Главная страница
Навигация по странице:

  • Прогресс

  • Регресс

  • Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́

  • Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер

  • .

  • Представление о прогрессе и регрессе в эпоху Просвещения. Представление о прогрессе и регрессе в эпоху Просвещения


    Скачать 17.36 Kb.
    НазваниеПредставление о прогрессе и регрессе в эпоху Просвещения
    Дата16.02.2022
    Размер17.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПредставление о прогрессе и регрессе в эпоху Просвещения.docx
    ТипДокументы
    #363598

    Представление о прогрессе и регрессе в эпоху Просвещения

    Теории Ж. Кондорсе и И.Г. Гердера
    XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей.  Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

    Французское Просвещение XVIII века по сути своей явилось историческим и логическим следствием культурологических исканий философов и ученых эпохи Возрождения и Нового времени. Однако Просвещение нельзя рассматривать как простое продолжение всех предшествующих прогрессивных научных, философских, моральных и эстетических идей, ибо оно выражало значительно более высокий уровень накала борьбы философов против религиозно-мировоззренческого наследия Средневековья.

    Прогресс — направление развития сложных систем (в том числе социальных), для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Казалось бы, прогресс в истории человечества очевиден. Однако с научной точки зрения это утверждения спорно. В настоящее время существуют теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признаки такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, становится относительным, зависящим от порции того или иного субъекта, от того с точки зрения какой системы ценностей субъектов подходит к пониманию исторического процесса.

    С точки зрения системного подхода в качестве основного критерия прогресса выступает повышение уровня организации системы, что находит свое отражение в такой дифференциации и интеграции элементов и связей, которая повышает степень целостности системы, ее адаптационные возможности, функциональную эффективность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

    Регресс — направление развития сложных систем, для которого характерен переход от сложных форм к более простым и менее совершенным.

    Как показывает анализ исторического процесса, развитие общества характеризуется много направленностью. Такое развитие предполагает прогрессивные, регрессивные, одноплоскостные и круговые изменения. Выделение главных тенденций развития социальной системы является весьма сложной задачей, так как усложнение определенных структур системы и совершенствование функций их элементов может сопровождаться обратными процессами в других структурах той же системы, что, собственно, отражает диалектическую связь прогресса и регресса, выраженную в категории — «единство противоположностей». 

    Мари́ Жан Антуа́н Николя́ де Карита́марки́з де Кондорсе́ — французский философ, математик, академик и политический деятель. Автор принципа и парадокса Кондорсе.

    Кондорсе написал свою политическую исповедь «Советы осужденного дочери», где высказал все свои мысли о главных вопросах жизни. В это же время написал он и своё знаменитое сочинение: "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума", за которое он признается родоначальником теории «прогресса», одним из творцов философии истории. Многие мысли, проводимые здесь, Кондорсе высказывал и раньше, но тут он привёл их в систему. Две идеи проходят красной нитью через все сочинение: о необходимости уравнения гражданских и политических прав всех людей и о бесконечном совершенствовании рода человеческого. «Картина успехов человеческого ума» состоит из двух частей: первая заключает в себе всю картину прогресса, в самых общих чертах; во второй части и следующих за ней Кондорсе предполагал изложить факты, которые могли бы служить для развития и подтверждения мыслей, высказанных во введении. В первой книге Кондорсе делит всю историю человечества на десять эпох, причём к последней относит время с основания французской республики. 

    Иога́нн Го́тфрид Ге́рдер — немецкий писатель и теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «всё рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Один из ведущих деятелей позднего Просвещения.

    Значительный вклад в этом направлении сделал Гердер. В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое. Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась Гердером как второе рождение человека.

    Далеко неоднозначно Гердер решает вопрос о прогрессе культуры. «Культура движется вперед, - пишет он в своих «Идеях к философии истории человечества»,- но совершеннее от этого не становится; на новом месте развиваются новые способности; прежние, развитые на старом месте, безвозвратно уходят». Согласно Гердеру, история развития культуры крайне изменчива и непостоянна. Культура может состоять из крайне динамичных и статичных отрезков, ей свойственны взлеты, падения и состояния инерции. Философ приходит к выводу о том, что ни одной из культур, никогда в истории человечества не было свойственно поступательное прогрессивное развитие.


    написать администратору сайта