Курсовая Чистякова К. Д. Преюдициальные факты
Скачать 181.5 Kb.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Волжский филиал Отделение среднего профессионального образования ЦМК по профессиональным дисциплинам Реферат Тема: «Преюдициальные факты» Обучающейся: Чистякова Ксения Дмитриевна Группа: В.2019.09.К.о.О.Кл/41 Руководитель: Мироненко Елена Федоровна Г. Волжский 2021 г. Содержание ВВЕДЕНИЕ 1 От «Статута королевы Анны» (1710 г. ) к Бернской конвенции (1886 г. ): историко-правовой аспект развития авторского права в Западной Европе. Ястребова Е. Ю. 1 1.1. Источники авторского права 4 2.1. Понятия и субъекты авторских прав 11 2.2 Понятия и объекты авторских прав 17 10.Юрий Беспалов. Объекты авторского права и смежных прав и их правовой режим по гражданскому законодательству РФ. М.: Лабиринт, 2021. 31 11.Близнец, Леонтьев: Авторское право и смежные права. Учебник. М.: Лабиринт, 2018 г. 31 12.Суханов, Ворожевич, Копылов: Гражданское право. Учебник. Том 2. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. М.: Лабиринт, 2019 г. 31 13.Гонгало, Алексеева, Аминов: Гражданское право. В 2-х томах. Том 2. М.: Лабиринт, 2018 г. 31 ВВЕДЕНИЕ Рассматривая хронологию возникновения авторского права, мы убеждаемся в существовании различных точек зрения на периоды его зарождения. Принято считать, что авторское право исторически сформировалось несколько веков назад в период изобретения книгопечатания. С древних времен человечество стремилось защитить плоды своих интеллектуальных трудов, в результате чего возникло понятие - «интеллектуальная собственность». Первый "авторский" закон появился в Англии в 1710 г. Он известен под названием «Статут королевы Анны»1. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора. Авторское право в России появилось в 1828 году и изначально авторские права созидательной, творческой деятельности сопоставлялись к праву имущественной собственности. Царский Устав о цензуре и печати от 22 апреля 1828 года, в защиту авторских прав содержал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг»2, которая дополнялась Положением о правах сочинителей. Изначально авторские права распространялись только на защиту литературных произведений. Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности,29 ноября 1870 г. было учреждено "Собрание русских драматических писателей". Со временем стало очевидно, что законодательные требования, касающиеся авторского права, не отвечают потребностям времени и в 1887 году все нормы авторского права объединили в Своде законов Российской империи, а 20 марта 1911 года был принят закон Российской империи: «Положение об авторском праве». Закон учитывал международный опыт регулирования авторских отношений и действовал до 29 декабря 1917 года. 26 ноября 1918 года был принят Декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». В 20-х годах XX века, отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями СНК, а в 30-е годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав. 8 декабря 1961 года был принят закон «Об утверждении снов гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик», который был введен в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV, где давались разъяснения на право опубликования, воспроизведение и распространение авторского произведения под своим именем или под псевдонимом; право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения. В 1973 году Советский Союз стал участником Всемирной Женевской конвенции. Вступление в силу Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и Закона РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23 сентября 1992 года № 3523-1 стало новым этапом в развитии российского авторского права. Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предусматривал правовое регулирование двух видов правоотношений. В первую группу входят отношения, связанные с созданием произведений литературы, науки и искусства (авторское право). Во вторую группу вошли правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). В современных условиях развития общества Российской Федерации, интеллектуальные права являются важным инструментом в реализации идей ученых, литераторов и композиторов. В настоящее время авторское право является основным механизмом защиты прав «интеллектуальной собственности» деятелей науки, культуры, а так же результатов технического и других видов творчества. Авторское право законодательно охраняет право на интеллектуальную собственность физических и юридических лиц. Актуальность изучения субъектов и объектов авторского права связана с тем, что развитие передовых технологий обостряет проблему защиты прав создателей литературных, научных и художественных произведений. Так же, эта проблема сталкивается с такими важными правами человека, как свобода слова, мысли, неприкосновенности личности, право на пользование достижениями культуры, на доступ к информационным ресурсам и другое. Перед правовой наукой стоит трудная проблема соотношения публичного и частного интереса в сфере интеллектуального творчества, о границах свободы осуществления прав в таких областях, как область культуры и область информации- создателей творений литературного, художественного и научного творчества, и всякого отдельного гражданина, каждой личности. Цель работы – изучение субъектов и объектов авторского права. Исходя из цели в курсовой работе, определены следующие задачи: 1. Определить субъекты авторского права; 2. Изучить объекты авторского права. Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере реализации авторского права. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение субъектов авторского права, а также объекты авторского права. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ 1.1. Источники авторского права Строгое расположение законов и подзаконных нормативных актов в определенной иерархической системе, с убывающей юридической силой это характерная черта российского гражданского права. Поэтому Конституция РФ является основополагающим источником авторского права. Статья 44 Конституции РФ гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания3. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Гражданское законодательство определяет порядок, по которому определяются права на результат интеллектуальной деятельности, в него включены Гражданский кодекс РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Особенность кодекса это, что он построен по определенной системе, где выделены общие положения (Общая часть) и основные правила соответствующей сферы (Особенная часть), что предопределяет его основное значение в общей системе нормативных актов. Из этого следует, что кодекс является главным источником права соответствующей отрасли. Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ. Первоначальный правообладатель, автор произведения определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения. Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»4, Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 и др. Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов. Указы Президента среди подзаконных нормативных актов обладают наибольшей юридической силой. Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 3 ГК РФ). В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон. Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Здесь наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, находящаяся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации осуществляет данные функции: - контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, которые вовлечены в экономический и гражданско-правовой оборот; - соблюдение интересов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, а так же на результаты, созданные в рамках международного научно-технического сотрудничества. На судебные учреждения авторское право не распространяется, потому что у них нет нормотворческих функций, они только объясняют их применение. Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и судебные решения высших судебных органов по конкретному делу являются обязательными для всех лиц, которые участвуют в данном деле, а также для организаций и учреждений, должностных лиц и граждан, которые попадают под их действие. Они должны быть обязательно исполнены на всей территории Российской Федерации. Для авторских правоотношений - нормы международного права имеют важнейшее значение. В данный момент Российская Федерация является участницей следующих международных договоров: - Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.); - Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) (далее - Бернская конвенция); - Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.); - Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г. Пункт 2 статьи 7 ГК РФ устанавливает, что «если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые установлены гражданским законодательством, то применяются правила международного договора».6 Согласно ст. 1256 ГК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации, автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Кодексом срока действия исключительного права на них. При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения. Вместе с российским гражданским законодательством и нормами международного права, необходимо учитывать обычаи делового оборота, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе - п. 1 ст. 5 ГК РФ7). Не применяются обычаи, которые противоречат обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору. 1.2. Понятие и функции авторского права Авторское право в объективном смысле - это группа норм Г. П., которые регулируют взаимоотношения по признанию авторства и охране творений науки, литературы, искусства, а так же устанавливают порядок их применения и наделяют и наделяют их создателей не неимущественными и имущественными правами, оберегают права авторов и иных правообладателей. Также авторское право с субъективном смысле – это имущественные и личностные неимущественные права, которые являются собственностью лиц, которые сотворили произведения науки, искусства, литературы. У авторского права, как правового института, есть конкретная основа принципов и определенные функции. Первая функция авторского права это - признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Действующее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право автора на имя (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения, и все произведения, которые выражены средствами, аналогичными кинематографическим. Но каким способом они зафиксированы первоначальным или в дальнейшем, значения не имеет. Вторая функция авторского права это - установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273-1280). Третья функция авторского права - это наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ), а так же личные неимущественные права, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ) и иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и др.). Четвертая функция авторского права это - защита прав авторов и других правообладателей. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и это основное условие осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав. Авторское право является субъективным гражданским правом, и оно защищается способами, применяющимися при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Чтобы защитить авторские права не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ 2.1. Понятия и субъекты авторских прав Граждане, как и юридические лица, могут являться субъектами, участвующими в отношениях, кои связанны с творением, применением и распоряжением авторскими правами. Субъектами авторского права могут являться авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п. 3 ст. 12288), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. Другие лица могут получить указанное право от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом. Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ). К ним так же относятся граждане, которые оказали автору такого результата только техническую, консультационную, организационную или материальную помощь или содействие, или организовавшие оформление прав на такой результат или его использование. Не признаются авторами также граждане, контролирующие выполнение соответствующих работ. Так, например, научный руководитель не может быть автором такого произведения, как курсовая или дипломная работа, им является, тот кто его создал, то есть - студент. Он может быть признан автором, если его работа не скачана из Интернета и является самостоятельным, творческим трудом. Согласно ст. 18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Возраст, дееспособность не имеют значения для признания лица автором соответствующего произведения. Примером может быть случай, когда в маленьком возрасте дети с синдромом аутизма создают рисунки. Для осуществления авторских прав необходимо достижение определенного возраста. Если автором произведения не достиг 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст. 26 ГК РФ) не имея на это согласия родителей, усыновителей и попечителя. Граждане, ограниченные судом в дееспособности, могут осуществлять свои авторские права только с согласия попечителей (ст. 30 ГК РФ). За граждан, признанных судом недееспособными, авторские права осуществляют их опекуны (ст. ст. 29, 32 ГК РФ). Как и ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», ст. 1257 ГК РФ 9закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом. Для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ. Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым, прежде всего, следует отнести соавторов. Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Соавторство имеет возможность быть двух видов, отличающиеся разным режимом использования произведений: - раздельное соавторство проявляется в то время, когда соавторы имеют единое авторское право на творение, которое складывается из самостоятельных долей, которые имеют все шансы быть применены независимо друг от друга. Примером имеет возможность быть песня, которая складывается из слов и музыки. Если часть произведения можно применить самостоятельно от других частей, то есть у данной части есть самостоятельное значение, то сочинитель имеет возможность использовать ее по собственному усмотрению, при условии, что не существует иное соглашением меж соавторами; - нераздельное соавторство это, когда у соавторов единое авторское право на произведение, которое формирует единое целое. В данном случае ни один из соавторов не имеет права без необходимых оснований наложить запрет применения такого произведения. Право на применение всякого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Свои отношения соавторы могут определить обоюдным соглашением, которое имеет возможность, заключится в любой момент сотворения коллективного произведения, в том числе и после завершения работы над произведением. Доходы, которые заработают правообладатели от совокупного использования произведения, сделанного в соавторстве, распределяются поровну. Если не предусмотрен иной порядок распределения доходов в соглашение соавторов. Распоряжение исключительным правом на произведение, сделанное в соавторстве, исполняется правообладателями вместе, если ГК РФ не предусмотрено другое. Каждый из соавторов имеет право самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда сделанное соавторами произведение формирует неразрывное целое. Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, и др. переработчики. К субъектам авторского права, согласно ст. 1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение. Автор произведения, помещенного в сборнике или другом составном произведении, имеет право использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения. Авторские права на перевод, собрание, другое производное либо составное произведение не мешают иным лицам переводить или преобразовывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем другого подбора или расположения тех же материалов. Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, печатных изданий, журналов и других периодических изданий принадлежит право применения таких изданий. Издатель имеет право при любом использовании такого издания указывать свое имя либо требовать его указания. Почти все издательства пользуются такой формулировкой: «Перепечатка и любое использование материалов вероятны лишь с письменного разрешения редакции». Создатели либо другие владельцы исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя либо других лиц на применение таких изданий в целом. Исключением из этого правила считаются случаи, когда эти исключительные права были переданы издателю либо иным лицам, либо перешли к издателю или другим лицам по другим причинам, предусмотренным законодательством. Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст. 1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором. Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора - судом. В случае, когда в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя. При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, предусмотренного ст. 1165 10Кодекса. Согласно ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами. К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами. Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. 2.2 Понятия и объекты авторских прав Объекты авторского права это творческая деятельность, которая представляет собой познание нового, ранее неизвестного и должна приводить к новому, ранее неизвестному результату. На практике определение критерия творчества сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Результат любой умственной деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого плагиата, копирования, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. Другими словами имеет место своеобразная презумпция творческого характера, как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который имеет возможность творить лишь идеальные образы, а никак не предметы материального мира. Однако дабы быть объектом охраны, произведение науки, литературы и искусства это обязано быть воспринято человеком, т.е. иметь какую-либо объективную форму. Объективная форма произведения была и есть одним из характеристик развития общества. Первой формой произведения считались наскальные рисунки. Их можно увидеть в пещерах Южной Франции либо Северной Испании. Они рисовались с помощью земельных красок, черной сажи и древесного угля. Сначала изображались отдельные объекты, но со временем стали воспроизводится цельные сцены быта и охоты. Чем больше развивались мыслительные способности, тем более наскальные рисунки передавали историческую информацию для грядущих поколений. Письменность стала последующим методом выражения мыслей и основой информации. С ее помощью можно было изобразить произведение на камне, пергаменте, ткани и т.д. Желание изобразить настоящий мир более ярким и правдоподобным привело к возникновению живописи. Первые пробы записать звук делались ещё в 16 веке. Дабы это привести в исполнение использовали всевозможные механические инструменты, такие как музыкальные шкатулки, игрушки, табакерки, часы, шарманки, башенные куранты, и др. Последующим этапом в развитие эволюции формы произведения стало искусство фотографии. Жозеф Ньепс получил первую фотографию. После огромного количества попыток Ньепс сумел сделать зафиксированное изображение в 1822 г. В 1826 г. Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на железной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна собственной мастерской. Изображение было названо – гелиография. В 1885 г. были созданы «движущиеся картинки» - самый старый сохранившийся кинофильм был снят Луи Эме Огюстен ЛеПренс камерой, патентованной в Великобритании 16 ноября 1888 г. Патент на комбинированную кинокамеру получили братья Луи и Огюст Люмьер. Братья осуществили первый для Парижа гласный платный киносеанс в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов. Считается что, после показа фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» появилась история мирового кино. И в 20 веке кинофильмы стали одним из видов произведений. В конце 19 века был сформирован основной перечень произведений, он корректируется с учетом вновь появляющихся объектов. Примером может быть распространение Интернета, в котором появились сетевые произведения. Для признания произведения объектом авторского права ранее требовалось наличие возможности его воспроизведения (ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.11). Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» такого требования не предъявлял. Не предъявляет подобных требований и ныне действующее законодательство. Это означает, что охраной пользуются даже те объекты, которые вообще невоспроизводимы в связи с отсутствием необходимых технических средств. Необходимость объективной формы порождает споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны - форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом - и форму, и содержание. Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания. Думается, что ответ на этот вопрос содержится в ст. 1259 действующего ГК РФ, согласно которой объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. ГК РФ специально указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п. 3 ст. 1259). В п. 5 ст. 6 ЗоАП был установлен общий принцип: авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором это произведение выражено, не связаны, т.е. существуют независимо друг от друга. В настоящее время право собственности на вещь возникает в соответствии с нормами ГК РФ, относящимися к праву собственности, т.е. путем создания вещи, приобретения ее по договору и по некоторым другим основаниям (ст. 218 - 234 ГК РФ). В свою очередь, ст. 1227 ГК РФ указывает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи. Исключением является лишь случай, предусмотренный п. 2 ст. 1291 ГК РФ, - при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Положение о независимости прав на произведение от права собственности на его материальный носитель можно рассматривать как точку отсчета для других нововведений части четвертой ГК РФ. Одной из них, наиболее важной, является выделение понятия и особого правового режима оригинала произведения. Статья 1291 указывает, что при отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения: - демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения; - воспроизводить оригинал этого произведения в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции; - передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся его автором, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение (ст. 1291 ГК РФ), относящиеся к автору произведения, распространяются и на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение. В свою очередь, ст. 1292 ГК РФ наделяет автора произведения изобразительного искусства правом требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное. Далее ст. 1293 ГК РФ указывает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Такой подход законодателя к подлиннику произведения исторически обоснован и логически оправдан, поскольку оригинал произведения - это особая, неповторимая вещь, которая, соответственно, нуждается в особом правовом регулировании. Согласно ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Тем самым не дается четкого определения понятия «произведения», но закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права. Это: - литературные произведения (как литературные произведения охраняются программы для ЭВМ, которые также относятся к объектам авторских прав. Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме (например, лекции, книги и т.д.)); -драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения (например, драма, комедия, трагедия, опера, оперетта, мюзикл и т.д.); - хореографические произведения (например, балет) и пантомимы; - музыкальные произведения с текстом или без текста (например, песня); - аудиовизуальные произведения (например, кинофильм); -произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Особенной чертой произведений изобразительного искусства является их неразрывная связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Этим обусловлены особенности их правового режима (ст. ст. 1292 - 1293 ГК РФ); - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе произведениями декоративно-прикладного искусства считаются художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека. К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся, например, изделия из керамики, фарфора, хрусталя, камня и т.д. Это могут быть ювелирные изделия, столовые приборы, и другое; -произведения архитектуры градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; Специфика правового режима указанных объектов выражается, прежде всего, в наделении их авторов дополнительными правами. Так, в соответствии со ст. 1294 ГК РФ автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства: имеет исключительное право использовать свое произведение (п. п. 2 и 3 ст. 1270 ГК РФ), в том числе путем разработки документации для строительства и путем реализации архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта. Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта; имеет право на осуществление авторского контроля над разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству; вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное; - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К ним можно отнести, слайды, голографии, и другое; - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; - другие произведения. Объектами авторского права являются также программы для ЭВМ, появившиеся в рамках правового поля лишь во второй половине XX в. Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ). Авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы. Отнесение программ для ЭВМ к литературным произведениям характерно для законодательства большинства стран мира - аналогичные положения закреплены в Директиве Европейского союза и в Договоре ВОИС по авторскому праву. В случае, когда программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное (ст. 1296 ГК РФ). В соответствии со ст. 1297 ГК РФ, если программа для ЭВМ или база данных создана при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали ее создание, исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю). Договором между подрядчиком и заказчиком может быть предусмотрено иное. Как уже отмечалось, для появления, воплощения и охраны авторских прав не требуется регистрации произведения либо соблюдения каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая исполняется по желанию правообладателя. Не подлежат государственной регистрации программы для ЭВМ и базы данных, в коих находятся данные, составляющие государственную тайну. Лицо, подавшее заявку на государственную регистрацию (заявитель), несет ответственность за разглашение данных о программах для ЭВМ и базах данных, в коих находятся сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Помимо уже рассмотренных произведений, объектами авторских прав являются: - производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения (аранжировки музыкальных произведений, переводы литературных текстов, киносценарии по романам и другое). Авторы производных произведений обязаны соблюдать права авторов произведений, подвергшихся переработке; - составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Например, авторское право не охраняет факт принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники. Главное, чтобы они различались по подбору или расположению материалов. На некоторые составные произведения авторское право принадлежит издателям (газеты, энциклопедические словари, журналы и так далее). Исключительное право на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за его автором, но право на использование издания в целом принадлежит издателю. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ. П. 6 ст. 1259 ГК РФ указывает произведения, которые не являются объектами авторских прав: - официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; - государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований. Объекты, носящие официальный или государственный характер, объединены общей особенностью - они должны широко и беспрепятственно распространяться. Объем и характер их использования должны определять не их создатели и не лица, которые их утвердили, а потребности общества. В связи с этим российское законодательство, следуя традициям международного права, устанавливает, что эти объекты не охраняются авторским правом, так как оно предусматривает ограничения в пользовании произведением. До того как закон, судебное решение, герб, флаг, знак и другое будут утверждены или приняты в качестве официального или государственного документа, символа или знака, они существуют как произведения науки, литературы и искусства и охраняются авторским правом. Так, согласно ст. 1264 ГК РФ, право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику). Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя. Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией, либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию. При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака. После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика; - произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Произведения народного творчества - это произведения фольклора, включая кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Основная причина, по которой произведения народного творчества не охраняются авторским правом, заключается в невозможности определить автора такого произведения. Иногда народные сказители оригинально пересказывают сказания, былины и др. произведения народного творчества. В данном случае они становятся авторами производных произведений, но не приобретают авторского права на сами произведения народного творчества; - сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (программы телепередач, сообщения о новостях дня, расписания движения транспортных средств и др.). Сами сообщения не охраняются авторским правом, так как имеют информационный характер, то есть неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое изложение событий и фактов. Заключение Исследованы вопросы авторского права в части определения объектов и субъектов авторских правоотношений. Авторское право является одним из институтов гражданского права. Вопросы авторского права имеют высокую научную и практическую значимость. Защита авторских прав является одной из наиболее сложных гражданско-правовых проблем. Правовое регулирование авторских прав нуждается в постоянном совершенствовании. В процессе произведенного исследования пришли к следующим выводам: Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения (авторы произведений науки, литературы и искусства). Субъектами авторского права могут быть признаны как граждане России, так и иностранные граждане. Правовое положение иностранных авторов не имеет отличие от правового положения российских авторов. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также способа его выражения. В заключение можно сделать вывод о том, что регулируемые авторским правом имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи. Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений. Формирование основных начал права интеллектуальной собственности происходит параллельно с ускорением технического развития общества. Основные подходы к правовому регулированию отношений в связи с обращением продуктов интеллектуальной деятельности, строятся в соответствии с классическими концепциями права. Перемены, происходящие в политической и экономической областях общественной жизни, предопределили создание необходимых для развития института авторского права правовых предпосылок. Показателем цивилизованности общества является то, какое внимание оно уделяет развитию своего творческого, научного и технического потенциала. Список использованных источников Нормативные правовые акты Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.); Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) (далее - Бернская конвенция); Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.); Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права, заключенные в Москве 24 сентября 1993 г Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с внесенными поправками от 14 марта 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009- № 4. –Ст. 445. Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 3, 4 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 1: 30.11.1994- N 32 - Cт. 3301. (ред. от 09.03.2021); Ч. 3: 03.12.2001 - N 49 - Ст. 4552. (ред. от 18.03.2019); Ч. 4: 25.12.2006 - N 52 (1 ч.) - Ст. 5496. (ред. от 30.12.2020). Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006 - № 12 - Ст. 1232. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006 - №31 – Ст. 3448. Научная и учебная литература Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. Юрий Беспалов. Объекты авторского права и смежных прав и их правовой режим по гражданскому законодательству РФ. М.: Лабиринт, 2021.Близнец, Леонтьев: Авторское право и смежные права. Учебник. М.: Лабиринт, 2018 г.Суханов, Ворожевич, Копылов: Гражданское право. Учебник. Том 2. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. М.: Лабиринт, 2019 г.Гонгало, Алексеева, Аминов: Гражданское право. В 2-х томах. Том 2. М.: Лабиринт, 2018 г.Периодические издания Кучиева Юлия Александровна. Российское законодательство в области охраны авторских прав. Разновидность авторских прав // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020- № 4.- С. 548- 552. Елена Николаевна Володькова. Становление авторского права в Российской империи. // Закон и право. – 2019- С. 47- 49. Елена Николаевна Володькова. Объекты авторского права – результат творчества или ремесла. // Закон и право.- 2018- С. 60- 62. Алисов Алексей Сергеевич. Авторы и иные субъекты первоначального авторского права. // Отечественная юриспруденция.- 2017- С. 1- 4. Электронные ресурсы Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/ Научная электронная библиотека «Киберленинка» - [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/ 1 От «Статута королевы Анны» (1710 г. ) к Бернской конвенции (1886 г. ): историко-правовой аспект развития авторского права в Западной Европе. Ястребова Е. Ю.2 Мимеева, Н. Н. История возникновения и развития авторского права в России и за рубежом. / Н. Н. Мимеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 167-172. 3 Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с внесенными поправками от 14 марта 2020 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009- № 4. –Ст. 445. 4 Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006 - № 12 - Ст. 1232. 5 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006 - №31 – Ст. 3448. 6 Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 3, 4 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 1: 30.11.1994- N 32 - Cт. 3301. (ред. от 09.03.2021) 7 Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 3, 4 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 1: 30.11.1994- N 32 - Cт. 3301. (ред. от 09.03.2021) 8 Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 3, 4 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 4: 25.12.2006 - N 52 (1 ч.) - Ст. 5496. (ред. от 30.12.2020). 9 Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 3, 4 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 4: 25.12.2006 - N 52 (1 ч.) - Ст. 5496. (ред. от 30.12.2020). 10 Гражданский кодекс Российской Федерации: ч. 1, 3, 4 // Собрание законодательства Российской Федерации // Ч. 3: 03.12.2001 - N 49 - Ст. 4552. (ред. от 18.03.2019). 11 «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1) (ред. От 26.11.2001) // Издание « Ведомости СНД и ВС ССР» -1991 – N26 – ст. 733. // Документ утратил силу с 1 января 2208 года на территории РФ в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ |