Главная страница
Навигация по странице:

  • Объектом

  • Формирование человеческого общества. Основные этапы первобытнообщинного строя. Этногенез народов на территории России.

  • Славяне в древности: расселение и занятия.

  • зачет по ист. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. Метод


    Скачать 89.76 Kb.
    НазваниеПредметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса. Метод
    Дата03.05.2023
    Размер89.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазачет по ист.docx
    ТипДокументы
    #1104693
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. История – это наука, изучающая человеческое общество, во всем его многообразии. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем. Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

    Метод – способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата. История использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

    1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

    2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

    3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков.

    4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления.

    5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

    6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени.

    Под историческим источником в настоящее время понимается продукт культуры, результат деятельности человека. Это могут быть культурные объекты, произведения, вещи, документы.

    1. Формирование человеческого общества. Основные этапы первобытнообщинного строя. Этногенез народов на территории России.

    Около 3 млн. лет тому назад человек отделился от животного мира. Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени — более миллиона лет.Историко-материалистическая периодизация первобытной истории основана на эволюции производительных сил.В соответствии с этой схемой история человеческого общества делится на большие этапы в зависимости от материала, из которого изготовливались используемые человеком орудия труда:I Каменный век: 1. Палеолит (нижний 1500–100 тыс. лет назад, средний 100–40 тыс. лет до н.э., верхний 40–14 тыс. лет до н.э.) 2. Мезолит 12–8 тыс. лет до н.э.3. Неолит 8-5 тыс. лет до н.э.II Медный век 8-5 тыс. лет до н.э.III Бронзовый век — с конца III тысячелетия до н.э. — 1 тысячелетие до н.э.;IV Железный век — с 1 тысячелетия до н.э.История России уходит в глубокую древность. На территории нашей страны в древние времена проживали различные этносы и народы.Первые обитатели периода бронзового века – киммерийцы.С VII в. до н.э. началась греческая колонизация Северного и Восточного Причерноморья.Среди народов, населявших Причерноморские степи, особое место историки отводят скифам.К началу новой эры в Южной Руси появляются сарматы – непримиримые соперники скифов.Примерно в одно время с сарматами в Южнорусские степи из Прибалтики пришло германское племя готов.Массовое передвижение гуннов с востока на запад в IV в. н.э. дало толчок так называемому Великому переселению народов.Они кочевали между Волгой и Дунаем.В VI в. из Азии пришла новая волна кочевников – авары.Хазары приходят в VII в. также из Азии.Так последовательно в продолжение почти целого тысячелетия Азия посылала на Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники держались черноморских степей, не заходя на север, в лесные пространства. Восточные славяне в течение многих веков вели с кочевниками постоянные войны.

    1. Славяне в древности: расселение и занятия.

    Повесть временных лет содержит сведения о расселении славян, племенные союзы восточных славян складывались бассейнах крупных рек, где впоследствии сложились центры племенных княжеств, на территории Киевской Руси было 12-15 союзов племен. Племена представляли собой совокупность родов и занимающих сою территорию. Название племен происходило от мест расселения. К 6 в. относится первое упоминание о племени Рось. В 9 веке значительные территории заселяются славянами: черноморские земли, постепенно осваиваются лесные районы севера. Колонизация новых земель происходила мирно. Основные занятия касались агрономии. Огромное влияние оказывал климат. На территории расселения славян равнинный характер местности. Территория славян была обширной. К 9 земледелие продвигается на север. Оно носило экстенсивный характер. Главным орудием труда была соха. В 11-12 веках появляется плуг, коса. Подсечно-огневая и переложная система земледелия. Сеяли пшеницу, просо, горох, гречиху. Зерно импортировалось в Европу. Помимо земледелия занимались скотоводством. Разводили крупный рогатый скот, лошадей. Занимались охотой ( на пушного зверя). Распространенным было бортничество. Важную роль играло рыболовство. Занимались и ремеслом. Особенно ценились изделия кузнецов и ювелиров. Восточные славяне вели торговлю между собой и соседями.

    4. На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства:1) общественное разделение труда;

    2) переход от присваивающего к производящему хозяйству;3) появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями.Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г.В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства:1) норманнская теория;2) антинорманнская теория.Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы

    5. В отечественной научной литературе политическая история Киевской Руси делится на три периода. Первый период охватывает почти 100 лет, с 882 г., когда на престол в Киеве сел Олег, до смерти Святослава в 972 г. В это время происходит быстрое расширение территории Руси. Первый князь объединенной Руси Олег в течение нескольких лет подчинил своей власти приднепровские племена-полян, древлян, северян, радимичей, Олег Игорь и Святослав присоединили к Руси земли-княжества уличей, тиверцев, вятичей, Белую Вежу, Тмутаракань. Второй период - расцвет Киевской Руси - годы, когда, у власти находились Владимир Великий (980 - 1015) и Ярослав Мудрый (1034 - 1054). Эти князья продолжали расширять границы государства. Были присоединены земли волынян, белых хорватов, ятвягов и некоторые земли Прибалтики. Следовательно, в тот период в пределах Киевской Руси были объединены все восточно-славянские и многие неславянские племена. Для укрепления молодого государства, с целью централизации власти, в 988 г. Владимир провел "идеологическую реформу".Третий период - раздробленность и гибель Киевской Руси. Некоторые историки относят его к концу правления Владимира Мономаха (1113 - 1125) и его сына Мстислава (1125 - 1132). Этот период характеризуется центробежными тенденциями, вызванными ростом продуктивных сил в сельском хозяйстве и ремесле, господством феодальной собственности на землю, крупного вотчинного землевладения. В ХШ в власть великого киевского князя стала номинальной. На политической карте огромного государства появляется более полутора десятка суверенных княжеств, в том числе шесть на территории современной Украины - Киевское, Черниговское, Переяславское, Галицкое, Волынское, Турово-Пинское.

    6. Важнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Основной причиной принятия христианства была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

    7. Я рослав был сыном великого Киевского князя Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.еятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».

    Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

    8. Население Киевской Руси по материалам «Русской правды».

    Население Древней Руси — жители Древнерусского государства в Восточной Европе, возникшего в IX веке в результате объединения ряда восточнославянских и финно-угорских племён под властью князей династии Рюриковичей.Точная численность населения Древней Руси неизвестна. Согласно оценкам историка Вернадского, общая численность населения составляла 7,5 миллионов человек, из которых 1 миллион проживал в городах, число которых ко времени татаро-монгольского нашествия достигало 300.На основании «Русской правды» историки выделяют несколько групп населения Древней Руси. Знать в Древней Руси состояла из выдающихся людей славянских племен и родов, а затем её основную часть составили представители династии Рюриковичей. Их сопровождали дружины, из которых позднее сформировалось боярство. Дружина делилась на старшую и младшую. К числу зажиточных людей относились купцы, некоторые ремесленники, а также владельцы крупных земельных участков.Основное население Руси составляли свободные крестьяне-общинники, называемые «людинами». С течением времени всё больше людей становилось смердами — другой группой населения Руси, в которую входили зависимые от князя крестьяне. Смерды были лично свободны, но подчинялись специальной юрисдикции князя. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т. д. мог стать челядью (более позднее название — холоп). Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными. В XII веке появились закупы — неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились на уровне холопа, а вторые — в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т. д.), однако находились под защитой церкви.

    9. Важнейшим событием IX в является принятие Русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на язык Священное писание.Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово. Центральное место – летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие – жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поучение – «Поучение Владимира Мономаха». Торжественное красноречие – «слово о законе и благодати» Иллариона. Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер.XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.). В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке. Живопись - Иконами, фресками и мозаикой. Музыкальное искусство - церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.

    10. Период феодальной раздробленности Киевской Руси, начавшись в 30-е годы 12 столетия, продлился до самого конца 15 века. Однако многие его признаки вполне отчетливо обозначились уже во второй половине 11 века. Среди причин феодальной раздробленности на Руси историки отмечают такие явления, как:развитие укрепление русских городов, происходившее наравне с развитием Киева;вотчины князей были вполне самостоятельны благодаря ведению натурального хозяйства;многодетность большинства русских князей;традиции престолонаследия.Русь в период феодальной раздробленности представляла собой множество отдельных княжеств. И, если первоначально Киевское княжество фактически являлось сильнейшим, то с течением времени его лидерство стало формальным в силу экономического ослабления.Несмотря на оставленное Ярославом Мудрым завещание, его сыновья Изяслав, Вячеслав, Игорь, Всеволод и Святослав, в течение долгого времени совершавшие совместные походы и успешно оборонявшие свои земли начали долгую и кровавую борьбу за власть. Святослав в 1073 г. изгоняет из Киева старшего из братьев, Изяслава. А после его смерти в 1076 г. борьба за власть вспыхивает с новой силой.Не способствовала созданию мирной ситуации и система наследования, принятая в тот период. После смерти князя права на престол переходили к старшему в роду. А старшим становился брат князя, что конечно, не устраивало сыновей. Исправить ситуацию попытался Владимир Мономах. На Любечском съезде в 1097 г. была принята новая система престолонаследия. Теперь власть над княжеством становилась привилегией местных князей. Но, именно это привело к обособлению отдельных земель и усилению политической раздробленности Руси в последующие века. Ситуация постепенно накалялась, усобицы становились все более жестокими. Многие удельные князья, ища помощи в борьбе за власть, приводили на свои земли кочевников. И, если первоначально Киевская Русь раскололась на 14 княжеств: Киевское, Ростово-Суздальское, Муромское, Черниговское, Галицкое, Смоленское, Переяславское, Тьмутараканское, Турово-Пинское, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Рязанское, земли Псковские и Новгородские, то уже в 13 веке княжеств насчитывалось около 50. Последствия раздробленности на Руси и непрекращающихся княжеских усобиц скоро дали о себе знать. Мелкие княжества не представляли серьезной угрозы для появившихся на границах кочевников. Русские князья, озабоченные проблемами захвата и удержания власти не смогли договориться и дать отпор татаро-монгольским ордам. Но, с другой стороны, современные историки считают период раздробленности естественной частью истории каждого государства.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта