Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Особенности схоластики.

  • 2. Проблема соотношения сущности и существования

  • 3. Теория двойственной истины

  • 4. Учение Фомы Аквинского

  • 5. Значение в философии схоластики и учений Фомы Аквинского

  • Используемая литература 1.

  • Особенности схоластики. теология. Преподаватель кандидат философских наук, доцент Выжлецов п г должность, уч степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия контрольная работа особенности схоластики. Учение Фомы Аквинского. Значение учения Фомы и схоластики по дисциплине философия


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеПреподаватель кандидат философских наук, доцент Выжлецов п г должность, уч степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия контрольная работа особенности схоластики. Учение Фомы Аквинского. Значение учения Фомы и схоластики по дисциплине философия
    АнкорОсобенности схоластики.
    Дата05.02.2020
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлатеология.pdf
    ТипКонтрольная работа
    #107306

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
    «
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»
    ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    КАФЕДРА
    (
    Гуманитарный факультет
    )
    ОЦЕНКА
    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ кандидат философских наук, доцент
    Выжлецов П
    Г
    должность, уч. степень, звание подпись, дата инициалы, фамилия
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    Особенности схоластики. Учение Фомы Аквинского. Значение учения Фомы и схоластики. по дисциплине: философия
    РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ
    СТУДЕНТ ГР. №
    Z8111
    Ситкин Д.А. номер группы подпись, дата инициалы, фамилия
    Студенческий билет № 2018/4309
    Шифр ИНДО
    12.03.01/18
    Санкт-Петербург 2020

    2
    Оглавление
    1.Особености схоластики…………………………………………………..…3 2. Проблема соотношения сущности и существования………………….…4 3. Теория двойственной истины…………………………………………..….6 4. Учения Фомы Аквинского………………………………………………....6 4.1 Вера и разум……………………………………………………………......7
    4.2 Учение о бог Фомы Аквинского……………………………………..…9
    4.4 Учения об универсалиях………………………………………………….9
    4.5 О человеке и свободе………………………………………………….....10 5. Значения в философии схоластики и Фомы Аквинского……………… 12
    Используемая литература……………………………………………………13

    3
    1. Особенности схоластики.
    Схоластика – вид средневековой филососфии, являющий собой результат соединения логики античных мыслителей (Аристотеля) и католического богословия.
    Схоластика является основным вектором развития философии в средневековье. Ее изучали как в школах, так и в университетах учителями теологами. В Европе феодальных времен была значительной роль духовенства, а церковь стала хранительницей знаний и просто письменности.
    В этих условиях философии пришлось стать «служанкой богословия». Этот тип религиозной философии и называется схоластикой.
    Главная цель существования – познание бога – которая достигается только самоотречением , подвижнической жизнью, смирением, осознанием собственной ничтожности пред непостижимо превосходящим человека Все создателем.
    Философия Аристотеля стала основополагающей и оказала наибольшее влияние . Новая рецепция его учения составила характерную черту высокой схоластики. С тех пор каждый известный философ не мог пройти мимо основательного изучения текстов Аристотеля.
    Основные отличия:
    1.Максимальное изучение возникшего вопроса с рассмотрение всех возможных вариантов и опровержением не сходящихся воззрений.
    2. составление «сумм» - Всеохватывающих сокращенных изложений основных положений по тому или иному вопросу.
    3.Высокая культура цитирования
    Основные проблемы:
    1.Взаимодействие знания и веры
    2. Считалось, что истина содержалась в библейских текстах и оставалось только пытаться их правильно истолковать.
    Теология (систематическое истолкование каких-либо религиозных учений и религиозных догматов) чтит веру как неотъемлемую часть человека или же называет благодатью, присуждаемой богом. В этом смысле вера отличается от разума и/или знания.

    4
    Чтобы решить эту проблему, требуется соотнести разум с верой. Вдаваясь в размышления философы схолацисты пришли к выводу, что разум и вера обязаны быть в гармоническом единстве друг с другом, ибо при верном использовании разум может приблизить к богу, помочь стать единым с ним.
    Истины веры и разума не должны противопоставляться друг другу.
    3. Общее и единичное (проблема универсалий)
    Бог одновременно и един, и имеет три лица: отец, сын и святой дух, откуда идет вопрос, заключающийся в отношении общего к единичному. Это спор об универсалиях, природе общих родов и понятий.
    2. Проблема соотношения сущности и существования
    История схоластики как своего рода синтез философии и богословия была долгой. При его разработке принято выделять как минимум три периода:
    - ранняя схоластика (IX — XII вв.);
    - зрелая («высокая») схоластика (XIII в.);
    - поздняя схоластика (XIV — XV вв.)
    Каждый из этих периодов имел свои отличительные особенности и особенности.
    Ранней схоластика
    Монастыри стали центрами интеллектуальной жизни в Европе. В VIII
    — X вв. Именно при монастырях появились и развивались школы, в которых преподавали не только богословие, но и грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, астрономию. С одиннадцатого века, епископальные школы вышли на первый план, некоторые из которых к концу двадцатого века стали университетами. Строгие монашеские традиции напрямую влияли на специфику схоластического метода. Изучение науки приняло форму накопления знаний, то есть оно было сведено к «забивке». Это вытекает из идеи о том, что человеческий разум пассивен, что ученик не приобретает знания, а только усваивает их. Методы систематизации знаний и логического вывода одной позиции из другой, предложенные позднее схоластикой, не противоречили этой монашеской традиции.
    Высокая схоластика
    Если до конца XII в. преобладающее влияние на европейскую мысль оказал
    Платон и его последователи, в XIII веке. Влияние Аристотеля возросло. Во

    5 многом это было связано с взаимодействием Европы и Арабского Востока.
    Главным представителем высокой схоластики стал Фома Аквинский.
    Поздняя схоластика
    Францисканские ученые бросили вызов официальной схоластике.
    Открытие университетов, приобретение новых естественнонаучных знаний и развитие общества привели к растущему протесту против монополии Церкви на духовную культуру. Политическая власть и богатство Церкви (она стала крупнейшим феодалом в средние века) вызвали осуждение - стали слышны призывы францисканцев к «Апостольской бедности». Возникла критическая волна к церковной политике, которая привела к реформированию. В поздней схоластике это критическое отношение нашло отражение в повороте философов к изучению природы, естественной философии, которая была забыта так долго после античности! XIV — XV вв. - время кризиса схоластики, связанное с отказом от его основной идеи - гармоничного союза веры и разума, богословия и философии, рационального оправдания веры.
    Последние великие схоластики средневековья перешли на позицию теории двойственной истины. Что это за теория?
    3. Теория двойственной истины
    Есть истины веры и истины разума (отсюда и название-двойственная истина). Вера и богословие необходимы для спасения души и имеют практическое значение в жизни человека. Разум, с другой стороны, подходит для решения теоретических вопросов, когда вера или церковная власть бессильны. Таким образом, философия и богословие были отделены друг от друга. Богословие было защищено от критики ученых и философов, а философия получила полную свободу и независимость от богословия. Таким образом, поздняя схоластика подготовила почву для перехода к новой культуре светского типа, к эпохе Возрождения, когда научная и философская мысль снова стала самостоятельной и творческой, освободилась от попечительства Церкви, перестала быть «слугой теология».
    Одним из наиболее ярких представителей поздней схоластики был францисканец Уильям Оккам (ок. 1280-1349). Он учился и преподавал в
    Оксфордском университете, где его прозвали «непобедимым доктором» за его умение полемиста. За свои труды он был признан еретиком и стал противником Папы в споре о богатстве Церкви, которое, по мнению Оккама, противоречило заповедям апостольской бедности. Он резко критиковал папство: папы не безгрешны, они не наместники Христа на земле. Духовная и светская сила должна существовать отдельно, так же как философия и богословие, духовная сила должна быть ограничена только церковными делами, религиозными проблемами. В результате Оккам был обвинен в ереси и арестован. Четыре года спустя он бежал и поступил на службу к немецкому

    6 королю Баварии Людовику, который также выступил против папы. Оккам написал царю: «Ты защищаешь меня своим мечом, а я защищаю тебя своей ручкой». Оккам был отлучен от церкви Папой Римским, и его взглядам запрещалось учить или цитировать.
    4. Учение Фомы Аквинского
    4.1 Вера и разум
    Синтез веры, религии, философии и разума – схоластика обрела свой рассвет в учении Фомы Аквинского – итальянского религиозного философа.
    По его словам религиозная вера и филосовское знание друг другу не противоречат, а наоборот являются частью единого целого. Окружающий человечество мир , созданный богом, заключает в себе тайны великого замысла, содержа в телесных вещах волю творца. Поэтому , взаимодействуя и познавая мир или творения Бога, мы постигаем божественное, пусть и лишь частички, но приближаемся к нему. Но мир постигается путем использования разума и филососфии, в силу чего филосовское знание благодаря постижению окружающей действительности приближает нас к ее первопричине – Богу. Этот путь опосредованный, или косвенный, и конечно же не может открыть всей истины, однако он ведет через познание творения к частичному постижению Творца, и потому отвергать такую возможность приближения к Богу нет смысла. Иначе, необходимо теми или иными способами разрабатывать данный путь, совершенствовать разум, приумножать знание, поскольку оно оказывает огромную услугу религиии.
    Обосновывая веру в начальную причину всего существующего – творящего бога. Именно Фома Аквинский и предложил мысль, что философия обязана стать служанкой богословия.
    Однако филосовское знание – только лишь подспорье, поскольку имеется еще один путь прямой и непосредственный для постижения бога – с помощью веры в него. Различными способами ( благоговениями, трепетанием, постом или просто молитвой) верующий способен достичь
    Божественного откровения, иначе говоря – неким необъяснимым образом постичь истины величайшие и вечные, которые разумом добыты быть не могут. В связи с этим истинно то, что вера выше и совершеннее разума, а религия выше философии. Откуда исходит, что вера всегда истинна, она не способна ошибаться, и в споре между ней и разумом, разум всегда проигрывает. Но нужно помнить, что между ними может быть гормония, поскольку они ведут к одному и тому же, союз этот нужно всесторонне обосновывать и развивать их союз.
    Учение о форме и материи Аристотеля во многом послужили Фоме
    Аквинскому источником вдохновения при объяснении мироздания в своей

    7 филосовской системе. Одна из его цитат «все нас окружающее это единство материи и формы» была произнесена вслед за Аристотелем. « при этом несовершенная материя – всего лишь возможность чего-то, сущность вещей, тогда как форма – начало идеальное и неизменное – из этой возможности созидает действительность, а сущность приводит к подлинному существованию» .Фома Аквинский ввел наибольший вклад в развитие средневековой философии, обнажил и развил ее проблемы. Поэтому современники Фомы называли его «ангельским доктором» иначе говоря – ангельским ученым. Это является званием, присваивающееся только наиболее отличившимися своими филосовскими заслугами мыслителям.
    4.2 Учение о боге Фомы Аквинского
    Фома Аквинский верил в то, что:
    1.Творения бога можно познать разумом.
    2. Человеческий разум не может их познать непосредственно, а только опосредованно, путем негативным – через запрет или через бесконечное усиление атрибутов конечных существ;
    3. Метафизическая сущность Бога выражается в его самостоятельности. Бог является единственным бытием, существующее само по себе, все остальное представляет собой зависимое бытие.
    Существуя самостоятельно, Бог не имеет причины. Нет ничего такого, что могло бы являться источником его изменения, а значит, он неизменен.
    Он вечен, не имеет ни начала ни конца, ибо становление и завершение были бы его изменениями.
    Он бестелесный, ибо является простым, несложным бытием, основой же всякой сложности есть материя. Его сущность совпадает с существованием, поскольку простое бытие не способно состоять из частей.
    Он не имеет рода , в связи с чем не может быть определен.
    Неотъемлемыми частями Бога являются идеальность, мудрость, всемогущество, премудрость, воля и т. д. Сеем множеством различных понятий несовершенный человеческий разум пытается охватить простую природу Бога.
    Главной философской базой в обосновании христианской веры стало для Фомы Аквинского философское учение Аристотеля, в котором, с помощью научных аргументов, в итоге доказывается бытие некой единственной всемирной идеальной сущности (Ума).
    Как и у Августина и Боэция, у Фомы высшее начало есть само Бытие.
    Под бытием Фома разумеет христианского Бога, сотворившего мир, как о том повествуется в Ветхом завете.

    8
    Бог есть чистая активность. В Боге нет никакой сложности, и поэтому он не является телом, так как тела слагаются из частей. Он не может быть само-материей (были такие теории).
    Греческий бог не дарует бытия; он есть определенный способ бытия.
    Его бытие не является полным, но частичным, ибо материя существует с самого начала и независимо от него. Томизм заинтересован не столько в формах, сколько в том, чтобы быть конкретизированным через формы. Бог дает Своим созданиям бытие, которое есть нечто большее, чем формы. Бог- это не просто вечный двигатель, как называл его Аристотель, он-частный акт,
    Творец, и как творец он-двигатель. Томистские доказательства существования Бога - не физические, а физико-метафизические.
    Новизна и глубина этой интерпретации состоит в том, что все в действительности обретает свой смысл и цель: теперь нет ничего тривиального, все малое и незначительное существует как известное и желаемое ими. Древние проблемы обретают другое звучание.
    Аристотелевское понятие причинности трансформируется под пером
    Аквината, ибо его объектом является не форма, а бытие. Чтобы объяснить, как, находясь вне Бога, Который есть прежде всего бытие, существа имеют бытие, он вводит понятие соучастия. Аристотелевский Бог притягивает к себе все сущее как конечную причину, мир вещей, не сотворенный им.
    Томистский Бог притягивает к себе то, что он создал из неизмеримой любви, оставляя поле любви открытым в творческом акте, а потому еще более прочным.
    Но, может быть, Бог сотворил мир ради своей славы, которую нельзя ни умалить, ни возвеличить? Нет, Творец создал все для нашей большей славы, не для своей собственной, не для того, чтобы наслаждаться, потому что это прекрасно, а чтобы говорить со своим творением. Бог любви, он не замкнут в круге своих мыслей, подобно Богу Аристотеля.
    Хотя в божественном интеллекте нет никакой сложности, тем не менее ему дано знание о многих вещах. Это можно рассматривать как трудность, но следует иметь в виду, что вещи не имеют в себе отдельного бытия. Они также не существуют сами по себе, как полагал Платон, ибо формы естественных вещей не могут существовать или быть познаны отдельно от материи. Тем не менее, Бог должен иметь доступ к знанию вещей до сотворения мира. Эта трудность решается следующим образом: "понятие божественного интеллекта, как оно познает себя, которое есть его слово, есть не только подобие самого известного Бога, но и всех вещей, подобие которых есть божественная сущность. Поэтому Богу дано знание о многих вещах; оно дано одному умопостигаемому виду, который есть божественная сущность, и одному известному понятию, которое есть Божественное Слово."

    9
    Каждая форма, поскольку она является чем-то положительным, есть совершенство. Божественный интеллект включает в свою сущность то, что свойственно всякой вещи, зная, где она подобна ей и где отличается от нее; например, сущность растения-это жизнь, а не знание, а сущность животного- это знание, а не разум. Таким образом, растение подобно Богу в том, что оно живет, но отличается от него в том, что оно лишено знания; животное подобно Богу в том, что оно обладает знанием, но отличается от него в том, что оно лишено разума. И всегда разница между творением и Богом отрицательна.
    Человеку не дано познать сущность Бога, но, углубляясь в сущность мира, он приходит к осознанию высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные.
    4.3 Косвенное доказательство существования Бога:
    1. Доказательство из движения-все, что движется, так или иначе, имеет причину движения. Источник движения , главный движитель мира-это нечто вне его, то есть Бог.
    2. Доказательство от производящей причины-каждое явление имеет свою причину. Первая причина этого явления-Бог.
    3. Доказательство от необходимости-каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, тогда ничего не возникнет. Должно быть что-то такое, что способствовало переносу вещей из потенциального состояния в действительное. Это нечто и есть Бог.
    4. Доказательство от совершенства - все вещи в этом мире имеют некоторую степень совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство-Бог.
    5. Доказательство от цели-у каждого явления есть своя цель. В создании
    Вселенной должна быть высшая цель. Бог устанавливает это.
    4.4 Учение об универсалиях
    Фома Аквинский так же обратился и к проблеме универсалий, пытаясь прекратить давние споры. В данном вопросе он высказывался так же, как
    Ибн-Сина. Всего существует три рода универсалий. Во-первых, универсалии прибывают в самих вещах, in rebus. Эти универсалии, существующие в вещах и составляют сущность этих вещей. Это так же насывается непосредственная универсалия. Универсалии существуют и в человеческом уме, т.е. ум, который, путем абстракции извлекает при помощи активного ума универсалии из определенных вещей. Т.е. универсалии существуют и после

    10 вещей, post res. Эти универсалии Фома называет “мысленные универсалии”.
    Но, кроме того, универсалии существуют и в божественном уме, до вещей, ante res. Эти универсалии и есть идеи, или первоначальные формы, содержащиеся в божественном уме, и только лишь Бог является первопричиной всего сущего, только Он мыслит в Себе образцы всех вещей.
    Таким образом, Фома Аквинский примиряет позиции и реалистов, и номиналистов, и концептуалистов, утверждая, что универсалии существуют и в Божественном уме, до вещей, и в самих вещах, и после вещей, т.е. в человеческом уме.
    Фома Аквинский также обратился к проблеме универсалий в попытке положить конец давним спорам. В этом вопросе он говорил так же, как Ибн
    Сина. Есть три рода универсалий. Во-первых, универсалии прибывают в сами вещи, в ребус. Эти универсалии, которые существуют в вещах, являются сущностью этих вещей. Это также называется непосредственным универсальным. Универсалии также существуют в человеческом разуме, то есть разуме, который посредством абстракции извлекает универсалии из определенных вещей посредством активного ума. То есть универсалии существуют после вещей, после рез. Эти универсалии Фома называет
    «универсалиями мысли». Но, кроме того, универсалии существуют в божественном уме, прежде чем вещи, ante res. Эти универсалии являются идеями или первоначальными формами, содержащимися в божественном разуме, и только Бог является первопричиной всех вещей, только он мыслит в себе закономерности всех вещей. Таким образом, Фома Аквинский примиряет позиции как реалистов, номиналистов, так и концептуалистов, утверждая, что универсалии существуют в Божественном уме, до вещей, и в самих вещах, и после вещей, то есть в человеческом разуме.
    4.5 О человеке и свободе
    Продолжая традицию Аристотеля, Фома связывает политику как доктрину общества с этикой как доктрину ценностно-ориентированного человеческого поведения. Заметьте, кстати, что в отличие от Августина Фома
    Аквинский видит в человеке (в смысле человеческого рода в целом) единство души и тела. Душа индивида (как «неполная субстанция») бессмертна и независима от тела.
    Для него христианская этика является основой социального обучения.
    Этика, а не экономика, является основой политической стратегии и экономики.
    Святой Фома говорит о двух основных ценностях. Первое - это спасение души, а второе - это благо других людей, оно делает человека социальным существом, является основой общественного бытия.

    11
    Во второй части богословия Фома рассматривает поведение человека в духе этики Аристотеля. Последнее, как мы помним, основано на выяснении того, что такое добродетель. Поэтому главное не то, что должен делать человек, а то, какими должны быть качества человека. Так что Фома ничего не говорит о человеческом долге.
    Заповеди Ветхого Завета представляют собой список требований к человеку, что делать, а что не делать.
    Блаженства в проповеди на горе Христа говорят только о добродетелях или о том, что делает человека хорошим, достойным, близким к Богу, а не о том, что конкретно человек должен делать.
    В этом смысле этика Нового Завета ближе к этике Аристотеля, чем к этике Ветхого Завета. Моральный закон, определяющий, что должно быть сделано, не противоречит свободе человека.
    Проблема свободы возникает в форме дилеммы: иметь свободу или быть свободным? Согласно Томасу, мы можем говорить о двух свободах, ориентированных на ценность, и свободе, безразличной к ценностям
    (греховная свобода). Богослов, конечно, сочетает в себе понятие свободы с ценностной ориентацией.
    Если свобода, как позже утверждал номиналист Уильям Оккам, означает делать то, что вы хотите, тогда вы можете говорить о свободе убивать, свободе нарушать закон и так далее.
    Человек по своему естественному закону склонен к добру и нарушает эту тенденцию именно из-за своей несвободы, из-за искажения человеческой природы в результате падения.
    Давайте представим, говорит Фома, что перед нами пловец, чьи руки и ноги связаны. Он не свободен, и это отсутствие свободы приводит к его утоплению. Вернуть ему свободу - значит снять с него цепи. Следовательно, свобода - это свобода от давления плохого выбора, это свобода, прежде всего, от зла. Дело не в том, что человек принимает внешнее послушание, а в том, что его собственная воля становится доброй, она больше не направлена на плохие поступки. Свобода - это способность человека творчески участвовать в добре.
    Другое отличие: мы считаем, что у нас много плохих вариантов и только один хороший: есть много соблазнов, есть много способов сделать плохое и только один, какой-то уникальный способ сделать добро.
    Фома думал, что на самом деле грехи и способы их совершения были довольно однообразными и скучными. Быть свободным от греха открывает

    12 огромные возможности. Выбор пути к добру грандиозен и креативен. В этом разница между томистским и оккамским пониманием свободы.
    5. Значение в философии схоластики и учений Фомы Аквинского
    Схоластика оказала серьезное влияние на всю современную культуру.
    Метод рассечения общих понятий, свойственных этому типу философии, встречается в проповедях того времени, жизнях святых и легендах.
    Схоластические методы работы с текстами нашли применение в поэзии и в других мирских жанрах. Ориентируясь на «школьное» мышление с фиксированными правилами, схоластика сделала возможным дальнейшее развитие европейской философии.
    Достаточно всеобъемлющее философское и богословское учение Фомы
    Аквинского было одним из самых высоких достижений в развитии схоластики. За заслуги перед католической церковью, выраженные в приспособлении аристотелевской философии к христианскому богословию, он был в 1323 году на следующем Вселенском собрании беатифицирован.
    Его учение до сих пор является ведущим направлением католической теологии, поскольку официальной теологией Ватикана является неотомизм - модернизированная версия взглядов Ф. Аквинского. Что касается чисто философских взглядов, то они имеют только историческую ценность, как и всякая схоластика в целом.

    13
    Используемая литература
    1. Ивин А. А. Аксиология. М., 2006.
    2. Долгов, К. М. Диалектика и схоластика / К.М. Долгов. - М.: Издательство политической литературы, 1983. - 160 c.
    3. Швеглер, А. История философии. От досократиков до средневековой схоластики / А. Швеглер. - М.: Либроком, 2012. -
    172 c.
    4. Схоластика / С. С. Аверинцев // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.


    написать администратору сайта