Вопросы-для-экзамена-Философия. Натурфилософская традиция античности
Скачать 25.18 Kb.
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА
Натурфилософская традиция античности. Старшие натурфилософы (Милетцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Младшие натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор). Продолжение натурфилософской традиции в атомизме Левкиппа – Демокрита (современника Сократа), в атомизме Эпикура и его школы, в философской поэме последователя Эпикура Тита Лукреция Кара (96-55 г. до н.э.) в Древнем Риме. Младшие натурфилософы как наследники всего богатства мысли предшествующей философии; в особенности соединение в их учениях идей натурфилософии и идей спекулятивно-символического богословия.
Теория идей Платона. Гиперурания. Проблема двоемирия и попытки его преодоления Платоном. Эйдос. Соотношение идей и вещей. Структура идеального бытия (Парменид, Софист). Бытие и становление. Идея Блага. «Символ пещеры», его толкование. О трансцендентности и имманентности эйдоса душе. Влияние Парменида и пифагорейства.
Метафизика Аристотеля как учение о первопричинах. Критика учения Платона (о двоемирии) – введение в систему. Метафизика – исследование первопричин бытия; познание «бытия, поскольку оно бытие»; знание о субстанции; знание о Боге как сверхчувственной субстанции. Первопричины бытия: «праматерия» и «форма всех форм»; материя и форма, цель и движение. Бытие как категории; бытие как акт и потенция; бытие как акциденция; бытие как истина. Энергия и энтелехия. Телеология и теология.
Английский эмпиризм 17-18 вв. (Фрэнсис Бэкон, Джон Локк).Учение об идолах познания Ф. Бэкона. Критика схоластического метода. «Великое восстановление наук». Индуктивный метод и эксперимент Ф. Бэкона. Программа гносеологизации философии Дж.Локка. Учение о двух типах качеств и идеях Дж.Локка.
Проблема соотношения рассудка и разума в «Критике чистого разума» Иммануила Канта. Рассудок как способность давать правила. Разум как способность давать принцип. Связь рассудка с логической функцией суждения. Связь разума с логической функцией умозаключения. Различие между понятиями рассудка и понятиями разума. Чистые и эмпирические понятия рассудка. Учение о категориях. Идеи разума. Трансцендентальная диалектика. Паралогизмы, антиномии и идеал чистого разума. Конститутивное и регулятивное применение принципов чистого разума в познании.
Единство принципа, метода и системы в философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Основные идеи «Феноменологии духа». Идея развития и его диалектический механизм; понятие снятия противоположности. Триадическая диалектика у Канта, Фихте и Гегеля. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному; специфика конкретного мышления. Понятия духа, бытия в себе, инобытия и бытия для себя. Объективный и субъективный дух; институциональные формы духа. Диалектика бытия, сущности и понятия в «Науке логики». Гегелевская реконструкция истории философии.
Основные идеи философии Карла Маркса. Своеобразие онтологической концепции К.Маркса. Практика (праксис) как основополагающая онтологическая категория. Новая концепция сознания К.Маркса. Сознание как продукт общественного развития. Общественное бытие и общественное сознание. Сущность общества и перспективы его развития. Проблема отчуждения.
Основные понятия и идеи феноменологии Эдмунда Гуссерля. Понятие феномена и программа феноменологической философии Э. Гуссерля. Метод редукции и тематизация «чистого сознания». Смыслоконститутивные структуры как предмет феноменологического исследования. Тематизация жизненного мира в поздних работах Гуссерля. Критика раннего проекта трансцендентальной феноменологии. Понятие горизонта: онтологический и трансцендентальный аспекты. Мир как трансцендентальный горизонт. Жизненный мир как универсальный горизонт смыслополагания.
Экзистенциальная аналитика Мартина Хайдеггера. Повседневность, историчность, временность как фундаментальные структуры вот-бытия. Вот-бытие как бытие-в-мире. Структура бытия-в-мире. Бытие-в-мире как единый феномен, его аналитические моменты: мировость мира, бытие-в, кто-вот бытия. Особенности хайдеггеровской онтологии мира. Мировость мира как горизонт обнаружения сущего. Интерпретация и критика понятия мир в классической традиции (на примере философии Декарта). Различие подручного и наличного сущего. Мир как природа. Критика интерпретации феномена отсылки как субстанции и функции в марбургской школе. Значимость как смысл структуры самообнаружения мира. Проблема реальности внешнего мира. Пространственность вот-бытия. Пространственность мира. Интерпретация мира на основе протяженности и пространственности в классическом естествознании (Лейбниц). Экспликация пространства на основе мировости. Интерпретация познания в феноменологии Хайдеггера
Философские взгляды Людвига Витгенштейна. Понятия мира, действительности, факта и объекта; их логические эквиваленты. Атомарный и молекулярный факт: элементарное и сложное предложение. Внешние и внутренние свойства объекта. Понятие выражения. Принцип контекстуальности: выражение как «переменная предложения». Из чего следует, что мир состоит не из объектов, а из фактов? Трансцендентальный статус логики. Различие между тем, о чем язык говорит, и тем, что язык показывает. Витгенштейнов метод устранения избыточных логических понятий. Понятие философии как «критики языка»
Философия Владимира Соловьева. Эволюция философских взглядов. Основные периоды и направления творчества. Философский проект В.С. Соловьёва. Назначение, типы и этапы развития философии. Структура философского знания: гносеология – метафизика – этика. Критика отвлечённых начал. Гносеологическое преломление диалектики единого и многого. Новации в теории познания. Основные элементы познания. Понятие цельного знания. Синтез философии, науки и теологии. Критика диалектического метода Гегеля. Органическая логика как основной философский метод. Принцип всеединства. История философии всеединства и трактовка всеединства в философии В.С. Соловьёва. Проблема абсолютного бытия. Дедукция абсолютных определений по категориям сущего, сущности и бытия. Софиология. Основные темы софиологии В.С. Соловьёва. Софийная антропология и учение о Богочеловечестве. Закон исторического развития. Историософия. Анализ русской идеи в философии В.С. Соловьёва. Этическое учение В.С. Соловьёва, критическая и позитивная часть. Оправдание добра. Естественные корни нравственности. Добро в истории человечества. Проблема природы зла
Проблема соотношения чувственного и рационального в гносеологии. Сенсуализм и рационализм: основные положения и критический анализ. Программа эмпиризма. Проблема источников знания. Первичные и вторичные качества. Выделение ощущений и восприятий как источников идей сознания в классическом эмпиризме. Простые и сложные идеи. Критика Д. Юмом понятия причинности. Скептицизм Д. Юма. Противоречия эмпирической программы. Программа рационализма. Рационалистическое понимание отношения мышления и опыта как исследовательская программа. Метод сомнения Р. Декарта. Решение вопроса об объективности знания. Декартовская классификация идей. Априорное знание и теория «врожденных идей» (Р. Декарт). Априорность как сознание, структура трансцендентального сознания (И. Кант). Рационализированная гносеология как самопознание разума. Противоречие рационалистической программы обоснования знания
Понятие истины. Основные концепции истины: корреспонденции, когеренции, прагматизма. Взгляд на истину в исторической перспективе. Истина, заблуждение, ложь. Проблема критерия истинности. Корреспондентная теория истины и обсуждение вопроса об отношении знания и реальности. Истина абсолютная и относительная. Когерентизм и прагматизм как способы преодоления трудностей теории корреспонденции
Мировоззренческие и методологические проблемы анализа сознания в философии. Понимание сознания “обыденным” (“естественным”) человеком. Основные исторические моменты анализа сознания в европейской философии. Позиция "сознание - идеальная субстанция" Позиция "сознание - квазиидеальная субстанция. Оценка позиции "сознание - субстанция". Позиция "сознание - атрибут". Сознание как атрибут материальной субстанции. Сознание как атрибут духовной субстанции. Сознание как модус (свойство). Сознание - модус души. Элементный состав сознания. Формы опыта сознания и их уровни. Созерцание. Опыт переживания. Модусы переживания. Переживания и значимость. Причины экзистенциальной пустоты. Мышление как свидетельство сознания. Ретенция. Имя и мысль. Что такое идея. Что такое абстрактная мысль. Я в контексте мышления. Мышление, рефлексия, самосознание и экзистенция. Слово, мысль, объективность и субъективность. Язык, мышление и бытие-в-мире. Единство сознания. Содержательные формы опыта. Опыт повседневности. Ценностный опыт. Мистический опыт. Сознание и Я
Философское учение о категориях. Проблема многообразия определений категории. Термин «категория» в философском и нефилософском употреблении. Основные определения категорий: категория как высший род дескрипитивных понятий (Аристотель), как априорная форма рассудочного мышления (Кант) и как логический тип (Райл). Понятие и структура разума, место в нем рассудочного мышления. Формальная аристотелевская логика. Кантовская идея трансцендентальной логики. Современное учение о категориях как философская логика Гегелевская концепция категорий. Экспликация категорий. Значение изучения категорий для философии. Негативное отношение к проблематике категорий. Современный этап рефлексии категорий. Объективность категорий. Универсальность категорий. Априорность категорий. Категории как формы мышления. Категории и язык. Способы использования категорий. Функции категорий. Историчен ли категориальный строй мышления?
Общество как специфический способ взаимосвязи людей. Проблема соотношения биологического и социального. Специфика деятельности как способа отношения человека к миру. Деятельность как способ существования общественного человека: деятельность как условие формирования особых форм взаимодействия
Учение логики о понятии (структура, виды, отношения, операции). Понятие как форма мышления. Языковые формы выражения понятий. Термины и понятия. Понятие и предикат. Приемы формирования понятий. Содержание понятия. Полное и основное содержание. Признак, виды признаков. Фактический и логический объем понятия. Элементы и части объема. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Объем понятия и класс предметов. Отношение принадлежности элемента классу и включение класса в класс. Логика классов. Операции с классами: пересечение, объединение, дополнение, вычитание. Основные законы логики классов. Виды понятий: единичные, общие, фактически пустые, логически пустые, универсальные; абстрактные и конкретные; положительные и отрицательные; безотносительные и соотносительные; регистрирующие и не регистрирующие; собирательные и не собирательные. Употребление понятий в собирательном и разделительном смысле. Отношение между понятиями. Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые понятия. Отношения: равнозначности, перекрещивания, подчинения, соподчинения, противоречия, противоположности. Интерпретация отношений с помощью диаграмм Эйлера-Венна. Операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Деление понятий. Структура деления (делимое понятие, основание деления, члены деления). Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое. Простое и ступенчатое деление. Правила и ошибки деления понятий. Деление и классификация. Типология. Деление понятий и отношение часть-целое
Теория определений. Определение понятий. Функции определений. Структура определений. Явные и неявные определения. Приемы сходные с определением. Виды явных определений. Способы употребления терминов (в функции упоминания, в функции использования). Синтаксические, семантические, прагматические определения. Реальные и номинальные определения. Рекурсивные, индуктивные, дескриптивные определения. Аксиомы как разновидность контекстуальных определений. Прагматические определения: уточняющие, учреждающие, регистрирующие. Методические требования к определению. Принципы критики определения: соответствие предмету, соответствие контексту. Правила определений. Ошибки в определениях
Предмет философии. Соотношение философии с наукой, религией и искусством. «Первоначало» как предмет философского интереса и многообразие способов его тематизации. Рефлексивность, адогматичность и аргументативность как специфические черты философского дискурса
Понятие гносеологии. Предмет гносеологии. Основные гносеологические парадигмы в истории философии. Гносеология как учение о познании. Различие доксы и эпистемы. Номинализм, реализм, концептуализм. Соотношение теоретического и эмпирического уровня познания.
Философия воли Артура Шопенгауэра. «Мир как воля и представление». Шопенгауэровский способ элиминации учения Канта о непознаваемости «вещи самой по себе». Метафизика воли. Мировая воля – ее характеристики. Метафизика воли как основа философско-исторических взглядов. Основа и смысл антиисторизма и пессимизма А. Шопенгауэра.
Специфика исторического познания. Реализм и конструктивизм в историческом познании. История как реконструкция прошлого. Отношение к историческому факту в рамках концепции истории как отражения прошлого («история ножниц и клея» по Р.Дж. Коллингвуду). Основные принципы конструктивизма и их применение в историческом познании. Что значит писать историю в свете последующих событий (понятие «нарративных предложений» А. Данто). Роль воображения в историческом познании. «Метаистория» Х.Уайта как реализация конструктивистского подхода
Основные концепции исторического процесса в западноевропейской философии 18-20 вв. (концепции прогресса, концепции локальных культур). Социально-культурные истоки возникновения концепций прогресса. Концепции Г.Гегеля, К.Маркса и О.Конта как основные концепции исторического развития. Основные черты концепций прогресса. Проблема содержания и критериев прогресса. Мировоззренческое и эпистемологическое значение концепций прогресса. Критика историцизма.
Мораль как объект философского анализа, основные категории этики. Соотношение категорий «мораль», «нравственность», «этика». Специфика философского подхода к морали. Специфика морали и проблема определения критериев моральности
Представление об эстетическом вкусе в истории эстетики.Проблема соотношения объективности прекрасного и субъективных аспектов вкуса. Вкус как личная способность и как надэмпирическая норма. Вопрос о нормах и критериях вкуса - центральный вопрос классической эстетики. Вкус и теория чувственных способностей человека. Вкус в системе фундаментальных проблем Нового времени: внерациональности прекрасного, возникновения феномена художественной критики, концепции «общего чувства. Соотношение понятий «вкус», «здравый смысл», «способность сужденния». Концепции вкуса, основанные на разуме и чувствах (эстетика разума и эстетика чувства). Понятие «норма вкуса» в эстетике чувства. Человеческая природа как основа общности вкусов. Правила соответствия вкуса человека нормативному принципу. Представление о «человеке хорошего вкуса». Утонченность чувств и утонченность вкуса. Роль воображения («вторичного удовольствия») для вкуса. Характеристики «неправильного вкуса» (Д. Юм). Представления об эстетической элите. Чувственное восприятие в рационалистической метафизике. Понятие «аналога разума» Баумгартена. Аналогия чувственного и рационального знания. Вкус как «совершенное чувственное познание». Теория совершенного чувственного познания. Проблема «естественного стиля»: эстетическая ясность, правдивость, достоверность и убедительность. Снятие противоречий между рациональной и эмпирической трактовкой вкуса в философии Канта. «Незаинтересованность» как основа суждения вкуса. Субъективность вкуса и априорное стремление ко всеобщности. Возможности и основания плодотворной коммуникации в сфере эстетики. Возможность «спора о вкусе». Антиномии вкуса. Место вкуса в проблеме интерсубъективности классической философской традиции. Эстетическая сфера как основа социального контакта
Процесс и структура научного поиска. Понятие научных революций. Механизмы порождения нового знания. Роль эксперимента в науке. Классический и неклассический варианты формирования научной теории. Образцы решения задач. Проблемные ситуации в науке. Научные революции как перестройка оснований науки. Т. Кун о научных революциях. Механизмы и типы научных революций. Роль философского знания в научных революциях. Категориальные структуры философии и освоение новых системных объектов. |