Главная страница
Навигация по странице:

  • Объектом социологии

  • Критерии социологического знания. 1) Онтологический

  • 2) Гносеологический

  • 3) Этнический

  • ответы теоретическая социология(печать). Предпосылки возникновения социологии как науки


    Скачать 2.41 Mb.
    НазваниеПредпосылки возникновения социологии как науки
    Дата21.10.2022
    Размер2.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаответы теоретическая социология(печать).docx
    ТипДокументы
    #747689
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Предпосылки возникновения социологии как науки.

    Термин «социология» был впервые введен О. Контом, что буквально обозначает «наука об обществе, социальной жизни», и дает нам общие представления о том, что изучает эта наука. Социология очень молодая наука, как самостоятельная наука с собственным предметом сформировалась относительно недавно, к середине XIX века.

    Основными предпосылками возникновения социологии как науки послужили последствия двух важнейших событий конца XVIII начала XIX веков: великая Французская буржуазная революция и промышленный переворот.

    Французская революция 1789 г. под идеалами «свободы», «равенства» и «братства» полностью разрушила феодальный строй и тем самым создала условия для политических изменений. Появилась потребность в демократических изменениях, свободах, в формировании гражданского общества.

    Последствия первой французской и «промышленной» революций во второй половине XVIII – начале XIX веков привели не просто к миру технических изменений, а вызвали существенные социальные изменения: массовую миграцию рабочей силы из сельской местности в сектор промышленного производства.

    К середине XIX века потребности социального развития поставили вопрос о необходимости нового социального учения. Социология возникла как ответ на потребности формирования гражданского общества. На смену первичному нормативному порядку феодально-абсолютистского строя с его жесточайшей регламентацией экономической и общественно-политической жизни шел процесс становления общества, в котором утвердилось торжество прав и свобод человека, а также духовная и экономическая свобода, автономность и независимость гражданина. Именно в условиях самоорганизации общества возникает потребность в конкретном, прагматическом и реальном знании.

    Качественное расширение границ свободы человека, существенное увеличение взаимоотношений выбора пробудили интерес как в целом в обществе, так и у граждан к изменению основ социальной жизни социальных групп, общностей, социальных процессов, чтобы воспользоваться реальной свободой.

    С другой стороны, свободная конкуренция в экономике, политике, духовной жизни поставила результативность деятельности предпринимателей и политиков в прямую зависимость от того, насколько умело используют они знание конкретных социальных механизмов, настроений, ощущений людей, их предпочтений. Из всего этого возникла потребность в знании достаточно конкретном, доказательном, приближенном к реальной социальной практике. Поэтому не будет преувеличением сказать, что социология – это наука, помогающая глубже, конкретнее познать себя, основы социального взаимодействия людей, чтобы эффективно распорядиться своей свободой.

    2. Источники научного знания и принципы научного метода.

    Источники научного знания

    ● Систематическое наблюдение

    ● Формальная логика

    ● Неформальная логика — логика аргументаций, формальная логика — логика доказательств

    Принципы научного метода 1. Эмпирическая проверяемость гипотезы - систематическое наблюдение 2. Воспроизводимость исследования и выводов -повторяемость 3. Объективность -независимость 4. Транспарентность -прозрачность 5. Опровержимость (фальсифицируемость) -возможность противоречия 6. Логическая последовательность -формальная логика Принципы научного отношения: критичность; прозрачность (транспарентность)
    3. Формы научных утверждений и их взаимосвязь

    Научные утверждения как форма знания

    ● Наблюдения: точные / неточные; не объясняют общие взаимосвязи

    ● Гипотеза: описывает/объясняет общие взаимосвязи (более и менее подтверждаемые)

    ● Закон: крайне точное описание взаимосвязей, дают точные прогнозы, но не объясняют

    ● Теория: всеобъемлющее объяснение комплекса взаимосвязанных явлений/отношений

    4. Социология как наука: ее структура, объект и функции.

    Социология как наука изучающая общество как целостную систему, состоящую из социальных институтов, социальных процессов, общностей, взаимодействий индивида с обществом

    Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая меняется в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и личность, и информационная сфера, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества. Объектом социологии являются также техника, используемые людьми земли, промышленность, технологии и т.п., поскольку все они также связаны с обществом.

    О. Конт: социологи должна изучать закономерности общества Э. Дюркгейм: социология должна изучать общество - реальность особого рода, обладающая принудительной силой М. Вебер: социология должна изучать социальное действие - действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то, как будут действовать другие, и ориентирует себя в их направлении

    Структура социологии

    Теоретическая -Разработка категорий, построений теорий для объяснения (и прогноза) Эмпирическая -Сбор данных количественных и качественных для описания

    Прикладная -Сбор данных и применение теорий для выработки практических рекомендаций

    теоретическая социология

    теории среднего уровня (отраслевая социология)

    прикладная (эмпирическая) социология

    Функции социологии 1. Познавательная: изучение закономерностей и тенденций развития, функционирования социальной системы на всех ее уровнях 2. Прогностическая: выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем 3. Управленческая: выработка рекомендаций для разработки управленческих решений на различных уровнях 4. Организационно-технологическая: создание социальных технологий (социальных проектов) и их внедрение в практическую жизнь 5. Гуманистическая: улучшение взаимопонимания между людьми, совершенствование социальных отношений
    5. Критерии социологического знания.

    Социологоческое знание - систематическое наблюдение, различные (включая специализированные) источники информации, применение теорий для объяснения

    Критерии социологического знания.

    1) Онтологический (наука о бытие): социологическое знание - знание о соц. реальности (соц. институты, страты и т.д.)

    2) Гносеологический (наука о познании): социологическое знание не является ни религиозным представлением, ни обыденным и ни суждениями. Наука со своими понятиями, категориальным и методологическим аппаратом.

    3) Этнический (морально-этический) Высшая ценность – познание; социология как наука не может быть культом или политическим манифестом. Социологи – объективны.

    4) Институциональный: социология – институт: конференции, соц. общество, день социолога, журнал «СОЦИС» и т.д.

    6. Виды социологического знания.

    Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

    Социология — сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.

    При анализе структуры социологии, которая может рассматриваться как упорядоченная система элементов научного знания, прежде всего необходимо определить критерии выделения названных элементов. Основываясь на вычислении нескольких разных критериев, получаем представление о современной социологии как о сложноструктурированной системе научного знания.

    В современной методологии — и в нашей стране, и за рубежом — научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей

    верхний этаж — это научная картина мира (философские предпосылки);

    четвертый — общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;

    третий — частные, или специальные, теории;

    второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;

    нижний этаж — прикладные исследования.

    Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология, а последний — прикладная социология. Три верхних этажа — теоретическая социология. Два нижних — эмпирические и прикладные исследования — принято относить к эмпирическим знаниям.

    Теоретическая социология — это социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания как концептуальной и методологической основы познания общественной жизни.

    Фундаментальная социология представляет собой глубокое и всестороннее исследование социальной реальности с целью получения основополагающих знаний и выяснения закономерностей рассматриваемых социальных явлений.

    Эмпирическая социология — комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ социальных данных с использованием методов, методик и техники социологического исследования.

    7. Структура социологической теории.

    Структура социологических теорий С учетом вышесказанного , структуру социологических теорий можно представить следующим образом Общесоциологические теории , отличающиеся высоким уровнем обобщения , наиболее универсальными ( о плане всеобщности и охвата предельных оснований социальной жизни ) из которых воляются социально - философские концепции и парадигмы играющие методологическую роль Теории относящиеся к среднему уровню ( называемые в отечественной социологии отраслевыми социологическими теориями ) То , что были выдвинуты идеи о теориях среднего уровня , по многом исходило из ситуации характерной для западной социологической науки к середине прошлого столети Для этой ситуации было характерно увеличение разрежду теоретическим уровнем социологии содержащим теоретические обобщения , коны и концепции порой досходящие унозрительным социально - философскин концепциям и уровнем эпирической ( прикладной ) социологии в рамках которф проводятся социологические исследования различных уровней

    Разрыв этот состоял в том , что социологические теории были слишком осеобщими , чтобы обьяснять получаемые в результате проведения прикладных исследований частные эмпирические факты Необходимо было промежуточное звено , которое могло служить мостом между социологическими теориями и социологическими исследовании Ироль такого промежуточного звена стали играть так называемые теории среднего уровня Понятие теории среднего урвасл Роберт Мертон , обозначити понятием разработанную им теорию девиантного поведения королей

    8. Формирование идеи общества.

    Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества и сущности социальности. Согласно одной из них, общество – это естественное образование; человек – существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может, подобно пчеле или муравью. Дообщественной стадии в формировании человека не существует, или, что то же самое, она означает одновременно дочеловеческую стадию. Отсюда следует, что государство, основанное на политической власти и юридических нормах и объединяющее определенное население на определенной территории, представляет собой лишь продолжение, развитие и укрепление социального по природе состояния человека.

    Согласно другой традиции, общество – это искусственное образование; человек – существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека – внеобщественное и дообщественное. Общество – это своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми для блага индивидов. Государство, которое опирается на волю людей и на силу, выступает либо как сам этот механизм, либо как главное средство сделать его прочным и эффективным: оно подчиняет себе своих подданных в конечном счете по их собственной воле и для их собственного блага.

    Между отмеченными двумя позициями существует множество промежуточных точек зрения.
    9. Проблема общества и социального порядка.

    Гоббсова проблема социального порядка Предваряет социологическую постановку проблемы, связанной с последствиями индустриализации и урбанизации: распадом общины, нарушением первичных социальных отношений, утратой авторитета со стороны традиционных агентов социального контроля, и общей нестабильностью, связанной с быстрыми социальными изменениями. Гоббсова проблема социального порядка В 19 веке немецкий социолог Ф. Тённис разграничил понятия «общины» (Gemeischaft) и «общества» (Geselschaft) по пяти критериям Критерий Община (Gemeischaft) Общество (Geselschaft) Основные социальные институты семья, друзья, соседи правительства, политические партии, общественные объединения, ассоциации деловых кругов Доминирующие ценности религиозные, общечеловеческие ценности светские ценности Разделение труда ограниченная специализация узкая профессиональная специализация Социальный контроль традиционные обычаи и неписаные законы формальное право Индивидуальная мотивация ориентация на принципы взаимопомощи рациональная реализация личных интересов Гоббсова проблема социального порядка Эпоха «Левиафана»: войны, революции, становление новой научной философии, которая резко противопоставляет себя схоластике. Образ Левиафана: «Нет на земле власти, которая бы сравнилась с ним» Являлся ли Левиафан морским или сухопутным чудовищем? Левиафан (=мир, покой и порядок) vs. Бегемот (смута, распри) Гоббсова проблема социального порядка Концепция государства-левиафана: договор — это не договор с каким-то князем или сувереном, а это договор людей между собой. Это common wealth (общее благо) и state (некоторый организм, который не равен ни народу, ни суверену), которое осуществляет политическое правление. Путем договора граждане отказываются от права наказывать смертью других людей за те неприятности, повреждения, за те угрозы, которые они могли бы нам причинить. Война всех против всех: когда войны нет, когда есть государство, люди таковы, что им приходится скорее опасаться соседа, опасаться другого человека, нежели рассчитывать на то, что он окажется им другом. Этого бы не было, если бы мы доверяли другому человеку. Гоббсова проблема социального порядка Левиафан как гарант: никакая нормальная жизнь между людьми невозможна, пока договоры, которые они между собой заключают, будут просто договорами, основанными на доверии. Невозможно нарушить только такой договор, у которого есть гарант. Он соединяет в себе те силы, которых лишаются другие, соединяет в себе те права, которые они в его пользу отчуждают, и он становится тем, кто говорит «договоры должны соблюдаться». Отсюда берутся остальные законы и так появляется суверен. Только суверен может интерпретировать любой закон, карать за нарушение закона, назначать судей, назначать любую исполнительную власть, всех министров, всех чиновников, всех контролеров и считать, какие мнения вредны в государстве, а какие полезны. Марксистская постановка проблемы Неравное распределение материальных ресурсов (экономических и политических)  конфликт между различными коллективами — социальными классами, которые стремятся увеличить свою долю В этом конфликте нет морального консенсуса, поэтому общественный порядок является крайне хрупким. Он – продукт баланса между конкурирующими группами, который поддерживается за счет экономического, юридического и политического принуждения (+идеология) Утилитаристская постановка проблемы Спенсер: эволюция (общества) – это переход от состояния относительной неопределенности, несвязности, однородности к состоянию относительной определенности, связности, многогранности. Сопровождается усложнением, дифференциацией и ростом взаимозависимости элементов. В разных обществах - разные механизмы регуляции: в военном – принудительное сотрудничество, в индустриальном – добровольное на основе ассоциаций. Функционалистская постановка проблемы Акцент на роли общих ценностей и норм, вопрос морали Дюркгейм Механическая солидарность архаических обществ (индивиды одинаковы): основана на общих убеждениях и ценностях, заключенных в коллективном сознании ↓ Разделение труда ↓ Органическая солидарность индустриальных обществ (индивиды разные): основана на взаимозависимости, возникающей в результате социализации и дифференциации Функционалистская постановка проблемы Парсонс: принятие ценностей путем интернализации норм является основой интеграции и социального порядка в современных обществах, поэтому предварительный моральный консенсус - это необходимое предварительного условие социального порядка Микроперспектива проблемы Интеракционизм: основа порядка – договоренности акторов Этнометодология: основа порядка – практические рассуждения членов сообщества Современная постановка проблемы Сдвиг от устойчивых систем к подвижным областям взаимодействия социальных сил Социальный порядок – воспроизводимый и конструируемый в результате человеческих (и не только) действий Современная постановка проблемы Ключевые тезисы: ● общество – это процесс, подвергаемый постоянным изменениям; ● эти преобразования преимущественно эндогенные, способные к саморазвитию; ● их главная движущая сила – активность отдельных личностей и групп; ● действие совершается в контексте перемещающихся структур, которые оно создает и под влиянием которых находится само, результатом чего является двойственность структур (формирующих и формируемых) и двойственность действующих лиц (производящих и производных); ● взаимовлияние действий и структур происходит посредством сменяющих друг друга периодов созидательной активности действующих агентов и строгой предопределенности структур. Имена: Гидденс, Бурдье, Элиас, Латур и др.
    10. Типы и типология обществ.

    Кратко о типах и типологии

    Типология может одновременно быть

    1) методом научного познания, в основе которого - группировка

    объектов с помощью типа, т. е. обобщённой, идеализированной модели;

    2) результатом (или целью) типологического описания и сопоставления.

    Разные подходы предлагают разные типологии общества в зависимости

    от критериев, признаков, которые они используют для этой цели.

    Типология обществ в зависимости от критериев

    Существует много типологий общества.

    ● Религиозные общества (мусульманское общество, буддийское общество).

    ● Национальные общества (белорусское, французское)

    ● К.Маркс выделял общества (общественно-экономические формации) по

    способу производства.

    ● Доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные

    (современные) общества.

    ● Ф.Теннис (община и общество), Э.Дюркгейм (механическая и органическая

    солидарность).

    ● Г. и Дж.Ленски выделяли: общества охотников и собирателей, садоводческие

    общества, аграрные общества, промышленные (индустриальные) общества.

    11. Формационный подход в типологии обществ.

    Термин «формация» первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Хотя термин был и остается многозначным, в самом общем виде он обозначает комплекс геологических пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. Это же значение часто приписывается термину «геологическая система». Понятие формации Именно из геологии Маркс заимствовал термин «формация». Впервые Маркс использует термин «общественная формация» для обозначения французского общества начала XIX в. в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). В дальнейшем он применяет его к социальным системам различного масштаба и уровня. Понятие формации Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. В основании формации лежит способ производства материальных благ. Именно способ производства создает качественную определенность общественной формации и отличает одну формацию от другой. Он есть базис формации. Остальные (неэкономические сферы общества) образуют надстройку формации.

    Формационный подход в типологии обществ

    Марксу свойственна линейная прогрессистская модель видения истории:

    общество переходит от одной формации к другой, прогрессируя в своем

    развитии (высшая ступень – стадия коммунистической формации).

    Н выделял 5 типов общественных формаций:

    1. Первобытнообщинный строй (+ азиатский способ производства)

    2. Рабовладение

    3. Феодализм

    4. Капитализм

    5. Коммунизм

    12. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

    (Пост)индустриальные теории общества

    Основа теории индустриального общества была заложена социальными

    теоретиками 19 века (Сен-Симон, Конт, Спенсер, Дюркгейм и др.), которые

    полагали, что развитие различных типов общества определяется эволюцией

    науки и/или производственными процессами.

    Логика этих процессов требует определенных фундаментальных и необратимых

    модификаций традиционной культуры и институтов общества , т.е.

    индустриализации общества.

    Теория индустриального общества приобрела гораздо более осязаемую форму в

    работах послевоенных (в основном американских) социологов-функционалистов

    и специалистов по трудовым отношениям.

    (Пост)индустриальные теории общества

    Типичные черты индустриализации:

    1. разделение труда;

    2. культурная рационализация;

    3. заводская система и механизация;

    4. универсальное применение научных методов к решению проблем ;

    5. дисциплина времени и отсроченное вознаграждение;

    6. бюрократия и администрирование по правилам;

    7. социально и географически мобильная рабочая сила.

    (Пост)индустриальные теории общества

    Исследователи подчеркивали рационалистические, безличные (или

    универсалистские) аспекты тех обществ, которые делали акценты на 1)

    рационализированном производстве материальных благ и услуг 2) отложенном

    удовлетворении. ↓

    Тенденция распределять индивидов по должностям на основе их достижений, а

    не на традиционных атрибутивных характеристиках (семья, раса, пол). +

    Механизация и техническое развитие повышение уровня жизни и

    «оборжуазнивание» рабочего класса =

    Ослабление классовой структуры, профессиональная стратификация,

    рассредоточение власти

    (Пост)индустриальные теории общества

    Термин постиндустриального общества был предложен Д. Беллом в 1970-х гг.

    Работа «Грядущее постиндустриальное общество»: утверждение о том, что

    главный источник власти в таком типе общества принадлежит техническим

    специалистам и профессионалам, а сфера услуг играет более важную роль, чем

    сектор производства.
    13. Домодерное, модерное и постмодерное общество.

    Модернизм и модернити

    Модернизм как термин для описания изменений в искусстве и литературе между концом 19 века и началом Второй мировой войны

    Модернити (от англ. modernity - современность) как термин для описания особого

    состояния общества, измененного в результате утверждения индустриализации,

    урбанизации, секуляризации, развития институтов государства и гражданского

    общества.

    Такое общество противопоставляется традиционному обществу и обществу

    постмодерна.

    Постмодернизм и постмодернити

    Постмодернизм как термин для описания изменений в искусстве и философии

    примерно во второй половине 20 - начале 21 века.

    Постмодернити (после современности) как термин для описания особого

    состояния общества примерно с 1980-х гг.
    14. Концептуализация современности: глобализация и глобальное общество (Дж. Урри, Дж. Ритцер, И. Валлерстайн).
    15. Концептуализация современности: информационное и постиндустриальное общество (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс).
    16. Постструктурализм и постмодернизм в социологической теории.

    Критика логоцентризма как поиска универсальной мыслительной системы, открывающей, что истинно, справедливо, прекрасно и т. д. Логоцентризм – это данность наличия в западной философии. Наличие полнота, тождественность самому себе, данность, самодостаточность. Наличие всегда отсылает к основе, первопричине или центру и может проявляться в таких формах, как сущность, существование, субстанция, субъект, трансцендентальность, сознание, Бог, человек и т. д.

    Логоцентризм лежит в основании метафизики – пространства философии. Метафизика ограничена системами бинарных оппозиций (правда — ложь, добро — зло, тело — душа, речь — письмо, культура — природа и т. д.). Одна из оппозиций всегда стремится к доминированию. Логоцентризм привел к замкнутости не только философии, но и вообще науки.  Необходимо произвести деконструкцию - разложение единого с целью выявления скрытых различий борьба с иерархией

    Постмодерн включает в себя новую историческую эпоху, новые произведения культуры и новый тип теоретизирования о социальном мире. ● Постсовременность/постмодернити - историческая эпоха, которая обычно считают следующей за эрой современности (модернити) ● Постмодернизм — произведения культуры (в искусстве, кинематографе, архитектуре и т. д.), отличающихся от модернистских продуктов культуры. ● Постмодернистская социальная теория — способ мышления, отличающийся от модернистской социальной теории

    Признаки постмоденизма в теории 1. Отказ от тотализации, склонность к детотализированию современности 2. Фланёрство: брождение среди многообразных социальных явлений (по настроению) 3. Бриколаж: соединение любых идей, которые может найти, чтобы пролить свет на социальный мир Пример: Зиммель

    Критика постмоденистской теории 1. Неспособна соответствовать научным стандартам модерна (которые она отвергает) 2. Скорее идеология, чем научная теория 3. Нет никаких ограничений 4. Неопределенный и абстрактный характер (трудно установить их связь с социальным миром) 5. Сама склонна к большим повествованиям Критика постмоденистской теории 6. Не формулирует теорию деятельности 7. Слабая обоснованность критики модерна 8. Не имеет ни малейшего представления о том, каким общество должно быть. 9. Ведет к абсолютному пессимизму 10. Обращает внимание на некоторые проблемы, но нередко игнорирует явления, рассматриваемые многими как ключевые проблемы нашего времени

    17. Понятие структуры и функции в социологии.

    Понятие социальной структуры может применяться относительно любой повторяющейся модели социального поведения. Социальная структура – это совокупность упорядоченных взаимоотношений между различными элементами социальной системы/общества, обеспечивающих ее/его целостность и воспроизводство.

    Данное понятие может быть использовано довольно свободно для обозначения любого наблюдаемого «образца» в социальной деятельности, однако чаще всего оно используется для обозначения фактической организации индивидов и групп в более крупные сущности (которые Дюркгейм рассматривал как социальные факты).

    В социологии понятие структуры возникло в результате аналогий из естественных наук (структура организма/механизма). Импорт данного понятия в социологию чаще всего связывают с британским социологом Г. Спенсером, который активно применял биологические схемы объяснения общества.

    Перенос биологической аналогии: Структура организма институциональная структура Функция - работа, производимая органом; назначение чего-либо назначение отдельных элементов социальной структуры (институтов) Социальная структура = институциональная структура организация индивидов и отношений этих индивидов друг к другу (социальные роли и статусы). Понятие структуры и функции В отличие от структуры здания или организма, социальная структура не видна напрямую. Она проявляется в наблюдаемых действиях индивидов, но не может быть сведена к ним. Основные институциональные нормы и смыслы - это культурные феномены, которые существуют как общие идеи и представления в сознании людей. По этой причине социализация в культуре занимает центральное место в поддержании социальной структуры. Развитие идей о структуре в социологии оформление структурного функционализма как отдельной исследовательской парадигмы

    18. Проблематизация структуры и функции в раннем функционализме.

    Ранний функционализм 19 в: спор о проблеме социального порядка с экономическими «утилитаристами» и перенос «успеха» биологических наук в социологию. Социальная реальность – это система: 1. все процессы в ней взаимосвязаны 2. подобно организму, система ограничена 3. процессы в ней протекающие, направлены на ее сохранение

    Ключевые допущения: 1. Общество как ограниченная система саморегулируется и имеет тенденцию к гомеостазису и равновесию 2. Как самообеспечивающаяся система общество имеет определённые базисные потребности и нужды, которые нужно удовлетворять для поддержания равновесия 3. Цель социологии – изучать функции частей этой системы, которые работают на сохранение равновесия 4. В системах с потребностями должны существовать определенные типы структур, обеспечивающие их выживание

    Ранний функционализм: Дюркгейм 1. Общество – это реальность sui generis, сущность в себе; оно состоит из частей, но свести его лишь к сумме этих частей нельзя  идея социального целого (и солидарности) 2. Составные части системы удовлетворяют основные функции и потребности этого целого 3. Если они не удовлетворяют, то можно говорить о патологических состояниях системы. 4. Системы имеют точки равновесия «нормального функционирования» Но: потребность и причина ≠ функция. Мы должны отличать порождающую социальный феномен причину от выполняемой им функции.

    Ранний функционализм: Рэдклифф-Браун Использовал термин «структурализм», а не «функционализм» для обозначениях своих разработок 1. Одно из необходимых условий выживания общества - наличие минимальной интеграции его частей 2. Термин «функция» относится к тем процессам, которые поддерживают эту необходимую интеграцию или солидарность 3. В каждом обществе структурные признаки содействуют сохранению необходимой солидарности

    Ранний функционализм: Малиновский Использовал термин «функционализм» для обозначениях своих разработок «Функциональный взгляд на культуру предполагает, что во всякой цивилизации каждый обычай, материальный объект, идея и верование выполняет какую-то важную функцию, решает какую-то задачу, представляет собой неотъемлемую часть работающего целого»

    Ранний функционализм: проблемы 1. Затуманивание различий причин и функций: постулирование потребность в интеграции как «первопричина» - незаконный телеологический аргумент (потребность в социальной интеграции  разделение труда  достижение интеграции) 2. Тавтология в аргументации: каковы критерии удовлетворения потребностей? Их нет. (Сохраняющаяся система удовлетворяет свои потребности  изучаемая нами система сохраняется социокультурная единица является частью этой системы скорее всего, эта единица удовлетворяет потребности системы.)

    19. Проблематизация структуры и функции в классическом функционализме.

    Особенности концептуализации: 1. Стратегия «аналитического реализма»: сначала выработка ограниченного числа важных понятий, схватывающих аспекты объективного внешнего мира, потом – выработка системы суждений --- попытка построения «грандиозной теории» 2. Синтез утилитаризма, позитивизма и идеализма: ○ Утилитаризм: люди во взаимодействии преследуют свои цели и действуют рационально, но всегда ли это так? ○ Позитивизм: физические параметры социальной жизни важны, но все ли к ним редуцируется? ○ Идеализм: часто идеи рассматриваются оторванными от образа социальной жизни, но всегда ли это так?

    Теория системы действия: 1. «Актор» - личность преследует некую цель 2. У актора есть (альтернативные) средства достижения цели 3. На выбор средств влияют ситуационные условия (собственная природа, наследственность, внешние причины) 4. При определении целей и средств достижения этих целей актор руководствуется нормами и другими идеями 5. И хотя актор принимает субъективное решение, оно совершается им при давлении условий и идей

    От теории системы действия к теории социальных систем 1. Единичные акты происходят в социальном контексте 2. В этом социальном контексте актор имеет какой-то статус и разыгрывает нормативно предписанные поведенческие роли 3. Роли статуса не связаны между собой, но в действительности они связаны друг с другом в системах различных типов 4. Единичные акты нужно рассматривать исходя из перспективы систем взаимодействия как исполняемых ролей 5. Такие системы взаимодействия актеров со статусами и ролями образуют социальную систему (но не обязательно общество в целом)

    От теории системы действия к теории социальных систем Три единицы анализа: личность, общество, культура. Как они связаны друг с другом? Интеграция внутри и между двумя системами действия и культурными образцами является основным фактором их выживания. Условия интеграции: 1. достаточное количество акторов, адекватно побуждаемых действовать в соответствии с требованиями ее системы ролей 2. следование только таким образцам культуры, которые могут дать определение хотя бы минимального порядка, либо предъявляют людям выполнимые требования Классический функционализм: Парсонс Ключевые компоненты социальной системы: 1) Институционализация - сравнительно устойчивые модели взаимодействия «акторов», имеющих тот или иной статус. Такие модели регулируются нормативно и сливаются с 2) культурными образцами, которые интернализируются посредством двух процессов: 3) социализации и 4) социального контроля

    20. Социальный институт: понятие, виды, признаки, структура.

    Социальный институт - относительно устойчивая совокупность норм, ценностей, статусов, ролей и организаций, которые концентрируются вокруг какой-либо базовой потребности и структурируют (упорядочивают) поведение индивидов в определенной сфере социальной жизни. Два подхода к рассмотрению социальных институтов: ● Институт как данность: индивиды приспосабливаются к миру институтов (“Этот мир придуман не мной”) ● Институт как процесс и результат взаимодействий индивидов, которые сами создают и воссоздают институты

    Виды социальных институтов

    По характеру: ● формальные (право, образование) ● неформальные (очередь, гигиена) По степени важности: ● главные (экономика, политика, религия, образование и наука) ● Вторичные

    По распространенности: ● универсальные (семья, религия) ● уникальные (колхозы в СССР)

    По сфере деятельности: ● экономические (банки, производство) ● политические (государство, право ), культурные (семья, наука, образование) ● религиозные ● узкосоциальные (благотворительность, служба быта).

    По охвату социальной системы: ● тотальные (собственность, семья) ● локальные (частная собственность, определенные формы семьи)

    Признаки социального института

    1. Регулярность и возобновляемость взаимодействия субъектов.

    2. Регламентация деятельности субъектов: роли, нормы, санкции и т.п.

    3. Сосредоточенность на одной потребности (одной сфере деятельности).

    4. Наличие инвариантных институциональных признаков:

    ○ Культурные символы – концентрированное выражение специфики и задач института. ○ Утилитарные символы – материальные средства для выполнения задач.

    ○ Идеология – совокупность идей, ценностей, установок, определяющих отношение субъекта к окружающему миру.

    ○ Установки и образцы поведения – допускаемые и желаемые поведенческие стратегии.

    ○ Кодексы поведения (устные и письменные) – система институциональных ролей, т.е. наиболее постоянных поведенческих ожиданий от конкретного субъекта.

    Структура социального института

    1. Сфера деятельности: социальная потребность, цель и задачи института.

    2. Субъекты: статусы и роли, нормы и образцы поведения.

    3. Средства: символические и утилитарные.

    4. Система санкций

    21. Функции и динамика социальных институтов.

    Два понимания функции в социологии: 1. Математическое: функция как соответствие между элементами двух множеств (одна величина полностью определяет значение другой величины) 2. Биологическое: функция как специализированная деятельность органов и т.д. В социологии преобладает второе понимание функции, которое связано с представлением о социальной системе как об особого рода организме, в котором различные взаимосвязанные органы выполняют определенные специализированные функции. Узнать суть функции социального института = узнать что он «делает» для социальной системы или отдельных ее элементов (от потребности).

    Функции социальных институтов - это такие наблюдаемые последствия их деятельности, которые способствуют поддержанию стабильности и сохранению социальной системы. ● Дисфункции социальных институтов - это наблюдаемые последствия их деятельности, которые ослабляют саморегуляцию системы или её приспособление к среде. ● Явные функции - те функции, которые носят намеренный характер и осознаются участниками социальных процессов. ● Латентные (скрытые) функции - функции, которые носят ненамеренный характер и не осознаются участниками социальных процессов.

    Разделение явных и латентных функций важно в связи с тем, что: 1. Цели, намерения и последствия действий не всегда осознаются людьми. 2. Между преднамеренными действиями людей и непреднамеренными последствиями этих действий существует большая дистанция. “Хотели как лучше, а получилось…” Существует также функционально нейтральные институты, или чаще - элементы социальной системы

    Основные функции: 1. Адаптация индивидов и социальных систем к среде 2. Интеграция социальных систем 3. Воспроизводство социальных систем 4. Упорядочение и стандартизация социального поведения

    Динамика социальных институтов Институты должны обеспечивать стабильность в обществе (за счет гибкости и изменчивости). Развитие общества (потребности, представления, ценности, нормы)  изменения в институтах

    22. Социальная общность и группа в социологии: понятие и виды.

    Понятие общности и группы Обыденные трактовки: ● Конгломерат, случайное скопление людей (пассажиры автобуса, очередь) ● Категория для обозначения множества людей, выделенных на основании какого-либо признака (доход, цвет кожи, правши и левши) Признаки группы в социологической трактовке: ● Общая идентичность (сознание “мы” и “они”) ● Взаимодействие между членами группы ● Наличие определенной системы статусов и ролей ● Определенная степень согласия, консенсуса

    Социальная категория – совокупность людей объединённых по какомулибо признаку (не обязательно социального характера). Конструируется учёным произвольно

    Социальная агрегация – совокупность людей в определенном физическом пространстве без сознательных взаимодействий друг с другом (люди на остановке, в очереди).

    Квазигруппа – спонтанно возникшая, неустойчивая группа людей объединённых кратковременной целью-действием (негодующая очередь).

    Социальная группа – устойчивое объединение людей со следующими признаками: 1) два и более человек, 2) общий интерес и ценности, 3) наличие более или менее регулярных взаимодействий, 4) разделяемые ожидания, 5) обособленность от других групп и объединений.

    Виды социальных групп

    1. По характеру: формальные и неформальные.

    2. По доступу: открытые (свободные), полуоткрытые и закрытые (доступ невозможен или очень затруднен).

    3. Малые (внутригрупповые связи выступают как непосредственные личные контакты: все знают друг друга в лицо, по именам, регулярно общаются) и большие (участники не имеют постоянных личных связей).

    4. Первичные (каждый видит в другом личность, индивидуальность) и вторичные (связи носят безличный, формальный характер).

    5. Интрагруппа (моя группа, свои), аутгруппа (чужая группа), референтная группа (группа-эталон для человека).

    23. Социальная дифференциация и стратификация.

    Социальная дифференциация - разделение социума на части, группы по какому-либо признаку. Расположение на одном уровне социальной иерархии - горизонтальная дифференциация. Расположение на разных уровнях - вертикальная дифференциация = социальная стратификация (расслоение).

    Социальная стратификация (от лат. «stratum» – пласт, покрывало) - разделение общества на слои (страты) или группы, занимающие различное социальное положение и имеющие различный доступ к благам или различные возможности достижение этих благ. Социальная стратификация присуща всем известным обществам в той или иной мере. Социальная стратификация может быть основана на разных характеристиках индивидов: профессии, половой принадлежности, собственности, классовой принадлежности.

    Каждому обществу характерна своеобразная система стратификации.

    В целом различают 5 типов стратификационных систем: 1. Первобытно-общинный тип 2. Рабовладельческий тип 3. Кастовый тип 4. Сословный тип 5. Классовый тип Теория смешанных стратификационных систем: разные типы могут сосуществовать в различные периоды в различных обществах

    Виды социальной стратификации

    Характеристики стратификационных систем ● Степень открытости: возможность у индивидов менять свой статус и заимствовать культурные образцы у индивидов другого статуса ● Степень равенства: различия между уровнями стратификации

    24. Неравенство как социальная и социологическая проблема.

    оциальная структура - это различное положение людей относительно друг друга , формирующееся на основании массы критериев и признаков : национальных классовых , профессиональных возрастных , территориальных , половых и пр На основании этого в социальную структуру включают ряд следующих подструктур Социально - классовые общности - классы , слои , социальные группы и касты , Социально - этнические общности ( относы , нации , национальные группы и народности ) . D Социально - демографические общности ( молодежь , пенсионеры , женщины , мужчины и т.д ) , P Социально - поселенческие общности ( жители городов , деревень , поселков региональные группы ) , Социально - генетические общности - люди , которые родились в данной местности , а также переехавшие недавно из других местностей , Религиозные общины - религиозные и конфессиональные группы • Семейно - бытовые общности - родители с детьми , соседи брачные или внебрачные отношения . Социально профессиональные общности

    Сущность социального неравенства - неодинаковый доступ разных категорий населения к социально значимым благам , духовным ценностям и материальным ресурсам Эти отличия Апаются основаниями , определющими облик вертикального строения общества

    Маркс в качестве базиса вертикального расслоения общество видел опадение собственностью и средствами производства . Поэтому стратификационная структура общества была сведена им к двум уровням 0 Собственники ( рабовладельцы , феодалы , буржуазия ) , • Лишенные собственности ( рабы пролетарии ) . Вебер расширил число критериев , которыми определяется принадлежность к той или иной страте Помимо экономического критериел понятие принадлежности к статусным группам или определенным политическим кругам , то есть партиям Вебер считал , что статусные группы и политические партии отличаются степенью влияния и престности Иными словами , переход человека на более престижную статусу или партию обеспечат ему преимущественное положение обществе

    25. Теория классов в социологии.
      1   2   3


    написать администратору сайта