началом образования Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 – 511 гг.). Именно при Хлодвиге, который стал властителем земель и повелителем единого королевства была написана Салическая правда (конец V – начало VI века). Становление государства франков происходило сравнительно быстро, чему способствовал целый ряд победоносных войн. По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. В истории франкского государства принято выделять два периода, связанных с царствованием определенной династии: - с конца V в. до VII в. – монархия Меровингов; - с VIII в. по IX в. – монархия Каролингов. В период правления династии Меровингов (457-751 гг.) у франков зарождаются феодальные отношения. Выделяются такие социальные группы, как служилая знать (приближенные короля), свободные франки (общинники), полусвободные (литы) и рабы. Идеологическое наступление христианской церкви, которая к тому времени еще не имела единой организации, а религиозная власть тесно переплеталась со светской властью, проявилась особенно ярко в ее властных притязаниях. В результате успешных завоевательных походов крупным собственником становится именно служилая знать, пополнение рядов которой происходило за счет галло-римской аристократии, перешедшей на службу к франкским королям. Рост крупного землевладения, сопровождающийся распрями землевладельцев, раздача королями земли и как следствие уменьшение королевского земельного фонда, сосредоточение власти в руках знати, захват знатью всех главных должностей, расширение полномочий майордома, а не короля, все это способствовало ослаблению династии Меровингов. Императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г. и правила до X века. Формирование государства франков началось практически заново и пошло другим политическим путем, несмотря на то, что основа королевского управления и двора была уже создана. Важнейшее влияние на характер складывающихся феодальных отношений как для франков, так и для будущей Франции в целом, оказала реформа Карла Мартелла (первая половина VIII в.). Реформа касалась в основном франкских владений, когда земельные пожалования королей военно-служилым слоям становились не исключительной их собственностью, а только лишь условной. Созданные данной реформой отношения впоследствии, после завоевания Англии нормандским герцогским домом, были перенесены и в Англию. Реформа привела к росту феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета – феодальной иерархической лестницы. Реформа Карла Мартелла привела к формированию большого, хорошо вооруженного конного рыцарского войска, состоявшего из держателей бенефиций, которые помогали и в борьбе с народными восстаниями. Характеристика и содержание Салической правды. С целью создания права осуществлялась письменная фиксация и древнегерманских обычаев. Многочисленные англосаксонские законы, скандинавские, исландские, датские правовые обычаи, по типу своей ранней систематизации можно отнести к варварским правдам. «Варварскими правдами» обычно именуют раннефеодальные юридические кодификации германских народов, сложившиеся под влиянием принципов римского права. В тот период времени существовало целое множество «Варварских правд», а именно – Вестготская, Бургундская, Аллеманская, Баварская, Рипуарская, Саксонская, Тюригнская, Лангобардские законы, а также другие правды нескольких мелких племенных союзов. Одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в начале VI века и делящаяся на титулы (главы). Ей, как, впрочем, и всем остальным Правдам, свойственен казуистичный характер и полное отсутствие общих и абстрактных понятий. Основное содержание Салической правды – перечень правонарушений и соответствующих им наказаний (главным образом штрафов). В ней также содержатся нормы семейного, наследственного, уголовного права, а также описание судебного процесса. Неразвитостью товарно-денежных отношений и частной собственности объясняется слабое описание обязательственных отношений в Салической правде. Упоминаются такие виды сделок как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. В общих чертах описаны и брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом, а информация о расторжении брака вообще отсутствует. Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию. Из числа наследников недвижимости женщины исключались, земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме. Различно применительно к движимому и недвижимому имуществу осуществлялось наследование по закону. Определения преступления Салическая правда не дает. Салическая правда выделяет четыре группы преступлений: преступления против личности; преступления против собственности, преступления против порядка отправления правосудия, нарушение предписаний короля. Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства к краже или убийству. Судебный процесс носил состязательный характер. Он был гласным, устным, формальным. В одинаковых формах осуществлялось гражданское и уголовное судопроизводство. Салическая правда была достаточно оригинальным историко-правовым документом. Она не находилась под влиянием христианской церкви, поскольку в период ее создания христианство носило еще поверхностный характер. Сама салическая правда свидетельствует о значительной роли язычества в жизни франкского общества. |