Главная страница

ответы теоретическая социология(печать). Предпосылки возникновения социологии как науки


Скачать 2.41 Mb.
НазваниеПредпосылки возникновения социологии как науки
Дата21.10.2022
Размер2.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаответы теоретическая социология(печать).docx
ТипДокументы
#747689
страница2 из 3
1   2   3


К. Маркс ● реконструкция теория класса: класс - это те, кто занимает одинаковое положение по отношению к средствам производства ● дихотомия классов и конфликт ● утопический характер концепции

М. Вебер ● класс - те, кто имеет одинаковые жизненные шансы и характеризуются одинаковым уровнем благосостояния (дохода) ● нет дихотомии классов ● выделяет больше классов

Г. Моска ● критерий - отношение в управлении обществом ● два класса: управляющие и управляемые

В. Парето ● критерий - тот же ● два класса: элита и остальное общество

Дж. Бернхэм: менеджеры - новый господствующий класс, критерий - роль в управлении

Л. Уорнер ● критерий - репутация в сообществе ● класс - совокупность индивидов, которые одинаково или почти одинаково ранжируются, оцениваются в континууме от высшего положения до низшего другими членами общества

Р. Сентерс ● критерий - восприятия индивидом своего места в социальной иерархии ● класс - это психосоциальное образование, которое вызывает ощущение принадлежности к единому целому, основанное на общих интересах, установках и действиях

П. Бурдье ● критерий – социальные практики как повторяющееся образцы поведения ● структура социального пространства = классовая структура ● классовая структура конституируется первичными (общий объем капитала) и вторичными (распределение капитала между его отдельными видами) различиями ● капитал – это «набор реально используемых ресурсов и властных полномочий» ● четыре основных вида капитала: экономический, культурный, социальный и символический ● объем и структура капитала – это социальные условия, в которых происходит формирование габитуса агента и, соответственно, классов агентов ● габитус - система устойчивых и переносимых диспозиций, действующих в качестве принципов, которые порождают и организуют практики и представления

Класс - множество индивидов, которые рассматриваются ими самими или другими (индивиды или исследователи) как обладающие одинаковым или близким статусом в отношении благосостояния, власти и престижа. Классовая система относительно нова в истории и начала формироваться вместе с ростом индустриализации

26. Социальная мобильность: понятие, виды и каналы мобильности.

Понятие социальной мобильности Особенности классовой системы обуславливают возможность движения индивидов из одних страт в другие. Социальная мобильность - перемещение субъекта в социальном пространстве или изменение субъектом своего места в социальной структуре. Большой вклад в разработку проблемы социальной мобильности внес П. Сорокин. Он произвел различение физической (географической) и социальной мобильности людей.

Виды социальной мобильности 1. Горизонтальная - переход индивидов из одной социальной группы в другую, находящуюся в той же страте / том же уровне социальной иерархии. 2. Вертикальная - переход индивидов из одной социальной группы в другую, находящуюся в другой страте / другом уровне социальной иерархии. 1. Восходящая: перемещение в более высокие страты

2. Нисходящая: перемещение в более низкие страты

1.Индивидуальная мобильность (отдельного человека) и групповая мобильность (целой социальной группы)

2. Межпоколенческая мобильность (перемещение нового поколения) и внутрипоколенческая мобильность (перемещение одного и того же поколения)

Виды социальной мобильности

1. Индивидуальная мобильность (отдельного человека) и групповая мобильность (целой социальной группы)

2. Межпоколенческая мобильность (перемещение нового поколения) и внутрипоколенческая мобильность (перемещение одного и того же поколения)

Каналы социальной мобильности (социальные лифты) – это институциональные средства, позволяющие индивидам перемещаться вертикально в социальной структуре.

Возможные каналы: ● Профессии и занятия ● Образование ● Брак ● Армия

27. Понятие культуры и ее структура.

Культура ( от лат. Cultura – возделывание, воспитание, развитие) – это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе

Три модели структуры культуры

1) Генетическая модель Выделяет элементы-этапы формирования культуры: представления (знания, убеждения, идеи)  ценности (система значимостей, оценочный масштаб)  нормы (правила организации поведения и мышления)  модели поведения (поведенческие стратегии в конкретных ситуациях, обычно базовых)  санкции.

2) Формальная модель выделяет: знания зафиксированные в языке как системе знаков и символов + ценности и нормы как организационные принципы действия + образцы поведения (обряды, обычаи, традиции) + вещи/предметы как материальное воплощение человеческих действий.

3) Системная модель различает: ● культурный элемент как неделимые далее по смыслу предмет или идея (если вокруг него концентрируются другие элементы, то его можно считать центральным культурным элементом: меч в культуре скифов, идея Бога в средневековой культуре); ● культурный комплекс – совокупность функционально связанных культурных элементов несущих единую смысловую нагрузку (танец, выращивание риса); появление нового культурного элемента может привести к новому комплексу (изменению культурной среды); ● культурная конфигурация – ряд культурных комплексов как единая смысловая целостность, определяющая наиболее важные виды человеческой деятельности (машинная цивилизация 19 века, информационное общество 21 века).

28. Виды и функции культуры.

Виды культуры По историческим периодам развития общества: 1. Традиционная (фольклорная/народная и классическая, профессиональная) 2. Современная Виды культуры По масштабам и уровням распространения: 1. Народная (фольклор) – устное словесное и музыкальное народное творчество. 2. Массовая – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Не столько содержание культурных творений, сколько их состояние. Массовое ≠ пошлое 3. Высокая (элитарная) – культура привилегированных групп общества Виды культуры По отношению к распространенной (доминирующей культуре): 1. Субкультура - культура определённой социальной группы: профессиональная, национальная, конфессиональная субкультура 2. Контркультура - субкультура, которая противопоставляет себя общей культуре, традиции Функции культуры 1. Освоения и преобразования мира 2. Накопления, хранения и создания информации/знания 3. Коммуникативная 4. Сигнитификативная 5. Интегративная Эти функции реализуются через: 1) социализацию личности, 2) систему социального контроля, 3) создание социальных институтов, 4) введение социальных ценностей, задающих смысл и ориентиры человеческой деятельности.

29. Социологическое понимание культуры: проекты слабой и сильной программ.

Проект социологии культуры: культура как нечто, что должно быть объяснено посредством чего-то другого, полностью отделенного от области смысла как таковой (переменные социальной структуры). Смысловые комплексы выступают как надстройки или идеологии. Культура как «мягкая» переменная. Проект культурсоциологии: культура как контекст достаточно автономных социальных процессов и взаимодействий для всех социальных групп и индивидов, входящих в определенное социокультурное пространство

Установки культурсоциологии находятся в очевидном значительном противоречии с исходными установками классической и неоклассической социологии и конституирующим ее принципом социологизма – объяснять социальное социальным. Однако это верно лишь отчасти, т.к. само социальное культурно. Это две стороны одной медали. Культура является в такой же мере творимой, как и творящей социальное поведение и действие.

30. Проблематизация социальных изменений в социологии.

Проблема социальных изменений изначально стала одной из отправных точек возникновения и развития социологии как науки. Именно вокруг отношения к данной проблеме уже в середине XIX века сложилось противостояние двух основных линий в социологической теории – эволюционной и конфликтологической.

Социальные изменения – это переход социальных систем и подсистем, образующих их общностей, групп и институтов из одного состояния в другое

Прогресс – это процесс социальных изменений, имеющий своим результатом усложнение внутренней структуры социальной системы и повышение уровня ее организации.

Регресс – социальные изменения в системе, сопровождающиеся понижением уровня организации, постепенной деградацией и распадом образующих ее структур.

Застой – специфическая форма бытия социальной системы, связанная с ее неспособностью реагировать на изменения, которые происходят в окружающей среде.

Если система не может адаптироваться к изменениям в среде, т.е. перестроить свою внутреннюю структуру, то начинается ее дисфункция, которая с течением времени приводит систему к распаду.


31. Модели социальных изменений.

Теоретические модели, основанные на идеях регресса и прогресса, не

могут быть выведены научно (т.е. из эмпирического наблюдения), а

вместо этого выстраиваются на основе нормативных оценок и оценочных

суждений.

 две основные модели социальных изменений, поддающихся

построению на ненормативной основе: циклическая и однонаправленная.

Циклическая модель социальных изменений

Кратковременные циклические изменения можно рассматривать как

условия, необходимые для структурной устойчивости

Примеры: деловой цикл, волны Кондратьева, теория Тойнби, теория

Шпенглера

Однонаправленная модель социальных

изменений

Изменения обычно кумулятивны и предполагают рост или увеличение.

Однако направление изменения может быть как снижение, так и

сочетание роста и снижения. (Пример: переход от религиозного к

светскому способу мышления = рост (научного знания) и упадок (религии))

Однонаправленная модель социальных

изменений

Типы однонаправленных изменений:

● Линейное: когда степень социальных изменений постоянна во

времени

● Экспоненциальное: процент роста постоянен во времени, а изменение

ускоряется

● Криволинейное: например, S-образное (медленно – быстро –

медленно до приближений к верхнему пределу)

Комбинированная модель социальных

изменений

Сочетает циклические и однонаправленные изменения

Краткосрочные – цикличны, долгосрочные – линейны

32. Факторы социальных изменений.

Главная проблема при определении факторов: редукционизм и детерминизм, т.е. сведение объяснения к одному автономному процессу. Ключевые факторы социальных изменений:

  1. Окружающая среда

Климатические изменения, стихийные бедствия или распространение болезней Пример: эпидемия Черной смерти  кризис феодализма в Европе XIV века

  1. Демографические процессы

Рост населения  географическое расширение общества, военные конфликты и смешение культур Рост плотности населения  рост конкуренции, инноваций, разделение труда , социальная дифференциация, коммерциализация и урбанизация / рост бедности и стагнации

3. Технологические процессы

Пример: выплавка железа, внедрение плуга в сельское хозяйство, изобретение парового двигателя, развитие компьютеров и Интернета

4. Экономические процессы

Часто рассматриваются в связи с технологическими процессами. Формирование и расширение рынков, модификации отношений собственности и изменения в организации труда

5. Культурные процессы

Изменение ценностей и идей Примеры: протестантская этика, ценностный сдвиг от материалистических к постматериалистическим ценностям

6. Социальные движения

Изменение коллективных идей  социальные движения Примеры: экологические/рабочие движения, движения за права (женщин, меньшинств, животных и др.)

7. Политические процессы

Изменения в регулировании насилия, в организации государства, права и в международных отношениях Примеры: формирование государств  (само)контроль над насилием

33. Механизмы социальных изменений.

Построение модели повторяющихся механизмов социальных изменений – более общий и теоретический способ объяснения социальных изменений, который выходит за рамки причинных объяснений.

Механизмы однонаправленных изменений 1. Накопление 2. Отбор 3. Дифференциация Инновационный и креативный характер человека + специализация и дифференциация  расширение коллективных знаний и возможностей новые проблемы и их решения При этом изменение в определенном направлении вызывает дальнейшее изменение в том же направлении

Механизмы криволинейной и циклической смены 1. Насыщение 2. Истощение Изменение в определенном направлении создает условия для изменения в другом (возможно, даже противоположном) направлении

Конфликт, конкуренция и кооперация

1. Групповой конфликт часто рассматривается как основной механизм социальных изменений, особенно радикальных и внезапных социальных преобразований - революций.

2. Конкуренция: 1) стимулирует внедрение и распространение инноваций , особенно если они потенциально способствуют увеличению власти 2) может привести к увеличению размера и сложности вовлеченных объектов.

3. Кооперация как результат конкуренции

Напряжение и адаптация

Ракурс структурного функционализма: социальные изменения как адаптивный ответ на некоторую напряженность в социальной системе Изменении какой-либо части социальной системы  напряжение между этой и другими частями системы, которое будет разрешаться за счет адаптивного изменения других частей

Механизмы диффузии (распространения) Постепенное распространение культурных образцов и черт от группы к группе: технические изобретения, новые научные знания, новые убеждения и др. Распространение социокультурных инноваций происходит весьма выборочно: инновации принимаются только людьми, которые мотивированы на это. Кроме того, инновация должна быть совместима с важными аспектами культуры.

Планирование и институционализация изменений

Социальные изменения могут быть результатом целенаправленного широкомасштабного социального планирования. Даже если планирование оказывается успешным с точки зрения заявленных целей, оно часто имеет непредвиденные последствия. Большая часть социального планирования является краткосрочной. Чем шире охват и чем дольше продолжительность планирования, тем труднее достичь целей и избежать непредвиденных или нежелательных последствий.

Планирование и институционализация изменений

Планирование подразумевает институционализацию изменений, но институционализация не подразумевает планирования. Многие незапланированные социальные изменения в современных обществах институционализированы. Например, в областях науки и техники изменения институционализированы, что приводит к социальным изменениям, частично преднамеренным и частично непреднамеренным.

34. Концепция конфликта К. Маркса.

Ключевые допущения концепций К. Маркса, легшие в основу конфликтологической теории в социологии: 1. Социальные отношения проявляют свойства систем, но изобилуют конфликтами 2. Система сама склонна порождает конфликты  конфликт – это ее неизбежное свойство 3. Конфликты проявляются в полярной противоположности интересов 4. Конфликты происходят из-за недостатка ресурсов, особенно – власти 5. Конфликт – главный источник изменения социальных систем

Разделение труда (на управленческий и исполнительский) + отношения к средствам производства  классы В широком смысле, классы – это любые социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой В узком смысле, классы – это социальные группы, которые различаются по их отношению к средствам производства

«Класс-в-себе» = класс на бумаге, совокупность изолированных индивидов ↓ Осознание своих полярных интересов и политизация = классовое сознание ↓ «Класс-для-себя» = действующая социальная группа  Социальная революция

Ключевые положения:

1. Более неравномерное распределение дефицитных ресурсов глубже конфликт интересов

2. Более высокое осознание интересов  выше вероятность сомнения в легитимности системы распределения ресурсов

3. Больше осознания коллективных интересов  выше вероятности открытого конфликта

4. Идеологическая унификация и политизация подчиненных классов  усиление поляризации

5. Более высокая поляризация  более насильственный конфликт

6. Более насильственный конфликт  более глубокие структурные изменения

35. Концепция конфликта Г. Зиммеля.

Ключевые «дуалистические» положения:

1. Социальная структура состоит не столько из отношений господства и подчинения, сколько из процессов ассоциации (монистические процессы) и диссоциации (антагонистические процессы)

2. Конфликт в обществе неизбежен и неотвратим

3. Конфликт предназначен для решения дуализма  способ достижения единства (это его функция)

4. Инстинкты враждебности и ненависти  конфликт / смягчение  инстинкты любви* *+ типы социальных отношений

Положения относительно остроты конфликта:

1. Более высокая эмоциональная вовлеченность  более острый конфликт

2. Чем лучше «сгруппированы» группы, втянутые в конфликт  более острый конфликт

3. Выше сплоченность конфликтных групп  более острый конфликт

4. Более крепкое согласие конфликтных групп ранее  более острый конфликт

5. Меньшая обособленность групп в социальной структуре  более острый конфликт

6. Превращение конфликта из средства в самоцель  более острый конфликт 7. Выход конфликта за пределы индивидуальных целей и интересов  более острый конфликт

Функции социального конфликта по отношению к его участникам:

1. Сильнее внутригрупповые раздоры и чаще межгрупповые конфликты  выше вероятность исчезновения границ между группами

2. Сильнее острота конфликта при меньшей интеграции групп  больше вероятность деспотической централизации конфликтных групп

3. Острее конфликт  сильнее внутренняя сплоченность конфликтных групп

Функции конфликта по отношению к социальному целому: 1. Меньше острота конфликта  более интегративные последствия

2. Частые и менее острые конфликты – более высокая субъектность «подчиненных» групп  более высокая интеграция системы

3. Частые и менее острые конфликты  более высокая вероятность создания норм их регулирования

4. Сильнее вражда между группами в социальной иерархии + редкие открытые конфликты  сохранение социального порядка за счет социальной дистанции

5. Более продолжительный и менее острый конфликт выше вероятность отрегулировать отношения к власти

6. Более продолжительный и более острый конфликт выше вероятность того, что группы, прежде не связанные между собой, образуют коалиции

7. Более продолжительный конфликт  прочнее коалиции
36. Диалектическая теория конфликта Р. Дарендорфа.

Критика функционализма: схема Парсонса (и функционализма в целом) создает слишком гармоничное, статичное, даже утопичное представление об обществе  Одностороннюю функциональную модель необходимо заменить односторонней конфликтной. И хотя она не является единственным обликом, она позволит дополнить неадекватность функционалистской теории

В основании социального порядка – институционализация Институционализация – это создание «императивно координированных ассоциаций»= хорошо различимую организацию ролей (не имеют строгих критериев определения) Любую социальную единицу (от небольшой группы/организации до общества в целом) можно рассматривать в качестве таких ассоциаций, если в организации ролей есть дифференцированное распределение власти

Отношения власти (в основе их – насилие) стремятся стать легитимными  это отношения авторитета – общепризнанного, нормативного права властвовать над другими  Социальный порядок поддерживается при помощи процессов, создающих отношения авторитета в различных типах ассоциаций Власть и авторитет – это дефицитные ресурсы, за которые ведется борьба и конкуренция между подгруппами ассоциаций  они (власть и авторитет) – источники конфликтов и перемен в ассоциациях

Объективные интересы принадлежат ролям и заключаются в авторитетности ролей Конфликт – это отражение отношения к авторитету в различных кластерах ролей в ассоциациях Разные роли обладают разной степенью авторитета, но в любых ассоциациях можно выделить два типа ролей: правящих и управляемых Правящие – заинтересованы в сохранении статус кво, а управляемые – в перераспределении власти /авторитета

Осознание этих интересов  поляризация на две конфликтные группы  конфликт Решение конфликта  перераспределение авторитета и власти (=социальное изменение)  институционализация новых комплексов ассоциаций ролей Социальная действительность как прообраз бесконечно повторяющихся конфликтов. Но: наложение конфликтов  крупные конфликты в нескольких сегментах общества

37. Функционалистская теория конфликта Л. Козера.

Ключевые допущения:

1. Социальный мир – это система различным образом связанных частей

2. В любой системе можно обнаружить отсутствие равновесия, напряженность, конфликты

3. Процессы, протекающие в составных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению, возрастанию либо уменьшению интеграции и «адаптивности» системы.

4. Многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему при определенных условиях укрепляют основы интеграции системы, а также ее «приспособляемость» к окружающим условиям

Причины конфликта:

1. Выше сомнение неимущих группы в законности существующего распределения дефицитных ресурсов вероятнее конфликт (+ меньше каналов коммуникации и мобильности)

2. Преращение обнищание групп из абсолютного в относительное вероятнее конфликт

Острота конфликта: 1. Больше условий, вызывающих возникновение конфликта острее конфликт 2. Больше эмоций острее конфликт 3. Более жесткая социальная структура --- меньше институциональных средств для «погашения» конфликтаострее конфликт 4. Большая вовлеченность группы в преследование своих объективных интересов – выше вероятность компромисса острее конфликт (и наоборот) 5. Объективация интересов за пределами индивидуальных интересов острее конфликт 6. Более тесная взаимосвязь конфликта с существенными ценностями и проблемами --- больше эмоций острее конфликт

Длительность конфликта: 1. Менее ограниченные цели конфликтующих групп продолжительнее конфликт 2. Меньше единодушия относительно целей продолжительнее конфликт 3. Меньше интерпретаций символическому смыслу победыпродолжительнее конфликт 4. Осознание лидерами более высокой «цены» победысокращение продолжительности конфликта 5. Убеждение лидерами прекратить конфликт сокращение продолжительности конфликта

Функции конфликта: 1. Острее конфликт  четче границы групп 2. Острее конфликт и более дифференцированная структура групп  централизованное принятие решений 3. Острее конфликт и больше воздействия на каждый сегмент группы  выше солидарность 4. Более первичные отношения при остром конфликте  меньше разногласий 5. Меньшая жесткость системы  больше возможностей для мягких конфликтов  выше адаптивность системы, больше вероятность нормативной регуляции 6. Чаще конфликты  меньше вероятность разногласий по поводу существенных ценностей  «адаптивных» функций конфликтов

38. Понятия индивида, личности и индивидуальности. Социологическое понимание личности.

Человек - биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами

Индивид как ● человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens ● обособленный член социальной общности, представитель народа, класса, общества, группы

Личность - (англ.) person(ality) - (лат.) persona: 1) маска актера; 2) роль; 3) роль в жизни; 4) лицо, личность, индивидуальность, характер (обнаруживаемый в образе действий);

Понятие личности выражает целостность устойчивых свойств и качеств индивида, сформированных на основе его биопсихологических задатков, но вырастающих: 1. из системы связей и отношений групп, общностей и институтов, в которые он был включен и тех, в функционировании которых он в данный момент участвует; 2. из его воспитания и социализированности в определенной культуре; 3. из его пребывания и активности в определенных макро- и микросоциокультурных средах и ситуациях.

Личность как: ● Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении ● Субъект социальных отношений и сознательной деятельности ● Носитель социальности вообще

39. Социализация и интериоризация социальных норм и ролей.

Общество – это объективная и субъективная реальность, непрерывный диалектический процесс, который включает в себя эсктернализацию, интернализацию и объективацию. Они не последовательны во времени, но одновременны

Экстернализация - деятельность индивида по проецированию собственных значений на реальность, в ходе которой он конструирует социальную реальность и делает её значимой для себя и других; (начало) производства социального порядка 2. Объективация - проявление объекта «в продуктах человеческой деятельности, доступных как ее создателям, так и другим людям в качестве элементов общего всем мира». Объективации позволяют вывести субъективные процессы «за пределы ситуации лицом-к-лицу, в которых их можно было непосредственно наблюдать» 3. Интернализация - непосредственное постижение или интерпретация объективного факта как определенного значения; перевод объективного мира в субъективный мир.

Интернализация – это основа понимания: 1) окружающих людей 2) мира как социальной реальности Человек интернализирует нормы и ценности общества, а также правила «исполнения» различных социальных ролей. Норма – это общее ожидание поведения, которое считается культурно приемлемым. Ценность – это ожидание поведения, которое считается желательным

Социальная роль – это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию (статус).

Два подхода в теории социальных ролей: 1. Структуралистский: роли как институционализированные кластеры нормативных прав и обязанностей (Линтон, Парсонс). 2. Интеракционистский: роль как результат (взаимо)действий, конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации (Гофман) Роль предполагает «других» в качестве партнеров: учитель/ученик, руководитель/подчиненный, взрослый/ребенок

Виды социальных ролей Дифференциация общества  дифференциация и усложнение социальных ролей 1. Социально-демографические роли связаны с биологическими и демографическими признаками (жена, дочь, сын, внук) 2. Социально-профессиональные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Они стандартизированы и безличны, строятся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет (студент, продавец, судья) 3. Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи) 5 характеристик ролей 1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта (продавец/муж/жена). 2. По степени выраженности эмоциональности. Некоторые роли различаются по эмоциональной окраске (врач-хирург / мать ребенка). 3. По способу получения. Роли делятся на предписанные и достигаемые (мужчина / профессор). 4. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно (начальник/друг). 5. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д. (родитель/руководитель)

40. Понятие и виды идентичности.

Идентичность = от лат. idem – «то же самое; одно и то же» (постоянство во времени) + от лат. ipse «самость» (тождественность самому себе)) Это осознание человеком самого себя через набор устойчивых характеристик (ответ на вопрос «Кто я?»). Идентичность – один из центральных аспектов самосознания человека, который помогает ему оставаться самим собой в меняющихся ситуациях и формировать критерии самооценки и оценки окружающего мира

Три модальности идентичности 1. Психофизиологическая идентичность - единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма. 2. Социальная идентичность - это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям (от человека как биологической особи к личности как субъекту социальных отношений). Позволяет включить индивидов в систему социальных связей и отношений и обеспечить групповую принадлежность  защита и возможность самореализации 3. Личная идентичность (самоидентичность) - это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности.

Виды идентичности 1. Персональная/личная идентичность 2. Ролевая идентичность 3. Социальная идентичность 4. Коллективная идентичность Виды идентичности ● Гендерная (Кто я? Женщина/мужчина/…) ● Религиозная (Кто я? православный/католик/протестант/буддист/…) ● Национальная (Кто я? француз/американец/белорус/…) ● Профессиональная (Кто я? социолог/преподаватель/программист…) ● Этническая и расовая

41. Специфика социологического подхода в изучении идентичности.

Социологический подход: теория самости Прагматическая теория самости: не оперирует термином идентичности, вместо – понятие самости  символический интеракционизм У. Джемс: термин идентичность = характер. Две плоскости человека: личное Я и социальное Я (множественное). Дж. Мид: «Самость (self) - это отличительная человеческая способность, которая позволяет людям рефлексивно рассуждать о своей природе и о социальном мире посредством коммуникации и языка»

Мид: самость как двухфазный процесс 1. Я (I) – познающее; внутренняя, субъективная, непознаваемая фаза. То, что я думаю о себе. 2. Меня (Me) («Обобщенный другой» – внешняя, социальная, познаваемая фаза. То, что, как я думаю, думают обо мне другие. Именно она связана с идентичностью как каналом восприятия себя и других как объектов.

Кули: концепция зеркального Я Обобщенный другой (=общество) – это «зеркало», где мы видим реакции других людей на наше собственное поведение 1. Подтверждение Я-концепции другими подкрепление и повторение действий 2. Отрицание Я-концепции другими изменение поведения  Идентификация – процесс называния, помещения себя в социально конструируемые категории

Идентичность - ключевой элемент субъективной реальности. Подобно всякой субъективной реальности, она находится в диалектической взаимосвязи с обществом. Идентичность формируется социальными процессами. Однажды выкристаллизовавшись, она поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальными отношениями.

Социологический подход: интеракционизм И. Гофман: проблема идентичности в условиях множественности социальных ролей Три вида идентичности: 1) социальная— типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) Личная — уникальные признаки, сформированные уникальной комбинацией событий в истории жизни; 3) Я-идентичность — субъективное ощущение индивидом своеобразия собственной ситуации .

Социологический подход: современные проблемы Культура постмодерна  проблема множественной, фрагментарной идентичности, проблема конструирования и трансформации идентичности Роль политики идентичности

42. Понятие и виды социального контроля.

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов по отношению к ролевым ожиданиям и основным ценностям общества (группы). Три составляющих социального контроля: 1. Ценности 2. Нормы 3. Санкции + Агенты контроля

Нормы – совокупность правил и предписаний, задающих правильный (принятый) образец поведения; они призваны запрещать или разрешать какую-либо форму поведения. В норме всегда находит своё выражение конкретная ценность данного общества (культуры). По степени нарастания жёсткости выделяют следующие нормы: привычки – обычаи – традиции – нравы – юридические законы – табу.

Санкция – совокупность средств внешнего воздействия на личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо социальной группы (общества). Конкретное содержание санкции определяется культурой общества, системой его религиозных, этических, правовых норм и ценностей.

Виды санкций: позитивные (поощрение) и негативные (наказания); формальные (писаные, официальные) и неформальные (неписаные); физические, экономические, административные и моральные

Агенты контроля – субъекты и объекты поля социального контроля.

В зависимости от ситуации и вида контроля агентами СК могут быть: ● государство (органы власти), ● общественное мнение, ● семья, ● круг общения (друзья, коллеги), ● другой человек.

Виды социального контроля

Социальный контроль осуществляется двумя взаимосвязанными способами:

1. через усвоение индивидом социальных норм и ценностей, действующих в рамках той или иной группы, и сознательное или бессознательное следование этим нормам (внутренний социальный контроль)

2. через механизм санкций, с помощью которых группа оценивает поведение индивида (внешний социальный контроль).

Социальный контроль может быть формальным и неформальным, то есть опирающимся на формальные нормы и санкции и на общественное мнение.

Четыре типа неформального контроля по Кросби:

1. Социальные вознаграждения (улыбки, кивки) служат для поощрения конформности и косвенного осуждения девиации

2. Наказание (недовольный взгляд, замечания, расправы) направлено против девиантных поступков и обусловлено желанием их предотвратить

3. Убеждение

4. Переоценка социального контроля состоит в том, что поведение, которое считалось девиантным, оценивается как нормальное

43. Понятие и виды девиантного поведения.

Девиантное поведение - это поведение индивида или группы индивидов, оцениваемое как отклонение от социальной нормы. Три компонента девиантного поведения (по Смелзеру): 1. человек, которому свойственно определенное поведение; 2. норма или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; 3. другая группа или организация, реагирующая на данное поведение.

Виды девиаций

Позитивная девиация – отклонения от норм, которые поощряются в данном обществе. Негативная девиация – поведение, которое осуждается обществом и влечет за собой наказания.

Первичная девиация – девиантное поведение индивида, который является конформистом во всех остальных своих проявлениях. Данный человек не рассматривается в качестве девианта ни сам, ни другими.

Вторичная девиация – девиация, которая следует после публичной идентификации человека как девианта

44. Функционалистские теории девиантного поведения.

Две основные группы теорий: 1. Функционалистские: девиация как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (Дюркгейм, Мертон, Селлин) 2. Конфликтологические: девиации как результат определения правящими группировками девиантного поведения  формирование девиантных субкультур (Беккер, «радикальные криминологи»)

Функционалистские концепции Теория аномии Дюркгейма: основная причина девиантного поведения - разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Теория аномии Мертона: девиантное поведение как результат рассогласования культурных целей и институциональных средств их достижения.

Функционалистские концепции

1) Конформность: тип приспособления индивидов к социальным условиям распространен, когда степень стабильности общества высока.

2) Инновация: форма приспособления вызывается значительным акцентированием цели-успеха и заключается в использовании институционально запрещаемых, но часто бывающих эффективными средств достижения богатства и власти, или хотя бы их подобия.

3) Ритуализм: этот тип приспособления предполагает понижение целейуспеха при возможности быстрой социальной мобильности.

4) Ретритизм: этот тип поведения связан с отвержением и культурно одобряемых целей, и институциональных средств.

5) Мятеж: единственный тип приспособления, связанный со стремлением изменить существующую социальную структуру.

Теория деликвентных культур - культурологическая теория, которая сосредоточена на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации. Основоположники данной теории (Т. Селлин, В. Миллер) полагали, что девиация возникает в результате противоречий и конфликтов между нормами культуры отдельных групп и общества.

45. Конфликтологические теории девиантного поведения.

Правящие группировки общества сами определяют некоторые виды поведения как девиации и тем самым способствуют формированию девиантных и деликвентных субкультур:

1. Концепция стигматизации (приклеивание ярлыков)

2. Концепции радикальной криминологии Конфликтологические концепции Концепция стигматизации Стигматизация (от греч. Στíγμα – ярлык, клеймо) – клеймение, нанесение стигмы, навешивание социальных ярлыков. Девиация обусловлена возможностью авторитетных, референтных групп общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения

Г. Беккер в книге «Аутсайдеры» подчеркивал, что социальные группы создают девиацию, поскольку они следуют правилам, нарушение которых считается девиацией.

Теории стигматизация различает такие типы отклоняющегося поведения, как первичная и вторичная девиация. Вторичная девиация возникает с того момента, когда на человека ставят клеймо девианта. После этого окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью, т.е. выстраивать девиантную карьеру

О. Турк: когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Квинни рассматривает данную проблему с марксистской точки зрения. Он утверждает, что законы и деятельность правоохранительных органов - это орудие, которые правящие классы (владеющие средствами производства) используют против тех, кто лишен власти.

46. Теория социального действия.

Социальное действие - действие, при котором принимается во внимание действительная или ожидаемая реакция партнера и которое непрерывно модифицируется с учетом и в зависимости от таких реакций. Это простейшая единица (единичный акт) социальной деятельности.

Три концепции социального действия ● М. Вебер (основа - неокантианская трактовка смысла) ● А. Шюц (основа - феноменологическая трактовка смысла) ● П. Уинч (основа - витгенштейнианская трактовка смысла)

Вебер:

П
1   2   3


написать администратору сайта