Представители
Скачать 18.79 Kb.
|
Задание 1.
Задание 2. Книга Эриха Фромма «Душа человека» является как бы продолжением его основной книги «Бегство от свободы». В отличие от предыдущей, в этом произведении Э. Фромм рассматривает вопрос: «Человек – волк или овца?». Для ответа на этот вопрос Фромм рассматривает три человеческих аспекта. Это «любовь к мёртвому и любовь к живому», «индивидуальный и общественный нарциссизм», и «инцестуальные связи». Эти три характеристики, в сумме образуют «синдром распада» которому подвержены многие люди и который прямо противоположен «синдрому роста», но который «побуждает человека разрушать ради разрушения и ненавидеть ради не ненависти». Анализ трёх этих тем, а так же их противоположности и итог, являются главным содержанием данной работы Фромма. Так же, не смотря на то, что данные темы не были затронуты в его фундаментальном труде «Бегство от свободы», всё же они присутствуют в человеке, который отказался от свободы и выбрал авторитаризм. Именно поэтому, книгу «Душа человека» можно назвать продолжением «Бегства от свободы», хоть и не прямого продолжения. Так же мне представляется важным в данной работе, что автор пишет о том, что для общества опасен не психопат или садист, а «нормальный человек, наделённый необычайной властью» и который, вследствие обладания этой властью, может заставить других людей испытывать такие чувства как ненависть, возмущение, деструктивность и страх. Именно внедрение этих чувств, станет – по мнению Фромма – тем оружием, благодаря которому будут происходить войны, грабежи, насилие и всё то, что происходило в 20 веке. В самом начале книги автор обращается к теме «агрессия». Для этого он выделяет различные типы агрессии, с которыми мы все обычно сталкиваемся. Список начинается с агрессии, которая является наименее деструктивной, а именно - в спортивном соревновании. В данном случаи есть цель победить соперника, но никак не уничтожить. В книге подробно разбирается каждый тип агрессии и даётся характеристика. Я не считаю важным перечислять их всё, однако выделю из этого списка самые интересные на мой взгляд. Это «насилие из мести». Это 3 или 4 тип насилия. Обычно он проявляется в детском и подростковом периоде или на ранних стадиях развития цивилизации, однако вследствие того, что не все страны достигли того развития, которое достигли европейские страны и США, то такой тип насилия всё ещё можно встретить в отсталых странах (и к нему нужно быть готовым) и в странах, где общий уровень образования весьма низок. Как пишет сам Фромм: «продуктивно живущий человек совсем или почти совсем не имеет в этом нужды. Даже если его ущемляют, оскорбляют или ранят, он как раз благодаря продуктивности своей жизни забывает о том, что было сделано ему в прошлом. Его способность творить проявляется сильнее, чем его потребность мстить». На ум сразу же конечно приходит классическое произведение «Граф Монте-Кристо» и, как многих людям известно, сам автор говорил по поводу своего произведения, что он очень удивлен, когда услышал положительные отзывы в отношении главного героя, т.к. Дюма создавая своего героя, хотел показать людям, как бессмысленна месть, как глупо жить ради мести. В принципе, данную идею можно найти во многих источниках, включая Библию. Задание 3. 3.2 Немецкий философ Фридрих Ницше (1844—1900) является самым ярким и влиятельным представителем философии жизни. Хотя Ницше никогда не был рационалистом, на его философию оказала большое влияние рационалистическая философия прежних веков; естественно, он находился под сильным влиянием иррационализма, ' который во время его жизни был своего рода атмосферой эпохи. Наиболее заметное проявление иррационализма Ницше заключается в том, что он не создал (да и не стремился создать) целостную философскую систему наподобие системы Канта или Гегеля. Творчество Ницше фрагментарно, нередко свои идеи он выражал в виде образных афоризмов, стихотворений. В этом также проявилось то, что Ницше был иррационалистом, поскольку рациональность предполагает построение непротиворечивых теорий. Хотя слово «дискурс» сейчас употребляется в несколько ином смысле, раньше прилагательное «дискурсивный» означало «связный, логичный». С зтой точки зрения тексты Ницше далеко не дискурсивны. Переоценка всех прежних, и прежде всего христианских ценностей. Ницше считал религию (христианство) виновницей искажения в культуре подлинно человеческих ценностей. Почему? Во-первых Христианство разрушило инстинкт жизни, оно отрицало земную жизнь во имя жизни загробной, прославляло потусторонний мир, чтобы “лучше оклеветать этот”. Воля христианства, писал Ницше, это “воля к гибели”, это болезнь, упадок, когда жизнь не во что не ставится. Во-вторых: христианство (александрийская, или византийская культура, в отличие от эллинской) породило сознание раба, покорность, смирение, страх наказания за грехи. В-третьих, христианство с его догматами основало доктринерскую мораль, навязывающую ответы на все вопросы, которые не имеют столь простых решений, поскольку жизнь невозможно уложить в простую схему. В-четвертых, христианство способствует вырождению человечества, ибо это “скрытый инстинкт уничтожения”. Свою же философию Ницше назвал - “заступнический инстинкт жизни” и антихристианской. Наконец, В-пятых, антихристианство Ницше было, по существу, протестом против всякой косности, обывательщины, порождающих сознание зависимости и несвободы. В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том: – что человек есть нечто, что должно преодолеть; – все существа создавали нечто, что выше их; – люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека. Человек должен уметь охранять себя, в этом заключается лучшее доказательство независимости. Инстинкт самосохранения учит людей быть легкими, изменчивыми, обманчивыми, поверхностными. К независимости способны очень немногие, это преимущество сильных. |